Конспект интегрированного занятия в младшей группе " Дымковская игрушка"Знак
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Ходюк   Елена Александровна

Знакомство с народной игрушкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dymk._igr.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

                                    КОНСПЕКТ

         ОТКРЫТОГО КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ

                 В 2 МЛ. ГРУППЕ ПО РИСОВАНИЮ

                         

                     « Украсим дымковскую лошадку»

                                     

                                                                           ВОСПИТАТЕЛЬ ХОДЮК Е.А.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства..
Задачи:
Образовательные:
- расширить знания детей о дымковской игрушке: продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, элементами росписи, цветовой гаммой;
- учить украшать силуэты дымковских игрушек. Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки , точки), используя нетрадиционные методы рисования
 -Учить сравнивать контрастные предметы по длине, обозначать результат сравнения словами«длиннее»«короче». 

- Закрепить умение детей классифицировать овощи и фрукты; название геометрических фигур, признаки осени ; закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования , развитие быстроты реакции. закрепление знания детей о жилищах животных, русских народных сказок . Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

     Развивающие:
- развивать интерес у детей к народному декоративно-прикладному искусству; приобщать к национальным – культурным традициям, расширяя и углубляя знания о народных игрушках.
- способствовать развитию речи, зрительной памяти, наблюдательности, внимания;
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- развивать чувство цвета, эстетические чувства;
- развивать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к народной игрушке, уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством;
- воспитывать самостоятельность, активность;
- формировать эстетическое восприятие и воображение, приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь);
Предварительная работа:
просмотр презентации «Дымковская игрушка»,   , рассматривание дымковской игрушки,  узоров, используемых для украшения дымковской игрушки; .
Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.
Словарная работа:
Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи.
 Материалы и оборудование:
• дымковские игрушки;
• иллюстрации с изображением дымковских игрушек;
• трафареты лошадок, гуашь , ватные палочки, краски и кисточки, салфеточки (по количеству детей);
 
• мольберт;
• элементы росписи дымковской игрушки;
• образцы, украшенных росписью силуэтов лошадок;
 I. Организационный момент.
Психологический настрой
(установление эмоционального контакта)
Дети становятся в круг
Воспитатель:
Глаза закрываем и представляем,
Здесь и сейчас себя представляем.
Что было вчера, мы забываем
Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас,
Вы самое лучшее, что есть на свете.
Глаза открываем
Здравствуйте дети!

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями Сюрпризный момент.

На столе дымковские игрушки спрятаны под платком. (Рассказ. Рассматривание игрушек. Вопрос, ответ.)

-Ребята, посмотрите, что это?  (ответ детей)

-Посмотрим, что под ним? (ответ детей)

(Убираю платок).

-Что это? (ответ детей)

- Какие красивые игрушки.

 Воспитатель: Правильно. Перед вами народные игрушки.

Приготовьте свои ушки, Это интересно знать:

     Всё о дымковской  игрушке

Я хочу вам рассказать. (Воспитатель читает стихотворение)

Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок.

Дым из труб идёт столбом, точно в дымке всё кругом.Голубые дали.

И село большое, Дымково назвали.

Там любили песни, пляски.В том селе рождались сказки,

Вечера зимой длинны, и лепили там из глины

Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.

-Много лет назад жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и в зимний мороз в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно, один дым, вот и назвали то село Дымково.

У детей не было тогда таких игрушек как у вас. И однажды взрослые на берегу реки набрали глины и вылепили разные глиняные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками.

    У каждого дома стоят мешки с глиной, с мелом, ящики с красками, коробки с яйцами и молоком – это всё нужно для чуда, которое появилось на нашем столе. Давным-давно мастера лепили из глины только свистульки. Но в деревне было много ребятишек, и решили мастера сделать из глины для них игрушки. Слепят игрушки и в печь поставят. Из печи они выходят закалённые, крепкие, звонкие. Потом разводят мел в молоке и белят игрушки, ставят их на солнышко просохнуть. Затем наступает пора расписывать    (В процессе рассказа воспитатель демонстрирует картинки с дымковскими игрушками.)

- Какого цвета бывают дымковские игрушки? (Всегда только белые)

- А какие узоры на дымковских игрушках? (Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо)

- Какого цвета больше? Какие цвета использованы? (Красный, желтый, голубой, зеленый, оранжевый

-Вот какой индюк нарядный,

У большого индюка,

Все расписаны бока,

Посмотрите пышный хвост,

У него совсем не прост.

-Посмотри, как хороша эта девица-душа

Щечки алые горят, удивительный наряд:

Сидит шляпка горделиво,

Барышня так красива

Как лебедушка плывет,

Нас плясать с собой зовет  

-Кони глиняные мчатся,

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил –

 Ребята, а если игрушки сделаны в деревне Дымково, значит это игрушки…(дымковские)

-Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами? (ответ детей)

Проблемная ситуация.

-А что же нам тогда делать? (Решение проблемы).

-Тогда мы отправимся с вами в страну мастеров-в деревню Дымково.

Но для этого нам нужно выполнить задания

1 задание- ИГРА С МЯЧЕМ

 -Становимся в круг, я бросаю мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч, отвечаете правильно и возвращаете мяч мне. Итак, готовы?

Мы спим ночью, а зарядку делаем……(утром)

Мы завтракаем утром, а обедаем….(днем).

Луна видна ночью, а солнце….(днем).

Мы ужинаем вечером, а спим….(ночью).

        Спим ночью, а просыпаемся….(утром)

  Как называются птицы, улетающие в теплые края? Назовите их.

  (грачи, скворцы, ласточки)

  Кто из зверей впадает на зиму в спячку?

  ёж, медведь, барсук.

 Как называются птицы, которые остаются зимовать?

  Зимующие.

  Синица, снегирь, воробей   

  У лисы – Лисята. У ежихи – ежата

У белки – бельчата. У медведицы – медвежата.

Где растут овощи?

  В огороде, на грядке.

  Где растут фрукты?

  В саду, на дереве.

  А почему осень называют золотой?(  листья желтые) Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д. Кто живет в будке? Собака Кто живет в улье? Пчелы Кто живет в норе? Лиса. Кто живет в логове? Волк. Кто живет в берлоге? Медведь.

     Какие звери зимой не спят?

  белка, лиса, заяц. 

 

2 задание:Игра « Найди пару( с геометрическими фигурами)

 Воспитатель раздает детям геометрические фигуры, дети под музыку бегают , когда музыка заканчивается –ищут своей фигуре пару.

 3 задание-Индивидуальная работа. На доску воспитатель выставляет лист с изображением длинной и короткой ленты,  вызывает двоих  детей показать где длинная ,  где короткая лента.

     4 задание-« Сказочные загадки»

-Ребята :  отгадайте «Сказочные загадки» 

1. Дорога далека, а корзинка – нелегка,

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок (маша и медведь).

2. И зайчонок, и волчица -

Все бегут к нему лечиться. (доктор Айболит)

3. Возле леса на опушке, трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (три медведя).

 

4. Уходя, просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь-

Песню мамину пропел,

А потом козляток съел.

Кто из вас догадается,

Как сказка называется? (Волк и семеро козлят)

5. Румяный круглый паренёк,

Сбежал из дому на денёк.

С весёлой песенкой бродил

И все напасти обходил

До той поры, пока в лесу

Не встретил хитрую лису. (Колобок)

6. Уговаривала братца

Старшая сестрица:

«Ты из лужицы не пей

Мутную водицу».

Не послушался мальчонка -

    Превратился он в козлёнка (Сестрица Аленушка и братец Иванушка 

     5 задание-      Физминутка» Медвежата

Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так –
Головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так –
Дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)
И вразвалочку ходили

И из речки воду пили
Вот так, вот так
И из речки воду пили (Наклоны вперёд)
А ещё они плясали!
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так
Кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)
Вот болотце на пути!
Как его нам перейти?
Прыг да скок!
Прыг да скок!
Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)

     6 задание                    Игра “Кто лишний и почему?”

Педагог: -Дети, узнайте какое животное лишнее ( среди диких есть домашнее и наоборот, среди домашних ж-х есть дом.птицы и наоборот).

  Педагог хвалит за правильные ответы.

 Воспитатель: Вот мы пришли. Посмотрите, в нашей мастерской находятся шаблоны, какой дымковской игрушки (лошадки)Правильно.

Вы теперь мастера, и должны сами расписать шаблоны. Но сначала я вам покажу, как нужно наносить элементы росписи. Я сейчас присяду, а вы вставайте полукругом.

Обычно все дымковские лошадки украшены кругами, линиями, точками или кольцами в разном сочетании. Мы будем украшать колечками и точками. Колечки мы будем рисовать при помощи фломастеров и ватных палочек, точки ватными палочками.

Но сначала нам надо закрасить у лошадки ушко, челку, гриву и хвостик. Я беру кисть за металлическую юбочку, набираю желтую краску и закрашиваю ушко. Вы можете закрасить зеленым, красным или синим. Затем я промываю кисть, набираю черную гуашь и закрашиваю челку, гриву и хвостик. Промываю кисточку и кладу на подставку.

Затем надо нарисовать колечки. Для этого я беру фломастер и опускаю его в желтую гуашь и делаю отпечатки колпачком. Узор на лошадке наносим сверху вниз – по туловищу и по ногам. Элементы узора не должны заходить друг на друга, нужно расположить их равномерно. Затем беру ватную палочку и опускаю ее в синюю краску и ставлю в серединке точку. Затем беру чистую палочку и рисую точки между колечками все красного цвета. Нельзя одним цветом залезать в другой. Но цвета вы выбираете сами так, чтобы было красиво. Они должны сочетаться.

Если испачкались руки ничего страшного, воспользуйтесь салфеткой.

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на свои рабочие места. Закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую игрушку, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать.

Открываем глаза:

Прежде, чем рисовать.

Нужно пальчики размять.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А теперь потрем ладошки.

Друг о друга мы немножко.

А сейчас мастера.

За работу всем пора.

Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку (помощь детям,которые затрудняются )

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе «Дымковские игрушки»

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, закрепить знания детей о дымковской игрушке. Развивать чувство цвета, эстетические чувства, умение ...

Конспект открытого занятия в средней группе «Дымковские игрушки»

Конспект занятий по изобразительной деятельности...

Конспект открытого занятия в средней группе «Дымковские игрушки»

Конспект открытого занятия в средней группе «Дымковские игрушки»...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)

Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....

Конспект интегрированного занятия в младшей группе ДОУ на тему: «Дымковская игрушка»

Образовательные области: познание, развитие речи, художественно-эстетическое развитие.Цель: расширять кругозор детей.Программное содержание:Познакомить детей с народным промыслом «Дымковская игр...

Интегрированное занятие в средней группе « Дымковская игрушка»

Интегрированное занятие в средней группе « Дымковская игрушка»...