Занятие по познавательному развитию "Путешествие капельки - Капитошки"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие капельки - Капитошки". Знакомство детей со свойствами воды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 г. Пензы «Мозаика»

Непосредственная образовательная деятельность  

 образовательная область в средней группе

познавательное развитие

Тема: «Путешествие капельки - Капитошки».

Подготовила и провела:

воспитатель МБДОУ № 4 г Пензы «Мозаика»

Матюнина Н. А.

Первая квалификационная категория

Пенза 2021  г.

Цель: ознакомление детей с некоторыми свойствами воды.

Задачи:

1.Обучающие

- познакомить детей со свойствами воды: не имеет собственной формы (жидкая), цвета, запаха, вкуса;

- сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека.

- закреплять умение работать с прозрачной посудой (стаканчиками, палочками) и водными растворами;

2. Развивающие

- развивать навыки проведения лабораторных опытов;

- развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;

- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;

3.Воспитывающие

- прививать бережное отношение к воде;

- воспитывать сдержанность, усидчивость, эмоциональную отзывчивость, побуждать детей к сотрудничеству и взаимопомощи.  

 Предполагаемый результат: у детей сформируется представление о некоторых свойствах воды; а также предпосылки к умению делать выводы в соответствии с результатами опытной деятельности.

Предварительная работа

  • Беседы о воде, её роли в жизни человека;
  • Рассматривание иллюстраций, альбомов о воде;
  • Чтение художественной литературы по теме;
  • Наблюдение за водой в группе, на прогулке;
  • Игры: «Где живет вода?», «Какая бывает вода?», «Вода – не вода» и др.

Форма организации

- познавательно - исследовательская,

- работа по подгруппам

Методы и приемы

- сюрпризный момент,

- художественное слово,

- наглядный,

- объяснения,

- вопросы,

- информационно-коммуникативные,

- игровой,

- практическая деятельность детей,

- активизация словаря,

- приемы здоровьесберегающих технологий.

Материалы и оборудование:

- макет капельки,

- прозрачные стаканчики,

- трубочки,

- сок,

- вода,

- салфетки,

- капельки из бумаги,

- CD запись шума дождя,

- аудио калонка.

Структура и методические приемы НОД

  1. Вводная часть (2 мин)

Мотивация – сюрпризный момент (встреча с капелькой – Капитошкой) Приложение 1(фото капельки)

 

II. Основная часть (15 мин)

Рассказ «Путешествие капельки - Капитошки».

Игра «Ходят капельки по кругу» 

А) ОПЫТ «Вода жидкость».

 Б) ОПЫТ «Вода прозрачная»

 В) ОПЫТ «У воды нет запаха»

 Г) Дыхательная гимнастика «Буря в стакане».

 Д) ОПЫТ «Вода не имеет вкуса»

Поиск капелек по группе

III.Заключительная часть (3 мин)

Прощание с Капитошкой

Ход занятия

  1. Вводная часть

(мотивация)

( в грамзаписи звучит шум дождя)

Воспитатель подходит к окну и восклицает:

- Ребята, что это за звук, откуда он?

(предполагаемые ответы детей)

Воспитатель показывает капельку (макет)

Приложение 1(фото капельки)

- Ребята, посмотрите, откуда к нам попала эта капелька- воды?

 (ответы детей)

Дети садятся на стульчики, полукругом.

  1. Основная часть

Воспитатель рассказывает о «Путешествии капельки - Капитошки»

Приложение 2

- А сейчас, давайте поиграем с вами в игру «Ходят капельки по кругу». 

Приложение 3

- Ребята капелька - Капитошка, предлагает нам познакомиться с ней поближе. И  для этого приглашает нас в лабораторию.

- Что делают  в лаборатории? Правильно проводят опыты.

- А теперь напомните мне, как нужно вести себя в лаборатории (ответы детей)

(Правила работы в лаборатории) Приложение 4

А) ОПЫТ «Вода жидкость».

(Воспитатель переливает воду из одного стакана в другой).

- Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?

(ответы детей)

- Значит она какая?

(ответы детей)

ВЫВОД: вода жидкая.

Б) ОПЫТ «Вода прозрачная»

- Возьмите разноцветную трубочку у вас на столе и опустите её в стакан с водой. Видна она?

- А теперь опустите трубочку в стакан с соком (ответы детей).

ВЫВОД: вода бесцветная, или прозрачная, а сок нет.

В) ОПЫТ «У воды нет запаха»

- А теперь скажите, есть ли запах у воды? (ответы детей). Понюхайте. Правильно, чистая вода ничем не пахнет, значит,  она не имеет запаха. Теперь понюхайте апельсиновый сок.

ВЫВОД: у воды нет запаха.

Г) - А сейчас давайте поиграем с водой.

Дыхательная гимнастика «Буря в стакане».

(дети дуют в трубочки в стакане с водой, заставляя ее бурлить)

Д) - ОПЫТ «Вода не имеет вкуса»

- Попробуйте сок в 1 стакане, какой он, а во 2 стакане вода? (ответы детей).

ВЫВОД: у воды нет вкуса.

- Ребята у Капитошки есть сестрички, подумайте, где у нас в группе они могут жить?

Поиск капелек по группе

(Дети идут по группе делают остановки)

Находят «капельку» около раковины (мойки):

- помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе.

Находят «капельку» у стола, на котором стоит чайник с водой:

- вода нужна, чтобы мы могли её попить.

Находят «капельку» в туалетной комнате:

- вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования.

Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капитошка знала сколько их.

(Все вместе пересчитывают капельки)

- Вот Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.

  1. Заключительная часть.

 - Ребята Капитошка соскучилась по своей маме тучке, попрощаемся с ней.

Итог.

Перечислить вместе с детьми все свойства воды, о которых они узнали в результате проведения опытов.

- Для чего нам нужна вода?

- Как нужно беречь воду?

Приложение 1

20211029_093101.jpg

Приложение 2

«Путешествии капельки - Капитошки»

Жила-была капелька. Её дом находился на небе в облаке. Там она жила не одна, а со своими сёстрами и подружками. С каждым днём их становилось всё больше и больше. И маленькие облачки превратились в большую тучу. Однажды подул ветер, капелька сорвалась и полетела вниз на землю. Приземлилась она на красивый жёлтый цветок. Это был одуванчик.

Рядом с капелькой оказалось много её подружек. Они стали играть на лугу. Выглянуло солнце, и капельки незаметно превратились в пар, стали быстро подниматься вверх, к облакам. По дороге стало холодно, и они опять превратились в капельки.

Вскоре капелька увидела облако, нырнула в него и заснула сладким сном, вспоминая своё удивительное путешествие.

Приложение 3

Игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а детки – Капельки, и им пора отправляться в путь.

 Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка подсказывает, что им делать:

- Полетели Капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). 

- Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку).

- Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой – большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу).

- Плавали - плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала, домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. (Появляется Солнышко)

 - Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). 

- Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.

- Молодцы, капельки хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом опять вас отпущу погулять!

Приложение 4

Правила работы в лаборатории.

1)Не шуметь.

2) Аккуратно обращаться с посудой.

3)Слушать старшего научного сотрудника.

4)Внимательно следить за результатом опыта.

5)Закончив наблюдение, сделать вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приключение капельки Капитошки

Конспект открытого занятия...

Конспект "Путешествие капельки Капитошки"

Очень интересное занятие для детей 4-5 лет...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по ознакомлению с окружающим миром в средней группе На тему: «Путешествие капельки Капитошки»

Программное содержание:Закрепить полученные знания о воде. Расширить и углубить представления об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, парообраз...

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие Капитошки"

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие Капитошки" в старшей группе...

Конспект ОД по экспериментированию "Путешествие капельки Капитошки"

Цель: Создание условий для развития познавательной деятельности детей посредством экспериментирования (опыты с водой)...

Конспект занятия по окружающему миру "Путешествие капельки Капитошки."

Конспект интегрированого  занятия по окружающему миру для средней группы с элементами экспериментирования и рисованием в нетрадиционной технике....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По ознакомлению с окружающим миром в младшей группе На тему: «Путешествие капельки Капитошки»

Закрепить полученные знания о воде. Расширить и углубить представления об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, парообразное, твердое). Познаком...