Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста "Вода как пар"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Архипова Юлия Ивановна

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста "Вода как пар"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vodyanoy_pardoc.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №717»

АРХИПОВОЙ ЮЛИИ ИВАНОВНЫ

ЧОРНОУС ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ

ВОДА И ВОДЯНОЙ ПАР КАК ЧУДО.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Москва, 2020г.

КОНСПЕКТ ВНЕУЧЕБНОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

НА ТЕМУ: ВОДА И ВОДЯНОЙ ПАР КАК ЧУДО

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды, на примере изучения круговорота воды в природе и водяного пара.

Задачи:

  1. Образовательные:

- закрепить знания детей о круговороте воды в природе и о трех агрегатных состояниях воды;

- расширить словарь у дошкольников путем введения в их речь некоторых научных терминов: лаборатория, опыт, оборудование, испарение, кипячение, осадки, водяной пар, жидкое состояние, твердое состояние, газообразное состояние, большой и малый круговорот воды, течь, смачивать, таять, испаряться, паровоз, пароход, пароварка.

- формировать у детей умение вести диалог с воспитателем (взрослым) на определенную тему: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога.

  1. развивающие:

- развивать логичность мышления, доказательность суждений

- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

-способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

  1. воспитательные:

- воспитывать культуру поведения в природе;

- вызывать радость открытий, полученных из опытов;

- воспитывать умение работать в коллективе;

- формировать понимание важности  воды для всех объектов на планете.

Предварительная работа:

Чтение сказки Эно Рауда «Муфта, Полботинка и Моховая Борода»

Накануне занятия проведены опыты:

№ 1. Налили в 2 блюдечка воды и поставили одно блюдечко в тёплое место, а другое в холодное место. Каждый день следили, сколько воды в блюдечках. 

№ 2. Одинаковое количество воды налили в стакан и тарелку. Поставили их рядом в тёплое место. Наблюдали, в какой емкости скорее убывает вода.

Оборудование и материалы: тарелка, банки, вода, иллюстрация «Круговорот воды в природе», картинки (паровая машина, пароварка, туман и т.п. согласно теме занятия)

Место проведения - групповое помещение.

Ход занятия.

Организационный момент:

Педагог предлагает отгадать загадку:

Был водой, теперь летаю.

С виду я туман напоминаю.

Дети отгадывают загадку.

Беседа с детьми о приключениях накситраллей (гл. 13, кН. 1 «Подвиг»)

Полботинка взял кипятильник, но вдруг застыл, глубокомысленно разглядывая его. Затем его лицо просветлело.

– Послушай, Муфта! – возбужденно воскликнул он. – Ты как-то сказал, что таким мощным кипятильником можно вскипятить целое озеро!

Воспитатель: Ребята, зачем нашим героям кипятить воду в озере? (Ответы детей)

Воспитатель подходит к столу, и показывает детям, в каких состояниях бывает вода. Жидкость: если воду нагреть получается – пар (открывает термос с кипятком/горячей водой, подносит зеркало к горлышку и дети видят, как появляется пар). Воспитатель при этом объясняет, то пар – это газообразное состояние воды. Если воду заморозить - получается лед (показывает бутылку со льдом), это есть твёрдое состояние воды.

Физкультминутка:

Свойства воды  

- А сейчас мы  немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.

Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда. А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной. Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

Воспитатель: Ребята! Такие свойства воды позволяют воде путешествовать.

О том, как это происходит, вам расскажет Марина (заранее подготовленный ребенок)

Воспитатель: Спасибо Марине за очень интересный рассказ. Такое путешествие воды называется круговорот воды в природе.

Воспитатель зачитывает несколько предложений из главы 13 книги 1 Э. Рауда «Муфта, Полботинка и Моховая Борода» согласно теме занятия:

Через полчаса закипело, забулькало все озеро. Уровень воды понижался на глазах, а прямо над головой набухала черная туча.

– Как только вода испарится, начнется ливень, – сказал Полботинка. – Ведь не может целое озеро держаться в небе.

Пророчество Полботинка сбылось раньше, чем можно было ожидать.

И тут начался ливень. Скопившаяся в небе вода с шумом низвергалась на дно испарившегося озера.

И

Дождь кончился так же внезапно, как и начался.

Воспитатель приглашает на опытно-исследовательскую площадку узнать результаты проведенных экспериментальных упражнений.

Опыт № 1

Давайте, посмотрим, что произошло с водой на 2 блюдечках, одно из которых находилось в тёплом месте, а другое - в холодном. Почему воды становилось всё меньше? Куда она пропадает? Сравним количество воды в этих 2-х блюдечках.

Ответы детей.

Опыт № 2

Давайте, посмотрим, что произошло с водой в стакане и в тарелке. Вспомним, мы налили в эти ёмкости одинаковое количество и поставили их вместе в тёплое место. Где скорее убывала вода? 

Ответы детей.

Опыт № 3

Давайте теперь проведём с вами такой эксперимент «Как образуется туча и пойдет дождь». Дети выливают воду в поднос, опускают губку в воду. Вода впитывается в губку, поднимаем губку над подносом, слегка сжимаем и наблюдаем: вода капает, пошёл дождь.

Опыт № 4

А сейчас посмотрим, как происходит круговорот воды в природе и образуется пар.

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте, мы с вами снова вернемся к нашим Полботинка и Муфте и послушаем, о чем еще говорят накситралли.

И он (Полботинка) принялся так горячо расхваливать свой план, что понемногу и у Муфты появился интерес к нему.

– Что ж, можно попробовать, – сказал он наконец. – Если только мы сами не испаримся.

– Иди ты, – отмахнулся Полботинка. – Паровые ванны рекомендуют даже врачи. Пар куда полезней, чем отвар из оленьего мха.

Беседа воспитателя/выступления детей о роли пара в природе и в быту человека:

- пар в природе (облака, туман),

- сушка дров, мокрого белья и т.д.,

- паровые бани,

- паровые утюги,

- паровые машины и т.д.

Подведение итогов.

Беседа по вопросам:

– Что интересного узнали?

 - Что понравилось больше всего?

– Что хотели бы вы еще рассказать?

                                                                                                                 Приложение 1

Картотека проекта

Подвижная игра «Царство Льда, Воды и Пара»

В  разных частях группы – нарисованные ориентиры, изображающие лед, воду, пар.

Правила игры: дети действуют в соответствии с текстом:

- Если холод вдруг придёт

Из водицы будет лёд!

(бегут в Царство Льда, превращаются в льдинки – садятся на корточки и обхватывают себя руками, изображая ледышки)

- Солнце, солнце, посвети,

Нас в водичку преврати!

(превращаются в капельки и плывут в Царство Воды, совершая «плавательные движения»)

- Если сильный, сильный жар

Из водички будет пар!

(бегут в Царство Пара, приседают на корточки и медленно поднимаются, встают на носочки и тянутся вверх)

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а детки – капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им делать.

Мама Туча: Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали – плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело (появляется Солнышко, танцует). Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Туче.

Мама – Туча: Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом опять вас отпущу погулять.

Эксперимент «Круговорот воды в природе»

Материалы: пакет на застежке, цветные маркеры, вода, синий пищевой краситель (по желанию), скотч.

Подогрейте воду, чтобы над ней образовался пар, но не доводите до кипения. Добавьте в воду синий краситель, чтобы у вас получилась «вода из океана». Залейте подогретую воду в пакет и застегните его. Подвесьте пакет вертикально на окне или двери, приклеив его скотчем. Главное — хорошо зафиксировать. Когда вода начнет испаряться, ребенок увидит, как вверху пакета начнет собираться конденсат. Через какое-то время капельки воды появятся внутри пакета. Когда они станут очень большими и тяжелыми, они, в конце концов, сползут вниз. Это стадия возвращения воды обратно в море. Если вода все еще теплая или если пакет висит на солнечной стороне, цикличность круговорота воды в нем будет продолжаться.

Опыт «Пар – это тоже вода»

№ 1

Цель: подвести детей к пониманию того, что пар это тоже вода.

Содержание опыта: Для того, чтобы показать детям еще одно состояние воды, возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите детям. Если нет под рукой термоса, возьмите электрочайник или кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.

№ 2

Оборудование: кружка с кипятком, стекло.

Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над пром стекло, на нем образуются капельки воды.

Вывод: вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.

Опыт «Испарение воды»

Цель: подвести детей к пониманию испарения воды.

Содержание опыта: вскипятите воду, накройте сосуд крышкой и покажите как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.

Опыт «Время испарения воды»

Цель: узнать, за сколько дней испаряется вода в стакане.

Подготовить: стакан с водой, простой карандаш.

Описание: налейте в стакан немного воды. Понаблюдайте, за сколько дней вода испарится. На указанной линейке обведи это число:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Как можно ускорить испарение воды.

Опыт «Вода может быть газом»

Цель: знакомиться со свойствами воды.

Материалы: стеклянный чайник, вода.

Вскипятите воду в стеклянном чайнике. Налейте в стакан кипяток и накройте. На крышке образуются капельки – это собирается та самая вода, которая испарилась из стакана.

Вывод: вода бывает в газообразном состоянии. Это пар. Облака, туман – это тоже вода. Туман оседает утром на траве и образуется роса. В воздухе, которым дышим, тоже есть вода.

Опыт «Что бывает с паром при охлаждении»

Цель: показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды. На улице (на морозе) пар становится инеем на ветках деревьев и кустов.

Предложите детям потрогать оконное стекло – убедиться, что оно холодное. Затем 2-4 ребятам предложите подышать на стекло в одну точку. Пусть дети понаблюдают, как стекло запотевает, и затем образуется капелька воды.

Вывод: пар от дыхания на холодном стекле превращается в воду.

Во время прогулки попробуйте вынести только что вскипевший чайник, поставьте его под ветки дерева или кустарника, откройте крышку, и понаблюдайте вместе с детьми, как ветки «обрастают» инеем.

Опыт «Куда делась вода»

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).

Материалы: две мерные одинаковые ёмкости.

Налейте равное количество воды в емкости. Вместе с детьми сделайте отметку уровня на емкостях. Одну банку закройте плотно крышкой, другую – оставьте открытой. Обе банки поставьте на подоконник.

В течение недели понаблюдайте за процессом испарения, делая отметки на стенках банок и фиксируя результаты процесса в дневнике наблюдений. С детьми обсудите, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности воды в воздух). Когда емкость закрыта, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).

Опыт «Откуда берется иней?»

Оборудование: термос с горячей водой, тарелка.

На прогулку вынести термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети увидят, как пар превращается в капельки воды. Затем запотевшую тарелку оставьте до конца прогулки. В конце прогулки дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуется осадки на земле.

Вывод: при нагревании вода превращается в пар. Пар при охлаждении превращается в воду. Вода - в иней.

Опыт «Испарится ли вода»

Материалы: тарелка, вода.

Налить воду в тарелку и оставить тарелку с водой на несколько дней. Вода испарится.

Опыт «Круговорот воды в природе»

Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.

Налейте немного воды в сосуд и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду. Вода начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.

Опыт «Делаем облако»

Налейте в трёхлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку, воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нём водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении тёплого воздуха. А откуда же берётся дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя.

Игра на столе «На что похоже облако?»

Подбери картинку. Рассмотрите облака, отгадайте, на что похожи, найдите нужную картинку и положите, убедитесь, что вы не ошиблись. Обратите внимание, а теперь к какому трафарету подойдёт ваша картинка.

А теперь давайте нарисуем своё облачко

Тайна пара. Техника безопасности.

- У меня есть чайник. Горячий!

- Какие правила обращения с горячим вы знаете? (не дотрагиваться; быть осторожными; если необходимо взять что-то горячее – попросить помощи взрослого. А взрослые горячую посуду с плиты, духовки берут специальной прихваткой. Чашку с горячим чаем – за ручку, осторожно).

- Сейчас я открою крышку.

- Что вы видите? (пар)

- Если пар идет от горячей воды, значит он какой? (Горячий)

- Можно ли трогать горячий пар руками? (нет, это опасно)

- И нельзя наклоняться над горячим паром.

- Как он появился? (вода нагрелась и начала испарятся)

- Для разгадки последней тайны у нас осталось зеркало. Какое оно? (холодное)

- Как вы думаете, что произойдет, если зеркало поставить над паром?

Проверим!

- Что произошло? (появились капли воды)

- Какой делаем вывод? (горячий пар от холодного зеркала превращается в воду)

- Молодцы, верно!

- Вот и разгадка последней тайны, тайны пара!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа...

Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"

laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон                              ...

"Река времени" - как одна из современных технологий развития познавательно - исследовательских навыков у детей дошкольного возраста

Технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длин...

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Что за чудо этот сок?!".

Данная работа посвящена познавательной, опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития по...

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...