Конспект НОД "Чудо ягода - рябина"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: Дать представление о природе родного края.
Программное содержание:
Формировать представление детей о рябине, её роли в природе и жизни человека. Развивать у детей познавательный интерес к поисковой деятельности. Развивать любознательность, интерес к природе. Воспитывать умение видеть красоту природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryabina_s_ikt.docx | 26.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ромашка»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Образовательная область: «Познание»
раздел: формирование целостной картины мира
по теме: «Чудо ягода - рябина»
Баланеску О.А.
воспитатель
г.Советский
Тема: «Чудо ягода - рябина»
Цель: Дать представление о природе родного края.
Программное содержание:
Формировать представление детей о рябине, её роли в природе и жизни человека. Развивать у детей познавательный интерес к поисковой деятельности. Развивать любознательность, интерес к природе. Воспитывать умение видеть красоту природы.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, картинки с изображением рябины в разное время года, ягоды рябины.
Словарная работа: обогащать активизировать словарь: гроздь, кисть.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Сегодня мы познакомимся поближе с удивительным и необычайно красивым деревом. Вот оно. (Показ). Знакомо ли вам его название? Это рябина. Можете объяснить, почему, за что считают рябину красавицей? Что, по-вашему красиво в этом дереве? Это дерево называют «нежным», «ласковым», «кудрявым». Как называют рябину?
Русский народ берёг родную землю, с нежностью обращался к кудрявой рябинушке в песнях и стихах. Прочтите стихи и загадки о рябине.
*** Висят на ветке подружки, Прижавшись тесно друг к дружке.
*** В сенокос – горька, А в мороз – сладка, Что за ягодка?
*** Стройную рябину вижу во дворе, Изумруд на ветках утром на заре. Много ягод красных, Спелых и прекрасных Гроздьями висят, Их красив наряд. Собери на нитку ягод-для души, Из рябины бусы очень хороши!
А зимой рябинки огоньком горят, Красны, как рубины, на ветвях блестят... Веточки рябины золотом сияют, Солнце их листвою весело играет.
То ли эта ягодка Просто недозрела, То ль рябина хитрая, Подшутить хотела.
Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Со всеми рябина дружит, всех накормить старается, а если заболеет кто, так и подлечит. И хотя плоды рябины на вкус горьки, а все равно хороши. Посмотрите, на нашем столе в тарелочке лежат ягоды рябины. Сколько ягод на веточке? Если на одной веточке много ягод, как её можно назвать? (гроздь, кисть) Возьмите одну ягодку в руку. Какая она на ощупь? Какая она по форме? Какого цвета? Найдите на ягодке отметину темного цвета. Посмотрите, что находится внутри ягод? Внутри ягод мякоть, сок, семена – зернышки. Вы хотите попробовать ягоды? Какие они на вкус?
Давайте мы с вами превратимся в деревья. Представьте себя каким-либо деревом. Кто из девочек похож на тонкую рябинушку, берёзку кудрявую? А кто из мальчиков похож на могучий кедр, стройный тополь?
Каждый год появляются на рябине плоды. Стоит дерево по осени и еле ветки держит — так на них добра много. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки рябины. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. Ребята, рябину иногда называют «ловящая птиц». Как вы думаете почему? В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Давайте послушаем, как поют лесные птицы и шепчутся деревья.
Посмотрите, какие красивые картины нарисовали художники о рябине.
Люди тоже едят и используют рябину. Из ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов — чай. Из рябиновой древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. С давних времен заметили люди целебную силу рябины и стали использовать ее для лечения болезней. А еще в старину дети делали бусы, нанизывая ягоды рябины на нитку.
Ребята, о каком дереве мы сегодня говорили? Где оно растет? Кто питается ягодами рябины?
В народном календаре есть день «Петр-Павел рябинник», приходящийся на конец сентября — время созревания рябиновых ягод. Рябину сажали у дома, вешали ветки над дверью в дом. Этот обычай связан с представлениями о рябине как дереве, способном защитить человека от всяких бед. - Давайте-ка, и мы тоже повесим веточку рябины над дверью в группу.
А еще делали рябиновые бусы, они тоже приносили счастье, предохраняли детей от сглаза, порчи, исполняли заветное желание. Я буду вам надевать бусы, а вы мне на ушко говорить своё желание.
Самоанализ занятия по формированию целостной картины мира
Тема занятия: «Чудо ягода - рябина»
Цель: Дать детям представление о природе родного края.
Задачи: Формировать представление детей о рябине, её роли в природе и жизни человека. Развивать у детей познавательный интерес к поисковой деятельности. Развивать любознательность, интерес к природе. Воспитывать умение видеть красоту природы.
Оборудование: мультимедийное оборудование, картинки с изображением рябины в разное время года, ягоды рябины.
Содержание данного занятия соответствует требованиям примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» авторов Н.Е.Веракса, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой и возрастным особенностям детей средней группы.
Тип занятия носит комбинированный характер. Материал данного занятия основан на знании детей полученных на предыдущих занятиях: знание диких животных, знание дерева рябина. Проведена предварительная работа: заучивание стихотворений о рябине, наблюдение за рябиной. На занятии закреплялись ранее полученные знания, и давался новый материал о роли рябины в природе, в жизни человека. Проведена экспериментальная деятельность, дети рассматривали ягоды рябины, что находится внутри ягод.
На занятии решались не только задачи по формированию целостной картины мира, но и по разделу познание «Развитие речи». Дети старались отвечать на вопросы воспитателя, закрепили знания о животных, живущих в нашем лесу.
В целях создания условий для более качественного усвоения детьми программных задач, я использовала инновационно - компьютерные технологии. Применение ИКТ позволило мне развить познавательную активность детей.
Структуру занятия определила для себя так, сначала провела игровую мотивацию, которая вызвала у детей интерес к занятию. Затем материал, который использовала на занятии распределила в такой последовательности: от легкого к более сложному. Для снятия у детей усталости, провела физминутку.
Все занятие было объединено одним сюжетом. Части занятия были взаимосвязаны. На протяжении занятия вопросы были доступны детям. На занятии для проявления активности, интереса использовала наглядный и раздаточный материал. Оборудование и материал, используемые на занятии, были подобраны и размещены рационально, соответствуют требованием безопасности. На занятиях старалась держать всех детей в поле зрения, следить, чтобы все дети справлялись с заданиями. Если ребенок не справлялся с заданием, я подходила к нему индивидуально. Детей, которые справились с заданием, словесно поощряла, а кто затруднялся – подбадривала.
На занятии старалась чередовать разные виды деятельности. Дети осуществляли экспериментальную деятельность, рассматривали фотографии, картины, читали стихи. На занятии рационально и эффективно использовала время, была создана игровая мотивация, которая заинтересовала детей на протяжении всего занятия. Старалась поддерживать доброжелательную, располагающую атмосферу. Присутствовал демократический стиль общения. Говорила эмоционально, спокойно. Дети меня слышали и понимали.
При проведении занятия были соблюдены санитарно-гигиенические требования: проветривание, освещение соответствует норме, длительность занятия соблюдена. Было обращено внимание на осанку детей, провела физминутку. Это формирует положительное отношение к своему здоровью и навыки самоконтроля.
Цель, поставленная перед собой, достигнута. Дети на занятии не отвлекались, были внимательными, выполняли все задания. С поставленной задачей думаю, дети справились. Настроение на занятии было бодрое, слегка волнительное. Итог занятия был подведен в конце занятия. Думаю, что детям занятие понравилось, и они с удовольствием сделают бусы для птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по рисованию во второй младшей группе: Тема: «Ягоды рябины для снегирей» Техника рисования: «Пальчики- палитра», примаки «Мятой бумагой».
Программное содержание: Учить рисовать рябину, передовая характерные особенности грозди. Закрепить представление о красном цвете; воспитывать интерес к коллективному творчеству. Продолжить учить делат...
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: « Ягода рябина» группа среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет
Расширение представлений детей об окружающей действительности через развитие познавательного интереса к поисковой деятельности. Использование в непосредственно-образовательной деятельности...
Конспект занятия "Чудо-ягода рябина"
Комплексное занятие по ОО "Познавтельное развитие" и "Художественно-эстетическое развитие"...
конспект НОД по лепке в первой младшей группе «Ягоды рябины для снегирей»
Задачи: учить детей раскатывать пластилин между пальцами круговыми движениями, закреплять умения отщипывать маленькие комочки для лепки. Познакомить детей с основными признаками внешнего вида пти...
Конспект НОД по исследовательской деятельности «Чудо ягода–рябина» (вторая младшая группа)
Занятие предназначено для воспитателей детских садов, поможет развить у детей познавательный интерес к поисковой деятельности....
Конспект занятия ягода рябина. Коллективная работа.
Конспект занятия по рисованию в группе раннего возраста «Ягодка рябина»Цель: Закрепление умения рисовать тычком, заканчивая изображение; закреплять знания цветов; располагать изображе...