КАРТА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Алексеева Наталья Михайловна

Дать знания детям о разнообразных свойствах фруктов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_kruzhok_otkrytie.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

№ 22 г. Аша Челябинская область

КАРТА  ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕМА:  «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ФРУКТАХ»

(КРУЖКОВАЯ РАБОТА)

             

                                                                       

               Составитель: воспитатель

               Алексеева Наталья Михайловна

КАРТА  ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ФРУКТАХ» (КРУЖКОВАЯ РАБОТА)

Тема: «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ФРУКТАХ»

Возрастная группа: дети 5-7 лет

Форма: Познавательно-исследовательская деятельность

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) подгрупповая

Средства:

Наглядные:  демонстрационный материал.

мультимедийные: компьютерная презентация

Оборудование:

- свежие фрукты,

- вод,

- стаканчики пластмассовые,

- оборудование для проведения опытнической исследовательской деятельности.

Цель: Дать знания детям о разнообразных свойствах фруктов.

Задачи:

Познавательно – исследовательские.

- Вызвать у детей познавательный интерес о фруктах, расширить их представления о форме, вкусе, поверхности, цвету;

-уточнить знания детей о свойствах фруктов плавать в воде только при наличии кожуры;

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;

- развивать и формировать навыка опытнической деятельности детей, посредством экспериментально - опытнической деятельности.

Коммуникативные:

  1. Развивать умение размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом;
  2. Развивать любознательность, активность, умение работать в группе.
  3. Развивать активный словарь, связную речь.

 Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективной работы, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Этапы

 деятельности

Содержание  деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Предполагаемый  результат

 I. Обсуждение темы.

- Ребята, сегодня мы с вами снова в нашей лаборатории. Ежик  передал нам мешочек, предлагает угадать, что в нем спрятано.

Загадка.

Груша, яблоко, банан,

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся. Фрукты.

Педагог приглашает детей в лабораторию,  

ведет диалог с ними.

Показывает детям мешочек.

С помощью рассказа – подсказки подводит их к разгадыванию темы исследования.

Дети свободно располагаются за столами.

Отвечают на вопросы педагога.

Размышляя, находят ответ на вопрос: «Что лежит в мешочке?»

Организация  и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность.

II. Постановка целей исследования.

 Правильно, сегодня мы будем говорить о фруктах. Существует множество самых разных фруктов, которые растут по всему миру. Фрукты очень вкусные и полезные. Они сладкие, потому что в них есть особый сахар. Большую часть фруктов можно есть сырыми. Из них также готовят варенье, компот, мармелад….А еще фрукты можно сушить. Тогда они уменьшаются в размере и становятся еще слаще.

Из многих фруктов можно выжать сок. Люди пьют сок таких фруктов, как апельсины, грейпфруты, яблоки, ананасы, виноград. Если смешать фрукты с молоком или мороженым, то получится молочный коктейль.

Педагог предлагает задание «Опишите фрукты».

Педагог создает проблемную ситуацию.

Дети озвучивают свои предположения, обобщают знания из личного опыта, выстраивают полный ответ.

Пополнение активного словаря детей новыми словами,

проявление готовности к предстоящей и совместной деятельности.

III. Просмотр демонстрационного материала.

(мультимедийная презентация)

Презентация « Как сок попадает в наш стакан»

Вовлекает в просмотр мультимедийной презентации, стимулирует интерес детей; рассказывает.

Слушают, узнают о

Обогащение знания и жизненного

 опыта;

проявление интереса к новым знаниям.

 

IV. Непосредственно опытническая деятельность.

Работа в подгруппах.

Дети делятся на три группы и фрукты (лимон, яблоко, апельсин) . Воспитатель знакомит детей с инструкцией.

Рассмотрите плод и ответьте на вопросы:

• Как называется плод?

• Каков он на вкус?

• Каков плод по окраске, форме, величине?

• Какие блюда можно из него приготовить?

Опыт № 1. «Рассматривание кожуры апельсина, лимона, яблока)

Воспитатель: А теперь возьмите лупы и внимательно рассмотрите кожуру

лимона (апельсина,  яблока ). Что вы видите, какая она?

Вывод: Кожура неровная, шершавая, пористая, гладкая. Цвет у каждого фрукта разный.

Опыт № 2. «Тонет – не тонет»

Воспитатель: А теперь опустите целый и очищенный апельсин (лимон, яблоко) в воду и скажите, что произойдет? Почему фрукты в кожуре плавают, а очищенные утонули?

Вывод: Неочищенные фрукты не тонут в воде, потому что между кожурой и мякотью апельсина (лимона) есть воздушное пространство.

Опыт № 3.«Следы на листе»

Воспитатель: А теперь возьмите кусочек кожуры фрукта и сожмите ее своими пальчиками над листом бумаги. На листке появились жирные пятна. Как вы думаете, почему?

Вывод: Жирные пятна, которые вы видите на своих листочках, появились потому, что в кожуре цитрусовых есть масло.

Опыт № 4. 

Опыт № 4 «Яблоко и лимон»

Воспитатель разрезает яблоко пополам и предлагает ребятам рассмотреть поперечный срез. Затем разрезает лимон, и смазывает лимонным соком одну половинку яблока, а вторую половинку яблока ребята кладут на тарелку срезом вверх. Наблюдают. Через некоторое время одна из половинок яблока, не смазанная лимонным соком, потемнела, а та, что была «защищена» лимонным соком, осталась белой.

Вывод: Потемнение происходит за счет окисления железа, которое содержится в яблоках, кислородом воздуха. Кислота, которая содержится в лимонном соке, защищает срез яблока от окисления и замедляет процесс окисления.

Опыт № 5.«Вулкан из лимона». Из лимона можно сделать вулкан.

Воспитатель разрезает лимон, выдавливает из него сок. К соку добавляется пищевой краситель, средство для мытья посуды и одна ложка пищевой соды.  При взаимодействии всех этих составляющих начала образовываться пена, которая  начала выливаться из стакана. Наш вулкан готов!

Вывод: при взаимодействии соды и лимонного сока образуется воздух, который выталкивает содержимое.

Опыт № 6.«Волшебный лимон» ( на столе у воспитателя)

-В большой чашке делаем теплый чай и разливаем в два стакана. Выдавливаем лимонный сок в один из стаканов. Перемешиваем ложечкой.  Как вы думаете, почему в одном стакане посветлел чай, а в другом нет? Что содержит лимон? (лимонную кислоту).

Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, их последовательность;

постановка проблемы; способствует подгрупповой работе детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Приобретают опыт проведения несложных экспериментов, самостоятельно подбирают материалы для их проведения, делятся собственными суждениями.

Умение подбирать инструментарий для проведения опытов, делать логические выводы; следовать правилам техники безопасности.

V. Итог. Рефлексия.

- Ребята, мы с вами провели опыты и сделали следующие выводы:

• Апельсин имеет пористую поверхность, которая заполнена воздухом и поэтому, он - не тонет в воде;

• Апельсиновая кожура содержит масло,

• Лимон защищает яблоко от окисления;

• Лимонный сок взаимодействует с содой и водой и получается пена;

- Чай с лимоном более светлый, чем без лимона. В лимоне содержится лимонная кислота.

 Ребята, мы с вами провели опыты.

 Выводы:

Что больше всего вам понравилось на занятии? Почему? Что интересного вы узнали для себя? Какой опыт вы бы хотели попробовать провести дома? Почему?

 Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу).

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную), деятельность; высказывают эмоциональный отклик.

Умение оценивать результат своей деятельности;

выражать чувства;

делать выводы;

планировать самостоятельную (совместную) деятельность.

VI. Использование полученного опыта в разных видах деятельности.

 - Я предлагаю вам прийти  в группу и нарисовать  корзину с фруктами.

Способствует тому, чтобы дети самостоятельно закрепляли и воспроизводили полученные знания.

Выражают эмоции посредством рисунка.

Выполнение задания в соответствии приобретенного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности с использованием пластилинографии "Сорокины подружки"

-Закреплять у детей знания о птицах.-Воспитывать у детей интерес к изучению природы.Материал:Иллюстрации с изображением птиц, природный материал, заготовки с силуэтами, аудио запись голосов птиц.Предв...

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема: "Составление детьми описательных рассказов о ягодах (по муляжам)".".

Лексическая тема "Ягоды". Использование современных образовательных технологий: игровые технологии, здоровьесберегающая, технология личностно-ориентированного взаимодествия педагога с детьми....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

2Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Содержание:  1. Введение……………………………………………………………………...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...