Методическая разработка. Проект "Комнатные растения в нашей группе"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель данного проекта -обобщить знания детей о комнатных растениях.поддерживать интерес к жизни комнатных растений, желание наблюдать и заботиться о них
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно - эстетического
развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Этот необыкновенный мир комнатных растений» в средней группе детского сада
Проект разработала и провела воспитатель:
Козырькова В.И
Введение.
В наше время нет в мире ни одного дома, где не росли бы комнатные растения. В нашей стране, где так не хватает летнего тепла и солнца, особенно в городе серой жизни, наши зеленые любимцы излучают много радости, щедро даря её человеку взамен на трепетное к себе отношение и заботу.
«Комнатные растения – это очаровательное и трогательное явление природы».
«Комнатные растения – это замечательный предмет цветочной коллекции».
«Комнатные растения – это отличный подарок, который долгое время будет напоминать о вашей дружбе и любви».
«Комнатные растения – это вероятность приобрести себе новых друзей»
«Комнатные растения – это объект вашей заботы и внимания, делающей жизнь богаче и насыщенней».
«Комнатные растения – это помощник в познавательно-исследовательской деятельности, потенциал которой ещё до конца не использован».
«Комнатные растения – это опыт, приносящий свои плоды, стремления к новым свершениям, позволяющий развиваться нашему обществу».
«Комнатные растения – это предмет, оказывающий глубокое воздействие на всестороннее развитие личности».
Как же создать условия, наиболее благоприятные для размножения и развития растений, как правильно ухаживать, поделюсь с вами своими знаниями и многолетним опытом по выращиванию комнатных растений.
Цели:
Обобщить знания детей о комнатных растениях. Поддерживать интерес к жизни комнатных растений, желание наблюдать и заботиться о них.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Расширять знания детей о комнатных растениях, их значении в жизни человека, их названиях: фиалка, фикус, герань.
- Закреплять представление, что растения это живые существа.
- Закреплять: умение узнавать знакомые растения; называть их части (корень, стебель, лист, цветок, используя картинки).
- Познакомить детей с новым комнатным растением – хлорофитум и способом ухода за ним. Как размножается.
- Пополнить и активизировать словарь детей на основе углубления знаний.
Развивающие задачи:
- Развивать желание наблюдать, делать выводы, сравнивать.
- Закреплять умение ухаживать за комнатными растениями; поливать их, рыхлить землю в горшке. Протирать, опрыскивать листья, делать всё по необходимости.
- Формировать умение: держать правильно лейку, посадить новое растении.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
- Поощрять желание ухаживать за растениями.
- Прививать интерес к комнатным растениям.
- Доставить положительные эмоции (радость, интерес,
восхищение) всем участникам деятельности.
Виды деятельности:
- Игровая.
- Коммуникативная.
- Познавательная.
- Исследовательская.
- Речевая.
Материалы и оборудование:
Комнатные цветы: фиалка, герань, фикус, хлорофитум.
Для воспитателя:
Дидактическое пособие в картинках: комнатное растение, стебель, корень, лист, цветок.
Таблица в картинках «Уход за комнатными растениями».
Слайды фотографии комнатных растений «Фиалки».
Инвентарь: горшочек, земля для посадки, лейка с водой, ножницы, клеёнка на стол, мольберт, магниты, лупа.
Для детей:
Влажные тряпочки, кисточки, опрыскиватель, палочки для рыхления,
фартуки.
Предшествующая работа:
Наблюдение, рассматривание комнатных растений в группе.
Наблюдение за работой воспитателя по уходу за комнатными растениями и посильная помощь детей в уходе за растениями.
Рассматривание дидактических пособий, картинок, фотографий.
Беседы о комнатных растениях и их значении.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята! Сегодня в нашу группу пришло письмо от сестричек Оли и Юли. Они решили поделиться историей, которая произошла с ними. Когда им исполнилось 6 лет, бабушка принесла в подарок каждой девочке по маленькому горшочку с землей и сказала: «Поставьте горшочки на окно, поливайте землю через день, и произойдет чудо».
Оля сделала всё, как сказала бабушка. А Юля про свой горшочек забыла. Через неделю у Оли появился в горшочке росток, а через 2 недели распустился прекрасный цветок.
- А где же мой цветочек? - спрашивает Юля.
Воспитатель: Ребята, скажите, что случилось с Юлиным цветком? Почему так произошло?
Ответы детей: (цветок погиб, так как Юля не ухаживала за ним).
Воспитатель: Ребята, подскажите, пожалуйста, какие растения сажают в горшочки и ставят на окошко.
Ответы детей: (Комнатные или растения.)
Воспитатель: А почему они называются комнатными?
Дети: Потому что они растут в комнате, в помещении, дома.
Воспитатель: А есть ли в нашей группе уголок, где стоят комнатные растения?
Дети: Да.
Воспитатель: Да, у нас в группе есть такой уголок и называется он – живой уголок.
Воспитатель: А почему он так называется, живой уголок.
Дети: А потому что растения живые они растут, дышат, пьют, размножаются.
Воспитатель: А как вы думаете для чего нужны комнатные растения?
Дети: Чтобы было красиво.
Воспитатель: Правильно, чтобы было красиво. Растения украшают наш дом и создают уют. Но они не только радуют своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие растения ещё и хорошо пахнут.
Воспитатель: Ребята. А что нужно растениям для роста?
Дети: Свет, тепло, вода, воздух, земля и обязательно им нужна наша забота и хороший уход.
Воспитатель: А какие названия комнатных растений вы знаете, может у вас дома растут они?
Дети: отвечают …
(Отдельно на столе стоят цветы: герань, фиалка, фикус.)
Воспитатель: А как называются цветы, которые стоят на столе?
Дети: Герань, фиалка, фикус (Дети отвечают и показывают цветы.)
Воспитатель: А из чего состоят цветы? Ребята, вам надо ответить на вопрос и найти нужную картинку.
Дети: Корень, стебель, листья, цветки, если растение цветет.
(Дети называют часть растения и показывают нужную картинку.)
Воспитатель: А что нужно делать, чтобы комнатные растения росли?
Дети: Поливать, протирать, опрыскивать, рыхлить землю.
(Воспитатель обращает внимание детей на цветы, стоящие на столе.)
(Рядом с цветами лежит инвентарь по уходу за комнатными растениями: палочка для рыхления, тряпочка и тазик с водой, опрыскиватель, лейка с водой.)
Воспитатель: Ребята, вы мне уже сказали названия цветов, стоящих здесь на столе. А чтобы они выросли здоровыми и красивыми (не завяли) нужно правильно ухаживать за ними. Вы умеете это делать? Кто хочет мне помочь?
Воспитатель: Ребята, чтобы вы вспомнили, как это надо делать, я покажу вам таблицу, которая называется «Уход за комнатными растениями». Это будет ваша подсказка (вешает таблицу на мольберт).
(Воспитатель вызывает по желанию детей. Дети надевают фартуки.)
(Воспитатель подходит к фикусу.)
Воспитатель: Фикус, уже много лет, считается настоящим хранителем семейного очага. По народным повериям: он приносит в дом удачу и благополучие.
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим его. Что есть у фикуса?
(Если дети затрудняются в определениях воспитатель подсказывает.)
Дети: Ствол, листья, корень.
Воспитатель: А какой у него ствол?
Дети: Длинный, прямостоящий, крепкий и т.д.
Воспитатель: А где корни у фикуса?
Дети: Корни находятся в земле.
Воспитатель: Как вы думаете? Зачем растению нужны корни?
Дети: Корень питает растение.
Чтобы пить воду.
Воспитатель: Правильно, корни растения находятся в земле. Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям. Чтобы растение не завяло, его обязательно нужно поливать. И ещё за счет корня растение не падает и крепко держится в земле. А размножается он черенками (показывает на растении или на фото – верхние и боковые черенки).
Воспитатель: Ребята, а какие листья у фикуса? Ребята, можно аккуратно потрогать листочки фикуса.
(Дети подходят и трогают.)
Дети: Большие, твердые, гладкие, блестящие, ровные, зеленые.
Воспитатель: Дети! А вы заметили, что листья фикуса пыльные? Какой уход необходим фикусу?
Дети: Листья фикуса протирают влажной тряпочкой.
Воспитатель: Верно. Кладём на ладошку лист растения и влажной тряпочкой аккуратно от стебелька к концу листика протираем. (Дети помогают воспитателю протирать листочки.)
Воспитатель: Ребята, глядя на вас, мне хочется вспомнить поговорку «Терпенье и трут – всё перетрут».
(Воспитатель подходит к фиалке.)
Воспитатель: А вот фиалка, стала любимцем во многий наших домах. Ребята, скажите, у кого есть дома фиалка?
Дети: отвечают.
Воспитатель: Они нас не только радуют и восхищают своей красотой, но и помогают людям справляться со стрессовыми ситуациями, отвлекают от семейных проблем и неурядиц в быту, от городской суеты.
Воспитатель: Ребята! А вы знаете, что фиалка мой самый любимый цветок. Её называют «Королевой комнатных цветов». Фиалка - уникальное комнатное растение. Она цветет долго и пышно, угождая любым вкусам. Она служит украшением любого жилища. В этом цветке разнообразие красок, все оттенки радуги, просто не поддаётся описанию, это обязательно надо посмотреть.
(Воспитатель показывает несколько слайдов разных сортов фиалок.)
Воспитатель: Ребята красивое растение – фиалка? Она имеет не только красивые цветы, но и красивую листву. А какие фиалки вам больше понравились?
(Дети называют какого цвета им больше понравились растения.)
Воспитатель: У меня дома очень много сортов фиалок. Я поливаю, ухаживаю за ними, размножаю.
Они приносят мне радость, хорошее настроение и много положительных эмоций.
Они заряжают меня энергией с раннего утра. И своей красотой цветы благодарят меня за заботу и внимание.
Воспитатель: Скажите, а что есть у фиалки?
Дети: Стебель, корень, листья, цветы в период цветения.
Воспитатель: Какой у фиалки стебель?
Дети: Короткий, его совсем не видно.
Воспитатель: Какие листья?
Дети: Круглой формы (овальной), зеленые (темно-зеленые, светло-зеленые), волнистые края (ровные), однотонные (пестролистные).
Воспитатель: Ребята, у фиалки очень нежные листья. Подойдите и аккуратно потрогайте их на ощупь. Какие они?
(Дети трогают и определяют ещё какие листья.)
Дети: Мягкие, пушистые, мохнатые.
Воспитатель: На листьях фиалки есть маленькие волоски, они защищают фиалку от вредителей. Возьмите лупу и посмотрите через неё на листик фиалки.
(Дети рассматривают лист через лупу.)
Воспитатель: Ребята, а размножается фиалка – семенами, листочками или детками. (Показывает картинки или фото.)
Воспитатель: А кто мне подскажет, как за фиалкой нужно ухаживать?
Дети: С листьев мы аккуратно будем смахивать пыль.
Воспитатель: Конечно, чтобы не повредить нежные листья нужно воспользоваться кисточкой. А поливать фиалки нужно не сверху (существует опасность залива), а снизу в поддон, чтобы растение не загнило и не погибло.
(Дети помогают воспитателю в уходе за фиалкой.)
Воспитатель: Молодцы. Хорошо постарались.
(Воспитатель подходит к герани.)
Воспитатель: А вот герань – очень красивое растение, не удивительно, что её любят во всем мире. Она желанный гость в любом доме. Она долго цветет красочными соцветиями (красными, белыми, розовыми).
(Воспитатель показывает фотографии герани с разными цветами.)
Воспитатель: По народным повериям: где росла герань – люди становились более добродушными и спокойными. Герань с красными цветами – укрепляла семью, герань с белыми цветами – помогала появлению детей в семье.
Воспитатель: А что есть у герани?
Дети: Стебель, листья, корень, цветы во время цветения.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у герани листья обладают запахом? Подойдите и понюхайте их (дети нюхают, если теряются в догадках, чем пахнут листья, то воспитатель им помогает).
Воспитатель: Пахнуть листья могут и лимоном, и розами, и мятой. А вот попадания воды на листья герань не любит. Поэтому мы не будем протирать её тряпочкой. И полив для этого растения нужен умеренный. От избытка влаги она может погибнуть. Повреждается её корневая система. Давайте потрогаем землю. Какая земля?
Дети: Сухая, твердая, светлая.
Воспитатель: Совершенно верно. Что же мы будем делать?
Дети: Мы будем рыхлить землю и поливать.
(Дети подходят к герани, берут палочки, рыхлят землю и поливают.)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как можно размножить герань?
(Если дети затрудняются в ответах, то воспитатель им помогает.)
Воспитатель: семенами, черенками (показывает фото и картинки).
Воспитатель: Ребята! Вы все очень старались и хорошо справились с заданиями по уходу за растениями. Объявляю вам всем благодарность. Посмотрите, как наши растения улыбаются нам и говорят нам спасибо.
(Воспитатель показывает два растения: Герань и фиалку.)
Воспитатель: Ребята. а вы можете у этих двух растений найти сходства.
Дети: Есть цветы, корень, стебель, листья.
Воспитатель: А теперь найдите отличия.
Дети: Стебель: разной длины; листья: разной формы, разные по величине, разные по окрасу; растение: низкое. высокое; по запаху и т.д.
(По желанию дети могут находить сходство и различие и у других цветов.)
(Воспитатель подходит к хлорофитуму.)
Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла в наш зеленый уголок новое комнатное растение. У него интересное название - хлорофитум. Он замечательно поглощает из воздуха вредные вещества и пыль, то есть очищает воздух. Растет пушистым кустиком. Цветет растение маленькими белыми цветочками, которые сразу и не заметишь (показывает фото).
Воспитатель: Скажите, какие листья у флорофитума?
Дети: Длинные, тонкие, зелёные, хрупкие.
Воспитатель: Такие тонкие, хрупкие листья нельзя протирать тряпочкой, с таких длинных не удобно стряхивать пыль. А как же за ним надо ухаживать?
Дети: ответы.
Воспитатель: Листья хлорофитума нужно опрыскивать. Кто хочет поухаживать за хлорофитумом.
(Дети опрыскивают растение.)
Воспитатель: Мы с вами уже знаем, как размножаются некоторые растения:
- фикус размножается – черенками;
- фаилка – семенами, листиками;
- герань – семенами, черенками.
А как же размножается хлорофитум?
Дети: ответ.
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим наше растение. Какие интересные усики, а на усиках как будто зонтики. Это и есть отростки, которые можно отделить, то есть отрезать (воспитатель показывает, как надо отрезать отросток). Кто хочет попробовать и отрезать отросток.
(Дети по желанию идут помогать воспитателю.)
Воспитатель: Хорошо справились, и научились и мне помогли. Так держать. Что будем делать дальше?
Дети: Надо в горшок положить землю, сделать ямку и посадить отросток, а потом полить.
Воспитатель: Верный ответ. В горшок надо положить землю, сделать ямку (луночку), полить водой, посадить отросток, а потом ещё раз полить и будем ухаживать за ним, чтобы растению хорошо жилось в нашей группе, чтобы потом выросло большое растение и радовало нас своей красотой.
(Воспитатель сажает растение, а дети наблюдают и посильно помогают в посадке растения: подают палочку или лопатку, горшок лейку и т.д.)
Воспитатель: Ребята, вы очень способные дети, вы удивили меня сегодня своими знаниями и умениями. Я просто горжусь вами.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, правила поливки растений.
(Воспитатель с помощью детей повторяют правила.)
- «Прежде, чем полить цветы, надо убедиться в том, что растениям это нужно».
- «Существуют разные методы полива: снизу в поддон, сверху в край горшка».
- «Летом – цветы нужно поливать чаще, а зимой - реже».
«После поливки комнатного растения в пустую лейку надо налить воды и оставить её до следующего полива».
(Дети берут лейки и идут наливать воду.)
Воспитатель: Ребята, а скажите, за что же я вас сегодня похвалила, что мы сегодня с вами делами?
Дети: Сегодня мы с вами поговорили о комнатных растениях, из каких частей они состоят, как за ними ухаживать, сажали растение, узнали много нового и интересного.
Воспитатель: Ребята, мы с вами и дальше будем ухаживать за комнатными растениями, наблюдать за ними, будем учиться и расти вместе с ними, да и просто отдыхать душой.
Воспитатель: А теперь мы с вами можем и отдохнуть, как говориться в пословице «Сделал дело – гуляй смело».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ООД КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ В НАШЕЙ ГРУППЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
познакомить с комнатными растениями группы, со способами ухода за ними; учить внимательно рассматривать одно растение, различать его части (листья, цветы) и называть их....
Методическая разработка "Лекарственные растения "
Данная разработка будет полезна воспитателям дошкольных учреждений. НОД знакомит детей подготовительной группы с лекарственными растениями, которые можно встретить на территории детского сада, их лече...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/16/picture-81245-1452938157.jpg)
Методическая разработка занятия с детьми старшей группы на тему «Перелётные и зимующие птицы нашего города»
Занятие на тему «Перелётные и зимующие птицы нашего города» имеет экологообразовательную направленность, так как знакомит детей старшего дошкольного возраста с разнообразием представителей класса «Пти...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/06/picture-578167-1423252820.jpg)
Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по образовательной области коммуникация на тему: "Птицы - наши друзья"
Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей о птицах.Задачи:Развивающие:Развивать связную речь: развивать диалогическую речь, учить детей давать полные ответы на вопросы, формировать уме...
Методическая разработка Проект «Что умеют наши пальчики» во второй младшей группе детского сада
Цель проекта - активизация речи детей, развитие мелкой моторики с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/09/picture-992893-1515512806.jpg)
Методическая разработка физкультурного занятия в старшей группе с использованием ИКТ «Наши славные защитники»
Физкультурное занятие в старшей группе с использованием ИКТ к 23 февраля...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/09/picture-1521376-1728495879.jpg)
Методическая разработка "Правила безопасности в нашей группе"
Расширять и закреплять у детей знания о правилах безопасного поведения в детском саду. Формировать у детей умения применения изученных правил безопасного поведения. Формировать у детей потре...