Конспект НОД «Сказанье о Каргопольских умельцах».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Продуктивная деятельность. Лепка из соленого теста народной игрушки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kargop_zanyat.docx | 427.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Сказанье о Каргопольских умельцах».
ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное» «Развитие речи» «Познавательное». Продуктивная деятельность (Лепка народной игрушки).
Тип НОД: интегрированная
ЦЕЛЬ: познакомить детей с каргопольской игрушки и приемами лепки в процессе создания образа. Продолжать формировать эстетическое отношение к окружающему миру, к предметам народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие:
- знакомство детей с приемами лепки каргопольской игрушки;
- формирование умения создавать образ каргопольской птички;
- закрепление навыков основных и дополнительных приемов лепки;
- формирование чувства формы (целостность и гармоничность).
Развивающие:
- развитие творческого воображения в процессе создание образа каргопольской игрушки
- развитие пространственного мышления, воображения, восприятия формы;
- развитие мелкой моторики в процессе лепки;
- развитие умения производить точные движения пальцами рук.
Воспитательные:
- формирование бережного отношения к материалам; - воспитание аккуратности;
- воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
ПРИНЦИПЫ: наглядности, доступности, творческой активности.
Предполагаемый результат: у детей формируются представления о каргопольском народном промысле; закрепляются представления о том, из чего сделана народная игрушка (о свойствах и качествах материала ), об отличии и сходстве дымковских и филимоновских игрушек; закрепляются знания о приемах декоративной лепки. Совершенствуется умение вести и поддерживать беседу; дети продолжают овладевать нормами грамотной речи. Развиваются эстетические чувства. Формируются предпосылки учебной деятельности, развивается внимание, усидчивость, а также навыки самообслуживания. Во время проведения физминутки совершенствуются двигательные навыки детей.
Методические приёмы.
Словесные: беседа, вопросы; уточнение, напоминание, указание, описание, обобщения, игровые.
Наглядные: рассматривание иллюстраций (сюрпризный момент), слайдов.
Практические: лепка из соленого теста; физминутка.
Приемы: беседа, вопросы и ответы, показ, работа с наглядным материалом, игровые, словесные инструкции.
Предварительная работа: рассматривание предметов народно-прикладного искусства (выставки, ярмарки); чтение стихов, загадывание загадок о промыслах; рассматривание книжных иллюстраций и альбомов, картин. Продуктивная деятельность по народному творчеству во время НОД и в самостоятельной деятельности. Привлечение родителей к изготовлению предметов народного искусства для украшения группы; организация и посещение мини-музеев. Изготовление и проведение Д/И.
Оборудование и материалы: музыкальный центр, аудиозаписи, мультимедийная установка, экран. Презентация «Лепка каргопольской игрушки», игрушки, фотографии игрушек. Схема «Этапы лепки каргопольской игрушки»; для детей: соленое тесто, дощечки, бумага, чашки с водой, тряпочки, наборы стек, салфетки, полотенце.
Музыкальное сопровождение : русские народные мелодии.
Зрительный показ: слайды с образцами каргопольской игрушки, этапами лепки, образцы каргопольской игрушки.
Художественное слово: стихотворения о каргопольской игрушке.
Ход НОД
Дети входят в русскую избу
вместе с воспитателем становятся в круг и приветствуют друг друга:
«Здравствуй, Солнце!
Здравствуй, Земля!
Здравствуйте, все мои друзья!»
- Сегодня, ребята, мы побываем в древнем городе Каргополе. В нём было развито много промыслов, одним из них была глиняная игрушка.
Каргопольские игрушки –
Кони, утушки, кукушки.
Вы красивы, вы баски –
Пусть неяркие мазки.
Пляшут бабы с мужиками,
И гармонь поёт басами.
Тройка мчится, снег скрипит,
В небесах луна блестит.
- В каргопольской игрушке передаётся народный быт Русского Севера. Летом крестьяне пахали землю, растили хлеб, а зимой садились за гончарный круг делали глиняную посуду и лепили глиняные игрушки.
- Смотрите, деревенский домик. Подойдём, посмотрим, кто в нём живёт. (подходим к домику).
Из домика выходит бабушка Матрена:
- Здравствуйте дети, меня зовут бабушка Матрена - А вы откуда приехали?
- Мы из г. Саратова, хотим посмотреть, как вы лепите игрушки, хотим мастерству поучиться, да сказки послушать.
- Ну что ж, проходите, гостями будете. (Бабушка Матрена показывает свою корзинку с игрушками, расставляет их на столе, дети видят сказочное царство: птицы, люди, звери, фантастические фигурки).
- Поиграйте игрушками-то моими. Для детской забавы и леплю.
- Вот Полкан – он бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с бородой, а туловище как у коня. На груди у него всегда стоит лучистое солнышко. Это образ могучего богатыря.
- Это Сирин - загадочная птица с женским лицом. Дух растительности, летала над полями, охраняла урожай, отвечала за росу и дождь, жила на деревьях.
- Вот кони с игриво закругленной шеей, степенные бородатые мужики с трубкой, гармонью, лаптями, женщина-крестьянка – богиня природы. Для своих игрушек я беру глину островную – это место такое посреди поля. Глину домой принесу да вскипячу чугунок воды. Кипятком оболью глину, палочкой выхлопаю, потом положу на пол да ногами потопчу, не то руками помну, камни выну. Глина мягкая будет. Потом возьму дощечку, да на дощечке буду катать.
- Вот конь – моя любимая игрушка. У нас на Севере коня зовут Сивка-Бурка. Летнее солнце – бурка, зимнее – каурка. Конь – друг и помощник человека-земледельца в его нелегком труде. В сказках конь скачет «выше лесу стоячего, выше облака ходячего, озера меж ног пропускает, поля и луга хвостом подметает».
- А вот селянка-крестьянка. Нарядилась она, пошла на праздник, на ярмарку – товар поглядеть, да и себя показать. Надо отдохнуть от тяжелых трудов.
- А вы, детушки, коль приехали издалека, приготовьтесь игрушки лепить. Вон там, у печи, ведро с готовой глиной стоит, возьмите и усаживайтесь по удобней.
Вос-ль - Кого, бабушка, лепить будем?
- А птичку каргопольскую и слепим. Но прежде сделаем разминку. (Дети вместе с воспитателем и бабушкой Матреной встают в круг).
Физкультминутка “Привезли мы глину”
Дети идут по кругу, руки согнутые в локтях к плечам - Привезли мы глину с дальнего бугра, (Присели) - Ух! (Встали) - Ну-ка, за работу, чудо-мастера!
Скользящие движения ладонями, пальцы собраны в щепотку, делают волнообразные движения
- Слепим, высушим – и в печь, а потом распишем.
Идут по кругу, высоко поднимая колени
- Я слеплю лошадушку, я её поглажу,
И сидельце с бахромой на спине прилажу.
Идут по кругу, хлопая в ладоши
- Распишу я утушку разными цветами,
Свищет моя утушка разными ладами.
(Дети садятся за столы).
Практическая работа. Дети готовятся к лепке. (Звучит музыка - негромкие народные мелодии). Включаем видео презентацию «Этапы лепки каргопольского петушка».
- У вас на столе лежат тряпочки, в них кусок теста.
- Возьмем кусочек мягкого теста, скатаем из нее кругообразными движениями рук шарик, затем раскатаем между ладонями – получится кусок цилиндрической формы.
- От края столбика отодвигаем глину – делаем подставку. Она должна получиться конусовидной. Слегка сжимаем заготовку, но так, чтобы бока остались округлыми.
- Разделим верх на две части. Наметим шейку и хвостик.
- Шейку вытягиваем вверх, перемещая глину снизу вверх. Шейка должна быть круглой, одинаковой по толщине. Не забудем оставить выпуклой грудку.
- Начиная от шейки, сглаживаем глину к хвосту. Следим за тем, чтобы бока у петушка оставались округлыми. Заглаживаем бока петушка, собирая лишнюю глину для хвостика. Хвостик приплюснем.
- Делаем носик. Лишние тесто отрываем, носик заостряем.
- Делаем гребешок, сдавливаем тесто двумя пальцами.
- Формируем клювик. Заглаживаем шейку, голову и гребешок. Подушечкой большого пальца делаем прогиб шейки.
- Из двух кусочков теста скатываем шарики, раскатываем их по форме капельки. Прижимаем капельки под клювом петушка, верх капелек смазываем, чтобы не было видно мест соединения. Бородушка петушка готова.
- Хвостик приплюснем. Вылепим форму хвостика.
- Стекой откроем петушку клювик. Игрушка готова!
Рефлексия.
В конце НОД устраивается выставка. Ребята вместе с воспитателем и бабушкой Матреной выбирают лучшие работы. Воспитатель и бабушка Матрена не забывают похвалить каждого ребёнка, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.
Есть игрушки расписные,
Складные да ладные.
Они повсюду славятся,
Да и вам понравятся.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Наша русская игрушка,
Не стареет сотни лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Бабушка Матрена: - На прощание, ребята, я хочу подарить вам свои зарисовки, как лепить каргопольского петушка. (Бабушка Матрена дарит ребятам схемы с поэтапной лепкой каргопольской игрушки).
– До свидания, хорошие мои, до встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сценария развлечения для детей подготовительной группы (по ознакомлению детей с игрушками мордовских умельцев) День рождения у мордовской матрёшки
Программное содержание:Способствовать закреплению знаний о родном крае, о национальных орнаментах одежды, мордовском фольклоре. Дать представление о национальной деревянной игрушке - Матрёшке, е...
Конспект НОД по социально – коммуникативному развитию по теме: «Народные умельцы»
Образовательные задачи: Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве.Познакомить детей с некоторыми видами ремесел (кузнечье, ...
Конспект НОД "Мастерская народных умельцев " в подготовительной группе
Тема: «Мастерская народных – умельцев» Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры: народным промысламЗадачи. Образовательные: ...
Конспект нетрадиционного занятия по рисованию "Народные умельцы"
Представляю конспект нетрадиционного занятия по рисованию "Народные умельцы", в котором дети играют разные роли - мастеров и учеников. Действие происходит на ярмарке. Дети пришли на ярмарку, чтобы нау...
Конспект интегрированного занятия: "Выставка изделий народных умельцев."- старшая группа
Расширять представление детей о многообразии предметов народного декоративно - прикладного искусства....
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие на ярмарку народных умельцев»
Программные задачи:1. Познавательные:-продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Дымково, Хохлома, Гжель;-закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладног...
Конспект занятия по рисованию "В гости к народным умельцам"
Занятие направлено на закрепление знаний детей о народном декоративном творчестве (Дымка, Хохлома, Городец)...