Конспект НОД "Грибы и ягоды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспек НОД для детей старшей группы по теме "грибы и ягоды": увлекательное путешествие в осенний лес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_griby_i_yagody_starshaya_gruppa.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД в старшей группе «Грибы и ягоды».
Цель: Познакомить детей с разнообразием лесных грибов и ягод. Учить различать съедобные и ядовитые грибы и ягоды.
Задачи:
-Рассширить представление детей о лесе и растениях, произрастающих там.
-Познакомить с правилами поведения в лесу при сборе грибов и ягод.
-Воспитывать бережное, а не потребительское отношени к природе.
Оборудование: картинки и муляжи съедобных и ядовитых грибов, разрезанные на 6 частей картинки ягод, ноутбук, калонка, аудиозапись музыки леса.
Ход НОД:
Воспитатель: Ну ка умные ребятки отгадайт-ка загадку.
Если дождь стучит по крыше
Листья падают неслышно
Птицам улететь пора –
Это к нам стучится….. (осень)
Правильно. Это осень. А как вы догадались, что это про осень?
Дети: Потому что осенью идут дожди, листья падают с деревьев, птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: Ребята, осень называют богатой, щедрой. Как вы думаете почему?
Дети: Собирают урожай овощей и фруктов, убирают хлеб на полях, в лесу подрастают грибы и поспевают ягоды.
Воспитатель: Правильно, а у меня для вас еще загадка:
Шляпка есть и есть нога, на ноге нет сапога.
К шляпке мокрый лист прилип, ну конечно это ... (гриб).
Конечно это гриб и я вас приглашаю отправиться в осенний лес на грибную полянку. А поедим мы туда на «Грибной электричке».
Но прежде давайте вспомним как нужно вести себя в лесу. Послушайте меня внимательно:
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
- Ну-ка, кто мне скажет как нужно вести себя в лесу, какие правила надо соблюдать?
Дети.В лесу нельзя громко кричать.
В лесу нельзя ломать деревья, ветки, рвать много цветов.
В лесу нельзя убивать насекомых.
В лесу нельзя разжигать костер без взрослых.
В лесу нельзя оставлять за собой мусор.
Воспитатель:. Молодцы! … поехали :
Едут в электричке волнушки и лисички
С подружками-друзьями,
Чернушками-груздями.
Со станции Пригоркино,
На станцию Ведеркино,
Со станции Подъелкино,
На станцию Засолкино.
Колеса со старанием по рельсам тарахтят,
Везут по расписанию компанию ребят.
Воспитатель: Ребятки куда мы с вами попали? (звучит аудиозапись музыки леса и показывает плакат с изображением осеннего леса).
Дети. Мы попали в лес.
Воспитатель:В какой лес?
Дети.Мы попали в осенний лес.
Воспитатель:А как мы узнали, что это осенний лес?
Дети. Это осенний лес, потому что листья на деревьях желтые и красные, земля покрыта золотом.
Воспитатель:А какие изменения в природе происходит осенью?
Дети. Осенью на улице становится холодно. Часто идут дожди. Дуют сильные ветры. Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель:. А как мы называем явление, когда с деревьев начинают опадать листья.
Дети. Листопад..
Воспитатель: Давайте мы сами устроим листопад. Вот вам листочки. Сейчас мы будем на них дуть. Когда дуем, помним - губы трубочкой, щеки не надуваем.
Воспитатель: Раз, два, три листопад начнись.
Дети дуют на засохшие листочки березы.
Воспитатель: Молодцы! У нас получился очень красивый листопад. Кто мне скажет, что растет в осеннем лесу?
Дети. В осеннем лесу растут грибы и ягоды.
Воспитатель: Грибы– это странные растения. У них нет ни зелёных листьев, ни душистых цветов, ни плодов, ни семян. Да и по виду не очень-то похож грибок на остальные растения. Но, оказывается, растение-невидимка живёт под землёй и называется грибница . Она похожа на войлочное гнёздышко и состоит из огромного числа переплетённых нитей. Эти тончайшие, как паутинки, нити называются гифами, они снабжают влагой корни. На них сначала образуются небольшие узелки, а из них в тёплую влажную ночь вырастает поколение плодов, которое мы называем грибами .
Грибочкам нужно всего три часа, чтобы малыш показался из-под земли. Сначала растёт ножка, а потом и шляпка начинает увеличиваться в размерах. Но век грибов недолог – всего 10 дней.
Воспитатель: грибы очень разнообразные, и среди них есть похожие друг на друга. И трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл.
Перед тем как начнем собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:
- не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны многим жителям леса;
- срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их – можно повредить грибницу;
- не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть, не прикрытая листвой;
- не собирать грибы у проезжей части;
- собирать только известные грибы;
- не срывать старые и очень маленькие грибы.
Физминутка «За грибами»
Осеннюю порою мы в лес с тобой придем, (шагают на месте)
Грибов корзинку целую в лесу мы соберем! (приседания)
Летает паутина и падает листва, (покачивают руками над головой)
Шуршит под сапогами увядшая трава. («шуршат» ногами)
По тонкому мосточку ручей мы перейдем, (идут на носочках)
Семью лисичек рыженьких во мху с тобой найдем. (наклоны вниз)
Раздвинем травку палочкой и там увидим вдруг — (скрестные движения прямых рук)
Цветные сыроежки рассыпались вокруг. (кружатся на месте)
А на полянке крепкие боровики стоят. («пружинка»)
Под лапы елок спрятались, в корзинку не хотят. (ставят руки «елочкой» над головой)
Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли, (повороты вправо-влево)
Грибов корзинку целую домой мы принесли! (хлопают в ладоши)
Расказ воспитателя по картинкам, дети рассматривают изображения грибов:
У каждого гриба есть свой дом, где он растет. Белый гриб-боровик растет в сосновом и еловом лесу. Растут они семьями. В сосновом лесу растут маслята, шляпка у масленка скользкая, словно маслом смазана. Какой гриб мы нашли под осинкой? (подосиновик) Какой под березкой? (подберезовик).
А вот в густой траве выросли лисички - рыжие лисички. Ай, а это что за чудо – пень? Весь усыпан грибами. Это опята, растут они большими семьями на пеньках. На полянке мы увидели красивый гриб: красный с белыми пятнами.
Это мухомор. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухо-мор.
Пальчиковая гимнастика:
Топ-топ. Пять шагов, в туесочке пять грибов.
Мухомор красный – гриб опасный.
А второй – лисичка, рыжая сестричка
Третий гриб – волнушка, розовое ушко.
А четвертый гриб – сморчок, бородатый толстячок.
Пятый гриб – белый, ешь его смело.
Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.
В день осенний на опушке как красивы, вы ... (волнушки)
Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые ... (лисички)
Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ... (мухомор)
Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке ядовитые ... (поганки)
Воспитатель:Детям предлагаются разрезанные картинки ягод, они их собирают – называют знакомые, обобщают что собрали ягоды. Далее рассказ воспитателя про ягоды:
Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений. (на ноутбуке появляются картинки ягод). Что есть у ягод? Корень, стебель, листочки и плоды.
Земляника любит много света, поэтому ее можно найти на солнечных полянках. Бруснику собирают на высохших болотных кочках. Клюква растет на болоте. (детям предлагается отгадать загадки с опорой на картинки)
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот. (Черника)
Мы нагнёмся до земли,
Чтоб наполнить кузовки.
Стебельки раздвигаем — Огоньки собираем. (Земляника)
Я красна и кисла, На болоте росла.
Дозревала под снежком, Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)
Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти Дети, пчёлы и медведи. (Малина) .
Итог. Обобщение.
Вот и подошло к концу наше путешествие в лес. Дарю вам своё лукошко, в нём много ягод и грибов которые собрали мы. Приходите еще в гости в лес. Но запомните простые правила сбора ягод и грибов.
- не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны лесным обитателям.
- срезать грибы аккуратно, чтобы не повредить грибницу.
- не вырывать кустики ягод.
- собирать только знакомые ягоды и грибы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Чудо ягода - рябина"
Цель: Дать представление о природе родного края.Программное содержание:Формировать представление детей о рябине, её роли в природе и жизни человека. Развивать у детей познавательный интерес к по...
Конспект занятия "Чудо-ягода рябина"
Комплексное занятие по ОО "Познавтельное развитие" и "Художественно-эстетическое развитие"...
Конспект "Витаминная семья (ягоды)"
В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека сала...
Конспект занятия ЛЕПКА. ЯГОДА ЧЕРНИКА.
Цели: развивать логику, внимание; учить описывать ягоды, выкладывать по контуру рисунок из пластилина, соблюдать пропорции частей растения при лепке. Виды детской д...
Конспект НОД "Целебные ягоды крымского леса"
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в средней группе "Целебные ягоды крымского леса"...
Конспект занятия "Ядовитые ягоды и грибы"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе...
презентация к конспекту "Грибы и ягоды"
презентация...