Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по морским глубинам»
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по морским глубинам»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_puteshestvie_po_morskim_glubinam.docx | 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по морским глубинам»
Цель: расширять представления детей о море, его обитателях, их строении и способах защиты от врагов; поощрять стремление задавать познавательные вопросы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение.
Методы и приёмы: игровой, словесный (беседа), наглядный
Материал к занятию: Глобус, демонстрационные картины с изображением морских обитателей. Плоскостное изображение глубоководного батискафа
Ход занятия
Вводная часть:
(В группу входит Русалочка, приветствует детей и с заинтересованным видом подходит к глобусу)
Русалочка: Ребята, утром во время нашей беседы, мы искали с вами моря на глобусе. Этот предмет мне не знаком. Объясните, пожалуйста, что такое глобус?
(ответ детей: Это макет нашей планеты – Земля. Огромного земного шара, где мы все живём)
Воспитатель: Верно ребята. Вы хорошо объяснили Русалочке, что такое глобус.
Земной шар – это наш общий большой дом. У нас над головой одна большая крыша. Как вы думаете, что это за крыша? (Это небо)
Воспитатель: Правильно. У нас под ногами – один большой пол. Что это? (Земля)
Воспитатель: У нас на всех одна великанская лампа, она же печка. Что это? (Солнце)
Русалочка: Теперь я очень хорошо поняла, что такое глобус. Ребята, утром я узнала, что голубые пятна на глобусе это вода, а что обозначают коричневые, жёлтые и зелёные пятна? (это суша)
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на глобус и скажите: каких пятен больше – голубых или коричневых, жёлтых, зелёных? (Больше голубых)
Воспитатель: Правильно. Это означает, что на нашей планете земле, вода занимает больше места, чем суша.
Русалочка: Да воды действительно очень много. Это реки, моря, океаны, озёра и даже болота!
Воспитатель: По воде можно совершить настоящее кругосветное путешествие. Но ещё интереснее путешествовать под водой, например, спуститься на дно моря. Хотите отправиться в такое путешествие?
Русалочка: Подождите! Это опасно! Ведь вы люди, не можете дышать под водой!
Воспитатель: Поэтому, Русалочка, чтобы попасть на дно океана, мы должны с вами , ребята, сначала сесть в специальный глубоководный корабль который называется батискаф. Ну, что, согласны отправиться в путешествие по морскому дну? Тогда занимайте пассажирские места в нашем батискафе.
Основная часть:
(Дети садятся на стульчики, которые расположены за плоскостным изображением батискафа)
Воспитатель: Мы опустимся на батискафе глубоко под воду и, через его иллюминаторы, будем наблюдать, за обитателями океана. Внимание! Погружаемся!
Как вы думаете, кого мы сейчас встретим под водой? (рыб)
Русалочка: Верно. В основном в море живут рыбы. Только все они разные. Посмотрите, какие красавицы! (рассматривают иллюстрации с морскими рыбами)
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, что есть общего у всех рыб? (голова, туловище, хвост, плавники и т.д.) Правильно, вы очень наблюдательны. А скажите, пожалуйста, чем покрыто туловище рыб? (Чешуёй)
Русалочка, открой нам, пожалуйста, секрет как рыбы могут дышать под водой?
Русалочка: Весь секрет в том, что рыбам в воде помогают дышать жабры. Это такой орган, который расположен рядом с головой рыбы. Ну, жабры для рыбы это то же самое, что для вас ваш нос!
Воспитатель: Ребята, давайте наденем водолазные принадлежности и совершим прогулку по дну моря. Так мы лучше сможем рассмотреть, где же находятся у рыб жабры и как они дышат. (Имитируют надевание водолазного костюма и подходят к аквариуму, где наблюдают за живыми рыбами)
Воспитатель: Конечно, здесь в море, нас могут подстерегать неприятности. Мы можем встретиться с акулами. (показывает иллюстрации акул) Акулы хищные рыбы и могут напасть на людей. Поэтому лучше нам с ними не встречаться и поскорее вернуться в наш батискаф. Его стены надёжно защитят нас от острых зубов акул и других морских хищников. (возвращаются на стульчики)
Русалочка: Ой, посмотрите! На встречу нашему батискафу плывёт огромная акула. (Показ иллюстрации) Но не бойтесь её. Не смотря на свой огромный размер, эта акула совсем не опасна. Хотя эта акула не поместится даже в самом большом автобусе, питается она маленькой селёдкой и для людей совсем не опасна.
Воспитатель: Посмотрите, совсем рядом с нашим батискафом проплывает необычное животное! И это вовсе не рыба!
Русалочка: Конечно, это не рыба, ведь кроме рыб в морях живёт много других морских обитателей. А чтобы узнать, кто это попробуйте отгадать мою загадку: У кого ноги растут прямо из головы? (осьминог)
Отгадали. Ноги у осьминогов действительно растут прямо из головы. А кто знает, сколько ног у осьминогов? (Восемь ног)
Воспитатель: Хотя это вовсе и не ноги, а скорее руки – щупальца. На конце каждой такой руки, у осьминога расположены присоски, которыми удобно хватать добычу. А в случае опасности осьминог набирает в свой водяной мешок воды, прижимает щупальца друг к другу, выталкивает воду из мешка и плывёт быстро в другую сторону.
Русалочка: Мы русалки, дружим с осьминогами и очень любим, играть с ними в морские догонялки. А вы, ребята, любите играть? Тогда давайте поиграем в мою любимую игру «Зеркало».
Физ. минутка: игра малой подвижности «Зеркало».
Ребята встают в круг, в центр круга встаёт ведущий (Русалка). Дети должны повторять за ведущим все движения, которые он показывает. (В данном занятии можно изображать волны, рыб и т.д.)
Русалочка: Мы очень весело играли!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на самом дне лежит ещё один обитатель моря. (показ иллюстрации морской звезды) На что он похож? (на звезду)
Воспитатель: Правильно, это звезда, но только морская. Она живая. Так же, как и у осьминога, у морской звезды есть щупальца. Они расположены на лучах морской звезды. А ещё на концах лучей звезды расположены глаза.
Русалочка: А вот рядом с нами проплывает очень необычное существо! (показ иллюстрации морского конька) Приглядитесь, кого напоминает вам её голова? (голову лошадки)
Воспитатель: Верно, голова у него точно как у сказочного конька Горбунка.
Русалочка: Вот его и назвали – Морским коньком. Морской конёк очень маленький и многие большие рыбы могут его съесть, поэтому, чтобы легче было спрятаться, морской конёк умеет менять свою окраску. Сядет на зелёную водоросль – позеленеет, сядет на бурую водоросль – станет бурым.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, пока мы с вами рассматривали Морского Конька, совсем близко к нашему батискафу подплыла очень интересная рыбка (показ иллюстрации рыбы – шар). Она круглая как шарик и вся колючая! Вам знакома эта рыбка? Русалочка, что это за рыба?
Русалочка: Называется она рыба-шар. Хотя такой круглой и колючей она бывает не всегда, а только когда чувствует опасность.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему во время опасности эта рыбка превращается в колючий шар? (для защиты)
Верно, так она защищается от своих врагов. Завидев врага, она начинает захватывать много воды в себя и раздувается, как шар. Колючки на её теле начинают торчать в разные стороны, отпугивая врагов.
Заключительная часть:
Воспитатель: Ой, ребята! Мы с вами так засмотрелись на морских обитателей, и я совсем забыла, что нужно следить за уровнем воздуха в нашем батискафе. Нужно срочно посмотреть сколько воздуха осталось у нас в запасе. (проверяет импровизируемые приборы) Ну вот, воздуха осталось совсем немного! К сожалению, мы больше не можем с вами задерживаться на дне моря. Нужно срочно всплывать на поверхность. Пожалуйста, займите свои места и приготовьтесь к подъёму. Внимание! Всплываем!
Ну, вот мы и вернулись в детский сад! Закончилось наше путешествие по морскому дну.
Русалочка: Понравилось вам наше путешествие? А кого мы с вами повстречали в морских глубинах? (рыба Шар, морской Конёк, акулы, осьминог и т.д.)
Воспитатель: Давайте в следующий раз отправимся с вами путешествовать по рекам планеты Земля. Там тоже можно увидеть много интересного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия в старшей группе "Путешествие в страну цветов"
Конспект занятия по английскому языку на цвета....
Конспект занятия для старшей группы «Путешествие по свету».
Программное содержание: развивать способность анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи между способами защиты и климатическими условиями жизни человека; развивать познавател...
Конспект занятия в старшей группе "Путешествие по сказкам"
Воспитание морально-нравственных качеств дошкольников: эмпатии, доброты, взаимопомощи, сочувствия посредством художественной литературы, сказок....
Конспект занятия в старшей группе" Путешествие Красной Шапочки".
Упражнять в приминении приемов ТРИЗа...
конспект занятия в старшей группе "Путешествие в страну фольклора"
конспект интегрированного занятия в старшей группе "Путешествие в страну фольклора"...
Конспект занятия в старшей группе « Путешествуем по группе».
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве помещения игровой комнаты ; упражнять в чтении схем расположения предметов в ограниченном пространстве; формировать умение опре...