ОТКРЫТЫЙ ПОКАЗ КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НОД в подготовительной группе на тему «Яйцо – символ пасхи».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
ОТКРЫТЫЙ ПОКАЗ
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НОД
в подготовительной группе на тему «Яйцо – символ пасхи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yaytso.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»
ОТКРЫТЫЙ ПОКАЗ
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НОД
в подготовительной группе на тему «Яйцо – символ пасхи».
Подготовила: воспитатель
Скворцова Нина Николаевна
2020 год.
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культуре, обычаям, традициям семьи, православных народов.
С целью развития познавательного интереса, закрепления и систематизации знаний у детей о праздновании светлой Пасхи, о символе извечного возрождения природы и бесконечности жизни был организован открытый показ по теме «Яйцо- символ Пасхи».
Новизна: ТРИЗ - технология позволяет воспитывать и развивать у детей смекалку, изобретательские, исследовательские способности, творчество, фантазию.
Интеграция образовательных направлений: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетический
Цель: Закрепить умение детей решать жизненные ситуации с небольшой помощью взрослого.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с процессом окраски яйца луковой шелухой как системой разнообразных взаимосвязанных трудовых процессов, использовать моделирование, создавать новый образ.
Развивающие:
2. Учить детей грамотно действовать при подготовке к семейным праздникам.
3. Развивать речь, воображение.
Воспитательные:
4.Воспитывать у детей интерес к обычаям, традициям празднования светлого праздника Пасхи.
Методы: интерактивные, проблемные, наглядные, игровые, словесные.
Приемы: использование приемов ТРИЗ-РТВ.
Технологии: ТРИЗ, ИКТ, игровая, проблемного обучения, здоровье сберегающее.
Словарная работа: свежее, испорченное, варёное, сырое, твёрдое, жидкое, газообразное, схема, рецепт, куриная слепота, тяжёлое, лёгкое.
Предварительная работа: анализ состава продуктов с помощью игры МММЧ, изменение предметов с помощью метода фокальных объектов (технология ТРИЗ – РТВ)
Оборудование: яйца сырые и варёные, 2 тарелки, 4 чашки с водой, 4 лупы, схема – рецепт, наклейки, несвежее, но обработанное снаружи яйцо, картинки с изображением помидора, шоколадки, набора овощей.
Работа с родителями: рассказ родителей о семейных обычаях, традициях празднования светлого праздника Пасхи, о способах окрашивания яиц, изготовления куличей.
Ожидаемый результат. У детей закрепятся представления о праздновании светлой Пасхи в кругу семьи, о традициях, обычаях, культуре народа. Активизируется словарь по теме, научатся осознано и произвольно строить сообщения в устной форме в том числе творческого и исследовательского характера.
Ход занятия:
Беру в руки мяч и говорю:
- Поиграем в игру «Часть – целое», я называю часть, а вы целое.
Колесо – автомобиль
Рукав – платье
Зрачок – глаз
Косточка – вишня
Рак – река
Страница – книга
Палец – рука
Шелуха – лук
Панцирь – черепаха
Скорлупа – яйцо
Показываю яйцо.
- Что вы можете сказать о яйце? (слушаю каждого ребёнка, побуждаю говорить распространенными предложениями. «Яйцо овальное, бывает белое или светло – коричневого цвета, покрыто скорлупой. Она твёрдая, но хрупкая, может легко разбиться. Внутри яйца есть белок, он белый и жидкий. Ещё есть желток. Яйцо можно варить или жарить»).
- Всегда ли яйцо такое одноцветное?
- Яйца красят на праздник Пасхи.
- Что вы знаете о Пасхе?
- Пасха праздник возрождения, обновления.
- Почему на праздник Пасхи украшают яйца?
- В народе считают, что яйцо – символ жизни, весеннего пробуждения в природе.
- К Пасхе готовятся заранее. Что покупают?
- Покупают яйца и краску для них.
- Где заранее можно купить яйца?
- На рынке, в магазине, на птицефабрике, в деревне.
- Я заранее купила яйца. Вот они пред вами. Варить нужно только свежие яйца, иначе можно отравиться. Как определить свежее яйцо или нет? (слушаю ответы детей).
- Поделюсь опытом, как я определяю свежесть яиц. Беру яйцо и кладу его в воду. Что вы видите?
- Яйцо утонуло.
- опустим в воду следующее яйцо. Что с ним происходит?
- Яйцо плавает в воде.
- какие предметы плавают в воде, а какие тонут?
- В воде плавают лёгкие предметы, тяжёлые тонут.
- Почему одно яйцо плавает, а другое утонуло?
- Одно яйцо тяжёлое, другое лёгкое.
- Как вы думаете, почему второе яйцо лёгкое?
- Давайте рассмотрим яйцо через лупу. Что вы увидели?
- Да, в скорлупе видны мелкие отверстия, их называют поры. Когда яйцо долго лежит, оно начинает портиться, при этом через поры выходит газ. Яйцо становится легче. Теперь вы можете сказать, какое яйцо свежее, а какое испорченное?
- Свежее яйцо тяжёлое, оно утонуло, а испорченное легче – оно плавает.
- Поверьте по одному яйцу. Какие яйца? Можно проверить свежесть яиц другим способом. Может быть кто – нибудь видел, как это делает мама? Посмотрите через свежее яйцо на свет. Что вы можете сказать о нём?
- Яйцо прозрачное, просвечивает.
- Совершенно верно, свежее яйцо прозрачное и просвечивает. Посмотрите через испорченное яйцо на свет. Что можете сказать?
- Яйцо тёмное, не просвечивает.
- Зная эти два способа определения свежести яиц, мы можем не опасаться, что вареные яйца окажутся не свежими и их придётся выбросить, оставив семью на Пасху без праздничного завтрака. У нас ещё много дел впереди, давайте отдохнем и поиграем.
Играем в игру «Вот так» из книги «Праздники привычные и необычные», страница 72.
-Так какие яйца едят на Пасху: сырые или варёные? В праздничной суматохе мама может нечаянно поставить рядом с тарелкой варёных яиц тарелку с сырыми яйцами, что сделала и я. Как можно узнать, где какие яйца, не разбивая их? (слушаю ответы детей).
- Что бы правильно ответить на этот вопрос, давайте вспомним, из чего состоит яйцо. Изобразите с помощью «маленьких человечков» сырое яйцо (меньшая часть детей образуют круг, большая часть – ходит внутри круга, положив руки на пояс, другие бегают, прыгают в круге).
Надоело сырому яйцу лежать оно и закружилось.
- Легко сырому яйцу кружиться или трудно? Что мешает ему кружиться легко и быстро?
- Ему мешают кружиться жидкие и газообразные человечки.
- Какие человечки живут в варёном яйце?
- В варёном яйце живёт много твёрдых человечков и очень мало газообразных.
- Изобразите модель вареного яйца (большая часть детей берётся за руки, образуя круг, 4 – 5 детей в нутрии круга). Решило и варёное яйцо закружиться.
- Легко кружиться варёному яйцу? Почему? Догадались, как проверить где варёные яйца, а где сырые?
- Нужно яйцо покрутить. Если оно кружится легко, значит оно варёное, если с трудом – сырое.
- Хорошо, определите тарелку с варёными яйцами. Если мы оставим яйца такими, будут они пасхальными или нет? Что нужно сделать, чтобы яйца стали праздничными?
-Их нужно покрасить.
- Чем можно покрасить яйца, чтобы не окрасить их изнутри, и не отравиться какой-нибудь вредной краской?
- Фломастерами, специальной пищевой краской, цветными нитками, карандашами, наклейками, лоскутами, луковой шелухой и т.д.
- Обычно дети украшают яйца красками. Что хорошего в том, чтобы использовать краски?
- Яйца будут красочными, яркими, а внутри чистыми.
- Чем плохо?
- Краска может растечься, быстро сотрётся, можно испачкаться.
- Кто из вас видел, как мама красит яйца луковой шелухой? Как я поняла, вы не знаете точной последовательности окраски яиц луковой шелухой. Я принесла вам отличную подсказку. Глядя на эту схему – рецепт, даже самый неопытный повар сделает все правильно. Рассмотрите её. Кто скажет, как правильно окрасить яйца луковой шелухой?
Содержание схемы – рецепта.
Цель: нарисован человечек, который задумал покрасить яйца.
Продукты: подготовил яйца, луковую шелуху.
Оборудование: поставил на стол кастрюлю, дуршлаг, миску, мыло.
Трудовые действия: положил луковую шелуху в дуршлаг, вымыл её. В кастрюлю налил воды, положил шелуху туда, прокипятил в течении 5 минут, вынул яйца, промыл с мылом, положил в луковую шелуху, варил 5 минут, вытащил, прополоскал в холодной воде. Положил яйца в тарелку, вымыл кастрюлю, убрал всё на место.
Результат: получил окрашенные яйца.
- Видите, Света ни разу не окрашивала яйца луковой шелухой, а рассказала об этом с помощью схемы очень уверенно. Спасибо, Свет. Мы с вами говорили о нескольких способах окраски яиц. Какой способ, на ваш взгляд, самый быстрый? Хорошо, украсьте наклейками по одному яйцу. Красивые получились яйца? Хорошо встречать Пасху тому, кто любит яйца. А моя внучка их не ест. Как вы думаете это хорошо или плохо? Что в этом плохого? Подскажите, как уговорить её съесть яйцо. Спасибо за советы. У меня есть несколько карточек, может они вам помогут. Разделитесь на три команды, возьмите по карточке (помидор, шоколадка, набор овощей).
Дети придумывают блюдо, описывают его.
- Большое спасибо, вы придумали очень вкусные блюда, в которых есть яйцо, но его не видно. Так что внучку можно перехитрить. А что нам делать с этими красивыми яйцами?
- Подарить гостям.
- Ребята, как вы считаете, наша беседа поможет вам при подготовке к пасхе? В чём поможет?
Желаю вам успехов, чтобы окрашенные вами яйца были самыми красивыми и вкусными.
Литература:
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ. Москва. 2013.
2. Комплексная образовательная программа «Детство»/ Т И Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В, Солнцева и др.-СПб: ООО «Издательство «Детство- Пресс» 2019.
3. А.М. Страунинг. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста: в 2 т.(Учеб.-метод. пособие) Обнинск,1999.
Технологическая карта занятия
Группа: _подготовительная
Программа: «Детство»
Тема занятия: «Яйцо – символ пасхи»
Интеграция образовательных направлений: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие
Цель: Закрепить умение детей решать жизненные ситуации с небольшой помощью взрослого.
Задачи:
- Познакомить с процессом окраски яйца луковой шелухой как системой разнообразных взаимосвязанных трудовых процессов, использовать моделирование, создавать новый образ.
- Учить детей грамотно действовать при подготовке к семейным праздникам.
- Развивать речь, воображение.
Словарная работа: свежее, испорченное, варёное, сырое, твёрдое, жидкое, газообразное, схема, рецепт, куриная слепота, тяжёлое, лёгкое.
Предварительная работа: анализ состава продуктов с помощью игры МММЧ, изменение предметов с помощью метода фокальных объектов (технология ТРИЗ – РТВ)
Этап, его продолжитель ность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанни ков | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности |
Психологический настрой, 1 мин | Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка. | Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контакта и т.д. Игра «Часть - целое». | Приветствие, участие в игре и пр. | Игровая мотивация, сюрпризный момент. |
Вводно-организационны 1-2 мин | Организация направленного внимания. | Организация образовательного пространства. | Задают и отвечают на вопросы и т.д. | Вводная беседа. Игровые упражнения. |
Мотивационно-побудительный, 1-2 мин | Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах. | Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности либо создание проблемной ситуации, требующей разрешения. | Осознают и принимают поставленную задачу. | Создание проблемной ситуации, эксперимент. |
Актуализация, 3 мин | Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. | Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами. | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы. | Беседа, игровые и занимательные приемы, упражнения, моделирование, наблюдение и т.д. |
Восприятие и усвоение нового, расширение имеющихся представлений, 5-8 мин | Усвоение определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т.д. | Объяснение, рассказывание, организация поисковой деятельности. Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций. Организация и проведение экспериментов и т.д. Организация взаимодействия в достижении результата. | Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждениях, экспериментах. Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя), выполняют упражнения по образцу, если это необходимо и т.д. | Приемы активизации самостоятельного мышления детей. Активизация самостоятельно мышления: моделирование, фантазирование, поиск решения проблемной ситуации. |
Динамическая пауза, 1мин | Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости. | Проведение физкультминутки, подвижной игры. | Участвуют в игре, выполняют физические упражнения. | Игровые приемы. |
Практическая работа, 5-10 мин | Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений. | Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата. | Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия в сотрудничестве и т.д.). | Моделирование. Упражнения конструктивного, творческого характера. Выполнение практических работ. Групповая, форма организации деятельности. |
Заключительный этап. Рефлексия, 3 мин | Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки. | Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы. | Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т.д. | Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуально-коллективная. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему «Полет на Луну»
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему «Полет на Луну» ...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Метал и его свойства».
занятие разработано для подготовительной группы. Оно эксперементального хорактера, и поэтому для ребят было очень интересным....
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе на тему: «Семьей дорожить, счастливым быть»
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе на тему: «Семьей дорожить, счастливым быть»...
Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы на тему "Весна" «Весенняя сказка».
Познавательно речевое развитие....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему "Пасхальные яйца"
Очень интересная работа для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему: «Государственные символы России»
Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему: «Государственные символы России»...
Конспект НОД для детей подготовительной группы по теме ««Готовимся к Пасхе»
Формирование осознанности , что Пасха –главный праздник православных христиан.Рассказать детям о событиях, связанных с Пасхой....