Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие Капитошки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие Капитошки" в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_puteshestvie_kapitoshki.docx | 128.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по познавательному развитию
для средней группы
«Путешествие капельки Капитошки»
с использованием
познавательно-исследовательской
деятельности.
Тема: «Путешествие капельки Капитошки».
Задачи:
Обучающие:
ознакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде; обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды с помощью опытов, ее значении в жизни растений, животных и человека; формировать представление детей о том, что воду надо беречь.
развивающие:
развивать любознательность, мышление и речь детей;
воспитывающие:
воспитывать бережное отношение к воде, стремление к новым открытиям.
Материал: стаканчики с чистой водой для каждого ребенка, бутылочка с грязной водой, стаканы с водой и молоком, презентация, маски для подвижной игры (капельки), игрушка – Капитошка, воронки разной величины, большие тазики с водой с мусором и игрушками(рыбки, лягушки), сочки каждому ребенку.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках полукругом.
В.: Ребята, недавно мы с вами прочитали сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Про кого эта сказка?
Д.: Про сестрицу Аленушку и братца Иванушку.
В.: Что случилось с Иванушкой?
Д.: Он пил водицу из копытца и превратился в козленочка.
В.: Ребята, скажите, пожалуйста, можно ли пить из копытца? Почему нельзя?
Д.: Воду из копытца пить нельзя, потому что она грязная.
В.:А воду из крана можно пить? А какую воду можно пить?
Д.: Из крана воду пить нельзя. Можно пить только чистую, очищенную и кипяченую воду.
Опыт «Очистка воды».
В.: Правильно. Ребята, я сегодня принесла вам воду из копытца. Может кто-то хочет пить воду? (Нет, вода грязная). Давайте мы с вами очистим эту бутылку с водой. Для этого каждый берет воронку, положите туда с диск, марлю (сложим их слоями), пропускаем воду через этот фильтр (дети вместе с воспитателем очищают воду).
В.: Теперь – то можно воду пить?
Д.: Да, вода чистая.
Воспитатель предлагает детям по стаканчику воды в прозрачной посуде.
Опыты: «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса», «У воды нет запаха»
Опыт 1. «Вода не имеет цвета».
Материал: стакан кипяченой водой, стакан молока, две чайные ложки.
Ход эксперимента:
Какого цвета вода? Положите в стакан с кипяченой водой чайную ложку. Вода прозрачная, сквозь нее видна чайная ложка, дно и стенки стакана. Затем положите чайную ложку в стакан молока. Молоко белое и чайная ложка не видна.
Вывод: вода не имеет цвета, вода прозрачная.
Мы в стакан воды налили,
Опыт провели удачный!
Мы с тобой установили –
Чистая вода – прозрачна!
Опыт 2. «Вода не имеет запаха».
Материал: кипяченая вода, лимон.
Ход экспериментирования: Чем пахнет вода? Предложить детям понюхать кипяченую воду, затем лимон (закрытыми глазами).
Вывод: вода не имеет запаха.
Есть ли запах у воды? Нет.
А какой у воды цвет?
Красный или голубой?
Синий или золотой?
Кто даст правильный ответ?
У воды и цвета нет!
Тем вода приметна,
Что совсем бесцветна!
Опыт 3. «У воды нет вкуса».
Материал: стаканы, воды, соль, сахар, лимон.
Ход экспериментирования:
Какого вкуса вода? Предложить детям попробовать воду на вкус. Потом предложить попробовать кусочки лимона, соль и сахар. Сахар – сладкий, соль – соленый, а лимон кислый. Вода без вкуса.
Вывод: вода не имеет вкуса.
В.: У воды нет запаха. Какой вкус воды? (нет вкуса). Скажите, пожалуйста, какого цвета вода? (ответы детей: бесцветная, прозрачная). А какого цвета молоко? (белое)
Значит, вода прозрачная, у воды нет вкуса и запаха (обозначить свойства воды схемами – картинками).
Чтобы вода стала чистой и безопасной для нас, воду специально очищают, фильтруют на очистительной станции, потом она поступает к нам в дом. У нас каждого дома из крана течет чистая, очищенная вода.
В.: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Ребята, к нам в гости пришла Капитошка, давайте поздороваемся (дети здороваются). Капитошка приготовила вам загадку:
Мною можно умываться.
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я…(вода).
В.: Капитошка хочет спросить, знаете ли вы о том, где можно встретить воду? Где живет вода?
Д.: Вода есть в луже, в море, в океане, в дожде, в кране…
(В.: Для чего нужна вода людям?
Д.: Люди умываются, варят еду, пьют воду, моют посуду, стирают белье, поливают растения и т.д.)
Показ презентации «Водоемы».
В.: Да, ребята, но водоемы бывают и чистые, и грязные. Что же делать, если водоем грязный? (ответы детей).
Игра «Очищаем водоем».
Представьте себе, что мы пришли на берег водоема и увидели, что водоем грязный. Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. У нас на столах маленькие водоемы (тазики с водой. Это – водоемы(с мусором, с рыбками, лягушками, лотосами). Давайте мы с вами очистим наши водоемы от мусора. Мы – санитары водоемов! Но вы должны быть внимательными, потому что в водоемах есть кроме мусора и рыбки, и лягушки, и цветы. Мы должны ловить сочками только мусор (дети ловят мусор из тазиков).
В.: Молодцы, дети, наши водоемы очищены. Вы уже знаете, что загрязнять водоем нельзя. Почему нельзя загрязнять водоем? (потому что гибнут рыбы, лягушка, растения – живые организмы, нельзя купаться) А если водоем чистый? А в чистом водоеме живут рыбы, лягушки, растения, можно купаться и просто любоваться красотой природы).
В.: Ребята, Капитошка хочет с вами поиграть и вас превращает в капельки.
1,2,3 – станем капельками мы!
Игра «Ходят капельки по кругу».
В.: Молодцы, ребята. Вы очень порадовали Капитошку. Ему грустно с вами расставаться, но его ждут сестрички – капельки, пора прощаться (дети прощаются).
В.: Мы путешествовали с капелькой по кругу. В природе это путешествие так и называется – круговорот воды. Поэтому в наших реках, озерах и морях вода не исчезает. Она проходит по кругу превращений и снова попадает на землю.
Подумайте и скажите: надо ли беречь воду? Почему?
Проведем опыт (тонкая и толстая струя воды через разные воронки, бутылки с разной шириной горловины).
В.: Из какой воронки быстрее вытекает вода?
Д.: Толстой струей наберем больше воды.
В.: Поэтому, ребята, воду включаем маленькой тонкой струей. Наш город большой и чистой воды нужно много. А, представьте, что вы забыли закрыть кран. Из – за такого пустяка может «исчезнуть» целая река. Надо беречь воду, не оставлять открытым кран. Капитошка оставляла вам вот такие рисунки. Как вы думаете, что означает этот рисунок? (таблички «Береги воду» с краном, включенным и краном выключенным).
Воспитатель раздает рисунки и предлагает их раскрасить. Забрать домой и провести беседу с родителями (братьями и сестрами), как надо беречь воду.
Приложение.
Игра «Ходят капельки по кругу».
Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.
Дидактический материал: сопроводительный текст, маски «капельки» и костюм «тучка».
Метод проведения: для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя (звучит музыка, напоминающая дождь). Воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а ребята – ее детки капельки, им пора отправляться в путь (музыка). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
- Полетели капельки на землю (попрыгаем, поиграем). Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составят ручей, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротниками не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
Литература:
1.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2014.
2.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.
3. Н.В.Нищева Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры - СПб: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2015.
4. Знакомим с окружающим миром детей 3-5лет - М. ТЦ « Сфера». 2011.
5.С.Н.Николаева Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: кн. для воспитателей дет.сада – М.: Просвещение, 2004.
6. Т.А.Шорыгина Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2011.
7.Т.А.Шорыгина Беседа о воде в природе. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательной деятельности с использованием оздоровительных методов на тему: «Капитошка открывает свои секреты». Для детей старшей группы.
Занятие по познавательной деятельности с использованием оздоровительных методов....
Конспект занятия по познавательной деятельности с использованием оздоровительных методов на тему: «Капитошка открывает свои секреты». Для детей старшей группы.
Занятие по познавательной деятельности с использованием оздоровительных методов....
Конспект занятия по познавательной деятельности с использованием оздоровительных методов на тему: «Капитошка открывает свои секреты». Для детей старшей группы.
Конспект занятия с использованием оздоровительных методов....
Конспект занятия по познавательной деятельности с использованием оздоровительных методов на тему: «Капитошка открывает свои секреты». Для детей старшей группы.
Конспект занятия с использованием оздоровительных методов....
Конспект занятия по познавательной деятельности с использованием оздоровительных методов на тему: «Капитошка открывает свои секреты». Для детей старшей группы.
Конспект занятия с использованием оздоровительных методов....
Конспект занятия по познавательной деятельности с использованием оздоровительных методов на тему: «Капитошка открывает свои секреты». Для детей старшей группы.
Конспект занятия с использованием оздоровительных методов....
Конспект занятия по познавательной деятельности с использованием оздоровительных методов на тему: «Капитошка открывает свои секреты».
Конспект занятия с использованием оздоровительных методов....