Лаборатория "Будущие учёные"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

проект детского технопарка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_laboratoriya_budushchie_uchenye_1.docx239.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Северяночка»

http://900igr.net/up/datai/218201/0014-012-.jpg

https://previews.123rf.com/images/abirvalg/abirvalg1310/abirvalg131000018/22562203-Vector-illustration-of-laboratory-flasks-isolated-over-white-background-Stock-Vector.jpgВведение

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование России приобрело статус первого уровня общего образования. Отношения в сфере дошкольного образования при реализации образовательных программ регулируются теперь на основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является опытно-экспериментальная деятельность.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Именно опытно-экспериментальная деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, которые побуждают интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Специально организованная опытно-экспериментальная деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

https://previews.123rf.com/images/abirvalg/abirvalg1310/abirvalg131000018/22562203-Vector-illustration-of-laboratory-flasks-isolated-over-white-background-Stock-Vector.jpg

Актуальность опытно- экспериментальной деятельности дошкольников.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Актуальной остается эта проблема и в настоящее время. Но одно дело просто знакомить дошкольников с природой, давать им готовые знания, а другое- позволить детям самим найти решение проблемы или свойства какого-либо объекта природы. В решении этого вопроса очень помогает возможность детского экспериментирования в дошкольном учреждении.

 

Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Этот процесс эффективен, если строится с учетом психофизиологических особенностей ребенка (образности мышления, подражательности, внушаемости, эмоциональности, непосредственности, открытости для воздействий взрослого). 

Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, материал предметов, знаний о себе и других людях и т.д. Однако представления детей об основных свойствах и отношениях объективного мира еще неопределённы, не совсем отчетливы, глобальны.

Базовые представления о важнейших явлениях природы и процессах, происходящих в обществе, развиваются на протяжении всей жизни человека. Характер становления этих представлений зависит от позиции самого человека, способов его действий. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

 

Цель проекта

Развить у детей дошкольного возраста познавательную активность, любознательность, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи проекта

1. Создавать условия для формирования основного целостного мировоззрения у детей средствами эксперимента.

2. Обеспечивать обогащение познавательного и речевого развития детей, формировать базисные основы личности ребенка.

3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей

4.Развивать у детей умений пользоваться приборами — помощниками при проведении игр-экспериментов.

5. Развивать умственные способности детей посредством формирования способов познания и сенсорного анализа.

6.Способствовать социально-личностному развитию каждого ребёнка (коммуникации, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий)

https://previews.123rf.com/images/abirvalg/abirvalg1310/abirvalg131000018/22562203-Vector-illustration-of-laboratory-flasks-isolated-over-white-background-Stock-Vector.jpg

Условия организации опытно-экспериментальной деятельности

Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходимо отнести три основных компонента: содержание, предметно-развивающая среда и психологический комфорт.

Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей, целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов.

Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат. Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей, тематики и программного содержания. Причем, система разработанных форм экспериментальной деятельности не противоречит, а, наоборот, является составной частью комплексно-тематического планирования всего воспитательно-образовательного процесса.

Вторым из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Поэтому оборудуя и организуя пространство для опытно – экспериментальной деятельности дошкольников необходимо обдуманно и продуктивно прогнозировать её.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория) должны быть выделены:

1. Место для постоянной выставки, где размещают мини музей, в котором могут находиться различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2. Место для приборов. Основным оборудованием в уголке являются приборы-помощники, такие как: микроскопы, лупы, компас, весы, песочные часы, магниты. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики. Красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и прочие материалы.

3. Место для хранения природного и «бросового» (камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; материалов проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки).

4. Место для проведения опытов, которое должно быть достаточным и не загроможденным, так чтобы за ним могли поместиться 2 человека как минимум. Лучше, чтобы данное место могло быть мобильным, для обеспечения обзора со всех сторон при демонстрации проведения эксперимента.

5. Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя.

Так, к примеру, в лаборатории может жить Мудрый Гном, от имени которого предлагаются задания – записки. Например, однажды дети обнаружили конверт с семенами фасоли и гороха и записку: «Объясните, что появляется в начале: корешок или стебелек?»

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. А грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

И последнее, известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

https://previews.123rf.com/images/abirvalg/abirvalg1310/abirvalg131000018/22562203-Vector-illustration-of-laboratory-flasks-isolated-over-white-background-Stock-Vector.jpg

Методика проведения

• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования). Выдвижение гипотезы

• Поиск и предложение возможных вариантов решения:

• Сбор материала.

• Обобщение полученных данных.

Календарно- тематическое планирование работы

в опытно- экспериментальной лаборатории

Тема

Задачи

Ноябрь

1 блок- вода

Занятие 1.

Такая разная вода.

(Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: вода и воздух.

(Стр 10- 15)

Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, без вкуса, имеет вес, не имеет собственной формы.

Развивать смекалку, любознательность.

Занятие 2.

Вода может опускаться и подниматься (Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: вода и воздух.

(Стр 16- 21)

Продолжать уточнять представления детей о свойствах воды: вода не имеет формы и заполняет свободное пространство; вода имеет вес и занимает место; вода падает или стекает вниз; при определённых условиях вода может подниматься.

Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальными предметами.

Занятие 3.

Вода может оказывать давление

(Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: вода и воздух.

(Стр 22- 27)

Продолжать уточнять представления детей о свойствах воды (вода может оказывать давление) : вода имеет вес и заполняет свободное пространство; вода оказывает усилие во всех направлениях; чем больше глубина, тем больше усилие.

Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальными предметами.

Занятие 4.

Вода может передавать усилие

(Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: вода и воздух.

(Стр 28- 33 )

Продолжать уточнять представления детей о свойствах воды (вода может передавать усилие) : вода не имеет формы и заполняет свободное пространство; вода в закрытом сосуде имеет постоянный объём;

Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальными предметами.

Тема

Задачи

Декабрь

Занятие 1.

Измеряем уровень воды

(Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: вода и воздух.

(Стр 34- 39 )

Дать первоначальные знания о способах измерения уровня воды, подвести к следующим открытиям: вода не имеет формы и заполняет свободное пространство; вода занимает свободное пространство и вытесняет воздух из сосудов; в сообщающихся сосудах жидкость перетекает из одного в другой до тех пор, пока уровень в них не сравняется; в сообщающихся сосудах уровень всегда одинаков независимо от формы сосудов.

Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальными предметами.

Занятие 2.

Струя воды может бить на большие расстояния

(Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: вода и воздух.

(Стр 40- 45)

Дать первоначальные знания о свойствах воды, подвести к следующим открытиям: вода- жидкое тело, которое легко перемещается; при создании определённых условий, жидкости могут перемещаться быстрее и в нужном направлении; чем уже путь, по которому движется вода, тем больше её скорость;

Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальными предметами.

Занятие 3.

Вода может вращать колёса

(Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: вода и воздух.

(Стр 46- 51)

Дать первоначальные знания о роли воды в природе, подвести к следующим открытиям: поток воды обладает силой; поток воды возникает, например, когда вода течёт (падает) вниз; поток воды может оказывать воздействие на предметы.

Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальными предметами.

Тема

Задачи

Январь

2 блок- воздух

Занятие 1.

Воздух можно увидеть и почувствовать.

(Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: вода и воздух.

(Стр 52- 57)

Дать первоначальные знания о свойствах воздуха, подвести к следующим открытиям: воздух стремится заполнить любое свободное пространство; воздух прозрачный и занимает определённое место; воздух может вытеснять другие тела, другие тела также могут вытеснять воздух; при определённых условиях воздух может занимать меньшее пространство.

Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальными предметами.

Занятие 2.

Воздух предаёт усилие.

(Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: вода и воздух.

(Стр 58- 63)

Дать первоначальные знания о свойствах воздуха (воздух передаёт усилие), подвести к следующим открытиям: воздух- это тело, которое занимает собой пустое пространство; воздух можно перемещать из одного сосуда в другой (воздушный насос).

Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальными предметами.

Занятие 3.

Воздух может сопротивляться.

(Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: вода и воздух.

(Стр 64- 69)

Дать первоначальные знания о свойствах воздуха, подвести к следующим открытиям: воздух есть везде в пространстве; воздух находится со всех сторон от предмета; если в пространстве, наполненном воздухом, падает тело, его падение можно затормозить воздушной подушкой; действие воздушной подушки зависит от поверхности падающего тела.

Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальными предметами.

Тема

Задачи

Февраль

Занятие 1.

Воздух может держать предметы.

(Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: вода и воздух. (Стр 70- 75)

Дать первоначальные знания о свойствах воздуха, подвести к следующим открытиям: воздух- это тело, которое занимает собой пустое пространство; если попытаться высосать воздух из закрытой ёмкости, то внешний воздух будет стремиться снова занять пространство; свойства воздуха занимать пустое пространство можно применять на практике.

Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальными предметами.

Занятие 2.

Воздух может двигать предметы.

(Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: вода и воздух. (Стр 76- 81)

Дать первоначальные знания о свойствах воздуха, подвести к следующим открытиям: воздух- это тело, которое нуждается в пространстве; воздух сохраняет применённое к нему усилие; свойства воздуха сохранят в памяти усилие, которое к нему применили, можно использовать.

Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальными предметами.

Занятие 3.

Воздух может поднимать тела.

(Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: вода и воздух. (Стр 81- 87)

Дать первоначальные знания о свойствах воздуха, подвести к следующим открытиям: воздух- это вещество, которое нуждается в пространстве; воздух- эластичное вещество и в определённых условиях может занимать меньше места.

Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальными предметами.

Занятие 4.

Воздух может работать.

(Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: вода и воздух. (Стр 88- 95)

Дать первоначальные знания о работе воздуха, подвести к следующим открытиям: воздух может находиться в покое или движении; ветер- это движение воздуха; сила ветра встречает сопротивление.

Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальными предметами.

Тема

Задачи

Март

3 блок- свет

Занятие 1.

Распространение света.

(Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: свет и звук. Стр. 10- 15)

Познакомить детей со следующими свойствами света: свет всегда распространяется прямолинейно; свет распространяется во все стороны; распространение света можно ограничить.

Развивать наблюдательность, любознательность, самостоятельно делать выводы.

Занятие 2.

Свет и тень

(Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: свет и звук. Стр. 16- 21)

Познакомить детей со следующими свойствами света: свет не проникает сквозь непрозрачные предметы; за непрозрачным предметом образуется тень; размер и направление тени зависят от направления света, падающего на не прозрачный предмет; за прозрачными предметами при их освещении не возникает тени.

Развивать наблюдательность, любознательность, самостоятельно делать выводы.

Занятие 3.

Отражение в зеркале.

(Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: свет и звук.Стр. 28- 35)

Познакомить детей со следующими свойствами света: в зеркалах мы видим предметы, которые находятся перед ними; в зеркале можно видеть отражение другого зеркала.

Развивать наблюдательность, любознательность, самостоятельно делать выводы.

Занятие 4.

Как увидеть малое большим.

(Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: свет и звук. Стр.48 - 53)

Познакомить детей со следующими свойствами света: световые лучи могут менять своё направление, преломляться; направление сетевых лучей меняется, когда они из воздуха попадают в прозрачную среду и проходят сквозь неё; когда меняется направление сетевых лучей, создаётся изображение предмета, которое может казаться больше или меньше самого предмета.

Развивать наблюдательность, любознательность, самостоятельно делать выводы.

Тема

Задачи

Апрель

Занятие 1.

Звук вокруг нас.

(Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: свет и звук. Стр.69 - 74)

Познакомить детей со следующими свойствами звука: звуки могут быть высокими и низкими; на высоту звука можно повлиять.

Развивать наблюдательность, любознательность, самостоятельно делать выводы.

Занятие 2.

Откуда звук.

(Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: свет и звук. Стр.75 - 80)

Познакомить детей со следующими свойствами звука: звук распространяется в воздухе во все стороны; звук можно направить в одну сторону; звук можно принять из какого- нибудь определённого направления; место источника звука можно определить на слух.

Развивать наблюдательность, любознательность, самостоятельно делать выводы.

Занятие 3.

Как почувствовать звук.

(Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: свет и звук. Стр.93 - 98)

Дети в процессе игры должны быть подведены к следующим открытиям: колебания можно сделать видимыми; колебания можно ощущать, например, с помощью камертона; колебания могут приводить предметы в движение.

Развивать наблюдательность, любознательность, самостоятельно делать выводы.

Занятие 4.

Забавные телефоны.

(Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: свет и звук. Стр.99 - 104)

Познакомить детей со следующими свойствами звука: звук в воздухе распространяется во все стороны; звук может проходить через твёрдые тела; звук лучше передаётся через твёрдые тела, чем по воздуху.

Развивать наблюдательность, любознательность, самостоятельно делать выводы.

Тема

Задачи

Май

4 блок- изучаем природу

Занятие 1.Растение вырастает из семян.

(Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: изучаем природу. Стр.10 - 15)

Дать первоначальные знания о прорастании растения из семян, подвести к следующим открытиям: большинство растений вырастает из одного семени; в семени находится вся информация о том, каким должно быть это растение; для прорастания необходимы определённые условия.

Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальными предметами.

Занятие 2.

Строение растения.

(Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: изучаем природу. Стр.34- 39)

Дать первоначальные знания о строении растений, подвести к следующим открытиям: растение состоит из разных частей, каждая из которых выполняет свою работу; растения умеют передавать воду и питательные вещества от корней к другим частям; корни снабжают растения водой и питательными веществами из почвы; закрепляют растения на поверхности земли; растения могут давать человеку полезные вещи: пищу, красители, ароматические вещества или масла.

Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальными предметами.

Занятие 3.

Состав почвы.

(Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: изучаем природу. Стр.52- 57)

Дать первоначальные знания о составе почвы, подвести к следующим открытиям: почва может быть разной. Например, плодотворный верхний слой или песчаные, бедные почвы; почва состоит из разных компонентов; под землёй есть множество слоёв.

Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальными предметами.

Занятие 4. Из чего и как возникает почва. (Комплект для экспериментирования «Мои первые опыты: изучаем природу. Стр.82- 87)

Дать первоначальные знания о том, как и из чего возникает почва

Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальными предметами.

https://previews.123rf.com/images/abirvalg/abirvalg1310/abirvalg131000018/22562203-Vector-illustration-of-laboratory-flasks-isolated-over-white-background-Stock-Vector.jpg

Работа с родителями

Консультация « Опытно – экспериментальная деятельность в жизни  старших дошкольников».

Цель: Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников.

Анкетирование родителей. 

Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской  активности детей.

Папка – передвижка «Правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности».

Консультация: «Занимательные опыты и эксперименты для старших дошкольников».

https://previews.123rf.com/images/abirvalg/abirvalg1310/abirvalg131000018/22562203-Vector-illustration-of-laboratory-flasks-isolated-over-white-background-Stock-Vector.jpg

Ожидаемые результаты

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности

  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

  • Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.

Формы отчётности

Презентация опыта работы лаборатории «Будущие ученые».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе на тему «Учёный Совет»

Это открытое мероприятие проходило весной 2005 года.Часто домашние задания предполагали работу с энциклопедическиим словарями. Как результат, среди ребят наблюдалось как бы интеллектуальное соревнован...

«Учёный кот и мышки- глупышки» - учебное пособие для развития речи и культуры общения.

    Практика показала, что дошкольники и на занятиях, и в режимных моментах, и в играх усваивают информацию лучше, если используется театрализация: знания надолго отложатся в пам...

"Как воспитать учёного"

Всестороннее формирование личности ребёнка с учётом особенностей его физического и психического развития, индивидуальных возможностей и способностей с приоритетом интеллектуального развития....

"Как воспитать учёного"

Статья  к презентации "Как воспитать учёного"...

Досуг, посвящённый дню рождения А. С. Пушкина "В гостях у Кота Учёного"

Досуг с элементами театрализации для всех групп детского сада....

«Кот учёный всё ходит по цепи кругом». Конспект открытой образовательной деятельности по области «Ознакомление с художественной литературой» + «Художественное творчество» (лепка) в старшей группе.

Программное содержание:Цель:Ø вспомнить прочитанные сказки А.С.Пушкина,    познакомить с новым произведением, помочь запомнить общеупотребительные пушкинские строки наизусть.Ø развивать...