Проект в старшей группе детского сада "Что мы знаем об осени?"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Елена Ивановна Ковалева

Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Сокурский детский сад «Сказка»

Паспорт проекта в старшей группе МКДОУ «Сокурский детский сад «Сказка»

Воспитатель :Ковалева Елена Ивановна

Тема:«Что мы знаем об осени?».

Тип проекта: познавательно- исследовательский, творческий, групповой.

Участники проекта:дети старшей группы, воспитатели, родители.

Срок реализации проекта: краткосрочный (c 2.10 21г. – 31.10.21г.).

Актуальность проекта:

Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное. А порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.

Китайская пословица гласит: «расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

Цель проекта:  Создание условий для совершенствования у детей представления об осени, ее характерных особенностях.

Задачи проекта:

Задачи:

Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;

Расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;

Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;

Расширить и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;

Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

Способствовать развитию памяти, восприятия;

Воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание оберегать ее, охранять.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: Праздник «Если б Осень потерялась!».

Ожидаемый результат:

Закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;

Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;

- Применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;

- Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);

- Сближение педагогов и детей, создание атмосферы общности интересов и партнерских отношений.

Проект включает три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап (с 2. 10. 2021г. по 6.10.2021г.):

Определение темы и задачи проекта; актуальности проблемы; составление плана основного этапа проекта.

Подборка методической, детской художественной литературы, музыкальных произведений.

Разработка циклов ООД.

Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности.

Информирование родителей о проведении творческого проекта и приглашение к участию в проекте.

2. Содержание проекта (основной этап- деятельностный) (с 9.10. 2021г. по 25.10. 2021 г.):

Реализация проекта в непосредственно-образовательной деятельности через образовательные области:

Познавательное развитие

ООД «Прогулка в осенний лес» (Приложение № 1).

Цель: Создание условий для расширение у детей представления о многообразии и пользе осенних даров природы.

Рассматривание и обследование: муляжей и трафаретов овощей,

фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

Беседы:

«Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья?».

Цикл наблюдений:

- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём);

-за красотой и богатством осенних красок;

-за цветником;

-за перелетными птицами;

-за насекомыми;

-за деревьями, растущими на территории детского сада.

Целевые прогулки:

«Деревья и кустарники нашего детского сада»;

«Ищем приметы осени».

Цель: Создание условий для развитие у детей умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий.

Ситуативная беседа:

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»;

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»;

«Почему я люблю (не люблю) осень?».

Цель: Создание условий для систематизации представления у детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.

Речевое развитие

ООД «Осень и её краски» (Приложение № 2).

Цель: Создание условий для систематизации знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира.

Творческое рассказывание детей по темам:

«Мы гуляли на участке»;

«Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок.

Цель: Создание условий для развитие у детей умения анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи.

Словесные игры:

«Опиши словами осень!»;

«Осень в лесу»;

«Вспомни – назови»;

«Один – много»;

«Будь внимательным»;

«Осенние деревья»;

«Подбери действие».

Цель: Создание условий для развитие у детей свободного общения с взрослыми, всех компонентов устной речи.

Чтение художественной литературы:

Рассказы:

Катаев В. «Мухомор»; «Грибы».

Лопатина А. «Грибная аптека;

Пришвин М. «Листопад», «Осенние листочки»;

Скребицкий М. «Четыре художника», «Осень», «Белка готовится к зиме»;

Соколов – Микитов Г.И. «Листопадничек»;

Снегирев Г. «Как птицы к зиме готовятся»;

Сладков И. «По грибы»,

Ушинский К. «Осенняя сказка», «Спор деревьев»;

Шим Э. «Храбрый опенок».

Сказки:

Афанасьева М. «Красивые грибы»;

Белых С. «Спор деревьев»;

Скребцова М. «Разговорчивая берёзка».

Стихи:

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;

А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»;

К. Бальмонт «Осень»;

И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…».

Пословицы, поговорки, приметы об осени (Приложение №7).

Цель: Создание условий для эмоционально-образного восприятия детьми литературного произведения; развитие умения замечать образные слова и выражения, осознание единства человека с природой в художественной литературе.

Социально-коммуникативное развитие

ООД «Осенние заботы животных и птиц» (Приложение №3).

Цель: Создание условий для закрепление у детей знаний об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой.

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин семян», «Семья собирается на прогулку в лес», «Семейный праздник», «Прогулка в осенний лес».

Дидактические игры:

«Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…»,

«С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы».

Цель: Создание условий для развитие интереса у детей к экологическим играм.

Игры-драматизации: «Лисичка со скалочкой», «Под грибом».

Настольно – печатные игры: «Времена года».

Художественно -эстетическое развитие

ООД (Рисование) «Ветка рябины» (Приложение № 4).

Цель: Создание условий для закрепление умения у детей передавать в рисунке характерные черты ветки рябины.

ООД (Лепка) «Фрукты на тарелке» (Приложение № 5).

Цель: Создание условий для закрепление у детей знаний о фруктах, развитие умения передавать более точную форму фруктов и вазы.

ООД (Аппликация) «Овощи» (Приложение № 6).

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности «Овощи».

Рассматривание: картины Левитана «Золотая осень», иллюстраций на тему «Осень в лесу»

Раскрашивание раскрасок на осеннюю тематику.

Слушание музыкальных произведений:

П.И.Чайковский «Октябрь»;

Пьеса Р. Бойко «Осенний пейзаж»

Пение:

«Веселый огород»;

«Осень золотая» сл.и муз. Л. Старченко;

«Осень, осень, осень».

Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку».

Музыкальные игры: «Ёжик», народная игра «Тара-тара-тара-ра…».

Цель: Создание условий для формирование у детей эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения об осени.

Физическое развитие

Беседы:

«Как одеваться осенью?»;

«Если хочешь быть здоров».

Цель: Создание условий для развитие у детей начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

Подвижные игры:

«Съедобное - несъедобное!»;

«Бывает-не бывает»;

«Хитрая лиса»;

«Перелёт птиц»

Игры - соревнования: «Кто быстрее обежит лужи».

Цель: Создание условий для формирование у детей двигательной активности, используя подвижные игры и физические упражнения.

Физкультминутки:

«Клён»; «Листопад»; «Грибы»

ПальчикоПальчиковая гимнастика: «Листья», «Есть у каждого свой дом», «Компот», «Мы капукапусту рубим…», «Птицы».

Цель: Создание условий для развитие у детей мелкой моторики, координации движения кистей рук и пальцев.

Трудовое воспитание

Сбор природного материала на прогулке (сбор семян, листочков для гербария), уборка опавшей листвы,

подготовка клумбы группового участка к зиме, укрывание корней деревьев опавшей листвою.

Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»;

«В мире животных»;

«Почему  перелетные птицы покидают нас осенью?»

Цель: Создание условий для формирование у детей умение трудиться , добиваться результата труда общими усилиями.

Работа с родителями:

Консультация «Профилактика гриппа в осенний период» (Приложение №8);

Изготовление поделок из природного материала и овощей «Волшебный сундучок» (Приложение № 9).

3. Заключительный этап (с 26. 10. 2021 г. по 31. 10. 2021г.):

- анализ результатов проекта;

- проведение праздника: «Если б Осень потерялась» (Приложение № 10).

Приложение

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей 5–6 лет.

Тема: «Прогулка в осенний лес»

Цель: Создание условия для формирование у детей обобщенного представления о лесе, культуру общения с природой.

Задачи:

1. Систематизировать представления детей о грибах и деревьях;

2. Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

3. Прививать любовь к родной природе;

4. Развивать навыки проведения простых опытов, а так же культуру восприятия, умение наблюдать, сравнивать;

5. Воспитывать познавательный интерес к растительному миру.

Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: плакат «Деревья», картинки - «Грибы съедобные и несъедобные»; аудиозапись «Звуки леса»; губка, блюдце, емкость с «грязной» водой; корзина из картона, нарезанные нитки, клей.

1. Организационный момент.

В.: - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку, чтобы узнать, куда мы с вами пойдем вы должны отгадать загадку.

Загадка.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом

– Чудеса увидишь в нем.

В.: - Куда мы сегодня пойдем? (В лес).

- А вы знаете как нужно вести себя в лесу?

2. Основная часть:

Стихотворение «Лесные правила»

- Вы знаете лесные правила? Давайте их повторим.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять;

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, Т

опать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

В.: - Прогуляемся по тропинкам леса?

Упражнение «Приятный запах» ( Развитие длительного плавного выдоха)

В.: - Чувствуете, какой здесь чистый воздух?

Давайте подышим. (Глубокий вдох, одновременно поднимая руки вверх, на выдохе произносим «Ах»).

Зрительная гимнастика (Снятие зрительного напряжения).

В.:- Посмотрите глазками влево - вправо, кто так щебечет? (Аудиозапись «Звуки леса»)

Игровое упражнение «Отгадай загадку».

В.: - Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете самых главных обитателей леса.

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

Пальчиковая гимнастика «Дерево».

У дерева ствол, на стволе много веток,

А листья на ветках зеленого цвета (Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх, шевелить кистями и пальцами).

В.: - Посмотрите, сколько деревьев в нашем лесу.

- А какие деревья вы знаете? (береза, осина, дуб, ель, сосна и т. д.)

- Деревья в лесу служат домом, укрытием, пищей.

- А что растет в лесу под деревьями? (Мох, грибы, ягоды).

Беседа о грибах.

В.: - Грибы в моем лесу растут с лета до осени, а для роста им необходимы тепло и влага.

- Какие грибы вы знаете? (Боровик, подберезовик, подосиновик и т. д.)

- Правильно, это съедобные грибы.

В каком виде вы любите есть грибы? (Грибной суп, соленые, жареные и т. д.)

- А еще в лесу есть ядовитые грибы. Назовите их (Мухомор, поганки).

- Можно ли их собирать в корзинку? (Нет).

- Люди часто сбивают их ногами, растаптывают, но делать этого нельзя: они служат лекарством для лесных обитателей – зайцев, лосей и украшают лес.

- Кто знает, как вести себя в лесу при сборе грибов, чтобы эти вкусные дети леса радовали не только вас, но и других людей через несколько лет? (Осторожно срезать ножиком, не топтать несъедобные и т. д.).

- Знаете ли вы, как долго живет гриб? (гриб живет 3-4 дня, а грибница долго – иногда больше 10 лет.).

- А что такое грибница? (Грибница – это корни, как у дерева есть корни, так и у гриба).

3. Итог деятельности: - Какие правила мы должны соблюдать в лесу?

Приложение

Пословицы и поговорки об осени:

Батюшка-сентябрь не любит баловать.

В ноябре зима с осенью борются.

В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

В ноябре снег надует — хлеба прибудет.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.

В сентябре синица просит осень в гости.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.

Готовые хлеба хороши, а на лето по-старому пашню паши!

День прозевал — урожай потерял.

Октябрь — месяц близкой пороши.

Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.

Октябрь плачет холодными слезами.

Октябрь развезет — ноябрь подберет.

Октябрьский гром — зима бесснежная.

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы — из глаз слезы.

Осенняя ночь на двенадцати подводах едет.

Осень — перемен восемь.

Осень велика, зима долга.

Осень идет и за собою дождь ведет.

Осень прикажет, весна свое скажет.

Погода такая, что добрый хозяин собаки со двора не выгонит.

Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.

С березы лист не опал — снег ляжет поздно.

Сентябрь пахнет яблоками, октябрь — капустой.

Соха кормит, веретено одевает.

Теплая осень — к долгой зиме.

Фото проекта

D:\Desktop\IMG_20210924_105254.jpgD:\Desktop\IMG_20211011_083844.jpg

D:\Downloads\выставка.jpgD:\Desktop\IMG_20210929_143414.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный практико-ориентированный проект для старшей группы детского сада «Космос»

Долгосрочный практико-ориентированный проект для старшей группы детского сада «Космос»Проект долгосрочный практико-ориентированный Срок реализации проекта:октябрь-апрель 2011-12 уч.годаУчас...

информационно-творческий проект в старшей группе детского сада «Праздник Пасха»

Дети подготовительной группы в большинстве случаев уже понимают различные православные праздники. На занятиях по изобразительной деятельности была тема «Пасхальное яйцо», организовали подготовку...

Детский проект в старшей группе детского сада" Огород на окошке"

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по выращиванию овощей...

Проект в старшей группе детского сада на тему "Здоровый образ жизни"

Данный проект разработан на 6 недель. В нем содержится планирование деятельности, как образовательной, так и совместной в ходе режимных моментов, направленной на обогащение представлений о ЗОЖ....

Экологический проект для старшей группы детского сада "Зеленый мир детского сада"

Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться о своем здоровье, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой, раскрывает ценность деревьев ...

Экологический проект для старшей группы детского сада Проект "Зеленый мир детского сада"

Описание материала: предлагаю вашему вниманию разработку проекта "Зеленый мир детского сада". Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться...

Проект в старшей группе детского сада "Детский марш Победы"

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна, способствует объединению, осуществлению связи поколений, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям старшего дошкольного ...