Проект "Растим детей патриотами"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Губачева Венера Валериевна

. На современном этапе, нравственно-патриотическое воспитание признано ведущим. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. А начинать нужно с малого. Патриотизм воспитывается с пеленок. Сначала нужно научить малыша любить своих близких. Мать учит ребенка любить и уважать отца. Отец так же учит любить и уважать мать. И самый лучший способ здесь – личный пример. Ребенку свойственно подражать своим близким – маме и папе. Если он видит, с какой любовью и нежностью папа относится к маме, он будет относиться к ней так же.         

         Еще классики педагогики, такие как Я.А. Каменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи. Проектный метод объединяет усилия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rastim_detey_patriotami.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Буратино»

Проект

«Растим детей патриотами» для детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила воспитатель:

                                                                                                                                                                                         Губачева В.В.

Пояснительная записка

        Для достижения высокой результативности образовательного процесса в ДОО большое значение имеет работа с родителями воспитанников. На современном этапе, нравственно-патриотическое воспитание признано ведущим. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. А начинать нужно с малого. Патриотизм воспитывается с пеленок. Сначала нужно научить малыша любить своих близких. Мать учит ребенка любить и уважать отца. Отец так же учит любить и уважать мать. И самый лучший способ здесь – личный пример. Ребенку свойственно подражать своим близким – маме и папе. Если он видит, с какой любовью и нежностью папа относится к маме, он будет относиться к ней так же.         

        Еще классики педагогики, такие как Я.А. Каменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи. Проектный метод объединяет усилия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Основная часть

Ведение

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

             Любить Родину – это значит любить свой родной край, свой город, свой дом, свою семью. Так как же вырастить патриота – человека, который будет любить свою Родину и, не задумываясь, встанет на ее защиту.

Опыт нам показывает, что уже в дошкольном возрасте ребёнок может и должен знать, в какой стране он живёт, президента, столицу государства, символы государства, название малой Родины, её достопримечательности, знать своих знаменитых земляков и гордиться ими, бережно относиться к обычаям и культуре, труду взрослых, уважать историю своей страны.

             В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

            Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Цель проекта.

Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта.

Образовательные:

  1. Обобщить и систематизировать представления детей о семье, городе, родном крае, стране;
  2. Дать знания детям о родном крае, городе: история, символика, достопримечательности;
  3. Расширить знания детей о флоре и фауне;
  4. Познакомить детей с произведениями, которые написаны авторами нашего края.

Развивающие:

1. Формирование бережного отношения к природе родного края и всему живому, представлений о городах России;

2. Развивать у детей интерес к изучению родного края, умение делать выводы.

Воспитательные:

  1. Воспитание у ребенка любви, уважения и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, двору, улице, городу, краю, Родине.

Вид проекта: информационный

Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь - май)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (от 5 - 6 лет) и их родители (законные представители).

Этапа проекта:

  • подготовительный
  • основной
  • заключительный

I. Подготовительный этап, который предполагает:

  • обоснование актуальности темы, мотивация её выбора.
  • формулирование задач и цели проекта.    
  • подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта.    
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта
  • подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры
  • создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты).
  • информационно-просветительскую работу с родителями:

- анкетирование;

- консультации;

- стенгазета «В объятиях мамы…»;

- стенгазета «Мой город через объектив фотокамеры»;

- выставка рисунков «Город, в котором я живу»;

- книжки-малышки «О Мегионе поэтической строкой»»

- альбом «Хантыйский фольклор»;

- фотоальбом «Мой край - Югра»;

- выпуск семейной газеты «Мы частички большой державы»

- выставка рисунков «День Победы…»;

- выставка работ «Творенья наших рук»

II. Основной этап.

Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовала по принципу «от простого к сложному». Она состоит из следующих тематических блоков.

I блок «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
II блок «Вот эта улица, вот этот дом».
III блок «Город, в котором я живу».
IV блок «Наша кладовая».

I блок «Вместе дружная семья»

Цель: Воспитывать любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи:

  • Углублять представления детей о семье и её истории; внушать детям чувство гордости за свою семью. Формировать интерес к своей родословной.
  • Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
  • Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

II блок «Город, в котором я живу».

Цель: расширять представление детей о Мегионе.

Задачи:

  • Формировать представления детей о символике родного города.
  • Расширять представления о достопримечательностях города.
  • Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению.
  • Воспитывать уважение к людям первопроходцам.

III блок «Наша кладовая».

Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в нашем крае и культуре.

Задачи:

  • Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
  • Расширять представления о природных богатствах югорской земли, растительном и животном мире; полезных ископаемых.
  • Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
  • Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

IV блок «Родная страна».

Цель: Воспитывать желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории Родине.

Задачи:

  • Знакомство с символикой России.
  • Воспитывать любовь к своему Отечеству.
  • Расширять представления детей о защитниках Отечества; воспитывать уважение к защитникам Родины. Формировать представления о почетной обязанности защищать Родину.
  • Вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления о профессии космонавта. Познакомить детей с космонавтами нашей страны.

Организационные формы реализации  проекта:

  • познавательный рассказ, час
  • экскурсии: по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников, в мини музей «Русская изба», «Югра – мой край родной»
  • тематические беседы
  • традиционные праздники
  • чтение сказок, стихотворений
  • творческие рассказывания
  • слушание песен
  • информационная страничка
  • интеллектуально - познавательная игра
  • подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые игры; игры - путешествия
  • продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация, ручной труд, оригами.

Методы и приёмы реализации проекта:

Практические

Создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности; экскурсии и наблюдения, расширяющие кругозор ребенка; дидактические игры; подвижные игры

Словесные

Беседы; чтение художественной литературы; заучивание стихотворений; рассказывание; развлечения

Наглядные

Организация выставок;  сбор фотоматериалов; рассматривание иллюстраций; информационные стенды; личный пример взрослых

Условия реализации проекта:

  • Работа с детьми осуществляется вне непосредственной образовательной деятельности (занятий) в соответствии с рекомендуемым планом, который составлен на учебный год.
  • Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.
  • Использование разнообразных видов детской деятельности (игровой, продуктивной, культурно – досуговой, художественной, двигательной).
  • Креативность  процесса воспитания в разных видах детской деятельности.
  • Использование материала с учётом индивидуальных возможностей и понимания предлагаемого материала детьми.
  • Создание и организация развивающей предметной среды. Правильно организованная предметно-развивающая среда расширяет кругозор ребёнка, активизируя его интерес к познанию родного края, страны.
  • Профессиональная готовность воспитателя, позволяющая грамотно организовать педагогический процесс: обобщить и систематизировать представления детей о семье, городе, родном крае, стране.
  • Работа родителями в соответствии с рекомендуемым планом.
  • Тесное взаимодействие педагога и родителей воспитанников.

III. Заключительный этап предполагает анализ результатов проделанной работы. Оформление детско - родительской   выставки  творческих работ «Творенья наших рук», проведения праздника  «По просторам моей Родины»

Ожидаемый результат.

        Данный проект поможет решить целый комплекс воспитательных, образовательных, развивающих  задач:

  • Сознательное отношение к культурным и природным ценностям родного края, как составляющей нашей Родины.
  • У детей повысится познавательный интерес к родному городу, его истории, жизни.
  • Речь детей станет ярче, выразительнее, обогащающие словарный запас, возрастет речевая активность детей в повседневной жизни.
  • Родители активно будут принимать участие в фотовыставках, конкурсах, экскурсиях о родном городе.
  • Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
  • Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
  •  Расширится кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию;

Список источников

  1. Алёшина Н. В.  «Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью».
  2. Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом».
  3. Виноградова А. М. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников».
  4. Герасимова З., Козачек Н. «Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края» (из опыта работы).
  5.  «Программа воспитание и обучение в детском саду» под редакцией Васильевой М. А..
  6. Козлова С. А. «Я – человек» (программа социального развития ребенка).
  7. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф. и д.р. «Родной край».
  8. Оверчук Т. И. «Мой родной дом» (программа патриотического воспитания).
  9.  «С  чего начинается Родина?» Журнал «Управление ДОУ», №6-2003г.
  10. Журнал «Дошкольное воспитание»,  №12 за 2001г., №6,8 за 2003г., №2 за 2005г.,
  11. Журнал «Ребенок в детском саду», №5-6, 2001г. №1-6 за 2004г.; №1, 5, 6, за 2005год.
  12. Пантелеева Л. В..  «Музей и дети»(5-7 лет). М. 2000год.
  13. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005г.» Журнал «Народное образование», №7 за 2001год.
  14.  Князева О. Л. и др. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
  15. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?».

Интернет-ресурс

  1. http://zanimatika.narod.ru Знаем и любим Россию
  2. http://archives.ru Портал «Архив»
  3. http:// 1september.ru Образовательный портал «Первое сентября»
  4. http:// solnet/ru Детский портал «Солнышко».
  5. http://u209.48.spylog.com Патриарший центр Духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России
  6. http://www.sisp.nkras.ru/ Электронный научный журнал «Современные исследования социальных проблем»
  7. nsportal.ru Социальная сеть педагогических работников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растите детей патриотами!

Статья   "Растите детей патриотами!" !"!!!!!!!@!!!""@@@ЭЭ      !!"@@Q@!!!!!!!!!!!!!!""""№"!"             ...

«Растим детей патриотами»

Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И хотя многие ...

Растите детей патриотами

Из опыта работы....

Растить детей патриотами

Из опыта работы воспитателя ГДОУ №121, Центрального района Тарасовой А.В.   В статье содержатся примеры использования авторского поэтического материала с использованием приемов мнемотехник...

Растим детей патриотами

Презентация разработана в помощь педагогам и родителям в воспитании у детей патриотических чувств, уважительного отношения к старшему поколению, чувства толерантности, гордости за свою страну и её жит...

«Растите детей патриотами»

Воспитание патриотических чувств...

Растим детей патриотами своей Родины, прививаем нравственные чувства.

Педагогическая работа по формированию нравственно-патриотических чувств....