Мастер-класс для воспитателей
материал по окружающему миру
Тема: Изготовление интерактивной папки «ЛЭПБУК (Lapbook)» для работы с детьми на экологической тропе (видовая точка «Кедр»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izgotovlenie_lepbuka_dlya_vidovyh_tochek_master-klass_word.docx | 204.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Тема: Изготовление интерактивной папки «ЛЭПБУК (Lapbook)» для работы с детьми на экологической тропе (видовая точка «Кедр»).
Цель: Ознакомление педагогов с формой работы по познавательно – исследовательской и творческой деятельности с детьми дошкольного возраста «ЛЭПБУК», направленную на закрепление и систематизацию изученного материала, повышения интереса детей к обучению; развитие творческих и исследовательских способностей; с видами и этапами изготовления ЛЭПБУКа.
Задачи:
- Проанализировать форму работы «ЛЭПБУК» с точки зрения педагогической ценности (на решение каких педагогических задач направлена).
- Познакомить педагогов с видами и этапами изготовления ЛЭПБУКа.
- Закрепить практические навыки изготовления интерактивных папок.
Предполагаемый результат:
1. Актуализированы знания педагогов о форме работы по познавательно – исследовательской и творческой деятельности с детьми дошкольного возраста «ЛЭПБУК».
2. Педагоги проанализировали данную форму работы с точки зрения педагогической ценности (на решение каких педагогических задач направлена).
3. Педагоги познакомились с этапами изготовления ЛЭПБУКа.
4. Закреплены практические навыки педагогов по изготовлению интерактивных папок. Педагоги презентовали свои интерактивные папки.
Участники мастер-класса: педагоги ДОО
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация «Изготовление интерактивной папки ЛЭПБУК (Lapbook)»; готовые Лэпбуки на разные темы; необходимые материалы для изготовления (клей, ножницы, цветная бумага, картон, готовые детали (кармашки, книжки – гармошки, конверты и др.); буклеты.
Ход мастер-класса:
Разминка. Упражнение разминки "Выгодный обмен" - участники "обмениваются" своими личными качествами.
Цель упражнения: знакомство участников, разряжение обстановки; активизация участников.
I часть - Теоретическая
ЛЭПБУК (lapbook) - в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» или «книга на коленях» (lap - колени, book - книга).
Это небольшая папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на внешнюю простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по какой-то определённой теме.
При этом ЛЭПБУК - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной и совместной со взрослыми исследовательской работы (поиска информации, проведения наблюдений, выполнения заданий и др.), которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы.
Это особая форма организации учебного материала, которая помогает ребенку систематизировать знания, по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. А так же, способ повторить пройденный материал.
Лэпбук обеспечивает:
- возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
- разнообразие игровых заданий;
- интеграцию разных видов детской деятельности (речевой, познавательной, игровой);
- компактное хранение (большое количество разных игр и заданий в одной папке);
- вариативность использования игровых заданий; возможность добавлять новые задания в «кармашки».
Эффективно использовать ЛЭПБУК можно для подгрупповой и индивидуальной работы.
ЛЭПБУК является интересной формой совместной работы взрослых и детей.
ЛЭПБУК - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают поддержку:
- организационную (экскурсии, походы);
- техническую (фото, видео);
- информационную (сбор информации для лэпбука);
- мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).
Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.
Работа с ЛЭПБУКОМ отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А. Короткова:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
- мотивация на присоединение дошкольников к деятельности;
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
В результате данной культурной практики у детей развиваютя умения, такие как:
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания;
- представлять (презентовать) результаты своего труда
- и др.
Выбор темы: С чего начать создание лепбука (на слайде)
Для того, чтобы мы с Вами (педагогами) смогли обучить родителей и детей изготовлению лэпбука, мы должны сами освоить данные навыки.
Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Лучше всего выбирать частные, а не общие темы. Например, можно сделать общий лэпбук на тему "Экологическая тропа". Но он получится очень обзорным - вряд ли мы сумеем полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. У нас получится книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти факты являются новыми. Но для детей постарше (а все-таки полноценное занятие с лэпбуками возможны где-то с возраста 5 лет) такой лэпбук будет нести мало пользы. А вот если взять конкретную видовую точку и в лэпбуке дать подробную информацию о ней - то это будет гораздо продуктивнее. С другой стороны, можно сделать обзорный лэпбук на очень общую тему "Экология", потому что эта тема для ребенка-дошкольника совершенно новая, и лэпбук призван лишь поверхностно познакомить его с этой наукой, подробности о которой он будет узнавать уже позднее.
Составление плана:
После того, как выбрали тему, необходимо составить план. Ведь ЛЭПБУК - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.
Не более 5-7 заданий. Например, план к видовой точке «Кедр» может охватывать следующие информационные блоки:
- Строение кедра.
- Где они растут?
- Какую пользу или вред они приносят человеку?
- Стихи, загадки о дереве кедр.
- Подвижные игры.
- Развивающие задания по теме.
Макет:
Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в ЛЭПБУКЕ будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать (начертить) на листе, сложенном в виде ЛЭПБУКА. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.
Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Лэпбук, сделанный вместе с детьми
Кармашки, конвертики, книжки-раскладушки, вращающиеся круги, блокнотики и др.
Что нужно, чтобы изготовить ЛЭПбук
Вам понадобятся такие материалы:
- Картонная папка-основа. Ее можно купить готовую (кое-где она продается), а можно сделать своими руками.
- Обычная бумага. Можно использовать цветную бумагу для принтера, но и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо.
- Ножницы.
- Клей-карандаш для бумаги.
- Степлер.
- Скотч.
Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. Наполняем. Презентуем. Затем выполняем все задания, фиксируем достигнутые знания, наблюдения и т.д.
II часть Практическая – Изготовление ЛЭПБУКА
Сейчас я приглашаю желающих пройти за столы. Так как время у нас ограничено, я заранее выбрала тему лэпбука и приготовила все необходимые материалы, готовые детали и задания.
Ваша задача: составить план – набросать макет – изготовить Лэпбук – и презентовать его.
Рефлексия. Игра «Ключевое слово» - участникам педагогического взаимодействия предлагается по цепочке называть вслух свое ключевое слово (ценность, впечатления, отношение, рекомендации и т.д.) по прошедшему мастер-классу.
Цель: проанализировать и сформулировать полученные ЗУН, результаты; определить цели своей дальнейшей работы, дать рекомендации и др.
Заключение
Таким образом, данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной тематической папки, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.
Свой мастер-класс я хотела бы закончить словами Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».
Педагогам вручается буклет- памятка по изготовлению ЛЭПБУКА.
Спасибо за внимание!!!
4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для конкурса «Воспитатель года» "Неповторимый предмет декора.
мастер-класс по технике декупаж-салфеточной технике, поможет из обычных предметов сделать неповторимые предметы интерьера. Даже детям это под силу!...
Мастер-класс на конкурс "Воспитатель года"
Мастер-класс по работе с родителями....
Мастер – класс «Необычное рисование» Воспитатель по изобразительной деятельности МДОУ – детского сада №15 «Ручеек» Львова А.М.
Одна из главных задач, которая стоит передо мной, как воспитателя изобразительной деятельности – помочь детям познать радость творчества. Поэтому я стараюсь раскрыть детям маленькие секреты рисования,...
Сценарий мастер - класса для старших воспитателей "Номенклатура дел старшего воспитателя ДОУ"
Спешу поделиться своим опытом. Данный мастер класс будет полезен старшим воспитателям....
2019-2020 Мастер -класс на РМО воспитателей: "Изготовление видеоматериалов к НОД и мероприятиям с помощью программы ВИДЕО Мастер"
Доступная и полезная программа...
Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.
Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....
Конспект мастер-класса, проведённого для воспитателей и родителей учителем-логопедом и воспитателем: «Словарная работа с детьми с ОНР через инфографику».
Инфографика создаётся педагогом для привлечения внимания ребенка. В данном мероприятии педагоги (логопед и воспитатель) стремились показать родителям и воспитателям каким образом преподносится учебный...