Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста "Вода как пар"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста "Вода как пар"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vodyanoy_pardoc.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №717»
АРХИПОВОЙ ЮЛИИ ИВАНОВНЫ
ЧОРНОУС ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ
ВОДА И ВОДЯНОЙ ПАР КАК ЧУДО.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Москва, 2020г.
КОНСПЕКТ ВНЕУЧЕБНОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
НА ТЕМУ: ВОДА И ВОДЯНОЙ ПАР КАК ЧУДО
Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды, на примере изучения круговорота воды в природе и водяного пара.
Задачи:
- Образовательные:
- закрепить знания детей о круговороте воды в природе и о трех агрегатных состояниях воды;
- расширить словарь у дошкольников путем введения в их речь некоторых научных терминов: лаборатория, опыт, оборудование, испарение, кипячение, осадки, водяной пар, жидкое состояние, твердое состояние, газообразное состояние, большой и малый круговорот воды, течь, смачивать, таять, испаряться, паровоз, пароход, пароварка.
- формировать у детей умение вести диалог с воспитателем (взрослым) на определенную тему: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога.
- развивающие:
- развивать логичность мышления, доказательность суждений
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
-способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- воспитательные:
- воспитывать культуру поведения в природе;
- вызывать радость открытий, полученных из опытов;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Предварительная работа:
Чтение сказки Эно Рауда «Муфта, Полботинка и Моховая Борода»
Накануне занятия проведены опыты:
№ 1. Налили в 2 блюдечка воды и поставили одно блюдечко в тёплое место, а другое в холодное место. Каждый день следили, сколько воды в блюдечках.
№ 2. Одинаковое количество воды налили в стакан и тарелку. Поставили их рядом в тёплое место. Наблюдали, в какой емкости скорее убывает вода.
Оборудование и материалы: тарелка, банки, вода, иллюстрация «Круговорот воды в природе», картинки (паровая машина, пароварка, туман и т.п. согласно теме занятия)
Место проведения - групповое помещение.
Ход занятия.
Организационный момент:
Педагог предлагает отгадать загадку:
Был водой, теперь летаю.
С виду я туман напоминаю.
Дети отгадывают загадку.
Беседа с детьми о приключениях накситраллей (гл. 13, кН. 1 «Подвиг»)
Полботинка взял кипятильник, но вдруг застыл, глубокомысленно разглядывая его. Затем его лицо просветлело.
– Послушай, Муфта! – возбужденно воскликнул он. – Ты как-то сказал, что таким мощным кипятильником можно вскипятить целое озеро!
Воспитатель: Ребята, зачем нашим героям кипятить воду в озере? (Ответы детей)
Воспитатель подходит к столу, и показывает детям, в каких состояниях бывает вода. Жидкость: если воду нагреть получается – пар (открывает термос с кипятком/горячей водой, подносит зеркало к горлышку и дети видят, как появляется пар). Воспитатель при этом объясняет, то пар – это газообразное состояние воды. Если воду заморозить - получается лед (показывает бутылку со льдом), это есть твёрдое состояние воды.
Физкультминутка:
Свойства воды
- А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.
Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда. А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной. Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
Воспитатель: Ребята! Такие свойства воды позволяют воде путешествовать.
О том, как это происходит, вам расскажет Марина (заранее подготовленный ребенок)
Воспитатель: Спасибо Марине за очень интересный рассказ. Такое путешествие воды называется круговорот воды в природе.
Воспитатель зачитывает несколько предложений из главы 13 книги 1 Э. Рауда «Муфта, Полботинка и Моховая Борода» согласно теме занятия:
Через полчаса закипело, забулькало все озеро. Уровень воды понижался на глазах, а прямо над головой набухала черная туча.
…
– Как только вода испарится, начнется ливень, – сказал Полботинка. – Ведь не может целое озеро держаться в небе.
…
Пророчество Полботинка сбылось раньше, чем можно было ожидать.
…
И тут начался ливень. Скопившаяся в небе вода с шумом низвергалась на дно испарившегося озера.
И
Дождь кончился так же внезапно, как и начался.
Воспитатель приглашает на опытно-исследовательскую площадку узнать результаты проведенных экспериментальных упражнений.
Опыт № 1
Давайте, посмотрим, что произошло с водой на 2 блюдечках, одно из которых находилось в тёплом месте, а другое - в холодном. Почему воды становилось всё меньше? Куда она пропадает? Сравним количество воды в этих 2-х блюдечках.
Ответы детей.
Опыт № 2
Давайте, посмотрим, что произошло с водой в стакане и в тарелке. Вспомним, мы налили в эти ёмкости одинаковое количество и поставили их вместе в тёплое место. Где скорее убывала вода?
Ответы детей.
Опыт № 3
Давайте теперь проведём с вами такой эксперимент «Как образуется туча и пойдет дождь». Дети выливают воду в поднос, опускают губку в воду. Вода впитывается в губку, поднимаем губку над подносом, слегка сжимаем и наблюдаем: вода капает, пошёл дождь.
Опыт № 4
А сейчас посмотрим, как происходит круговорот воды в природе и образуется пар.
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте, мы с вами снова вернемся к нашим Полботинка и Муфте и послушаем, о чем еще говорят накситралли.
И он (Полботинка) принялся так горячо расхваливать свой план, что понемногу и у Муфты появился интерес к нему.
– Что ж, можно попробовать, – сказал он наконец. – Если только мы сами не испаримся.
– Иди ты, – отмахнулся Полботинка. – Паровые ванны рекомендуют даже врачи. Пар куда полезней, чем отвар из оленьего мха.
Беседа воспитателя/выступления детей о роли пара в природе и в быту человека:
- пар в природе (облака, туман),
- сушка дров, мокрого белья и т.д.,
- паровые бани,
- паровые утюги,
- паровые машины и т.д.
Подведение итогов.
Беседа по вопросам:
– Что интересного узнали?
- Что понравилось больше всего?
– Что хотели бы вы еще рассказать?
Приложение 1
Картотека проекта
Подвижная игра «Царство Льда, Воды и Пара»
В разных частях группы – нарисованные ориентиры, изображающие лед, воду, пар.
Правила игры: дети действуют в соответствии с текстом:
- Если холод вдруг придёт
Из водицы будет лёд!
(бегут в Царство Льда, превращаются в льдинки – садятся на корточки и обхватывают себя руками, изображая ледышки)
- Солнце, солнце, посвети,
Нас в водичку преврати!
(превращаются в капельки и плывут в Царство Воды, совершая «плавательные движения»)
- Если сильный, сильный жар
Из водички будет пар!
(бегут в Царство Пара, приседают на корточки и медленно поднимаются, встают на носочки и тянутся вверх)
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а детки – капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им делать.
Мама Туча: Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали – плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело (появляется Солнышко, танцует). Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Туче.
Мама – Туча: Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом опять вас отпущу погулять.
Эксперимент «Круговорот воды в природе»
Материалы: пакет на застежке, цветные маркеры, вода, синий пищевой краситель (по желанию), скотч.
Подогрейте воду, чтобы над ней образовался пар, но не доводите до кипения. Добавьте в воду синий краситель, чтобы у вас получилась «вода из океана». Залейте подогретую воду в пакет и застегните его. Подвесьте пакет вертикально на окне или двери, приклеив его скотчем. Главное — хорошо зафиксировать. Когда вода начнет испаряться, ребенок увидит, как вверху пакета начнет собираться конденсат. Через какое-то время капельки воды появятся внутри пакета. Когда они станут очень большими и тяжелыми, они, в конце концов, сползут вниз. Это стадия возвращения воды обратно в море. Если вода все еще теплая или если пакет висит на солнечной стороне, цикличность круговорота воды в нем будет продолжаться.
Опыт «Пар – это тоже вода»
№ 1
Цель: подвести детей к пониманию того, что пар это тоже вода.
Содержание опыта: Для того, чтобы показать детям еще одно состояние воды, возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите детям. Если нет под рукой термоса, возьмите электрочайник или кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.
№ 2
Оборудование: кружка с кипятком, стекло.
Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над пром стекло, на нем образуются капельки воды.
Вывод: вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.
Опыт «Испарение воды»
Цель: подвести детей к пониманию испарения воды.
Содержание опыта: вскипятите воду, накройте сосуд крышкой и покажите как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.
Опыт «Время испарения воды»
Цель: узнать, за сколько дней испаряется вода в стакане.
Подготовить: стакан с водой, простой карандаш.
Описание: налейте в стакан немного воды. Понаблюдайте, за сколько дней вода испарится. На указанной линейке обведи это число:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Как можно ускорить испарение воды.
Опыт «Вода может быть газом»
Цель: знакомиться со свойствами воды.
Материалы: стеклянный чайник, вода.
Вскипятите воду в стеклянном чайнике. Налейте в стакан кипяток и накройте. На крышке образуются капельки – это собирается та самая вода, которая испарилась из стакана.
Вывод: вода бывает в газообразном состоянии. Это пар. Облака, туман – это тоже вода. Туман оседает утром на траве и образуется роса. В воздухе, которым дышим, тоже есть вода.
Опыт «Что бывает с паром при охлаждении»
Цель: показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды. На улице (на морозе) пар становится инеем на ветках деревьев и кустов.
Предложите детям потрогать оконное стекло – убедиться, что оно холодное. Затем 2-4 ребятам предложите подышать на стекло в одну точку. Пусть дети понаблюдают, как стекло запотевает, и затем образуется капелька воды.
Вывод: пар от дыхания на холодном стекле превращается в воду.
Во время прогулки попробуйте вынести только что вскипевший чайник, поставьте его под ветки дерева или кустарника, откройте крышку, и понаблюдайте вместе с детьми, как ветки «обрастают» инеем.
Опыт «Куда делась вода»
Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).
Материалы: две мерные одинаковые ёмкости.
Налейте равное количество воды в емкости. Вместе с детьми сделайте отметку уровня на емкостях. Одну банку закройте плотно крышкой, другую – оставьте открытой. Обе банки поставьте на подоконник.
В течение недели понаблюдайте за процессом испарения, делая отметки на стенках банок и фиксируя результаты процесса в дневнике наблюдений. С детьми обсудите, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности воды в воздух). Когда емкость закрыта, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).
Опыт «Откуда берется иней?»
Оборудование: термос с горячей водой, тарелка.
На прогулку вынести термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети увидят, как пар превращается в капельки воды. Затем запотевшую тарелку оставьте до конца прогулки. В конце прогулки дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуется осадки на земле.
Вывод: при нагревании вода превращается в пар. Пар при охлаждении превращается в воду. Вода - в иней.
Опыт «Испарится ли вода»
Материалы: тарелка, вода.
Налить воду в тарелку и оставить тарелку с водой на несколько дней. Вода испарится.
Опыт «Круговорот воды в природе»
Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.
Налейте немного воды в сосуд и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду. Вода начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.
Опыт «Делаем облако»
Налейте в трёхлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку, воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нём водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении тёплого воздуха. А откуда же берётся дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя.
Игра на столе «На что похоже облако?»
Подбери картинку. Рассмотрите облака, отгадайте, на что похожи, найдите нужную картинку и положите, убедитесь, что вы не ошиблись. Обратите внимание, а теперь к какому трафарету подойдёт ваша картинка.
А теперь давайте нарисуем своё облачко
Тайна пара. Техника безопасности.
- У меня есть чайник. Горячий!
- Какие правила обращения с горячим вы знаете? (не дотрагиваться; быть осторожными; если необходимо взять что-то горячее – попросить помощи взрослого. А взрослые горячую посуду с плиты, духовки берут специальной прихваткой. Чашку с горячим чаем – за ручку, осторожно).
- Сейчас я открою крышку.
- Что вы видите? (пар)
- Если пар идет от горячей воды, значит он какой? (Горячий)
- Можно ли трогать горячий пар руками? (нет, это опасно)
- И нельзя наклоняться над горячим паром.
- Как он появился? (вода нагрелась и начала испарятся)
- Для разгадки последней тайны у нас осталось зеркало. Какое оно? (холодное)
- Как вы думаете, что произойдет, если зеркало поставить над паром?
Проверим!
- Что произошло? (появились капли воды)
- Какой делаем вывод? (горячий пар от холодного зеркала превращается в воду)
- Молодцы, верно!
- Вот и разгадка последней тайны, тайны пара!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Комнатные растения"
Проетк для дошкольников...
Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа
Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа...
Детско-взрослый познавательно- исследовательский проект для детей дошкольного возраста «Зачем кошке хвост?»
Проект для детей...
Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"
laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон ...
"Река времени" - как одна из современных технологий развития познавательно - исследовательских навыков у детей дошкольного возраста
Технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длин...
Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Что за чудо этот сок?!".
Данная работа посвящена познавательной, опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития по...
Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...