НОД в подготовительной группе по познавательному развитию "Как одевались люди в разное время."
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Непосредственная образовательная деятельность знакомит дошкольников со значением одежды и сменой требований к ней при изменении условий жизни людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_odevalis_lyudi_v_raznoe_vremya.docx | 16.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Звёздочка" г. Аркадак Саратовская область
НОД в подготовительной к школе группе по познавательному развитию "Как одевались люди в разное время?"
Подготовила и провела воспитатель
МБДОУ д/с "Звёздочка"
г.Аркадак Саратовская область
Еремина Е.Г.
Аркадак 2021
Цель: познакомить детей со значением одежды и сменой требований к ней при изменении условий жизни людей.
Программные задачи:
1. Сравнить, как одевались люди в разные эпохи.
2. Узнать функциональное назначение одежды.
3. Понять, чем объясняются отличия в одежде мужчин и женщин.
Материалы и оборудование (у педагога): полосы меха любого животного, несколько булавок, красивое платье для девочки, выполненное в стиле XVIII - XIX веков, репродукции картин, отражающих жизнь первобытных людей, фотографии и рисунки людей в форменной одежде (моряков, военных, милиционеров).
Методы обучения: рассказ, беседа, наблюдение, логические рассуждения, рассматривание иллюстраций.
Организация занятия. Дети сидят свободно за столами или на коврике.
Методические рекомендации. Занятие проводится как свободный обмен мнениями, которые возникают у детей при рассматривании иллюстраций и репродукций картин, отражающих стили одежды в разные эпохи.
Ход занятия.
Вступление.
- Ребята, посмотрите на себя и других детей. Во что одеты девочки и мальчики? (Ответы.)
- Для чего вообще людям нужна одежда? (Внимательно выслушиваем все ответы, не высказывая критических замечаний ни на один из них: для тепла, чтобы прикрыть тело, для красоты и т.д.)
- Одинаково ли одевались люди во все времена? (Ответы.)
Блок 1 - как одевались первобытные люди.
- Ребята, вы знаете, во что одевались самые древние, первобытные люди? Одинакова ли была одежда мужчин и женщин?
Выслушав предположения, высказанные детьми, педагог предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением первобытных людей. Вначале показывает предков, тела которых покрыты волосами. Одежды на них нет. Воспитатель старается, чтобы дети сами сообразили: предкам человека одежда не нужна, так как их согревает шерсть. Затем он показывает иллюстрации с изображением первобытных людей, одетых в шкуры. Добивается от детей понимания, почему тело людей прикрыто: у них исчез шерстный покров, и они начали страдать от холода.
- Посмотрите внимательно, есть ли различия в одежде первобытных мужчин и женщин?
Ответ детей на этот вопрос не может быть полным. При необходимости воспитатель его дополняет. (Первобытные мужчины добывали пищу для всей семьи; они охотились на мамонтов и других крупных животных; для этого было необходимо быстро бегать, прыгать. Одежда не должна была стеснять движений. Поэтому у мужчин она похожа на брюки. Женщины же занимались приготовлением пищи, растили детей, много времени проводили в пещерах около огня. Чтобы согреться, им достаточно было прикрыть тело шкурой. Вот почему женская одежда похожа на юбку. Таким образом, разделение одежды на мужскую и женскую началось очень давно.)
Блок 2 - как одевались зажиточные люди в средние века.
Затем воспитатель показывает репродукции картин с изображением богатых людей средневековья. Путем наводящих вопросов старается, чтобы дети самостоятельно охарактеризовали их одежду, нашли различие этой одежды и одежды первобытных людей. Далее приведены примерные вопросы:
Чем отличается эта одежда от предыдущей?
- Из чего она сшита? (Из ткани, а не из шкур: к этому времени люди уже изобрели ткань.)
- Куда можно пойти в такой одежде? (В театр, на бал.)
- Удобно бы было в такой одежде охотиться на мамонтов и жить в пещере, готовить пищу на костре?
- Как вы думаете, богатые или бедные люди насоли такую одежду? Почему? (Одежда расшита дорогими нитками, богато украшениями.)
К ответам можно добавить, что у женского платья был шлейф. Чем длиннее шлейф, тем важнее и богаче дама. Когда дамы в таких платьях посещали балы, шлейф скользил по полу, и это придавало женщине изящество. Когда нужно было идти быстрее, шлейф несли специальные слуги. Женщина в таком наряде могла показать свою хрупкость, красоту, грациозность и в какой - то мере беззащитность. В мужчине ценилось благородство, готовность защищать женщину, мужество. Их костюм состоял из панталон, фрака, жилета, рубашки, которые тоже шились из дорогих тканей и богато украшались.
Блок 3 - как одевались крестьяне и ремесленники в средние века.
Затем педагог показывает иллюстрации с изображением рабочего люда того же времени. Задает вопросы:
- Чем их одежда отличается от предыдущей?
- Можно ли в такой одежде пойти на бал?
- Богатые или бедные люди одевались в такую одежду?
Добавляет: эта одежда простая, свободная. Она предназначена для работы, которая зачастую была тяжёлой и грязной( например, в поле или в мастерской.) Однако одежда определялась не только благосостоянием человека, но и его занятием. Воспитатель показывает детям репродукции картин с изображением крестьянина, красильщика, виноградаря, поэта, художника и людей других профессий. Выслушивает их соображения относительно особенностей одежды, поощряет ребят к самостоятельным высказываниям.
- Итак, ребята, первобытные люди одевались в шкуры. В них было удобно сидеть в пещере на полу, камнях. Почему же потом одежда стала меняться? (Ответы: люди стали строить теплые дома. Они стали возделывать землю, появились новые материалы, наладилась торговля. Одежду и ткани привозили из других стран.)
- Людям хотелось иметь одежду не только теплую, но и красивую. Так возникла мода. Мода - это то, что в какое - то время кажется красивым и удобным. Мода постоянно меняется. Иногда кажется красивым одно, иногда - другое.
Блок 5 - как одеваются люди в наше время.
- Прошло, ребята, еще много лет, и наступило время, в котором живем мы с вами.
- Посмотрите друг на друга. Какая сейчас одежда? Чем она отличается от одежды первобытных людей и людей средневековья?
- Что сейчас носят женщины? Что - мужчины?
- Почему сейчас у мужчин и у женщин многие предметы одежды стали одинаковыми: брюки, свитера, рубашки?
- Можно ли сейчас по одежде определить профессию человека?
- Представители каких профессий можно определить по одежде? (Тех, кто носит форму: военных, моряков, полицейских.)
Блок 6 - сравнение одежды разных эпох.
После проведенной беседы педагог предлагает детям надеть одежды разных времен. На одного мальчика надевают шкуру (для этого используют куски меха и соединяют их булавками). На девочку надевают красивое длинно платье . Выбирает из группы 2 - 3 детей, одетых в современную модную одежду (делает это тактично, чтобы не обидеть других ребят.) Ставит детей рядом и предлагает определить, к каким временам относится эта одежда. Почему вы так решили? Удобно было бы сейчас ходить в шкурах? А легко ли было бы сейчас ездить в платье со шлейфом в переполненных автобусах? Чем удобна и хороша наша одежда?
Заключение.
Проведенное сравнение позволит детям прийти к выводу, что одежда всех профессий и разных времен красива по - своему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по рисованию "Моу любимое дерево в разное время года"
"Мое любимое дерево в разное время года"...
Развитие речи с элементами экспериментирования в подготовительной группе комбинированной направленности на тему "Люди разные нужны, люди разные важны»
Тема. Люди разные нужны, люди разные важны.Образовательные задачи:1. Расширять представление о профессиях: вулканолог, орнитолог, метеоролог.2. Продолжать учить дет...
Разные жилища разных людей в разные времена
В данной презентации собран материал по теме "Жилище человека"Работа разделена на 4 части, т.к. слишком большой объем для одной презентации....
Проект для детей подготовительной группы по познавательному развитию "Человек и время"
Проект для детей подготовительной группы по познавательному развитию "Человек и время"развивает у ребенка познавательно - исследовательскую деятельность, умение делать выводы, умозаклю...
Как одевать ребёнка в разные времена года?
Детский сад - это первый шаг вашего малыша в самостоятельность. Это место, где он будет находиться без мамы, папы, бабушки и других близких родственников. Место, где все основные процессы, в том числе...
Разные жилища разных людей в разные времена
В данной презентации собран материал по теме "Жилище человека"Работа разделена на 4 части, т.к. слишком большой объем для одной презентации...