Проект "Спасём пернатых друзей"
проект по окружающему миру
Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нём неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребёнка понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_spasem_pernatyh_druzey.docx | 776.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 «Дюймовочка»
Познавательно-исследовательский проект
«Спасём пернатых друзей!»
/возрастная группа – старшая/
г. Людиново, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
1.Познавательно-исследовательский проект «Спасём пернатых друзей!»
1.1. Паспорт проекта______________________________________________________стр 4
1.2. Перспективное планирование познавательно – исследовательского проекта «Спасём пернатых друзей!»_________________________________________________________стр 6
1.3.Описание работы над проектом_________________________________________стр 14
1.4 Список литературы__________________________________________________ стр. 20
2.Приложения
Приложение 1 Анкетирование родителей___________________________________стр. 21
Приложение 2 Результаты диагностического обследования____________________стр. 25
Приложение 3 Консультация для родителей_________________________________стр. 27
Приложение 4 Консультация для педагогов «Проектно-познавательная деятельность по экологии в соответствии с ФГОС ДО» (с презентацией)________________________стр. 35
Приложение 5 Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница-вода» (с презентацией)________________________________________стр. 45
Приложение 6 Развлечение «Пернатые - наши друзья»________________________стр. 51
Приложение 7. Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Птицы – наши друзья»_________________________________________________________________стр. 55
Приложение 8 Конспект викторины «Знай и умей» для детей старшей группы___стр. 56
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой.
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма:
Горсть зерна нужна.
Горсть одно —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть.
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли
А остались зимовать
Заодно с людьми
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин
1.Познавательно-исследовательский проект «Спасём пернатых друзей!»
1.1. Паспорт проекта «Спасем пернатых друзей» (старший дошкольный возраст)
Вид проекта | Познавательно-творческий |
Руководитель проекта | Орлова Ольга Анатольевна |
Участники проекта | Дети, педагоги, родители |
Срок реализации проекта | Зима 2020 год |
Цель проекта | Создание и презентация альбома «Птицы России», позволяющего детям старшего возраста углубленно познакомиться с миром птиц, живущих на территории нашей страны и помочь зимующим птицам пережить суровую зиму. |
Задачи проекта | - формировать представления о жизни птиц, проживающих на территории нашей страны и их разновидностях; - развивать познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания умения, навыки; - вызвать интерес у детей к птицам, желание оберегать, заботиться о них; - расширять словарный запас детей путем чтения произведений, в которых рассказывается о птицах; - активизировать совместную деятельность родителей и детей; - развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы. |
Актуальность проекта | Дошкольный возраст - это яркая, интересная страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с природой. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического воспитания дошкольников, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к объектам природы (птицам). Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края выбрано неслучайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. Взрослые должны воспитывать у детей бережное отношение к птицам, нашим верным друзьям, и привлекать их к созданию хороших условий жизни для пернатых. Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нём неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребёнка понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю. |
Ожидаемые результаты: | Для детей: - сформируются элементарные экологические представления о птицах; - дети станут бережнее относиться к птицам, будут проявлять о них заботу; - обогатится словарный запас; - сформируется любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Для родителей: - укрепится взаимопонимание между педагогами, детьми и родителями в вопросах экологического воспитания; - совместная деятельность в рамках проекта поможет еще более крепкому содружеству детей и родителей. Для педагогов: - обогащение предметно-развивающей среды группы (уголок природы) дидактическими материалами; - укрепится взаимопонимание между педагогами, детьми и родителями в вопросах экологического воспитания |
1.2. Перспективное планирование познавательно – исследовательского проекта «Спасём пернатых друзей!»
Задачи взаимодействия | ||||
Этапы реализации | Воспитатель-ребёнок | Узкие специалисты | Ребёнок - родители | |
Организационный этап (02.12.2020 по 16.12.2020 г) | ||||
Моделирование ситуации. Выявление проблемы | Холодно и голодно птицам зимой на улице. Однажды домовёнок Кузя гулял в парке. Он увидел на снегу замерзающего воробышка. Кузя снял рукавичку и согрел своим теплом воробья. Кузя взял птицу и в рукавице быстро понёс домой. Дома воробей клевал из блюдца крошки хлеба. Воробей отогрелся и в благодарность стал весело чирикать. Кузя выпустил воробья. - Дети, давайте «Спасём пернатых друзей!» | Консультация о целях и задачах проекта, формах сотрудничества. Анкетирование. (02. 12. 2020) (см Приложение1) | ||
Организация предметно-пространственной развивающей среды. Цель: создание обстановки, которая поможет детям реализовать свой проект, оформление фотоальбома «Птицы – наши друзья» | Выставка книг о птицах нашего края, подбор плакатов, иллюстраций. | Подбор записей музыкальных произведений, танцевальных этюдов по теме проекта. | Оформление родительского уголка «Наши друзья – птицы» Задачи: формировать знания о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним детей. | |
Предварительная диагностика (9. 12. 2020) (см Приложение2) Цель: выявить знания детей по тематике проекта | 1.Назови птиц нашего края? 2. Какие птицы зимуют у нас? 3. Назови перелётных птиц 4.Чем можно подкармливать птиц зимой? 6. Чем страшна зима птицам? | |||
Практический этап (16.12.2020 по 27.02.2021) | ||||
НОД (см Приложение3) | П: «Почему мы считаем птиц своими друзьями» (16.12.2020) Задача: воспитывать заботливое бережное отношение к птицам. П: «Почему птицы осенью улетают» (17.12.2020) Задача: закреплять и расширять представление детей о птицах, их образе жизни, повадках. СК: Отгадывание загадок Юрахно «Веселые загадки о птицах» (20.12.2020) Задача: развивать познавательную активность детей, их творчество и воображение СК: Беседы и моделирование жизненных ситуаций о милосердии, добре, заботе. (23.12.2020) Задача: формировать умение выражать своё мнение по предложенной ситуации. ХЭ: «Птицы прилетели к кормушке», лепка (19.12.2020) Задача: закреплять технические приёмы лепки, соединять части, плотно прижимая их друг к другу, и сглаживать места скрепления. ХЭ: «Снегири», аппликация (23.12.2020) Задача: закрепить представление о зимующих птицах, их внешнем виде, учить передавать в аппликации образы птиц, особенностей частей тела; ХЭ: «Птицы зимой», рисование (27.12.2020) Задачи: учить рисовать птиц, закрепить методы передачи пропорций птицы. ХЭ: «Птички из ладошек», аппликация (25.12.2020) Задачи: Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из обведенных ладошек, умение их украшать | Консультация по теме: «Птицы наши друзья». (18.12.2020) Цель: Помочь птицам выжить в суровых зимних условиях, подкармливая их. | ||
Чтение художественной литературы | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (25.12.2020) Задача: воспитывать у детей чувство взаимопомощи Сказка М. Гаршина «Лягушка-путешественница» (23.12.2020) Задача: учить детей осмысливать содержание сказки, характеры персонажей. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» (24.12.2020) Задача: воспитывать чувство сострадания к попавшему в беду Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». (23.01.2021) Задача: развивать связную речь, активизировать и обогащать словарный запас детей по теме.
| Слушание музыки: «Птичка» (рус.нар.прибаутка) С. Прокофьева «Танец маленьких лебедей»; Музыкально- ритмические движения: «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой | Предложить родителям участие в акции «Лучшая кормушка» Цель: привлечение внимания взрослых и детей к воспитанию бережного и внимательного отношения к природе и любви к родному краю. «Птичья столовая» сбор корма для птиц. Цель: привлечение родителей к проблеме подкормки птиц в зимний период. Укрепление детско-родительских отношений. | |
Просмотр видеофильмов | Просматривание компьютерных презентаций «Домашние птицы», «Перелётные птицы», «Экзотические птицы» Задача: расширять и обобщать знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни птиц в данных условиях. Воспитывать, интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них. | |||
Экскурсия по территории детского сада (см Приложение 5) | Цель: познакомить детей с птицами, прилетающими к кормушкам на участок. | Составление меню для пернатых Задача: развитие воображения. | ||
Продуктивная деятельность (см Приложение5) | Изготовление книжки-малышки «Птичьи истории». Задача: сплочение родителей и детей при совместной работе по оформлению книги. Выставка детского творчества «Удивительный мир птиц» Задача: развивать творческие способности детей. | Оформление книжки-малышки «Птичьи истории» Задача: сплочение родителей и детей при совместной работе по оформлению книги. Привлечь родителей к участию в выставке детского творчества «Удивительный мир птиц» | ||
Опытно-экспериментальная деятельность (см Приложение 6) | «Волшебница-вода» (22.01.2021) Задача: сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле | |||
Театрализованная деятельность (см Приложение7) | «Где обедал воробей? С. Я. Маршак (23.12.2020) Задача: создать условия для реализации способности детей чувствовать, мыслить и выражать свое состояние в театрализованной деятельности. | Изготовление атрибутов к спектаклю | ||
Игровая деятельность (см Приложение8) | Пальчиковые игры: «Синичка-невеличка» Задача: развитие мелкой моторики. Словесные игры «На птичьем дворе». Задача: закрепить знания о том, как кричат домашние птицы, воспитывать правильное звукопроизношение. Д/И «Кто как кричит?», Задача: учить различать зимующих птиц по голосам. Д/И «Сложи картинку» Задача: формировать умение составлять целое из частей. Сюжетно-ролевые игры: «Пернатые друзья» Задача: развивать сюжет игры по замыслу, учить детей перевоплощаться в птиц, подражая их повадкам. Д/И «Юные защитники природы» Задача: воспитание бережного отношения к природе, желания беречь и защищать её. | Привлечь родителей к совместному изготовлению поделок из бросового материала. | ||
Беседы-рассуждения | «Что мы знаем о птицах» (16.12.2020) Задача: уточнить представление детей о сезонных изменениях в жизни птиц; активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, воспитывать интерес и любовь к пернатым, желания заботиться о них, охранять. «Птицы нашего города» (17.12.2020) Задача: углубить и расширить знания детей о птицах нашего города; объяснить причину перелетов птиц (перелетные, зимующие, кочующие) «Забота о зимующих птицах нашего края» (18.12.2020) Задача : формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе. «Покормите птиц зимой» (19.12.2020) Задача: воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. «Чем мы угощаем птиц» (20.12.2020) Задача: поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц, воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление помогать птицам зимой. | Распространение тематических буклетов: «Спасём пернатых друзей!» Цель: формирование на основе нравственного и личностного отношения к окружающей природе бережного отношения к птицам. | ||
Заключительный этап (18.02 по 28.02.2021г) | ||||
Итоговая диагностика (03.02.2021) (см Приложение2) Цель: выявить результаты проекта Презентация проекта (24.02.2021) Цель: коллективная реализация проекта, его демонстрация | Оформление музыкального зала, презентация |
1.3. Описание работы над проектом.
Перед началом планирования работы по проекту в раздевальной комнате появилось объявление:
На подготовительном этапе было проведено анкетирование родителей, которое показало готовность и желание родителей принять участие в проекте. /см Приложение 1/
После получения положительного ответа от родителей об участии в проекте предлагаю им рассмотреть перспективный план над проектом.
Работа началась с организации предметно-развивающей среды, которая стала бы «фоном» к эвристической и поисковой деятельности, помогла бы дошкольникам в реализации познавательно-исследовательского проекта и формировании эстетического вкуса.
Так как тематика проекта - «Спасем пернатых друзей», то в группе была организована зона, в которой появилось всё необходимое, связанное с жизнью птиц: книги, иллюстрации, альбомы, дидактические игры, картотека подвижных игр о птицах, картотеки пальчиковой, артикуляционной гимнастик, аудиозаписи песен о птицах.
В книжном уголке были выставлены яркие альбомы с изображением иллюстраций о птицах, сделали подборку книг.
На центральной стене организовали выставочный зал, где представили подборку рисунков о птицах.
В «Музыкальной гостиной» собрали записи музыкальных произведений, в которых звучит музыка о птицах, сделаны натуральные записи голосов птиц.
В «Художественной мастерской» собраны все необходимые инструменты художника: краски, кисти, карандаши, фломастеры, рисовальная «стена творчества», которые помогут детям реализовывать проект.
В природной зоне группы появились «сундучки» для сбора природного материала, из которого будут изготовляться поделки, коллажи, панно.
И началась долгая и кропотливая работа по реализации проекта «Спасем пернатых друзей». В первый день реализации проекта к детям прилетела птичка-невеличка, которая рассказала о трудностях существования в зимний период. На прогулке снова появилась замерзающая и голодная птаха, и дети решили ей помочь перезимовать в суровых погодных условиях.
В групповой комнате в распоряжении ребят уютное, светлое игровое помещение, где их всегда ждут игры, развлечения, но не простые, а «волшебные» - развивающие, дающие знания и формирующие навыки, так необходимые в дальнейшей жизни. Дети чувствуют здесь себя счастливыми, самостоятельными, они знают, что здесь их любят и уважают. В месячник реализации проекта игровой уголок заняли дидактические игры по формированию и воспитанию у детей заботливого бережного отношения к птицам. Организуя дидактические игры, такие как «Юные защитники природы», «Кто где живет», «Кто как кричит», «Сложи картинку» закрепляются знания детей о жизни и среде обитания птиц, а в викторине «Знай и умей» дети закрепили свои знания ./см Приложение 2/
Хочу поделиться опытом проведения интегрированного занятия по теме: «Птицы – наши друзья», вошедшего в наш проект /см Приложение3 /. Программное содержание заключалось в формировании представления детей о жизни птиц в трудных условиях зимы. Были поставлены задачи:
- закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, умение их различать;
- формирование у детей осознанно-правильного отношения к объектам окружающего мира, зимующим птицам, вызвать желание помочь им в зимнее время;
- развивать мелкую моторику пальцев рук через изготовление кормушки для птиц;
- воспитывать заботливое отношение к птицам.
Работа началась с рассматривания альбома «Птицы», дети познакомились с внешним видом перелётных птиц, с их названиями, учились различать птиц по внешнему виду, узнавать их по описанию.
Во время прогулок дети наблюдали за птицами, с интересом проявляли любовь и заботу к ним, у детей было желание подкормить их. В дневниках наблюдений отмечали температуру воздуха, подсчитывали число птиц, прилетающих к кормушке в течение прогулки, наблюдали за поведением птиц.
Пример из таблицы наблюдений за погодой и птицами
Дата | Температура воздуха | Кол-во птиц | Какие птицы прилетают |
13.12.2020 | -6 | 6 | 4 воробья, 2 синички |
15.01.2021 | -15 | 5 | 5 синичек |
20.01.2021 | -12 | 4 | 4 воробья |
27.01.2021 | -15 | 3 | 3 синички |
03.02.2021 | -10 | 2 | 2 синички |
Проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы: в холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.
1. В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.
2. Сытой птице мороз не страшен.
3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
Если регулярно, изо дня в день, в зимнее время года вести подкормку на своих кормушках, то птичьи столовые будет посещать максимальное количество птиц, а значит пернатым будет легче пережить зиму.
Птицы наши друзья!
Проведя наблюдение, мы составили таблицу о птицах, зимующих в нашей местности и их кормовой базе.
Птицы | Кормушка | Корм | Способ употребления |
Голуби, воробьи | Устойчивая, крепкая | любой | Клюют у кормушки |
синица | Маленькая, не доступна голубям | Семечки подсолнечника, хлеб, сало | Аккуратно берёт по зёрнышку, долбит на дереве |
снегирь | Бусы из фруктов, семян | Рябина, калина, просо | Аккуратно, не сорит |
ворона | Площадки на земле | Остатки пищи | Ест с жадностью |
Из таблицы видно, что воробьи едят все зерновые виды корма, сало не едят. Большая синица и поползень предпочтение отдаёт семечкам и салу, голуби всеядны. Вывод: наиболее универсальный корм для зимующих птиц - семена подсолнечника и белый хлеб. Большое количество растительных жиров внутри семян делает их важным источником энергии в условиях зимних холодов.
В рамках проекта были проведены беседы "Птицы зимующие в нашем краю", «Что мы знаем о птицах», «Забота о зимующих птицах нашего края», «Покормите птиц зимой», «Чем мы угощаем птиц».
Проводя этим беседы, я старалась формировать у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе ,воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях,
довести до детей важность их работы по подкормке птиц, воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление помогать птицам зимой.
Дети много рисовали, лепили, делали аппликации, конструировали, пели песни, играли в игры. Тем самым багаж знаний детей увеличивался, расширялись представления детей о произведениях художественной литературы о пернатых, о внешнем виде птиц, об их повадках, развивалась память, внимание, логическое мышление./см Приложение 3/.
По теме проекта мы предложили родителям совместно с детьми изготовить кормушки для птиц, на выставку сделать поделки из бросового материала, показывающие многообразие птичьего мира.
Дети вместе с родителями на свое усмотрение выбрали задания. Для них было важно, чтобы они не были слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости мы могли бы предоставить справочный практический материал или порекомендовать, где его можно найти.
Кормушка - «сооружение» нехитрое! Она может быть сделана буквально из всего, что попадается под руку. Затем мы вместе с детьми развесили кормушки на участке детского сада и ежедневно подкармливали птиц. ( см приложение фото)
Был проведён конкурс рисунков "Птицы - наши друзья", конкурс сообщений о зимующих птицах нашего города, провели акцию-призыв "Покормите птиц", где дети вручали всем своим родителям эмблемы с изображением птиц и надписью «Покормите птиц!» (см приложение) и обращение к любителям природы: «Покормите птиц зимой», а для этого выполняйте наши полезные советы:
-наполняй кормушку ежедневно, в одно и тоже время! Не подводи птиц-старайся, чтобы голодные пернатые не просиживали впустую сутками, ожидая твоего появления;
-кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни;
-птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей, это нужно делать каждый вечер;
- в кормушки нельзя класть соленые, кислые, жареные, острые и кислые продукты, черный хлеб;
-для синиц делайте отдельные кормушки с кормом: семена подсолнечника, сало, мясо, семена арбуза.
Помогите птицам, от них зависит наша жизнь!
А также представили презентацию, призывающую помочь птицам перезимовать.
Заучивали стихи, загадки, дети за каждое задание получали очки. В конце занятия подводился итог.
Очень интересно прошёл показ театрализованной деятельности «Где обедал воробей?» по стихотворению С.Я. Маршака.
Целью данной работы было:
- создать условия для реализации способности детей чувствовать, мыслить и выражать свое состояние в театрализованной деятельности;
- развитие творческих способностей детей.
Дети с родителями изготовили декорации, театральные маски для героев спектакля, разучили роли, подобрали музыкальное сопровождение. В день показа в зал были приглашены дети младшей группы, которые с большим удовольствием посмотрели познавательный спектакль./см Приложение 7/
А ещё наши дети с удовольствием занимаются опытно-экспериментальной деятельностью. Она проходила под названием «Волшебница-вода» .
Задача: сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле.
/см Приложение 6/
Особое внимание уделяем развитию творческой активности дошкольников. Например, использовали прием составления книжки-малышки «Птичьи истории» /см Приложение 5/. Каждый ребенок приносил из дома интересный рисунок «Удивительный мир птиц».
В вечернее время, во время совместной деятельности, он рассказывал о нём, используя изготовленные дома изображения. Затем рисунки раскладывали соответственно по порядку и получилась интересная книжка-малышка.
Последний этап проекта – презентация – всегда самый интересный. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. На презентацию по специальным билетам были приглашены родители с детьми из старших групп. В этот день в музыкальном зале открыты двери с пеньем птиц и с прекрасным оформлением любовались гости, они увидели прекрасные работы своих детей и самих взрослых.
Дети и гости в это время принимали участие в развлекательной программе, подготовленной педагогами и родителями. Все увидели Кузю и спасённого воробья, которые поблагодарили всех за бережное отношение к птицам.
Проект "Спасём пернатых друзей" разработан специально для приобщения детей дошкольного возраста их родителей к Всероссийской экологической акции "Покорми птиц", проводимой Союзом охраны птиц России, которая ежегодно стартует 12 ноября. Данные методические материалы могут быть полезны и интересны воспитателям.
1.4 Список литературы:
1. Л. Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» 2007г.
2. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». 2001г.
3. В. М. Корнилова «Экологическое окно в детском саду» методические рекомендации
4. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» 2003г.
5. «Времена года» Л. Б. Фесюкова, О. О. Григорьева 2005г.
6. О. С. Ушакова «Знакомство детей с литературой» 2004г.
7. О. А. Соломенникова «Занятие по формированию элементарных экологических представлений» 2009г.
8. Ю. А. Акимов «Знакомство дошкольников с окружающем миром» 2008г.
Приложение 1
Результаты анкетирования
Основная задача анкетирования – формирование положительного отношения к сотрудничеству. Анкетирование родителей позволило установить, что все родители хотят принять участие в проектной деятельности. Выявлена потребность родителей в приобретении навыков реализации проектов. При помощи анкетирования удалось узнать о посильной помощи родителей в организации проектов: изготовление поделок, костюмов, компьютерная помощь, участие в сценарии праздника.
Приложение 2
Сравнительная диагностика
№ | Список детей | Назови птиц нашего края | Назови зимующих птиц | Чем страшна зима птицам | Чем можно подкармливать птиц | Назови перелетных птиц | ||||||
начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | |||
1 | Акимова У | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
2 | Аксютичев Р | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
3 | Афасенков М | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
4 | Барков Е | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
5 | Богомолов Б | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
6 | Вороничева Н | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
7 | Князева Ю | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
8 | Куликов Артем | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
9 | Кретова Н. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
10 | Маркин Дима | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
11 | Макарова Н. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
12 | Майсус Д | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
13 | Никуличева Н. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
14 | Потапов А | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
15 | Сидорова В | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
16 | Турлаева Ева | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
17 | Трутнев Кирилл | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Высокий 35% 71% 24% 53% 42% 58% 0% 76% 23% 76%
Средний 53% 24% 64% 47% 46% 42% 100% 24% 77% 24%
Низкий 12% 5% 12% 0% 12% 0% 0% 0% 0% 0%
Анализ результатов диагностики
Диагностика включала в себя ряд вопросов. Вопросы позволили выявить уровень сформированности знаний детей по основным направлениям проекта.
Начало проекта:
В ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно знаний о птицах, при ответах дети испытывали затруднения. Предлагая детям перечислить птиц нашего края, предполагалось, что оно не вызовет больших затруднений у детей, так как оно содержало иллюстративную опору. Ответили на вопросы только треть детей, большое количество ошибок в данном случае, с моей точки зрения, было обусловлено тем, что знакомство с пернатыми чаще всего происходило в форме заочной прогулки и отрывалось от наглядного опыта, зачастую дети путали зимующих и перелётных птиц.
Также у детей недостаточно развито было чувство заботы о птицах.
Конец проекта:
1. По результатам диагностики видно, что знания детей о птицах расширились;
2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
3. На протяжении реализации проекта «Спасём пернатых друзей!»» у детей развивалась связная речь.
4. Дети имеют собственное мнение и могут связно рассказать о пернатых друзьях.
4. Дети научились правильно подкармливать птиц.
5. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
6. Повысился познавательный интерес у детей.
Приложение 3
Консультация для родителей «Как знакомить детей с зимующими птицами»
Родителям рекомендуется:
- пойти вместе с ребёнком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребёнку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребёнка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать
- рассмотреть с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их;
- обратить внимание на характерные внешние признаки (окраска перьев, величина, клюв, хвост);
- рассказать где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;
- во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть увиденных зимующих птиц;
- провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;
- изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить на улице, понаблюдать, какие птицы прилетают к кормушке. Желательно покормить птиц вместе с ребёнком.
Задайте ребенку вопросы:
Каких зимующих птиц ты знаешь?
Почему они называются зимующими?
Чем птицы питаются зимой?
Что для птицы страшнее зимой: холод или голод?
Как можно помочь птицам?
Загадайте загадки о зимующих птицах
Строит острым долотом
Плотник дом с одним окном… (дятел).
Красуется на ветке
В желтой жилетке?
Это маленькая птичка,
Все зовут её…(синичка)
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!
Что за птицы?
Не пойму,
Грудка алая, в снегу.
Словно капельки зари
Чудо-птички…(Снегири)
Нет болтливей этой птицы,
Ей на месте не сидится,
Хочет всё стащить с наскока!
Очень хитрая …(сорока)
Озорной мальчишка в сером армячишке. (Воробей)
Сыграйте с ребенком в следующие игры:
«Один – много» (образование множественного числа)
Взрослый говорит: «Синица», ребенок отвечает: «Синицы» (ворона – вороны, галка – галки и т.д.)
«Кто как голос подает» (образование новых слов от звукоподражания)
Взрослый говорит: «Воробей подает голос: «Чик-чирик», значит он чирикает». А ворона: «Кар», значит она..., ребенок отвечает: «Каркает» (сорока – трещит, синица – цвикает, голубь – воркует и т.д.)
«Назови ласково» (образование новых слов при помощи суффиксов)
Взрослый говорит: «Голубь», ребенок отвечает: «Голубок» (воробей – воробушек, галка – галочка, голова – головушка, крыло – крылышко, нога – ноженька и т.д.)
«Сосчитай-ка» (согласование числительных и существительных)
Взрослый начинает счет: «Один голубь», ребенок продолжает: «Два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д.)
«Четвертый лишний» (на классификацию)
Взрослый называет три зимующих птицы и одну перелетную, ребенок должен определить какая птица лишняя.
«Ворона, ласточка, сорока, голубь»;
«Снегирь, кукушка, галка, сорока»;
«Жаворонок, ворона, синица, воробей» и т.д.
«Подбери признак» (согласование имен существительных с прилагательными)
Взрослый спрашивает: Синица (какая?) – Ребёнок отвечает: быстрая, пугливая, ловкая, желтогрудая...
Голубь (какой?) - сизый, неуклюжий, важный ...
Снегирь (какой?) - нарядный, красногрудый, медлительный…
«Кто как голос подает»
Ворона – каркает, воробей -…
«Угадай птицу по описанию».
Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)
“Вороны и воробьи”.
(Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт воспитатель. “Вороны” - важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, “воробьи” - резво прыгают по дорожке
"Чей, чья, чьё, чьи?" на образование притяжательных прилагательных.
Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от
кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки.
Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке.
Закончи предложения.
Перья вороны (чьи?)..., перья воробья (чьи?)..., перья снегиря (чьи?)...,перья голубя (чьи?)...
Выполните с ребенком следующие упражнения:
Составьте описательные загадки о зимующих птицах
Взрослый описывает любую зимующую птицу, чтобы ребенок мог догадаться. Следующую птицу описывает ребенок. Чтобы ребенку легче было справиться с заданием, покажите ему картинку с изображением птицы.
Эта птица маленькая. У неё короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Целый день прыгает и чирикает… (воробей)
Учить подбирать однокоренные слова.
Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).
Связная речь. Пересказ с опорой на вопросы.
Послушай рассказ и ответь на вопросы полным предложением.
Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму
Вопросы:
Какое было время года?
Кого нашли дети на снегу в парке?
Какой был воробышек?
Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?
Когда дети выпустили воробья на волю?
Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?
Пересказ без опоры на вопросы.
Кормушка.
Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.
Составьте сравнительный рассказ о снегире и синице.
Взрослый говорит: «Как называются эти птицы?»
Ребенок отвечает: «Эта птица называется снегирь, а эта – синица»
Какие они по размеру? (Синица маленькая, а снегирь чуть больше)
Какой у них клюв? (У синицы маленький острый клюв, а у снегиря - короткий толстый)
Какого цвета оперение?
Какие лапки?
Чем они питаются?
Выучите стихотворения
Снегирь
Побелело за окошком:
Все в снегу. Какая ширь!
Как румяная матрешка –
На крыльце живой снегирь.
Снегиря в окно увидишь:
Здравствуй милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйди,
Брось им спелых зерен горсть. А.Барто
***
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. А.Барто
***
Воробей
Чуть живой,
Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней,
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
Н. Рубцов
Ворона
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь не зернышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.
Н. Рубцов
Синица
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень. А.Барто
Упражнения для пальчиков:
«Птицы в кормушке»
Птицы к дому подлетели
Два больших пальца обхватывают друг друга,
Остальные делают взмахи, как птица крыльями
На кормушку птички сели
Держим одну ладонь параллельно груди
Стали зернышки клевать
Другой рукой, большим и указательным пальчиками,
соединенными вместе, ударяем по ладони
И головками кивать
Соединяем пальчики вместе, изображая голову
птицы и делаем наклоны кистями рук
«Кормушка»(Ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?
(На каждое название птицы загибать по одному пальчику)
Две синицы, воробей, шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках. (опять сжимать и разжимать кулачки)
Всем хватило зернышек!
Приложение 4
Консультация для воспитателей:
«Проектная познавательно-исследовательская деятельность по экологии в соответствии с ФГОС ДО»
Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам.
Ральф У. Эмерсон,
американский поэт и философ.
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках ФГОС ДО. Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания.
Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к адекватным методам познания и рефлексии собственного мышления и поведения, что выражено в повышенном внимании к исследовательским методам обучения и к проектированию.
В соответствии с ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность является ведущим видом деятельности в детском саду наряду с другими видами деятельности.
Как известно, акцент в дошкольном образовании перенесен с усвоения конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческое применение в определенной жизненной, учебной (игровой) ситуации.
В процессе формирования у детей дошкольного возраста интеллектуально-познавательных умений педагог решает, в первую очередь, следующие задачи:
- обучить детей системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов;
- формировать умения сравнивать, группировать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы.
На сегодняшний день работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Он описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
С целью развития проектной деятельности в группе следует создавать открытую атмосферу, которая вдохновляет детей на проектное действие и поощряет его. Необходимо регулярно выделять время на проектное действие деятельности, создавать условия для презентации проектов.
Для реализации проектной деятельности педагоги должны:
- создавать проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию;
- быть внимательными к детским вопросам, возникающим в разных ситуациях, регулярно предлагать проектные образовательные ситуации в ответ на заданные детьми вопросы;
- поддерживать детскую автономию: предлагать детям самим выдвигать проектные решения;
- помогать детям планировать свою деятельность при выполнении своего замысла;
- в ходе обсуждения предложенных детьми проектных решений поддерживать их идеи, делая акцент на новизне каждого предложенного варианта;
- помогать детям сравнивать предложенные ими варианты решений, аргументировать выбор варианта.
Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение – важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателя и детей.
В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
- Проблема;
- Проектирование или планирование;
- Поиск информации;
- Продукт;
- Презентация.
Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П» - портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Требования к использованию метода проекта:
Комплексный подход в экологическом воспитании детей в условиях нашего дошкольного учреждения осуществлялся таким образом, чтобы наши дети каждый день открывали для себя в окружающем мире что-то новое и проявляли исследовательские способности.
В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Обязательные составляющие проекта – это детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых. Это развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития для каждого возраста:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи познавательного развития в младшем дошкольном возрасте:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи познавательного развития в старшем дошкольном возрасте:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Основные этапы работы над проектом включают:
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу) ;
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта - практическая часть.
4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
План работы воспитателя по подготовке проекта:
1. На основе изученных проблем детей определить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе экологического воспитания
Познавательно-исследовательская деятельность используется практически безгранично, будь то создание сложных игровых обучающих ситуаций, или проведение разнообразных праздников и развлечений, или совместная проектная деятельность с привлечением родителей воспитанников.
Взаимодействие с детьми обязательно строится по принципу субъект-субъектных отношений! Педагог и ребёнок взаимодействуют, как партнёры! Ко мнению детей относятся уважительно. «Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем более он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.
Педагог перед началом реализации проекта ставит перед собой цель: развивать познавательный интерес у дошкольников к экспериментально-исследовательской деятельности посредством работы над экологическим проектом. В ходе проектирования решаются следующие задачи:
- формировать элементарные научные экологические знания, доступные пониманию ребенка-дошкольника;
- развивать умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни;
- развивать умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- формировать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать);
- формировать собственный познавательный опыт у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей);
- освоение детьми методов, необходимых для проектно-исследовательской работы: изучение литературы, наблюдение за объектами живой и неживой природы, беседы, опыты, эксперименты;
Определяются предполагаемые результаты.
1. Формирование у детей предпосылок познавательно- исследовательской деятельности как наиболее эффективного способа экологического воспитания; интеллектуальной инициативы.
2. Позволить экспериментам объединить все виды деятельности.
3. Инициативу по их проведению распределить равномерно: между воспитателем и детьми. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
4. Развивать способность детей видеть проблему, ставить вопросы, делать выводы.
5. Развивать желание заботиться о природе (умение оберегать, защищать, помогать).
Определяется актуальность темы.
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Я думаю надо воспитывать в детях бережное к природе отношение, желание ее охранять. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Одним из главных мест в работе над проектом отводится работе с родителями.
Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводятся беседы и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка.
Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Однако этим вопросом заниматься необходимо, так как без поддержки родителей нам не обойтись.
Главная задача родителей:
- поддерживать интерес детей к природе;
- поощрять их экологически грамотные поступки;
- проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду;
- и, конечно же, быть примером в общении с природой.
Исследовательская поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Наша задача - помочь детям в поисково- познавательных исследованиях. Сделать их полезными.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод. Использование метода проекта, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Итак, в работе над проектом прежде всего необходимо уделять внимание следующим экологическим вопросам:
- формированию понимания самой ценности природы;
- осознанию ребенком себя как части природы;
- воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
- формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость;
- пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушению одной из связей влечет за собой другие изменения;
- пониманию того, что человек не должен уничтожать то, чего не может создать;
- формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
- усвоению основ экологической безопасности;
- формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
«… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера» (А. Шапиро).
Советы воспитателю по работе над проектом
- Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
- Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
Приложение 5
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности
Тема: «Волшебница-вода»
(средняя группа)
Цель:
совершенствование знаний детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)
Задачи:
Развивающие: развивать умение наблюдать, сравнивать, устанавливать простейшие связи между совершаемыми действиями.
Образовательные: познакомить детей со свойством воды (без цвета, запаха, формы, жидкая)
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к окружающему миру через экспериментирование.
Материал и оборудование: стеклянные емкости различной формы и размера, трубочки для питья, камешки, ракушки, мяч.
Ход занятия:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Я очень рада видеть вас сегодня, у вас очень хорошее настроение и мы настроены на хорошую работу. А теперь посмотрите, к нам пришли сегодня гости, давайте с ними поздороваемся:
(здороваются)
В: Присаживайтесь на стульчики. Для того чтобы узнать, о чём сегодня пойдёт речь на нашем занятии отгадайте загадку:
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
(вода)
(стук в дверь, входит капелька)
В: Дети, посмотрите кто к нам пришёл сегодня в гости? Кто это?
Д: Капелька
В: Да, дети, это Капелька воды, а посмотрите какая она грустная. Давайте узнаем почему.
Капелька: Здравствуйте, дети. Позвольте представиться: «Я – дочка воды – Капелька.
У меня случилась печальная история, совсем недавно я появилась на свет и совсем ничего о себе не знаю. От этого мне грустно, и я очень надеюсь на вашу помощь, ведь я знаю, что дети в детском саду знают всё и обо всём, правда?
Д: Да
В: Хорошо, что ты к нам пришла. Мы сегодня как раз о воде говорим. Может, и ты нам что-нибудь интересное расскажешь.
Капелька: А я маленькая еще, ничего не знаю…
В: Ну тогда не расстраивайся, наши ребята помогут тебе. Правда, дети? Давайте мы сейчас расскажем Капельке все, что знаем о воде. В природе много чудес: солнце, воздух, но самое интересное чудо природы - это вода.
(видеоролик о воде)
В: А ты, Капелька, внимательно слушай, что ребята тебе будут рассказывать!
В: Дети, скажите, капелька из чего состоит?
Д: Из воды.
В: А где же она живёт?
Д: В воде.
В: Молодцы, правильно. Капелька - это часть воды. А где мы можем увидеть воду?
Д: В реке, в море, в кране.
- Как вы думаете, для чего нужна вода человеку?
Д. - Пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье, поливать растения.
(показ слайдов о применении воды)
В. – Верно, дети.
В: Капелька, а тебе любопытно, для чего на свете так много воды, кому же она нужна?
Это мы сейчас узнаем.
Д/И: «Кому нужна вода?»
На стенде выставлены картинки, поочередно подходят дети и прикрепляют капельку на ту картинку, на которой изображен тот предмет, которому нужна вода.
Картинки: дерево, цветок, люди, животные, птицы, стул, камень и т. д.
В: Да, дети, без воды не могут жить ни люди, ни животные, ни птицы.
(показ слайдов о необходимости воды)
В: Продолжим. Дети, а вы знаете, что вода волшебная? С ней можно проводить различные опыты. Хотите поэкспериментировать с водой?
Д: Да
В: Но прежде чем мы с вами пройдём в лабораторию, необходимо надеть специальную форму – вот эти фартуки и нарукавники. А для чего это нужно сделать? Тогда мы с вами действительно станем настоящими исследователями.
(Дети надевают фартуки и нарукавники)
Опыт 1
В: Дети, посмотрите, перед вами на столе стоят стаканы, один из них - пустой, а во второй наполнен водой. Возьмите в руки оба стакана, и попробуйте из стакана с водой перелить воду в пустой стакан. Получилось?
Д: Да!
В: Молодцы! Всё правильно, потому что воду можно переливать из одной емкости в другую, потому что вода – это жидкое вещество. Она льется, течет.
В. Правильно, дети. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Отсюда вывод: вода – жидкая, течет.
(слайд видео «Вода течёт»)
В: А хотите узнать какая вода еще бывает?
Д: Да
Опыт №2
Вода не имеет формы.
В. - В этом опыте вы тоже будете моими помощниками. У вас в одном стакане налита вода, вылейте из него несколько капелек в тарелку.
В: А я налью немного воды на стол. Что произошло с водой? Вода приняла форму того предмета, в который мы ее поместили, в данный момент, она на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода …
Д: принимает форму того сосуда, куда ее перелили.
В: Молодцы, дети, вы действительно всё знаете.
Опыт №3
Вода прозрачная.
В: Посмотрите, на столе у меня два стакана (в одном молоко, в другом вода). Определите, в каком стакане вода? (дети показывают). А как вы догадались?
Д: Молоко белого цвета.
В: Молодцы, правильно! Теперь в стакан с водой и в стакан с молоком я опускаю камешки, посмотрите внимательно, виден ли камешек в стакане с водой? А в стакане с молоком? Почему? (ответы детей)
В: Да, камешек в молоке не виден потому , что молоко имеет цвет, оно не прозрачное, а вода - прозрачная и любой предмет, который находится в чистой воде, мы сможем увидеть.
В: Отсюда вывод: вода …(прозрачная)
В: А сейчас давайте отдохнем. Физкультминутка «Дождь»
Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва, (хлопки руками на каждое слово).
А потом, потом, потом -
Все бегом, бегом, бегом.
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем (соединить руки над головой).
В: Молодцы, капельки, путешествовали, а прохожим за воротник не попали. Дети, а хотите посмотреть, как капелька путешествует. Отправляемся в путешествие!
(показ анимационного фильма «Путешествие капелек»
Вопросы по мультфильму:
1. Про что мы смотрели в м/ф?
2. Где можно встретить капельку?
И в заключении я предлагаю вам игру «Вопрос и ответ».
В. Дети, я буду вам бросать мяч и задавать вопросы, а вы - отвечать на них и перебрасывать мяч обратно.
- О чём мы сегодня говорили? (о воде)
- Вода льется, течет? (да)
- Если вода льется, течет, какая она? (жидкая)
- Вода имеет форму? (нет)
- Если в воду положить сахар, какая будет вода? (сладкая)
- Если в воде мы видим предметы, то какая она? (прозрачная)
- Какая еще бывает вода? (чистая, холодная и т. д.)
В. Молодцы, дети! Вы были внимательны, с интересом слушали, хорошо отвечали, замечательно играли. Сегодня вечером дома поиграйте в эту игру с родителями и расскажите им, что вы нового узнали о воде.
- И я еще раз вам хочу напомнить, что вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам – растениям, животным, людям.
Послушайте стихотворение С.Погореловского «Жалобы капель»
Родник иссяк, ручей ослаб
А мы из крана кап-кап-кап,
Мелеют реки и моря,
Не тратьте люди воду зря-зря-зря,
А то пройдёт немного лет,
И нет водицы- нет-нет-нет.
Так что же мы должны с вами делать, чтобы уберечь воду? Что в наших силах? (ответы детей)
Правильно, нужно всегда плотно закрывать кран, когда закончишь пользоваться водой.
Когда чистишь зубы, не держи всё время открытым кран.
А теперь, мои маленькие учёные, пора возвращаться из волшебной лаборатории в наш любимый детский сад.
Приложение 6
Развлечение «Пернатые - наши друзья»
старший возраст
Задачи:
Образовательные:
- формирование экологического представления детей об окружающем мире;
- закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.
- обобщить и расширить представления детей о зимующих и перелётных птицах.
Воспитательные:
- воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь, осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, красоты и справедливости к окружающему миру, бережное и заботливое отношение к птицам и родной природе.
Развивающие:
- развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
- развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".
Оборудование: рисунки детей о птицах; книги о птицах; грамзапись "Голоса птиц"; иллюстрации птиц; мультимедийная установка; экран; презентация «Пернатые – наши друзья»; карточки для индивидуальной работы; дидактические игры.
Ход мероприятия:
- Дети! Сегодня мы с вами поговорим о наших пернатых друзьях, поиграем и посоревнуемся в разных конкурсах
- Кто такие пернатые? (птицы)
- Почему они наши друзья? (ответы детей)
- Чем птицы отличаются от других животных? (их тело покрыто перьями)
- Для чего нужны птицы природе? (Птицы создают красоту природы, являются санитарами леса, способствуют размножению растений и т.д.)
- Давайте вспомним, какие птицы обитают в наших краях, вы наверняка многих из них знаете и легко отгадаете по описанию.
1. Конкурс «Узнай птицу по описанию»
2. Конкурс «Перелетные, зимующие и «зимние гости»
- Каких птиц называют перелётными?
(Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края)
– Как вы думаете, почему наши пернатые друзья улетают зимовать в теплые края?
– Да, действительно, в связи с переменой времени года, с наступлением холодов, некоторым птицам трудно раздобыть себе корм, трудно выжить в новых для них климатических условиях – поэтому птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
- Каких птиц называют «зимними гостями»?
(Птицы, которые прилетают к нам на зимовку из леса,…)
- Каких птиц называют зимующими?
(Зимующими называют птиц потому, что они постоянно живут рядом с нами, не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.)
- Птицы, которые не улетают в тёплые края, называют осёдлыми.
Зимняя пора – трудное время для пернатых. И хотя осёдлые птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы, и всё-таки тяжело им зимой.
- Дети, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему?
- Зимой птицам не так страшен холод, как голод. В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь.
-Как же люди могут помочь птицам зимой? (ответы детей)
- Какой корм едят зимующие птицы?
3. Конкурс «Меню для птиц»
- Кто из зимующих птиц, какой корм любит. Покормим наших пернатых друзей семенами, семечками и ягодками, насыпая корм в кормушки.
-Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила
ПРАВИЛА:
- Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки, коробки, мешочки и т.д.
- Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени.
- Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
Физминутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья сложили назад.
4. Игра «Прилетели птицы»
- Давайте поиграем:
- Я буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то вы должны захлопать в ладоши:
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди, скворцы…
5.Игра «Чей это голос?»
- Послушаем теперь голоса птиц и отгадаем, чей это голос? (грамзапись "Голоса птиц")
6.Конкурс «Кто как кричит?»
Сорока….. (стрекочет), ворона….. (каркает), воробей….. (чирикает), кукушка….. (кукует), утка…… (крякает), гусь….. (гогочет), сова….. (ухает), журавль….. (курлычет), голубь….. (воркует), глухарь….. (токует)
7. Мозаика - собери птицу.
- У вас на столах есть конверты, а в них мозаика. Соберите каждый свою птицу, и назови её.
8. Народные приметы о птицах.
- Народные приметы люди часто связывали с птицами – нашими пернатыми друзьями.
Я вам назову несколько народных примет о птицах:
«Воробьи дружно расчирикались – к оттепели, т.е. к потеплению»;
«Зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку – будет снег без ветра»;
«Дикие гуси летят – зимушку на хвосте тащат»;
«Синица к избе – зима на дворе»;
«Осенью птицы летят низко – к холодной зиме»;
Подведение итогов
- Наше развлечение подошло к концу. Я думаю, каждый для себя открыл что-то новое и полезное о птицах. Я обращаюсь к вам с просьбой: «Не забывайте о наших пернатых друзьях!» Птицы - наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов от вредителей. Птицы - это тайна и красота, без них нам не обойтись.
А главное - птицы наши младшие братья, и мы, как старшие, должны их беречь и охранять!
Приложение 7
Конспект интегрированной НОД в старшей группе
«Птицы – наши друзья»
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы (загадки), двигательная, продуктивная.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Развитие речи», «Физическая культура», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
образовательные: закрепить знания детей о жизни птиц, узнавать птицу по характерным признакам;
воспитательные: воспитывать желание заботиться о птицах, желание помогать им в зимних условиях, развивать умение работать в коллективе;
развивающие: развивать логическое мышление, внимание, упражнять в словообразовании.
Материалы и оборудование: картинки с видами птиц, магнитная доска, коробки, ножницы, аудиозапись.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям письмо. В письме - загадки. Если их отгадать, то можно узнать, кто прислал это письмо:
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
Чик-чирик, не робей,
Я бывалый… (воробей).
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая (сорока).
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая.
Походкой – мешковатая,
Крикунья – хрипловатая (ворона).
Хоть я не молоток –
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в красной шапке
И акробат прекрасный (дятел).
Дети отгадывают загадки, выбирают соответствующие картинки.
- Так кто же прислал письмо с загадками? Как можно назвать их всех одним словом? (птицы)
- А какие это птицы? (зимующие).
- А что это за птица? Про кого не загадали загадку? (про снегиря).
- А вы знаете, что снегири появляются вместе со снегом. Увидеть снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу.
- Кроме загадок еще что-то есть? (зашифрованная картинка). Предлагаю вам: отгадай и покажи.
- Какие же птицы спрятались на картинке?
/вопросы по картинке/:
- Какая из изображенных птиц самая маленькая?
- Сколько всего птиц?
- Назовите каждую птицу ласково?
- Чем ворона и сорока похожи? Чем отличаются?
/сорока – длиннохвостая, говорливая, болтливая, пестрая; ворона – вороватая, хрипловатая, мешковатая)./
- Вы знаете, что зимой птицам голодно: нет мошек, червяков. А помочь им перезимовать можем мы с вами. Можно корм рассыпать по дорожкам, а можно построить кормушки. Вот и я вам предлагаю сделать кормушки.
Дети изготавливают из разнообразных материалов (картонные пакеты) кормушки и на прогулке вывешивают на своем участке.
Приложение 8
Конспект викторины «Знай и умей» для детей старшей группы
Цель: обобщение знаний детей о перелётных и зимующих птицах.
Задачи:
- закрепить знания детей об отличительных особенностях птиц;
- развивать умение детей в отгадывании загадок о птицах;
- развивать внимание, мышление, память;
- воспитывать желание заботиться о птицах.
Оборудование: иллюстрации птиц, грамзапись голосов птиц, магнитофон, мольберт, рисунки птиц (не законченные), фломастеры, медали для победителей, шапочка для Каркуши, для детей шапочки птиц (воробей, снегирь)
Предварительная работа:
-рассматривание иллюстраций о птицах;
-отгадывание загадок;
-наблюдения на прогулках за птицами;
-дидактические и подвижные игры про птиц;
-чтение художественной литературы о птицах;
-беседы о птицах.
Ход:
Звучит заставка телепередачи «В мире животных». На фоне этой музыки звучит стихотворение:
На нашей планете живут чудесные создания.
Они летают и поют, и землю свято берегут.
Скажите, дети, можно жить без птиц на свете?
Что случится, если птицы на земле вдруг пропадут?
Букашки, жучки, червячки на деревья нападут.
И съедят кору, листочки, обглодают ветки, почки –
Вот что будет, если птицы, если птицы,
Все исчезнут – пропадут!
И не будет щебетанья, дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья, чик-чирика воробья….
Скучно будет, знают дети, жизнь без птиц на белом свете!
-Дети, сегодня мы собрались, чтобы провести «Птичью викторину». А поможет мне провести нашу викторину наша старая знакомая ворона Каркуша. Что-то она задерживается. Давайте, пока её нет, мы разделимся на команды. Раз разговор у нас будет о птицах, то и название команд должны быть связаны с птицами. У вас в руках есть части картинок, их надо собрать в целые, и тогда мы узнаем название команд.
Д/и «Собери картинку»
- Ну, вот у нас появились две команды «Воробьи» и «Снегири».
Появляется Каркуша.
-А вот и я. Я вижу, вы готовы начать нашу викторину. Будьте внимательны. Если вы будете готовы отвечать на вопросы, то поднимайте руку. За каждый правильный ответ команда получает вот таких птичек (силуэты птичек из картона). В конце викторины определим победителя.
1 задание. «Кто больше назовёт птиц»
2 задание. «Кто больше отгадает загадок о птицах»
-Кто из леса прилетит,
Кто на крыше затрещит?
Белобокая болтунья,
Говоруша, стрекотунья,
Белый бок и длинный хвост,
Что за птица, вот вопрос?
(сорока)
Много букашек поймать изловчится, Чёрная грудь и крыло. Угадай-ка!
В сером платочке, весёлая (галка)
- Тихой ночью лес уснул, Кто-то ухнул и вспорхнул. Да, не зря идёт молва –
В ночь охотиться…. (сова)
-Эту птицу знают все -
Птица чёрная совсем.
Серый клюв торчит, как палка,
Ходит птица вперевалку,
Для деревьев – добрый врач
Наш любимый, чёрный (грач)
- Эта птица никогда для птенцов не вьёт гнезда,
Сядет где-то на суку и кричит ку-ку, ку-ку. (Кукушка).
Птица – звонкая певичка,
Желтобрюхая сестричка,
Суетится невеличка,
Наша быстрая … (синичка)
- Я по дереву стучу,
Червяка достать хочу, Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой. (дятел)
3 задание. «Узнай птиц по голосу» (грамзапись)
- Молодцы, всех птиц узнали по голосам, а давайте и мы с вами споём песню о птицах.
4 задание. «Раздели птиц» (первая команда – зимующих, вторая – перелётных).
5 задание. Мы с вами поиграем в игру: «Назови лишнее слово»
- синица, воробей, дерево.
- снегирь, ворона, волк
- сорока, дятел, машина
- воробей, паук, дятел.
6 задание. «Кто больше назовёт, чем подкармливают птиц зимой»
Физкультминутка
Мы идём во лесок, будь внимателен дружок. (Ходьба).
Впереди – ручеёк, перейти - вот мосток. (Ходьба на носочках).
Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки).
Как услышим в небе гром – спрячемся мы под кустом. (Приседания).
Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Лёгкий бег).
Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба).
7 задание. «Собрать корм для птиц»
8 задание. Конкурс капитанов «Дорисуй птицу» (на мольберте)
А теперь еще – игра на внимание, хорошо? Я буду называть только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а что-то другое, дайте мне знать. Можно и топать, и хлопать.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи… (Дети топают.)
Что неправильно? (Дети: «Мухи!»)
А мухи – это кто? (Дети: «Насекомые!»)
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны. (Дети топают.)
А теперь кто помешал? («Макароны»)
Прилетели птицы: Голуби, куницы… (Если не обратят внимания на куниц, объяснить, что это не птицы.)
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи, Комары, кукушки… (Дети топают. Повторяется вопрос. Ответ: «Комары!»)
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Чибисы, чижи, Аисты, кукушки, лебеди и утки — и спасибо шутке!
Блиц викторина «Из жизни птиц» (для гостей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пернатые друзья"
Тема: «Пернатые друзья»Направление: «Познавательно-речевое развитие»Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество...
Интегрированное занятие "Пернатые друзья"
Закрепление представления детей о птицах. Воспитание бережного отношения к природе....
Сценарий совместной деятельности "Как живут наши пернатые друзья"
Сценарий разработан с учетом федеральных государственных требований к организации взаимодействия взрослого и детей в совместной деятельности....
Как живут наши пернатые друзья зимой
НОД в старшей группе...
Положение о смотре-конкурсе "Помоги пернатым друзьям"
Положение о смотре-конкурсе на лучшую кормушку для птиц "Помоги пернатым друзьям", в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников...
Образовательная деятельность по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста в центрах активности по теме: «Птицы – наши пернатые друзья».
Образовательная деятельность по развитию речи...
Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».
О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....