Проект "Растим детей патриотами"
проект по окружающему миру (старшая группа)
. На современном этапе, нравственно-патриотическое воспитание признано ведущим. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. А начинать нужно с малого. Патриотизм воспитывается с пеленок. Сначала нужно научить малыша любить своих близких. Мать учит ребенка любить и уважать отца. Отец так же учит любить и уважать мать. И самый лучший способ здесь – личный пример. Ребенку свойственно подражать своим близким – маме и папе. Если он видит, с какой любовью и нежностью папа относится к маме, он будет относиться к ней так же.
Еще классики педагогики, такие как Я.А. Каменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи. Проектный метод объединяет усилия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rastim_detey_patriotami.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Буратино»
Проект
«Растим детей патриотами» для детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила воспитатель:
Губачева В.В.
Пояснительная записка
Для достижения высокой результативности образовательного процесса в ДОО большое значение имеет работа с родителями воспитанников. На современном этапе, нравственно-патриотическое воспитание признано ведущим. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. А начинать нужно с малого. Патриотизм воспитывается с пеленок. Сначала нужно научить малыша любить своих близких. Мать учит ребенка любить и уважать отца. Отец так же учит любить и уважать мать. И самый лучший способ здесь – личный пример. Ребенку свойственно подражать своим близким – маме и папе. Если он видит, с какой любовью и нежностью папа относится к маме, он будет относиться к ней так же.
Еще классики педагогики, такие как Я.А. Каменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи. Проектный метод объединяет усилия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.
Основная часть
Ведение
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Любить Родину – это значит любить свой родной край, свой город, свой дом, свою семью. Так как же вырастить патриота – человека, который будет любить свою Родину и, не задумываясь, встанет на ее защиту.
Опыт нам показывает, что уже в дошкольном возрасте ребёнок может и должен знать, в какой стране он живёт, президента, столицу государства, символы государства, название малой Родины, её достопримечательности, знать своих знаменитых земляков и гордиться ими, бережно относиться к обычаям и культуре, труду взрослых, уважать историю своей страны.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Цель проекта.
Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта.
Образовательные:
- Обобщить и систематизировать представления детей о семье, городе, родном крае, стране;
- Дать знания детям о родном крае, городе: история, символика, достопримечательности;
- Расширить знания детей о флоре и фауне;
- Познакомить детей с произведениями, которые написаны авторами нашего края.
Развивающие:
1. Формирование бережного отношения к природе родного края и всему живому, представлений о городах России;
2. Развивать у детей интерес к изучению родного края, умение делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитание у ребенка любви, уважения и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, двору, улице, городу, краю, Родине.
Вид проекта: информационный
Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь - май)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (от 5 - 6 лет) и их родители (законные представители).
Этапа проекта:
- подготовительный
- основной
- заключительный
I. Подготовительный этап, который предполагает:
- обоснование актуальности темы, мотивация её выбора.
- формулирование задач и цели проекта.
- подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта.
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры
- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты).
- информационно-просветительскую работу с родителями:
- анкетирование;
- консультации;
- стенгазета «В объятиях мамы…»;
- стенгазета «Мой город через объектив фотокамеры»;
- выставка рисунков «Город, в котором я живу»;
- книжки-малышки «О Мегионе поэтической строкой»»
- альбом «Хантыйский фольклор»;
- фотоальбом «Мой край - Югра»;
- выпуск семейной газеты «Мы частички большой державы»
- выставка рисунков «День Победы…»;
- выставка работ «Творенья наших рук»
II. Основной этап.
Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовала по принципу «от простого к сложному». Она состоит из следующих тематических блоков.
I блок «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
II блок «Вот эта улица, вот этот дом».
III блок «Город, в котором я живу».
IV блок «Наша кладовая».
I блок «Вместе дружная семья»
Цель: Воспитывать любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи:
- Углублять представления детей о семье и её истории; внушать детям чувство гордости за свою семью. Формировать интерес к своей родословной.
- Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
- Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
II блок «Город, в котором я живу».
Цель: расширять представление детей о Мегионе.
Задачи:
- Формировать представления детей о символике родного города.
- Расширять представления о достопримечательностях города.
- Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению.
- Воспитывать уважение к людям первопроходцам.
III блок «Наша кладовая».
Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в нашем крае и культуре.
Задачи:
- Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
- Расширять представления о природных богатствах югорской земли, растительном и животном мире; полезных ископаемых.
- Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
- Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
IV блок «Родная страна».
Цель: Воспитывать желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории Родине.
Задачи:
- Знакомство с символикой России.
- Воспитывать любовь к своему Отечеству.
- Расширять представления детей о защитниках Отечества; воспитывать уважение к защитникам Родины. Формировать представления о почетной обязанности защищать Родину.
- Вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления о профессии космонавта. Познакомить детей с космонавтами нашей страны.
Организационные формы реализации проекта:
- познавательный рассказ, час
- экскурсии: по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников, в мини музей «Русская изба», «Югра – мой край родной»
- тематические беседы
- традиционные праздники
- чтение сказок, стихотворений
- творческие рассказывания
- слушание песен
- информационная страничка
- интеллектуально - познавательная игра
- подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые игры; игры - путешествия
- продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация, ручной труд, оригами.
Методы и приёмы реализации проекта:
Практические
Создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности; экскурсии и наблюдения, расширяющие кругозор ребенка; дидактические игры; подвижные игры
Словесные
Беседы; чтение художественной литературы; заучивание стихотворений; рассказывание; развлечения
Наглядные
Организация выставок; сбор фотоматериалов; рассматривание иллюстраций; информационные стенды; личный пример взрослых
Условия реализации проекта:
- Работа с детьми осуществляется вне непосредственной образовательной деятельности (занятий) в соответствии с рекомендуемым планом, который составлен на учебный год.
- Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.
- Использование разнообразных видов детской деятельности (игровой, продуктивной, культурно – досуговой, художественной, двигательной).
- Креативность процесса воспитания в разных видах детской деятельности.
- Использование материала с учётом индивидуальных возможностей и понимания предлагаемого материала детьми.
- Создание и организация развивающей предметной среды. Правильно организованная предметно-развивающая среда расширяет кругозор ребёнка, активизируя его интерес к познанию родного края, страны.
- Профессиональная готовность воспитателя, позволяющая грамотно организовать педагогический процесс: обобщить и систематизировать представления детей о семье, городе, родном крае, стране.
- Работа родителями в соответствии с рекомендуемым планом.
- Тесное взаимодействие педагога и родителей воспитанников.
III. Заключительный этап предполагает анализ результатов проделанной работы. Оформление детско - родительской выставки творческих работ «Творенья наших рук», проведения праздника «По просторам моей Родины»
Ожидаемый результат.
Данный проект поможет решить целый комплекс воспитательных, образовательных, развивающих задач:
- Сознательное отношение к культурным и природным ценностям родного края, как составляющей нашей Родины.
- У детей повысится познавательный интерес к родному городу, его истории, жизни.
- Речь детей станет ярче, выразительнее, обогащающие словарный запас, возрастет речевая активность детей в повседневной жизни.
- Родители активно будут принимать участие в фотовыставках, конкурсах, экскурсиях о родном городе.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
- Расширится кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию;
Список источников
- Алёшина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью».
- Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом».
- Виноградова А. М. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников».
- Герасимова З., Козачек Н. «Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края» (из опыта работы).
- «Программа воспитание и обучение в детском саду» под редакцией Васильевой М. А..
- Козлова С. А. «Я – человек» (программа социального развития ребенка).
- Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф. и д.р. «Родной край».
- Оверчук Т. И. «Мой родной дом» (программа патриотического воспитания).
- «С чего начинается Родина?» Журнал «Управление ДОУ», №6-2003г.
- Журнал «Дошкольное воспитание», №12 за 2001г., №6,8 за 2003г., №2 за 2005г.,
- Журнал «Ребенок в детском саду», №5-6, 2001г. №1-6 за 2004г.; №1, 5, 6, за 2005год.
- Пантелеева Л. В.. «Музей и дети»(5-7 лет). М. 2000год.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005г.» Журнал «Народное образование», №7 за 2001год.
- Князева О. Л. и др. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
- Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?».
Интернет-ресурс
- http://zanimatika.narod.ru Знаем и любим Россию
- http://archives.ru Портал «Архив»
- http:// 1september.ru Образовательный портал «Первое сентября»
- http:// solnet/ru Детский портал «Солнышко».
- http://u209.48.spylog.com Патриарший центр Духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России
- http://www.sisp.nkras.ru/ Электронный научный журнал «Современные исследования социальных проблем»
- nsportal.ru Социальная сеть педагогических работников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Растите детей патриотами!
Статья "Растите детей патриотами!" !"!!!!!!!@!!!""@@@ЭЭ !!"@@Q@!!!!!!!!!!!!!!""""№"!" ...
«Растим детей патриотами»
Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И хотя многие ...
Растите детей патриотами
Из опыта работы....
Растить детей патриотами
Из опыта работы воспитателя ГДОУ №121, Центрального района Тарасовой А.В. В статье содержатся примеры использования авторского поэтического материала с использованием приемов мнемотехник...
Растим детей патриотами
Презентация разработана в помощь педагогам и родителям в воспитании у детей патриотических чувств, уважительного отношения к старшему поколению, чувства толерантности, гордости за свою страну и её жит...
«Растите детей патриотами»
Воспитание патриотических чувств...
Растим детей патриотами своей Родины, прививаем нравственные чувства.
Педагогическая работа по формированию нравственно-патриотических чувств....