Моря и океаны, их обитатели
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

 

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять и закреплять знания детей о морях и океанах.
  2. Продолжить знакомить детей с обитателями морей и океанов (кит, акула, касатка и тд): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в морской среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей интерес и пробудить желание узнавать больше о морских обитателях.
  2. Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы
  3. Воспитывать желание оберегать наш живой мир.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес детей, расширяя их представления о мире морских животных

Обогащение словаря:

Предварительная работа: Чтение художественной литературы сказка Пирожкова Дмитрия «Говорящее море», рассматривание иллюстраций морских животных, рыб, чтение энциклопедии про подводный мир.

Материал и оборудование: интерактивный глобус, планшет, ноутбук, дидактические картинки

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект непрерывной образовательной деятельности

ОО «Познавательное развитие» «Ознакомление с миром природы»

 в группе дошкольного возраста с 5 до 6 лет

«Моря и океаны, их обитатели»

Подготовила: воспитатель Мохирева А.А.

Санкт-Петербург

2021

«Моря и океаны, их обитатели»

Старшая группа.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять и закреплять знания детей о морях и океанах.
  2. Продолжить знакомить детей с обитателями морей и океанов (кит, акула, касатка и тд): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в морской среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей интерес и пробудить желание узнавать больше о морских обитателях.
  2. Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы
  3. Воспитывать желание оберегать наш живой мир.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес детей, расширяя их представления о мире морских животных

Обогащение словаря:

Предварительная работа: Чтение художественной литературы сказка Пирожкова Дмитрия «Говорящее море», рассматривание иллюстраций морских животных, рыб, чтение энциклопедии про подводный мир.

Материал и оборудование: интерактивный глобус, планшет, ноутбук, дидактические картинки

Ход НОД:

Воспитатель:

- Здравствуйте ребята! Смотрите что я принесла. Что это такое? (глобус). А глобус это что? (модель земли). Из космоса наша планета видится голубой. Почему? ( потому что земля состоит из 70% воды) Правильно, молодцы. Смотрите, тоненькие линии – это реки, небольшие синие пятнышки – озера, большие – моря и океаны. Жизнь есть только там, где вода. Вот так велико значение воды. Сегодня хочу познакомить вас с одним мальчиком! Его зовут Дима. Знакомьтесь!

Дима:

- Здравствуйте ребята, меня зовут Дима – я дайвер, ну, или водолаз по-нашему. Кстати, я потомственный мореплаватель. Мой прадед, дед и папа были капитанами, и я просто не могу жить без морей и океанов. Познакомься, это мой друг – Яша, он пингвин!

Пингвин:

- Ну ты даешь! Думаешь, не видно, что я пингвин? Лучше скажи, что я юнга! Эх, что бы ты без меня делал на этом корабле? Я же твой самый главный помощник!

Дима:

- Да, это правда, с тех пор как Яша покинул свою родину – Антарктиду, мы с ним не разлучные друзья и настоящие исследователи морских глубин.

Пингвин:

- М-да! Дома у меня скучновато было – кругом лед, да снег. Никаких приключений! А мне так хотелось увидеть мир и узнать о других обитателях океанов.

Дима:

- Это я тебе гарантирую! Только нам не хватает членов экипажа.

Пингвин:

- Не проблема! Я сейчас своего брата вызову.

Дима:

- Нет, ты не понял, я хочу пригласить ребят. Ну что, наши юные друзья, вы готовы с нами отправится в увлекательное морское путешествие?

Дети:

- Да!

Пингвин:

- Вот и ладушки! Свистать всех наверх! Отдать швартовы! Полный вперед!

Воспитатель:

- Ух ты как здорово! Ну что же, отправляемся в путешествие! А чтобы мы смогли переместиться к Диме, он дал нам с вами волшебный глобус! (достаю интерактивный глобус) Он перенесет нас сквозь моря и океаны и покажет какие удивительные морские животные и рыбы там живут! А пока мы плывем, скажите, чем отличается река от моря? Название каких морей вы знаете? Что больше: океан или море? Молодцы, все верно ответили!

(слайд 1 море(видео) )

Воспитатель:

- Ребята, слышите что за шум?

(ответы детей)

- А что вы можете рассказать о море? Какое оно?

(красивое, шумящее, беспокойное, прозрачное, синее, таинственное..( ответы детей) )

Воспитатель:

-А еще оно манящее, оно манит нас к себе. Каких морских обитателей вы знаете?

(ответы детей)

Воспитатель:

- Правильно, в морях живет множество животных, самых разнообразных. И они совсем не похожи на животных, живущих на земле. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские ежи, и даже есть рыбы – клоуны! Есть безопасные для человека животные, а есть и опасные. Давайте наконец уже отправимся в путешествие, а то Дима и пингвин Яша уже совсем заждались нас!

(слайд 2 видео плывущего корабля)

Воспитатель:

- Посмотрите, вот и первое морское животное на нашем пути!

Дима:

- Горбатый кит, известный также как горбач и длиннорукий полосатик является довольно крупным китом. Максимальная длина горбатого кита составляет 17-18 метров. Средний вес около 30 т. У горбатых китов нет традиционных для животных органов слуха – внешних ушей. Они слышат нижней челюстью, от которой звук проникает к среднему и внутреннему уху. Кстати, легенды о том, как люди, проглоченные китами, многие месяцы путешествовали в желудке у этих животных, абсолютная выдумка. На самом деле им не удалось бы даже пройти через горловое отверстие, потому что его размер не превышает величину маленького блюдца.

(слайд 3,4 иллюстрации)

Воспитатель:

- Очень интересно, а вы знали об этом?

(ответы детей)

- Продолжим свой путь. А это кто?

Дима:

- Это Рыба-меч! Она получила свое название благодаря сильно удлиненной и уплощенной верхней челюсти, которая имеет форму заостренного меча и составляет до трети длины своей рыбы. Торпедообразное тело взрослой меч-рыбы лишено чешуи, что способствует скоростному плаванию – 130 км/час. Меч-рыба крайне агрессивна и непредсказуема. Она часто нападает на морские суда. Поэтому моряки стараются держаться подальше от места скопления мечеподобных рыб.

(слайд 5, 6 иллюстрации)  

Воспитатель:

- Смотрите, ведь это же гигантский кальмар и рядом с ним гигантский осьминог! Дима, расскажи нам о них!

Дима:

- Гигантский кальмар или как его еще называют «Кракен», чудище морей и океанов, - род огромных океанических кальмаров, чья длина достигает 18 метров в длину, это примерно 6 этажный дом. Наибольшая длина мантии составляет 2 метра, а щупалец – до 5 метров. Самый большой кальмар был найден в 1887 году на берегу Новой Зеландии – его длина составила 17,4 метра.

(слайд 6, 7 иллюстрации)

- Гигантского осьминога Дофлейна не зря прозвали гигантским. Размер его головы, примерно 60 см. Щупальца же в размахе имеют больше трех метров, при весе около 60 килограмм. У этого животного сразу 3 сердца и голубая кровь. По уровню развития осьминогов сравнивают с собаками и кошками. Эти головоногие способны буквально за одну секунду менять цвет своей окраски. У западных берегов Тихого океана встречаются сине-кольчатые осьминоги. Они являются самыми опасными существами в мире! Их яд необычайно токсичен.

(слайд 9 иллюстрации)

Дима:

- Зеленая черепаха – это крупный морской представитель, достигающий длины 80-150 см, и массы тела 70-200 кг! Огромный панцирь этих черепах из щитков зеленого и коричневого с желтым цвета отлично маскирует и защищает их от хищников. Чем старше черепаха, тем ближе к берегу предпочитает жить. Эти черепахи и по сей день используются в пище. На данный момент охота на зеленых черепах во многих странах под запретом, потому что численность животных сильно уменьшилась, из-за этого они попали в красную книгу.

(слайд 10, 11 иллюстрации)

Воспитатель:

- Как интересно. А кто же это? Еще один кит? Но посмотрите, он совершенно не похож на предыдущего кита!

Дима:

- Кашалот – самый большой представитель зубатых китов: длина тела самцов достигает 20 метров при массе около 60 тонн, а самок – 13 метров и весе в 30 тонн. Непропорционально круглая голова кашалота составляет треть всего его тела. Каждый зуб кашалота весит около 1 кг. Кашалоты известны своим свирепым нравом и агрессивностью, особенно если они ранены. Зафиксировано несколько случаев, когда разгневанные киты топили корабли.

(слайд 12 иллюстрация)

Воспитатель:

- Сколько удивительного и интересного нам сегодня рассказал Дима. Ой, смотрите, что это за красавица? Я кажется знаю кто это. Это Белуха.

Дима:

- Белуха – это крупный полярный дельфин. Взрослые особи имеют белый окрас, благодаря которому они и получили свое название. За разнообразие издаваемых ими звуков мореплаватели прозвали белуху «морской канарейкой», а у русских появилось выражение «реветь белухой», что значит «громко, безудержно плакать/реветь».

Воспитатель:

- Ребята, давайте немного поиграем с вами и выполним небольшие задания, это очень важно для того, чтобы вернуться обратно в сад. Зарядим своими знаниями наш корабль и волшебный глобус.

Задание 1

- Посмотрите внимательно, какие морские животные спрятались? (черепаха, кальмар, кит, дельфин, рыба, скат)

Задание 2

- Давайте найдем, что лишнее?

Задание 3

- Найдите 8 отличий у корабликов, а теперь давайте найдем отличия на дне морском?

Задание 4

- Сосчитаем сколько морских животных изображено на картинке.

- Вы все большие молодцы! Справились со всеми заданиями

- Вот и подошло наше путешествие к концу. Пора возвращаться обратно в сад. Спасибо Диме и пингвину Яше за такое чудесное приключение. Столько нового мы сегодня узнали! До новых встреч!

(слайд 13, видео как корабль уплывает)

Воспитатель:

- Ребята, давайте встанем и немного разомнемся после долгого путешествия! Выходите все в центр группы, давайте встанем в круг.

Физминутка «Море волнуется - раз, море волнуется – два»

- Молодцы. Надеюсь немного отдохнули, а теперь присядем на свои места.

- Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего понравилось? Какие морские животные вам понравились больше всего? Почему?

- Ребята, спасибо большое вам за это прекрасное приключение! Смотрите, а Дима и Яша оставили вам небольшие подарочки, в память о нашем путешествии!

(раздать раскраски с морскими обитателями и подарить книжку «На море(находилки-развивалки)ФГОС»)

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно - образовательный план на тему "Моря и океаны" по программе детство

Календарный план образовательной деятельности в подготовительной группе с 31.10 – 03.11Тема: «Моря и океаны» Итоговое мероприятие: Фотовыставка для детей «Подводный мир»День неделиУтроНОДПрогулкаВечер...

Реки, моря и океаны

Задание для дистанционного обучения на тему: "Реки, моря и океаны"...

Проект : " Моря и океаны"

Проект : " Моря и океаны"...

Педагогический проект "Подводный мир: моря и океаны"

Цель проекта:  создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Волшебный мир море...

Моря и океаны

Конспект  занятия «Моря и океаны» подготовительная группа...

Занятие по лепке в средней группе в рамках тематического дня "Моря и океаны".

Подводный мир – это царство миллионов удивительных не похожих ни на что обитателей: необычные растения и водоросли, разноцветные рыбки и грозные акулы, весёлые дельфины и гигантские киты&helli...

Непосредственно образовательная деятельность «Как на Земле появились моря и океаны».

Посредством занятия дети знакомятся с материалом, как появились на земле моря и океаны. Повышает интерес детей использование в данной образовательной деятельности использование экспериментальной деяте...