Мастер – класс «Обучение дошкольников игре в шахматы»
материал (старшая группа)
В наше время родители и педагоги обнаружили, что шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся им в жизни. Эта игра может заложить основу будущего успеха в карьере. Шахматные стратегии во многом совпадают со спортивными.
Благодаря шахматам особенно хорошо развиваются навыки управления временем. Игрок, имеющий ограниченный запас во времени на завершение игры, должен правильно распределять его. Так и в жизни, и во время учёбы – школьникам необходимо эффективно использовать своё время.
Шахматная задача помимо прочего заставляет взглянуть на ситуацию с двух сторон. Для большинства детей, которые в основном сконцентрированы на самом себе, это умение – большое достижение. Ребёнок узнаёт, что ходы и фигуры противника так же важны, как и его собственные. Благодаря шахматам развивается навык дискуссии, в ходе которой участник должен учитывать аргументы обеих сторон. И умение распределять время, и умение оценивать проблему с разных позиций ,крайне необходимы для будущих представителей многих профессий.
Если говорить о расчётах, применяемых в игре, то очевидно, что шахматы помогают развивать логическое и критическое мышление, столь необходимое в проектировании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_shahmaty.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№ 1 «Сказка»
Мастер – класс
«Обучение дошкольников игре в шахматы»
Подготовила:
Воспитатель:
Шемякова Л. Н.
Мегион 2019 г.
Цель: Познакомить педагогов с приёмами, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями, используемыми для обучения детей игре в шахматы.
- Формировать умение играть в шахматы.
Оборудование и материалы:
Видеопроектор, компьютер, шахматное поле, магнитная шахматная доска, мольберт, диаграммы, атрибуты для игр (шапочки с шахматными фигурами, игрушечные мухоморы, домик шахматных фигур, стрелки, цветные фишки, набор магнитных шахматных фигур).
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить вас с игровыми ситуациями, которые помогут открыть ребёнку увлекательный мир шахмат.
Приступая к обучению детей нужно взять за правило три обстоятельства.
Во-первых, занятия должны протекать в игровой, увлекательной форме и доброжелательной атмосфере. Сделать серьезное занятие для ребёнка занимательным – это задача первоначального обучения.
Во- вторых, чтобы обучение было развивающим, оно должно включать самостоятельную работу ребёнка с изучаемым материалом.
В – третьих, особенно на первых порах не забудьте…сказку. Ведь: «Сказка, игра, фантазия – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений…»
Работа по обучению дошкольников игре в шахматы выстроена поэтапно. Детский дошкольный возраст характерен тем, что большая часть времени уделяется игре. Поэтому нет ничего удивительного в том, что знакомство с шахматами от начала и до конца происходит исключительно в игровой форме.
На первом этапе обучения, который направлен на знакомство с шахматной доской, я использую игры:
- «Собери доску»
- «Прогулка по шахматным улицам»
- «Подъем на лифте»
- «Ракеты на старте»
- «Раскрась шахматную доску»
- «Назови поле»
С первого знакомства с шахматной доской дети обучаются навыкам схематизации. С этой целью шахматная доска представлена в трех вариантах: демонстрационные шахматы, на которых объясняет воспитатель; реальные шахматы, на которых работают дети и графическая модель шахматной доски. Хочу отметить, что все предложенные игры могут проводиться как на шахматной доске, так и на диаграмме.
Второй этап обучения игре в шахматы - знакомство с шахматными фигурами и их положение до игры.
- «Чудесный мешочек»
- «Что изменилось»
- «Прятки»
- «Шахматная репка»
- «Что общего»
- «ШахматнаяДа, Нет-ка»
Закрепить положение фигур позволяют игры:
- «Фигуры – почтальоны»
- «Домики для фигур»
- «Кто быстрее и точнее»
- «Чей домик?»
- «Мяч»
Освоить важнейшую тему - «возможности фигур» - детям помогают следующие игры:
- «Игра на уничтожение»
- «Один в поле воин»
- «Лабиринт»
- «Перехитри часовых»
- «Кратчайший путь»
- «Захват контрольного поля»
Заключительный этап направлен на понимание цели шахматной партии:
«Шах или не шах»
«Дай шах»
«Пять шахов»
«Защита от шаха»
«Мат или не мат»
«Первый шах»
«Найди лишнюю»
Эти игры я использую в организованной деятельности, как в подгрупповой, так и в индивидуальной работе с детьми.
Сегодня у меня появилась возможность поделиться с вами педагогическими находками в деле обучения дошкольников игре шахматы.
Итак, предлагаю вам окунуться в волшебный мир шахмат. Приглашаю 2 участника. Присаживайтесь.
Знакомить детей с игрой мы начинаем с шахматной доски.
Вся в квадратах — белых, чёрных — деревянная доска,
а ряды фигур точёных — деревянные войска.
Смотрите! Вот дана доска
64- магических квадрата,
На ней, по мере сил своих
Ведут сражения ребята!
Посмотрите внимательно на неё и скажите, из чего состоит шахматная доска? На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета, их 64. Кроме полей на доске мы видим линии: горизонтали, вертикали и диагонали. Правильное положение доски - белое поле находится справа внизу.
Предлагаю вам попробовать собрать шахматную доску. Подходите к мольберту.
Игра «Собери доску».
Уважаемые педагоги, вам необходимо собрать шахматную доску, чередую белые и чёрные поля, будьте внимательны. Вам также необходимо обозначить вертикали латинскими буквами (a, b, c, d, e, f, g, h), а горизонталь цифрами от 1до 8. В нижнем правом углу должно быть белое поле. Соблюдено ли это правило у вас? Замечательно, вы были внимательны. Эта игра развивает умение ориентироваться на шахматной доске, внимание и способность действовать по правилам.
Теперь пора познакомиться с жителями шахматного королевства.
У него большая роль,
А зовут его … (король)
Не фигура, а насмешка -
Эта маленькая … (пешка)
Шустрый, быстрый, как огонь
Шахматный, но всё же … (конь)
Есть сестра у корабля –
Очень важная … (ладья)
Не отвесит вам поклон!
Не индийский, хоть и … (слон)
Самый главный в войске есть,
А для вас он просто … (ферзь)
Представляю вашему вниманию игру «Волшебный мешочек»
Уважаемые коллеги! Шахматные фигуры спрятались в этом мешочке и согласны выйти из него, если только вы с каждой поздороваетесь и назовете по имени. Как обычно здороваются люди? Правильно, жмут друг другу руки. А вы, с помощью рук, попробуйте угадать, какая фигура здоровается с вами, и позовите её по имени. Вы справились с заданием. Было сложно отгадать?
Эта игра используется для закрепления названий фигур и развития восприятия через тактильные ощущения.У каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске.
Для изучения возможностей фигур я использую игры с шахматным материалом. Уважаемые коллеги, предлагаю вам принять участие в игре «Шахматный лес». Приглашаю 2 участников. Прежде чем начать играть, хочу познакомить вас с ходом ладьи.
Ладья двигается по шахматной доске вперед, назад, вправо и влево на любое количество полей. То есть по горизонталям и вертикалям. Перепрыгнуть через другие фигуры ладья не может.
Итак, условие этой игры такое: Ладья живет в доме в глубине шахматного леса. Это очень красивый лес, но в нем растут ядовитые мухоморы. Наступать на них ладье ни в коем случае нельзя, перепрыгнуть через мухоморы она не может. Теперь распределим роли. Кто угадает в какой руке фигура, тот и поведёт её до дома.
Обращается к первому игроку.
Поставьте домик ладьи и посадите в шахматном лесу мухоморы, а стрелочкой покажите вход в шахматный лес.
Обращается к другому игроку
Итак, вы поможете ладье добраться до дома. Вот вам стрелочки, чтобы вы могли выложить дорожку . Спасибо, присаживайтесь..
Данная игра предназначена для закрепления хода фигур, а так же развивает у детей внимание и наблюдательность. Играть в нее можно 2 игрокам, а можно командами.
Рефлексия
В завершении нашего путешествия по королевству шахмат предлагаю дополнить высказывания шахматных фигур, варианты:
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось…
Шахматы – не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их интеллектуального развития, формирования волевых качеств. Обучение игре в шахматы позволяет наиболее полно использовать развивающий и творческий потенциал, заложенный в древней игре. Пускай сегодня вы не приняли решения обучать детей игре в шахматы. Но вы с уверенностью можете сказать, что «прикоснулись к прекрасному».
Благодарю всех за участие.
Литература:
- В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», Москва, «Просвещение», 1991 г.
- А. Карпов «Учитесь шахматам», Москва, «Эгмонт Россия Лтд.», 1997 г.
- И.Г. Сухин «Волшебные фигуры или шахматы для детей 2 – 5 лет», Москва, «Новая школа», 1994 г.
- «Учусь играть в шахматы», составитель В. Третьякова, Москва, «Издательский центр «Терра», 1997 г.
- Н..М. Петрушина «Шахматные дебюты. 10 уроков для самых маленьких», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по обучению дошкольников игре в шахматы
Представлен перечень игр для совместной деятельности педагога с воспитаниками при обучении игре в шахматы....
Непосредственно образовательная деятельность по обучению дошкольников игре в шахматы
Этот материал покажет начальный этап обучения детей игре в шахматы (1 год обучения) по материалам И.Г. Сухина....
Мастер-класс "Обучение дошкольников игре не блокфлейте"
Мой мастер-класс был всем интересен,Он детям доступен, понятен и нов!Я всех призывала:«Скорей, овладейте!» -«Обучение дошкольников игре на блокфлейте» Флейта – сказо...
Статья "Из опыта работы:обучение дошкольников игре в шахматы"
Шахматы - это не увлечение, шахматы - это жизнь....
Родительское собрание. Деловая игра (в форме мастер-класса). Тема: "Учитесь играть в шахматы"
Собрание в форме мастер-класса с использованием прогаммы интерактивной доски Whiteboard....
Дидактические игры по обучению дошкольников игре в шахматы.
Дидактические игры...
Семинар- практикум для воспитателей по обучению дошкольников игре в шахматы «Шахматы».
Взаимодействие с коллегами....