Конспект занятия "Чудо-ягода рябина"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Комплексное занятие по ОО "Познавтельное развитие" и "Художественно-эстетическое развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 35.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 120 – детский сад компенсирующего вида г. Тулы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
на тему: «Чудо-ягода рябина»
для воспитанников старшей группы
Составила:
старший воспитатель Анисимова Ю.В.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Цели и задачи:
- Художественно-эстетическое развитие:
Образовательные:
- Уточнить и закрепить представления детей о рябине
- Познакомить с приметами, связанными с этим деревом
- Выяснить какую роль отводят рябине по отношению к жизни людей и животных
- Совершенствовать умения составлять объемную аппликацию, создавая образ рябины с помощью нескольких изобразительных средств (фломастеры или карандаши, пластилин, салфетки)
- Учить предавать характерные особенности ветки рябины, форму и цвет ягод
Развивающие:
- Активизировать у детей познавательный интерес к поисковой деятельности
- Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира
- Упражнять в наблюдательности
- Упражнять в подготовке руки к письму
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе, чувства гармонии и красоты природы, уважительное отношение к объектам природы
- Развивать самостоятельность, уверенность, активность
- Воспитывать эстетический вкус, аккуратность в работе
Коррекционные:
- Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук, цветовосприятие, содружество руки и глаза
- Активно включать зрение в процесс рассматривания
- Использовать речь как средство коррекции
- Развивать компенсаторные навыки
2. Познавательное развитие:
- Расширять представления дошкольников о приметах осени, интерес к осенним явлениям природы
- Закреплять представления о деревьях родного края
- Накапливать эмоционально-чувственный опыт
- Развивать мыслительную деятельность, внимание, наблюдательность
3. Речевое развитие:
- Способствовать развитию речи как средства общения, поощрять речевую активность детей
- Активизировать и пополнять словарь дошкольников (цвета и их оттенки, форма предметов, приметы осени и т.д.)
4. Социально-коммуникативное развитие:
- Развивать находчивость, взаимовыручку, выдержку, побуждать детей к самооценке
- Формировать патриотические чувства
- Воспитывать нравственные качества через приобщение к искусству
5. Физическое развитие:
- Формировать двигательные умения и навыки во время физ. минутки
- Способствовать созданию благоприятного психологического климата
Словарная работа: обогащать и активизировать словарь (ягоды, кисть, гроздь рябины, аромат, плод, оранжево-красные и т.д.)
Методические приемы: опытно-экспериментальная деятельность, беседа, рассматривание иллюстраций, ситуативный разговор, здоровьесберегающие технологии, моделирование, индивидуальная работа.
Материалы:
Демонстрационный – грозди рябины, корзина, платок, мультимедийный проектор, экран, ноутбук
Раздаточный – листы бумаги для рисования формат А-4 с изображением ветки рябины; фломастеры или цветные карандаши, пластилин, дощечки для лепки, бумажные салфетки, клеящий карандаш, клеенки.
Предварительная работа:
- Во время прогулки рассматривание листьев и ягод рябины, составление о них описательных рассказов
- Разучивание стихотворения И. Токмаковой "Рябина", слушание песен
- Проведение подвижных и дидактических игр с листьями
- Загадывание загадок
- Изготовление поделок из природного материала
- Просмотр мультимедийных презентаций по теме «Осень», «Деревья», «Ягоды» и т.д.
Ход занятия.
Воспитатель приглашает детей на ковер.
Воспитатель: Осенью отмечает свои именины одно из красивейших деревьев России. А как называется это дерево, вы узнаете, если отгадаете мои загадки.
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
Цветки – пчёлам и шмелям,
Плоды – сойкам и дроздам,
А кудрявой ветке –
Место у беседки.
Догадались? Я предлагаю вам определить на ощупь, что находится под платком. (Дети по очереди обследуют содержимое корзинки, высказывают свои предположения).
Чьи ягоды лежат в моей корзинке? (рябины)
Воспитатель: Как вы догадались, что в ящике спрятаны ягоды рябины? (Мы рассматривали ягоды рябины во время прогулки. Они мелкие, круглые, жёсткие на ощупь, растут на веточке.) Правильно. (Вынимает из корзины рябиновую гроздь.) Сколько ягод на веточке: одна или много? (На веточке много ягод.)
Если на одной веточке много ягод, как её можно назвать? (Гроздь, кисть.)
В старину считали, что рябина защищает дом от плохих людей и вестей, она считалась символом счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались посадить рябиновое деревце.
Давно забыты старые поверья, но люди продолжают сажать рябину у своих домов, и не за магическую ее силу, а за скромную, но такую трогательную красоту.
Я предлагаю вам подойти к экрану.
Дети становятся полукругом напротив экрана
Воспитатель: А ведь хороша рябина во все времена года!
Красива она ранней весной, когда едва-едва на ней распустятся молодые светло-зеленые листья с четким резным узором. Легкая и светлая стоит она ранним летом в белой кипени душистых цветов. Не оторвешь от нее глаз и поздней осенью, когда зрелые пунцовые ягоды становятся ярким украшением ее ветвей. Слайд 1
Сравнивали ее с молодой, красивой, часто, грустной девушкой. Рябина считается женским деревом. Именно женщин она в первую очередь берет под свою защиту. Слайд 2
Любят ягоды рябины снегири, дрозды-рябинники, синицы, свиристели, вороны, глухари и рябчики. Упавшими на землю гроздями лакомятся лесные мыши-полёвки, ежи, лоси, медведи, лисы, зайцы, бурундуки. А белочка срывает ягоды на дереве. Зверям тоже нужны витамины. Слайд 3
Древесина рябины очень упруга, она прочна и имеет красивую текстуру, хорошо полируется, поэтому идет на разные поделки, музыкальные инструменты, мебель. Слайд 4
Красоту рябины стали понимать уже очень давно. Не случайно «рябиновые мотивы» издавна начали включать в узоры для вышивания. А роспись по дереву! Ягоды и листья рябины используются в народном промысле Хохлома. В жизни можно встретить как традиционные предметы, расписанные под Хохлому (посуда, матрёшка), так и новые (компьютерная клавиатура, часы). Слайд 5
Издавна рябина применялась в России в лечении специалистами народной медицины. Спелые плоды использовались для настоек и отваров. Плоды рябины широко применяются в кондитерском производстве для приготовления джемов, компотов и других сладостей. Слайд 6
Тот, кто любит и понимает природу, никогда не пройдет мимо рябины: она необыкновенно красива! Резные листья, которые особенно живописно выглядят осенью, окрашиваются в золотистые и красноватые тона, которые как будто горят на фоне других осенних деревьев. Слайд 7
А знаете ли вы, как выглядят листья рябины? (Да.)
Я предлагаю вам сесть за столы и найти среди листьев рябиновые, обвести их и заштриховать. (Дети обводят по пунктирной линии листья рябины и заштриховывают их)
А теперь мы немного отдохнем.
Физкультминутка. (Проводится два раза).
Дети около своих стульчиков
Рябину ветер раскачал С рябины листики сорвал Листочки ветер покрутил И на землю положил | - руки вверх, медленно раскачиваем в стороны - рук и медленно опускаются вдоль туловища. - кружатся вокруг себя на носочках. - приседают |
Гимнастика для глаз.
Глаза вверх-вниз 2-3 раза Глаза влево-вправо 2-3 раза
Зажмурились, широко раскрыли глаза 2-3 раза. Быстро поморгали. Закрыли глаза и постояли так. Открываем глаза и присаживаемся на свои места.
Воспитатель (ставит на каждый стол блюдце с ягодами рябины): Возьмите одну ягоду в руку. Какая она на ощупь? (Ягода твердая, гладкая.) Покатайте ягоду в ладонях, по столу. Какая она по форме? Какого цвета? Все ли ягоды оранжево-красного цвета?
Понюхайте ягоды рябины. Вам нравиться их запах? (Да)
А сейчас я предлагаю вам дополнить свои работы, где вы рисовали листочки рябины ягодами. У вас на одном столе пластилин, а на другом – салфетки. Ярослав, как можно сделать ягоды из пластилина? (Отщипнуть небольшой кусочек красного или оранжевого пластилина, скатать шарик и прикрепить к веточке). Яна, как можно сделать ягоды из салфеток? (Оторвать небольшую часть бумажной салфетки и скатать из нее шарик, намазать его клеем и приклеить к веточке).
Всем понятно задание, приступайте.
По ходу педагог осуществляет индивидуальную помощь, советует,
показывает.
Рефлексия.
Какая красота у вас! Посмотрите, какие разные ягоды получились: есть крупные и мелкие, красные и оранжевые. Молодцы, вы сегодня хорошо работали, постарались сделать все аккуратно и красиво.
А я хочу прочитать вам стихотворение о ваших рябинках:
Рябинушка - красавица.
Ты очень хороша
Украсила рябинушку
Сегодня детвора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Ветка рябины"
конспект занятия с использованием нетрадиционных техник рисования...
конспект занятия "Ветка рябины"
конспект занятия с использованием нетрадиционных техник рисования...
Конспект интегрированной НОД "Рябина"
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»...
Конспект занятия "Грозди рябины"
Цель занятия по изобразительно-художественной деятельности: создать условия для ознакомления детей с новой техникой нетрадиционного рисования - пуантилизм (пальчиковое рисование)....
Конспект занятия "Веточка рябины"
Занятие по рисованию учит детей передавать характерные особенности ветки рябины: строение веток, листьев, их цвет, оттенки. Учить детей продумывать расположения рисунка на листе и простым карандашом т...
Конспект ООД "Осенняя рябина" (лепка)
Конспектхудожественно-образовательной деятельности с детьми средней группы. Коллективная лепка. Тема: «Осенняя рябинка»....
Конспект НОД "Ветка рябины"
Конспект для детей раннего возраста...