Мастер - класс «Обучение дошкольника исследовательской деятельности».
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

шубина елена александровна

​Печатный материал для презентации по мастер классу "Обучение дошкольника исследовательской деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_dlya_prezentatsii_master_klassa.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс  «Обучение дошкольника исследовательской деятельности».

Слайд 1

Воспитатель: Добрый день уважаемые коллеги. Мой мастер класс – посвящён теме: «Обучение дошкольника исследовательской деятельности»

Воспитатель: Мы с вами живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.

Слайд 2

Детское исследование – это деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие. 
В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. 

Слайд 3

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Слайд 4

 Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Слайд 5

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира.

Слайд 6

Эксперименты позволяют объединить все виды, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, формировать творческую личность.

2 часть. Практическая часть:

Слайд 7

Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

  • Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.
  • Слушать воспитателя.
  • Внимательно следить за результатом опыта.
  • Закончив наблюдение, сделать вывод.

Все дети любят сказки, и сегодня мы экспериментирование проведём в виде сказки.

Слайд 8

Жила – была девочка, и звали её Красная Шапочка. Вот, в очередной  раз мама отправила её в гости к бабушке, и отнести подарок ткань для  платья.

Слайд 9

Опыт 1 « Хроматография на ткани»

С помощью фломастеров легко и весело можно создать уникальные и удивительные узоры на ткани.

Для опыта нужно: стакан, шприц с водой, фломастеры, кусочки белой ткани, резиночки.

На стакан положите ткань, закрепите ее резиночками.  Нарисуйте узоры из точек разноцветными фломастерами. В центр рисунка капните несколько капель воды из пипетки. Наблюдаем, как цвета взрываются на наших глазах. Происходят замечательные превращения. Спустя несколько минут можно снять и просушить ткань.  Любуемся и наслаждаемся результатом. Почему точки смешались?

Вывод: Вода расползается по ткани и смешивает цвета.

Красная Шапочка взяла подарок и пошла к бабушке. По дороге она увидела чудесный пруд.

Опыт 2  «Вода принимает форму сосуда, в который она налита».

Давайте нальём в ёмкость воды. Что произошло с водой? (ответы)

Вывод: Вода приняла форму того сосуда куда налили. У нас получился пруд.

В этом пруду росли красивые цветы – кувшинки. Красная Шапочка решила понаблюдать, как распускаются кувшинки.

Опыт № 3«Засохшие цветы».  

Материалы: вода, миска, бумага, карандаши.

Предлагаю работать в парах.

И вместе с Красной Шапочкой понаблюдать за этим процессом. Возьмите цветок. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите цветок на воду лепестками вверх. Ждём, наблюдаем за цветами. Что мы наблюдаем, какой процесс? Мы видим, как лепестки цветов начинают распускаться.

Почему это происходит?

Вывод: Бумага производится из целлюлозы, которая составляет основу растений. Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Красную Шапочку заинтересовало что – то интересное. В пруду кто-то всплывал и появлялся на поверхности воды, потом исчезал. Оказывается, это были маленькие рыбки.

Опыт № 4 №Волшебные пузырьки»

Давайте и мы посмотрим, как это получается у них. Для этого нам понадобиться газированная вода и пластилин. Наливаем газированную воду в стакан. Из пластилина делаем маленькие шарики рыбки и опускаем в стакан. Наблюдаем. Что же происходит. Сначала рыбки тонут, потом всплывают. Как вы думаете, почему это происходит?

Вывод: Газы выталкивают рыбок, газ выйдет, они опустятся, становятся тяжёлыми.

Пока Красная Шапочка шла дальше, прошёл небольшой дождь, и на небе появилась необычной красоты радуга.

Опыт № 5 «Радуга из конфет»

Для этого потребуется: драже skittles, кипяток и блюдце.

Воспитатель: Разложите конфеты на блюдце кольцом. Наливаем потихоньку в середину кольца воду. Ждём несколько минут и наблюдаем. Посмотрите, какой взрыв цветов и красок! От каждой конфетки идёт своя дорожка и она не смешивается. Как вы думаете почему?

Вывод: Вода вступает в реакцию с глазурью и растворяет её. В этих конфетах есть добавка У903 (карнаубский воск), который держит цвет и не даёт им смешиваться.

Воспитатель:   Мной при проведении опытов были поставлены следующие  задачи.

Задачи:

  • Учить формулировать выводы и фиксировать результаты эксперимента.
  • Развивать познавательные процессы  в  ходе проведения поисково - исследовательской деятельности посредством эксперимента.
  • Воспитывать умение работать в коллективе.

Слайд 10

Хочется закончить свой мастер – класс китайской пословицей

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Слайд 11

 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Обучение дошкольников с ОНР предложным конструкциям"

Познакомить учителей-логопедов с дидактическими играми и упражнениями, используемыми на каждом этапе ознакомления с предлогами....

Мастер-класс "Обучение дошкольников игре не блокфлейте"

Мой мастер-класс был всем интересен,Он детям доступен, понятен и нов!Я всех призывала:«Скорей, овладейте!» -«Обучение дошкольников игре на блокфлейте» Флейта – сказо...

Мастер класс: «Обучение дошкольников технике рисования пластилином -пластилинографии».

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников,...

Мастер-класс «Обучение игре на ложках как элемент музыкального развития дошкольников»

Исполнительство на ложках рассматривается как зарождающаяся модель проявления и становления музыкальных навыков детей дошкольного возраста, развития их личностных и коллективных качеств.   Игра н...

Мастер – класс «Обучение дошкольников игре в шахматы»

В наше время  родители и педагоги обнаружили, что шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся...

Консультация для воспитателей и мастер - класс «Обучение пересказу дошкольников подготовительной группы»

Ситуация, сложившаяся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них...