Растить детей патриотами
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме
Из опыта работы воспитателя ГДОУ №121, Центрального района Тарасовой А.В.
В статье содержатся примеры использования авторского поэтического материала с использованием приемов мнемотехники для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_patrioticheskoe_vospitanie_a.v.tarasova.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Растить детей патриотами
(из опыта работы воспитателя ГДОУ №121, Центрального района Тарасовой А.В.)
Мы с вами за все в ответе:
За мир, за улыбки эти
За счастье детей на свете
В ответе и ты, и я…
Какими вырастут дети –
Такою будет страна…
Государственная политика в области дошкольного образования, введение новых федеральных государственных требований, ориентируют педагогов на организацию и нахождение эффективных форм построения педагогического процесса ДОУ, направленного на воспитание в дошкольниках самостоятельности, инициативности, творчества, а также начал патриотизма и гражданственности.
Мама, семья, город, Родина – самые дорогие и значимые слова в жизни каждого человека. Осознание их важности на доступном и близком для ребенка содержании, позволяющем его эмоционально включить в события связанные с жизнью близких людей, историей своей страны и города, дать возможность воплотить пережитое в будущих творческих делах – и есть задачи патриотического воспитания в детском саду.
Особенно актуальным решение данной проблемы становится в старшем дошкольном возрасте. Благодаря развитию самосознания ребенок начинает осознавать побудительную силу и последствия своих поступков. Осознание себя, своих качеств и своего поведения, приводит к пониманию того, чем вызвано то или иное отношение окружающих к нему. В старшем дошкольном возрасте впервые можно говорить о способности детей анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. На ступени старшего дошкольного возраста впервые появляется интерес к социальному миру, социальным чувствам и отношениям, способность сопереживать событиям, происходящим в жизни любимого города, страны.
Полноценно прожитый путь «маленького гражданина» в дошкольном детстве позволит позже с гордостью сказать: «Самое дорогое, что есть у меня на свете это мама»; «Любимый город – Санкт-Петербург»; «Я себя не мыслю без России».
Проводником ребенка в мир любви к окружающему миру может и должен стать воспитатель - созидатель и творец. Для любого ребенка педагог это распахнутая дверь в мир огромный, интересный и сложный. Его мировоззрение, его эмоциональный настрой, искренность, дела и поступки не могут не отразиться в восприимчивых, хрупких детских душах.
Всем педагогам, работающим в дошкольных учреждениях, родителям и просто людям неравнодушным к тому, какими могут вырасти наши дети, хочется предложить авторский поэтический и игровой материал с использованием приемов мнемотехники по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Он может быть использован при подготовке к тематическим праздникам и досугам, беседам и экскурсиям, литературным вечерам.
Что же значит быть патриотом?
1.Патриотизм – это воспитание любви к Родине!
* * * С чего начинается Родина? С мамы, с детского сада, С друзей, которые рядом. С солнышка лучистого, С неба чистого-чистого. С города любимого, С вечного огня. Все это родное – Родина моя. | * * * Родина, Родина, Родина! Мой город в весеннем цвету! Чайки, что кружат над городом, Кони спешат на мосту Белые ночи игривые Березки на каждом углу О, Родина, Родина милая. Я жить без тебя не могу. |
2. Патриотизм – это любовь к матери!
* * * У мамы руки не простые, У мамы руки золотые. Украдкою на них смотрю Погладить руки я хочу. И мне чуть-чуть обидно, Что золота не видно. * * * Что же маме подарить? Солнышко лучистое, Птичек песню нежную Или речку быструю? Улыбку я ей подарю. Очень мамочку люблю. | * * * Если мамочка простыла Чаем с медом напою. Если мама загрустила Я ей песенку спою. |
3. Патриотизм - это любовь к городу!
* * * Решетка Летнего сада! Как ты красива, поверь. Тобой любоваться рады Со всех городов, деревень. Приезжие гости стремятся К тебе скорей придти, По саду пройтись, прогуляться. Красивей тебя не найти. | * * * Идет, торопится трамвай Святая память городу И как в былые времена Сейчас полно народу в нем. И помнит старый тот трамвай Как от бомбежки город глох Как застрочил вдруг автомат И прозвучало: «Хэнде-хох!» Как замерзал в блокаду он В ту злую зиму снежную. Идет, торопиться трамвай Пою ему я песню нежную. |
Практика показала целесообразность и эффективность использования в работе с детьми по патриотическому воспитанию методов моделирования, мнемотехники, что помогает быстрому усвоению нового материала и вызывает у детей интерес и желание решать поставленные задачи.
Примеры стихов зашифрованных в символах.
- «Цветные мосты»
Есть в городе нашем цветные мосты
Через Мойку они пролегли.
Желтый, Зеленый, Красный, Синий
Я живу в России.
Схематическое изображение городских домов | Герб СПб | Четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый) | Две дуги | Волнистые линии изображающие реку, название Мойка и стрелка, показывающая на предыдущую картинку | Изображение кровати |
Желтое пятно | Зеленое пятно | Красное пятно | Синее пятно | Буква «Я» | солнце |
Флаг России |
- «Нева»
Уснула Нева. Замерзла вода.
И спит крепким сном под снегом и льдом,
А в кране вода течет как всегда.
подушка | Волнистые линии изображающие реку, название Нева | сосульки | озеро | кровать | камень |
Ночь и звезды | Снежинки, стрелка вниз | Небольшие облачка, стрелка вниз | Водопроводный кран | Волнистые линии изображающие реку, название Нева | Из водопроводного крана льется вода |
3. Мосты кан. Грибоедова
Каменный | Мучной | Банковский | Львиный | Казанский |
изображение камня | изображение горки муки и печеных пирожков | Изображение монет | Фигура льва | Схематическое изображение собора |
Неподдельный интерес и живой эмоциональный отклик у дошкольников вызывают авторские «сказы» о городе и его жителях, такие как «Сказ про Васю шофера, что машину моет, которая дорого стоит»; «Сказ о Петре и о граде на Неве»; «Сказ про Веню и Феню, у которых нет денег» и др.
Пример «сказа о Петре и о граде на Неве»
Часть 1.
Жил был царь, царь как царь.
Петром его звали, так его величали.
И был тот царь сильный, молодой, всесильный.
Как-то раз стоял тот царь на берегу реки, стоял и думал,
Думы те куда-то волны вдаль несли.
Решил построить город царь среди топи и болот,
А город строить очень трудно, тьма проблем, хлопот.
Но царь есть царь – все нипочем, был очень властен он.
И тут же отдан был приказ: «Здесь будет город заложен!»
И работа закипела – дружно взялись все за дело.
Осушать пришлось болото – то-то трудная работа.
До! Работа есть работа, в воде холодной с ночи до зари,
До седьмого пота.
Болели люди, умирали, вот так вот город поднимали.
Часть 2.
Вот уж улочки, дома деревянные пока,
А позднее город в камень весь одели
Каменные дома – красота.
Первый каменный мост – надежен и прост.
Были вырыты каналы, взмыли ввысь мосты.
Забравшись вверх на пьедестал, застыли кони, львы.
И дома высотные с ванной, лифтом, телефоном сотовым.
Город дивный и красивый, город славы боевой
Он такой до боли близкий, Петербург родной!
Неформальный творческий подход к решению проблемы патриотического воспитания детей в детском саду позволяет повысить познавательную активность детей, вызвать живой интерес к родному городу, стране, желание поделиться своими открытиями с родителями, друзьями, развить в себе чуткое неравнодушное отношение к окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Растите детей патриотами!
Статья "Растите детей патриотами!" !"!!!!!!!@!!!""@@@ЭЭ !!"@@Q@!!!!!!!!!!!!!!""""№"!" ...
«Растим детей патриотами»
Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И хотя многие ...
Растите детей патриотами
Из опыта работы....
Растим детей патриотами
Презентация разработана в помощь педагогам и родителям в воспитании у детей патриотических чувств, уважительного отношения к старшему поколению, чувства толерантности, гордости за свою страну и её жит...
«Растите детей патриотами»
Воспитание патриотических чувств...
Растим детей патриотами своей Родины, прививаем нравственные чувства.
Педагогическая работа по формированию нравственно-патриотических чувств....
Буклет для родителей "Растим детей патриотами"
Краткое сообщение о том, как с детства надо растить детей патриотами своего народа, своей Родины....