Занятие ФЦКМ в подготовительной группе: «Виды транспорта и история его возникновения»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Менькова Надежда Владимировна

Формирование представлений детей о родовом понятии «транспорт», о видах транспорта в зависимости от способа его передвижения и назначения; об истории его возникновения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие ФЦКМ в подготовительной группе:

 «Виды транспорта и история его возникновения»

Цель: формирование представлений детей о родовом понятии «транспорт», о видах транспорта в зависимости от способа его передвижения и назначения; об истории его возникновения.

Задачи:

- уточнить и расширить представления детей о видах транспорта в зависимости от способа его передвижения и назначения;

- познакомить детей с историей возникновения транспорта (через использование мультимедиа); развивать познавательный интерес; обогащать и расширять кругозор;

- развивать активный и пассивный словарь, путем введения новых слов;

- развивать умение строить полные ответы; совершенствовать связную речь;

- совершенствовать умение подбирать прилагательные к существительным, согласовывая их в роде и падеже; стимулировать желание участвовать в беседе;

- развивать умение различать и определять окружающие звуки; развивать слуховую память, внимание;

- упражнять в образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

- упражнять в образовании сложных слов, развивать логическое мышление;

-совершенствовать умение составлять целое из частей, развивать логическое мышление; развивать зрительную память;

- совершенствовать знания  детей о профессиях людей, которые управляют различным транспортом;

- воспитывать интерес к технике, к профессиям;

- обеспечить двигательную активность детей в процессе образовательной деятельности.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Организационный момент.
  Воспитатель: Дети, к нам на занятие пришли гости.

Давайте их поприветствуем:

Утром солнышко проснулось, улыбнулось, потянулось.

Свои лучики раскрыло, всем улыбку подарило.

Оглядело все вокруг: слева друг и справа друг.

День с улыбки начинайте, всем здоровья пожелайте:

Дети: «Здравствуйте!»

Воспитатель:  

В: Ребята, послушайте, до нас доносятся, какие-то звуки (Дать детям послушать звуки транспорта) Что это за звуки? Давайте послушаем и определим.

Д: Это едет поезд, машина, летит самолёт, гудит корабль.

В: Правильно, а как назвать все это одним словом?  (Дети: транспорт) Верно, эти звуки издаёт разный транспорт. Ребята, я думаю, что вы уже догадались, о чем мы сегодня будем с вами разговаривать…

Д: О транспорте.

Основная часть

Воспитатель: —  Давайте вспомним, что такое транспорт?

Дети: — Это то, на чем можно передвигаться, перевозить грузы.

Воспитатель: Верно, а что вы еще знаете о транспорте? Весь ли транспорт передвигается одинаково? (дети отвечают)

Вы правильно говорите: транспорт можно разделить по способу передвижения. Транспорт, который передвигается по земле, называется?.... (Дети: наземный) Что к нему относится? (Дети: машина, поезд, автобус…)

- А транспорт, который передвигается по воде? (водный) Что к нему относится? (лодка, катер, корабль…)

- Как называется транспорт, который передвигается по воздуху? (воздушный) Что к нему относится? (самолёт, вертолёт).

Молодцы!

Воспитатель:  Итак, ребята, есть разные виды транспорта.  Предлагаю вам взять картинки. Посмотрите на них и назовите, изображенный на них транспорт ласково:

Д.: у меня вертолётик, самолетик, грузовичок, машинка, кораблик, лодочка...
Замечательно! Вы меня порадовали. А сейчас мы прикрепим наш транспорт на плакат в зависимости от способа его передвижения и пройдем за столы с таким же обозначением
. (На мольберте  плакат «Вода, земля, небо». ) По ходу уточнять у детей какой вид транспорта они прикрепляют. Дети занимают места за столами в зависимости от вида транспорта (распределились на подгруппы).

 Ребята, о чём пойдёт речь дальше, вы догадаетесь, когда выполните следующее задание. Вам нужно сложить картинки из частей  (дети собирают транспорт из частей). 

В: Все? Вы справились? Давайте назовем, у кого что получилось?

Дети называют транспорт.

Воспитатель: — Ребята, а кого или что может перевозить транспорт?    

Дети: — Людей, грузы.

Воспитатель: — Да, ребята, транспорт бывает пассажирский и грузовой. Как вы думаете, для чего предназначен грузовой транспорт?

Дети: — Грузовой транспорт перевозит различные грузы. 

В: У кого из вас получился грузовой транспорт? Какой вы еще знаете грузовой транспорт? (дети называют, воспитатель вывешивает картинки на доску).

В: А какой транспорт называется пассажирским?

Д: Транспорт, который везет людей, пассажиров.

В: Назовите, пожалуйста, какой пассажирский транспорт получился у вас? (дети называют) Какой еще пассажирский транспорт вы знаете? (дети называют, воспитатель дополняет и вывешивает картинки на доску).

 Воспитатель: — Как вы думаете, а какой транспорт называют специальным? (ответы детей) Все верно, специальный транспорт нужен для очень ответственной, специальной и очень важной работы, с которой обычные машины не справятся. Этот транспорт используют, если требуется срочная помощь. А еще есть специальный транспорт, который помогает людям выполнять сложные работы. Какой  специальный транспорт получился у вас? (дети называют). А какой вы еще знаете специальный транспорт? (дети отвечают, воспитатель вывешивает картинки на доску, дополняет ответы детей)

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, какой же бывает транспорт по назначению?

(Дети отвечают: пассажирский, грузовой, специальный)

Воспитатель: Дети, а у кого из вас получился транспорт, который был в прошлом, а сейчас уже не используется. (Дети называют) Давайте еще раз посмотрим, как он выглядит. Кто скажет, почему мы называем транспорт старинным?  (Сейчас такого транспорта уже нет, он был в старину) 

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам заглянуть в далёкое прошлое и узнать, как появился первый транспорт. А подскажите мне, пожалуйста, где мы можем найти такую информацию?

Д: Спросить у взрослых, спросить у сверстников, посмотреть в журналах, прочитать в книгах, посмотреть картинки или в компьютере.

Воспитатель:  Все верно!  Вот сейчас мы с вами и обратимся к компьютеру, а точнее к  интернету. А поедем мы с вами на информационную станцию на поезде. Во главе поезда стоит локомотив, а управляет поездом.... (дети – машинист)

 Двигательная пауза: 

Чух-чух-чух-чух! Поезд мчится во весь дух 

 Вдоль заснеженных полей, мимо красных снегирей.

Чух-чух-чух-чух! Поезд мчится во весь дух 

Мимо сосен и берез,  нас на станцию привез!

Просмотр видеопрезентации

Слайд 1. Было время, когда человек передвигался самостоятельно, и все грузы носил на себе. Это было очень тяжело.

Слайд 2. Позже на помощь человеку пришли домашние животные: лошади, ослики… Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы.

Слайд 3. Затем человек изобрел лодку и стал передвигаться по воде.

Слайд 4. Вскоре люди поняли, что можно использовать силу ветра. Поставив на лодку парус, они получили парусник. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли. Появились и другие виды транспорта, первым из которых был … воздушный шар. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер.

 Слайд 5. Долгое время домашние животные и ветер верно служили человеку. Но они не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния.

Слайд 6. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель - сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд – паровоз, а также первый пароход.

Слайд 7. Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы – получился первый автомобиль.

Слайд 8. Затем был изобретён бензиновый двигатель. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин.

Слайд 9. С его помощью человек построил первый самолет.

Слайд 10. С тех пор транспорт постоянно совершенствовался. И сейчас мы видим вот такой транспорт: автобусы, легковые машины, вертолёты, самолеты, теплоходы… Позже появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта.

(Воспитатель уточняет у детей, с чего началась история возникновения транспорта)

Дети, давайте сейчас попробуем изобразить различные виды транспорта. Только сначала вспомним, кто управляет транспортом:

 Дети: Самолетом управляет (пилот, летчик).  Вертолетом (пилот . Велосипедом (Велосипедист). Поездом – машинист. Автобусом – водитель. Кораблём – капитан. Такси – таксист. Трактором – тракторист. Подъёмным краном – крановщик. Ракетой – космонавт…

 Двигательная пауза

Машина. Едем, едем на машине, нажимаем на педаль,

газ включаем, выключаем, смотрим пристально мы вдаль,

дворники счищают капли вправо-влево чистота,

волосы ерошит ветер, мы шоферы хоть куда!

Пароход.

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход

Он шагнул назад сначала,

А потом шагнул вперед.

И поплыл, поплыл по морю

Набирая полный ход.

Самолет.

Руки в стороны, в полет

отправляем самолет.

Левое крыло вперед,

правое крыло вперед,

Полетали, полетели,

На аэродром мы прилетели!

Рефлексия.

В.: А сейчас, давайте вспомним в какие игры мы играли на сегодняшнем занятии и какие задания выполняли . На доске паровоз, в каждом вагоне  картинка – подсказка с выполненными заданиями.

Дети называют(воспитатель, при необходимости помогает):

1.Узнавали по звуку транспорт, называли его ласково

2. Играли в игру «Вода, земля, небо», распределяли транспорт по способу передвижения.

3. Собирали разрезные картинки; вспомнили, как называется транспорт по способу назначения.

4. Изображали транспорт, и называли тех, кто им управляет.

5. Заглянули в прошлое и узнали историю возникновения  транспорта.

  Воспитатель подводит итог: Все верно! А сейчас, подумайте: какие игры и задания вас заинтересовали больше всего. В каких из них вы узнали что-то новое для себя и могли бы поделиться этими знаниями со своими с друзьями. Какие игры и задания  вам  удавались легко и доставили удовольствие…  Над этими вагончиками (с играм-заданиями)  прикрепите магнитик – звездочку. А если вы старались, но какие-то задания вызвали у вас трудности, у вас не все получилось и остались вопросы, тогда над этими вагончиками  прикрепите магниты со знаком вопроса. И мы к ним еще вернемся на других занятиях.
В.: Замечательно! Я вижу, что над всеми вагончиками есть звездочки, а это значит, что вам было интересно, и вы узнали много нового. Вы сегодня старались, были активными, внимательными и справились со всеми заданиями! Над вагончиками есть и вопросы, но это не страшно, потому что мы еще только учимся и обязательно к ним еще вернемся на другом занятии.

 Спасибо, дети! А сейчас я вам предлагаю посмотреть мультфильм про транспорт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе «Виды транспорта»

Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта. Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения....

Конспект занятия ФЦКМ в подготовительной группе Тема: «Весна идет»

Образовательная область «Познание»Направление – «Познавательно-речевое развитие»  Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникац...

Конспект занятия во второй младшей группе "Виды транспорта"

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику....

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Виды транспорта».

Конспект может быть использован на занятиях в подготовительной группе...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Виды транспорта»

формирование представлений детей о различных видах транспорта и истории их развития....

Конспект занятия для детей старшей группы «Виды транспорта»

Конспект занятия для детей старшей группы «Виды транспорта»...

Открытое занятие Во второй младшей группе «Виды транспорта».

-Познакомить детей с понятием «транспорт», а так же с видами транспорта (наземный, воздушный и водный)....