конспект раззвлечения "Югорские сказания"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
развлечение имеет экологическую направленость
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_razvlecheniya_hanteyskie_skazaniya.docx | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
В мире югорских сказаний.
(Музыка волшебная, хантыйская).
На сцене на «бревне» сидит сказочница, вокруг на полу – дети.
Голос из-за кулис:
Вы слышали песни югорской тайги,
Где шепчутся кедры , баюкая ели,
Скрепят древних духов по снегу шаги,
И музыку сказок слагают метели?
Чудесники-сказочники Мантье-ку
Там у костра те сказанья слагали ,
Из нитей легенд пряли легкую ткань
И в дыме огня вдруг слова оживали.
Мантье-ку:
Мы Птицу Легенду к костру позовем,
Она унесет в мир югорских сказаний
Ей танец станцуем и песню споем,
Чтоб одарила и нас чудесами.
У ханты и манси есть танцы свои ,
Движения в танце их жизнь отражают.
Сейчас их покажем под музыку мы ,
И каждый пусть в точности их повторяет
Дети встают. Сказочница в центре показывает движения, дети повторяют. Танец-игра: «Танец филина», «Танец сборщиц ягод»( Черемуха – на носочках, морошка – вниз наклон, голубика – на корточках), «Танец налима», «Танец охотников», «Танец охотников на лося», «Танец оленеводов».
Утром , как солнце встает( раскидывают в стороны руки, встают на цыпочки, кружатся вокруг себя)
Хант на охоту идет( идут по кругу)
Весело мчатся олени( подымают руки вверх»оленьи рожки», кричат «Эсс-сс»)
Беркут кружит над тайгой.( руки в стороны, кружатся вокруг себя)
Дружно шумят деревья,( руки вверх, качаются «Ш-Ш-Ш»)
Вьется ручей голубой.( руки стрелкой имитируют изгибы ручья)
А в это время в чуме
девочки малицу шьют,( движение иглы с ниткой)
Бисером украшают,
песню младенцам поют( тей-тей-тей).
Делают строганину,
варят олений суп( движения руками)
А когда смелый охотник в чум свой с добычей придет,
Где-то заухает филин, ( хлопают крыльями, вертят головой)
солнце уже зайдет.( садятся на корточки)
Появляется Птица-Легенда. Облетает зал:
Я Птица Легенда. Вы звали меня?
Кто хочет сегодня услышать сказанье?
Загадки мои отгадайте, шутя,
Тогда я исполню все ваши желанья.
Загадки:
1. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)
2. Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
3. Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу злой и голодный? (Волк)
4. Водяные мастера строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины – Называется плотина. (Бобр)
5. Серый зверюшка, длинные ушки, а хвостик клубком,
Спит под кустом, там его дом.
Зима наступает, он шубу меняет. (Заяц)
6.На спине иголки – длинные да колкие,
А свернется он в клубок – нет ни головы, ни ног. (Ёжик)
7.Остренькие зубки, рыженькая шубка.
Хитрый, маленький зверек по деревьям прыг да скок. (Белка)
Вы очень быстро прошли испытанье,
Что же послушайте песню -преданье.
Я про Югру расскажу вам сказанье.
Жила давным –давно на стойбище красивая девушка. Звали ее Югра. Длинные косы ее - густые как тайга, а глаза зеленые-зеленые как хвоя зимнего кедра. Движения ее были плавными как теченье полноводной реки.. Одежды ее, сшитые собственными руками, были подстать ее красоте , а украшения сияли так, что были сравнимы с сиянием солнца, Хейро. В щедрости не было ей равных: каждый знал, что в нужде- стоит прийти к ней в чум- будешь напоен, накормлен, а на прощание еще и подарками одарит. Когда сказки рассказывала, замирало в тот час все стойбище и сходилось к чуму ее отца. Во всем была хороша Югра, был у нее только один недостаток. Никто не мог растопить ее сердца. Много женихов ходило в чум к отцу Югры. Но каждый раз уходили женихи со своим платком восвояси, ни с чем. Холодна оставалась Югра. Узнал о красавице злой дух Куль –отыр (Комполэн). Захотел жениться на ней. Оборотился богатым и удачливым охотником и пришел к ней в чум. Но как зашел со своим платком , так и вышел. Собирала как-то Югра в тайге клюкву, встретился ей Арим( «чужак»), заблудился в незнакомых местах. С первого взгляда полюбился Югре Арим. Вывела она его из тайги, привела в свой чум. Вот мой жених, сказала отцу. Узнал об этом Комполэн, оборотился волком и ночью выкрал Югру из чума, унес в свое подземное царство. Проснулось утром стойбище- нет Югры. Догадались, что это Комполэн мстит за обиду. Вызвался Арим идти вызволить свою возлюбленную. Три дня и три ночи сражался Арим с Комполэном. На четвертый открылись врата поземного мира, отдал Комполэн Югру бездыханною. Взял Арим ее на руки и понес на стойбище. Стали колдовать над ней шаманы, призывать на помощь Торума. Ответил Торум , что не может вернуть Югру в прежнем облике, но ее дух обратит в край, столь же прекрасный, богатый и щедрый, как сама Югра. С тех пор живет дух Югры в каждой травинке, каждом листочке этой земли. Щедро раздает она природные дары: ее густые леса полны ягод грибов, зверей, птиц, реки полны рыбы. А недра земли полны природными ископаемыми: нефтью, газом. Щедрые дары преподносит она людям. Люди не забыли Югру : ее волшебные сказки передают из поколения в поколение, украшения и узоры, которые она вышивала, повторяют в своих нарядах хантыйские рукодельницы.
Сегодня мы празднуем День Рождения нашего края. Дети приготовили стихи
ДЕТИ СТИХИ
Птица Легенда:
Вторая легенда
Про реки, озера нашего края
Озёра и реки
Озёра без края –
Ковши голубые,
Вода голубая.
Давным-давно жила Красивая девушка Анне. И не только красива она была внешне, но добрая, и честная, и внимательная. И любили её все в округ. Проезжал, как-то по небу великий и грозный бог Торум увидал он её и решил забрать с собой. Не хотела она покидать края родные, но ничего не поделаешь, пришлось ей уехать с ним. Три года рыдала красавица Анне, а с неба на землю капали её слезы и наполняя реки и озера. Вот так по легенде образовались в Югорской земле все водоемы.
А как только, дождь пойдет, жители Севера знают, что Анне и до сих пор скучает по родным краям.
Мантье-ку: Ребята, а какие вы знаете реки и озера нашего края? (р.АГАН, р.ОБЬ, о.САМОТЛОР, о. ГОЛУБОЕ, о. Савкино)
А теперь мы сами превратимся в ручейки: поиграем в национальную игру, которая так и называется «Ручейки и озера»
1.Игра «Ручейки и озера».
Дети строятся по 3 колоны, Звучит быстрая музыка «ручейки» – дети бегают цепочкой друг за другом, медленная музыка «озера» - становятся в круг. Затем повторяется 3-4 раза.
Слайд 2 «СОЛНЦЕ И ЛУНА»
Слушайте вторую легенду.
В очень далекие времена, жили-были брат и сестра. Брата звали Хейро, что означает Солнце, а сестру - Иде, что означает Луна. Попросил как-то Хейро, свою сестру за огнем в чуме посмотреть, чтоб он не погас, и отправился на охоту. Осталась Иде одна дома и уснула, а когда проснулась, огонь уже истлел. Испугалась бед-ная Иде, и побежала огонь просить у великого бога огня Сингэ. Но не любил он ленивых людей, и решил наказать Иде, сказавв, что она вечно будет искать своего брата Хейро, а он будет искать её – Иде. С тех давних пор, только Херо(Солнце) взойдет на небо, как Иде(Луна) спускается на землю, чтобы брата искать,а как только Иде(Луна) восходит на небосклон, так Хейро(Солнце) спускается на землю, чтоб искать сестру. С тех давних пор, не могут они встретиться.
Мантье-ку:
Ребята, а давайте поиграем с Хейро (Солнцем), чтобы немного стало веселее.
Игра 2. «Солнце». Один ребенок стоит в центре, расставив руки в стороны, а остальные идут по кругу, как только музыка останавливается, водящий ловит лучиком.
Слайд 3 «ТАЙГА»
Легенда:
Эта история произошла давным-давно. Жил был один очень жадный человек, звали его Пим. Был он очень жадный. Рыбы в сетях - мало, грибов и ягод – мало, чум ему самый большой хотелось.
Как-то раз, пошел Пим на охоту, и поймал небывалой красоты лисицу, а она ему человеческим голосом и говорит: «Отпусти меня, добрый человек, я тебя, чем хочешь, одарю!» Обрадовался жадный Пим и пожелал всего много, чтобы рыба, в озерах принадлежа лишь ему, и все что растет в лесу, и на охоте, чтоб ему только зверь попадался. И вообще все Тайга лишь ему одному принадлежала. И как только он это сказал, как обернулась Лисица в Хозяйку Леса по имени Унт, что означает Тайга. И сказала ему: « Не бывать этому никогда! Ведь Тайга принадлежит всем, от маленького паучка, до большого медведя. А человек здесь только гость, и хозяйничать ему здесь не положено».
Но желание Унт исполнила, превратила жадного Пима в Медведя, с тех пор ходит Медведь и как человек на двух ногах, и как зверь на четырех.
Мантье-ку:
Вот так, ребята нельзя быть жадным. Во всем надо знать меру. А сейчас мы с вами поиграем в а игру «Капканы». Девочки станут хитрыми и юркими лисичками, а мальчики встанут по двое и будут капканами.
4. Игра «Капканы».
Мальчики – «капканы», девочки – «лисички». Мальчики образуют парами «капканы» и встают по кругу, подняв руки вверх. Пока играет музыка девочки пробегают под «капканами», как только музыка завершается, мальчики закрывают «капканы» и ловят «лисичек».
Птица Легенда:
Подходят к концу мое время легенд.
Пора улетать , уж зовет меня Хейро
А вам я хочу от души пожелать,
Забрать с собой мудрости и доброты
Из этих рассказов , из этих легенд.
Мантье-ку:
Спасибо тебе большое за прекрасные и удивительные легенды ! Мы очень рады, что познакомились с тобой и подружились.
Сегодня Вы и пели, и танцевали, и в игры народные играли, и много легенд народов ханты и манси узнали. Олтул олнэ. Оно означает – «Живите в гармонии, живите с миром! »До свиданья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация "Сказание о И.М.Кутузове"
Представлен конспект сказания о заменитом полководце И.М.Кутузове, о событиях связанных с его жизнью....
Конспект и презентация "Сказание о П.М. Третьякове"
Конспект и презентация о великом собирателе картин П.М Третьякове....
Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию Тема "Сказание о корове"
Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитиюОбразовательная область Познавательное развитие, речевое ...
«Сказанья старины глубокой». План-конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в группе для детей с общим недоразвитием речи (второй период обучения)
Цель: Развивать познавательный интерес к устному народному творчеству. Задачи: Учить слышать красоту, богатство и неповторимость русского языка.Закрепить знаний детей о характерах героев нар...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по нравственному воспитанию на тему: «Сказание о Петре и Февронии» для детей старшей группы
Цель: Формирование представления об образцах древнерусской литературы (на примере «Сказание о Петре и Февронии»)...
Конспект НОД «Сказанье о Каргопольских умельцах».
Продуктивная деятельность. Лепка из соленого теста народной игрушки. ...
Конспект-занятие "Сказание о Петре и Февронии"
Конспект-занятие "Сказание Петре и Февронии" в старшей разновозрастной группе детского сада...