Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы. «Жизнь растений пресного водоёма»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию
для детей подготовительной группы.
«Жизнь растений пресного водоёма»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.2.-konspekt-nod-e9426-210309_1.docx | 32.47 КБ |
madou_92_zhizn_rasteniy_presnogo_vodoyoma_1.pdf | 590.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию
для детей подготовительной группы.
«Жизнь растений пресного водоёма»
Воспитатель: Козлова Любовь Владимировна
Цель: знакомство с растительным миром экосистемы – «Пресный водоём».
Задачи:
- Формировать у детей представления о пресном водоёме как природном сообществе.
- Расширить знания детей о растениях водоёмов.
- Развивать логическое мышление детей через установление причинно-следственных связей, развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
- Способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к растениям водоемов, воспитанию бережного отношения к природе в повседневной жизни.
Оборудование: глобус, интерактивная доска, презентация «Жизнь растений пресного водоёма» (или иллюстрации с изображением растений водоемов), раскраски.
План занятия:
- Вступительная беседа о водоемах.
- Растения водоёмов.
- Просмотр м/фильма из серии «Шишкин лес», серия «Растения водоемов».
- Роль растений в жизни водоемов.
- Охрана растений водоёмов.
- Рефлексия.
Ход занятия:
- Вступительная беседа о водоемах.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на нашу планету (глобус), какого цвета на ней больше? Что изображено этим цветом? (моря, океаны). Какая вода в морях и океанах? (соленая). Она пригодна для питья, приготовления пищи? (нет). А где мы можем встретить другую воду? (в реке, озере, пруду). Как называется несоленая вода? (пресная). А кому еще кроме человека нужна пресная вода? … Обитателям рек, озер, прудов.
- Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с первыми обитателями пресных водоемов – растениями. Узнаем, как они живут в воде, какое значение они имеют в жизни других обитателей водоема. А также, как должен вести себя человек, чтобы не губить эти удивительные водные растения.
И так, мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. В пониженных местах на поверхности Земли от дождей и таяния снегов накапливается вода, которая образует пресный водоём. (Слайд 2) Какие пресные водоемы вы можете назвать? Какие бывают пресные водоемы, нам подскажут загадки: (Слайд 3)
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи:
Нет опоры для ноги. (Болото)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море. (Река)
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)
- Растения водоёмов
- На берегах многих водоёмов растут деревья и кустарники. (Слайд 4) Но чем ближе к воде, почва более влажная. У самой воды деревья расти не могут, так как корни у них вымокнут, быстро сгниют и разрушатся.
Но есть растения, которые растут возле берега, на мелководье. А также есть растения, которым просто необходимо много воды. Все растения водоёма – прибрежные или водяные – хорошо приспособлены к своей среде обитания.
- На берегу растут прибрежные растения: гусиные лапки, незабудки. (Слайд 5)
- У линии воды растут растения болотного типа, нижняя часть которых погружена в воду, а верхняя возвышается над ней. Это растения мелководья. Здесь мы встретим осоку с узкими, жёсткими, торчащими вверх листьями. Здесь растет стрелолист. Как вы думаете, почему он получил такое название? (у него верхние листья похожи на стрелы). (Слайд 6).
- Чуть дальше от линии воды, мы можем увидеть растения, высоко поднимающие над водой свои стебли с узкими, перегнутыми книзу листьями. (Слайд 7). Растение с листьями длиной до трех метров и тёмными бархатными початками наверху стебля мы все знаем и называем его….(камыш). Но на самом деле это рогоз. А камыш имеет крупную, часто отогнутую метёлку и выглядит вот так. Запомните, ребята. Камыш имеет гладкий, прозрачный прочный стебель. На верхушке находится небольшая раскидистая метелка. Стебли используются как топливо, для плетения сумок и циновок. Нижние части этих растений погружены в воду, а верхние возвышаются над ней.
Тростник выше камыша, имеет прочный узловатый стебель. Его высота достигает четырех метров. На вершине стебля расположена красивая пышная коричневая метелка. Побегами и корневищами этих растений питаются многие животные водоема.
- Следующая группа растений – это плавающие на поверхности водяные растения. Вот мы с вами попали в необыкновенно прелестное тихое место. Нас окружают крупные белые, а чуть дальше – жёлтые цветки. Что это за растения? (белая кувшинка, желтая кубышка). (Слайд 8). Корневища этих растений прочно прикреплены к илистому дну, от корневища тянется длинный черешок-стволу - до пяти метров. Толстые пластинки листа прочно прикреплены к черешку-стволу, поэтому даже в сильный ветер листья не отрываются и не переворачиваются. Цветок кувшинки находится на безлистом длинном стебле, он раскрывается утром, когда солнце греет, а вечером снова закрывается.
Физминутка «Цветы».
Раз-два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (грозят пальчиком другой руки)
Пусть они растут, растут, (медленно приподнимают руки вверх,)
Детям радость принесут! (раскрывают пальчики).
- Среди других растений видны плавающие на поверхности мелкие пластинки. Это ряска. (Слайд 9). Это самое маленькое цветковое растение в мире. Ряска играет большую роль в жизни водоёма. Она энергично поглощает углекислоту (вредный для зверей и рыб) и обильно выделяет кислород, очень нужный для жизни газ. Ряска очищает воду стоячих водоёмов от многих вредных веществ, является кормом для обитателей пруда. Ряска обладает лечебными свойствами и используется людьми в народной медицине.
- Как вы думаете, а в воде есть растения? Если мы заглянем вглубь воды, то увидим различные зелёные водоросли. Именно они придают зеленый оттенок воде. (Слайд 10). Они обогащают воду кислородом, являются питанием для рыб и удобрением для почвы.
Но есть еще в пресных водоемах вредные растения – это сине-зеленые водоросли. Они «просыпаются» в воде, когда температура воды нагревается выше 16 °C. Водоем покрывается сине-зеленой пленкой и приобретает неприятный запах тины. Все это вызывает замор рыб и других водных обитателей, создаёт серьёзную угрозу для здоровья и жизни людей и животных.
Внимание! Не путать цветение водорослей с массовым разрастанием ряски! Маленькое растеньице ряски можно разглядеть невооруженным взглядом. Водоросли же можно обнаружить только в микроскоп. Цветение ряски безопасно, это растение с удовольствием поедается утками, курами, гусями и домашними черепахами. (Слайд 11).
3. Просмотр м/фильма из серии «Шишкин лес» серия «Растения водоемов».
- Ребята, что объединяет все эти растения? (Жизнь всех этих растений тесно связана с водой). (Слайд 12)
- Как они приспособились к жизни в воде?
- у них гибкие стебли, так как в воде сильное течение;
- в листьях и стеблях находятся воздухоносные каналы;
- мощные корневища;
- среди водных растений немало таких, которые имеют плавучие семена и плоды;
- водные растения приспособились даже к зимовке. К концу лета на растениях образуются почки, которые опускаются на дно, а весной всплывают и дают начало новому растению.
4. Роль растений в жизни водоемов. (Слайд 13)
- Растений водоёма так много, и они играют важную роль в жизни водоёма:
- выделяют кислород,
- служат местом для нереста рыб.
- служат пищей многим животным,
- подводные заросли служат убежищем для животных.
- Охрана растений водоемов.
- (Слайд 14) Ребята, посмотрите, какая красота! Жаль, что ее можно увидеть только на озере. А давайте летом сходим на водоем, возьмем белую кувшинку и посадим ее на нашей клумбе. Пусть и у нас в саду будет такая красота! (пауза для мыслительной деятельности детей. Если дети не среагировали на «провокацию», помочь прийти к правильному выводу: как вы думаете, понравится кувшинке на нашей клумбе? Что произойдёт с водным растением, если его вынести на берег и посадить на клумбу? (Оно погибнет).
- Что же произойдет, если на водоемах не останется растений? (Погибнет вся жизнь в нем).
- От чего могут погибнуть растения? (ответы детей)
- Как же должен человек вести себя вблизи водоёмов, чтобы не навредить растениям?
- Нельзя рвать растения, потому что они быстро увядают и их обычно выбрасывают, а будем любоваться красотой водных растений на водоёмах.
- Нельзя в водоёмы бросать мусор и сливать загрязнённые воды, так как они отравляют всё живое, и жизнь в водоёмах прекращается. (Слайд 15).
6 Рефлексия.
- Ребята, наше путешествие подошло к концу. О каких обитателях водоема мы говорили? Что интересного узнали?
- А сейчас я раздам вам раскраски с изображением водных растений, вы выберете те, которые вам понравятся, раскрасите их, и мы украсим ими наш Водоем (после раскрашивания и вырезания приклеивают на макете). Какой красивый водоем у нас получился: будем любоваться красотой водных растений на водоёмах.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы "Лес в жизни человека"
Конспект проведения занятияпо экологическому воспитаниюдетей подготовительной группы «Лес в жизни человека» Цель: уточнить и расширить знания о лесе. Воспитывать бережное отношение к ...
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию для детей старшей группы
Формирование представления детей о свойствах воды. Развитие дивергентного мышления при выборе способа действия, развитие тактильных восприятий. Стимулирование самостоятельного формирования выводов дет...
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию для детей средней группы Тема: «Ходит капелька по кругу»
Цель:Познакомить детей с круговоротом воды в природе...
Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы (6-7 лет) «В гостях у Старичка - Лесовичка»
Формирование экологических знаний, нравственно-умственного отношения к природе....
Открытое занятие по экологическому воспитанию с детьми подготовительной группы.
Открытое занятие по экологическому воспитанию с детьми подготовительной группы....
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе
Это занятия посвящено Красной книге Карелии....
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию для детей 4-5 лет «Комнатные растения»
Конспект открытого занятияпо экологическому воспитаниюдля детей 4-5 лет «Комнатные растения»...