Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Невидимка воздух - мы тебя поймаем"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Упражнять в наблюдательности за окружающей средой. Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах. Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект Невидимка воздух - мы тебя поймаем. | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 63 НМР РТ
Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности «Невидимка воздух — мы тебя поймаем».
Воспитатель:
Коробейникова Н.М.
Нижнекамск
2019 год
Дата: 06.05.2019.
Тема: «Невидимка воздух — мы тебя поймаем».
Направление: познавательное.
Интегрированные образовательные области: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Форма проведения: исследовательская.
Цель: Расширять знания о воздухе.
Развивающая: Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой
Образовательные: Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Наглядные средства обучения: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); емкости с водой, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля ; гуашь; кисточки; фонарик, салфетки, ленточки. Картинки с изображением носов(нос собаки, хобот слона, крокодила, медведя, клюв птицы, нос человека). Музыкальное сопровождение, в процессе рисования, мыльные пузыри.
Структура ООД: беседа - диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Гипотезы:
— воздух постоянно нас окружает;
— способ обнаружения воздуха — «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
— воздух легче воды;
— воздух есть внутри людей;
— без воздуха невозможна жизнь.
Ход ООД:
Воспитатель: Я предлагаю всем вам поприветствовать друг друга
«Мы пришли сюда учиться , не ленится , а трудится.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
Одному, или одной – трудно справится с бедой, слово - МЫ- сильней , чем Я.
Мы Семья - и Мы друзья»
Воспитатель: Подумайте и скажите, что еще нас может согревать и улучшает нам настроение?
Предполагаемые ответы детей: Солнышко. Тепло. Мамины руки.
Воспитатель: Правильно! Представьте, что наши руки – это солнечные лучики. Коснемся друг друга и подарим тепло каждому , кто стоит рядом (дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова:
Солнышко, солнышко ,мы твои лучи.
Быть людьми хорошими, ты нас научи.
Воспитатель: Сейчас , я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. Вы хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда представьте, что мы с вами ученые, нам всем нужно пройти в лабораторию и провести, опыты, исследования.
А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку:
(может загадку загадать любой ребенок- домашнее задание)
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Ну, конечно это воздух.
Воспитатель: А сейчас посмотрите по сторонам, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Предполагаемые ответы детей: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: А чтобы найти воздух мы , как ученые отправляемся в нашу лабораторию, и должны через опыты, путем эксперимента показать как можно увидеть воздух. (дети проходят к столу).
1). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. «Невидимка – воздух мы тебя поймаем!»
(с полиэтиленовым пакетом и фонариком).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет.
Давайте рассмотрим, что в пакете, что вы в нём вы видите?
Предполагаемые ответы детей: Он пустой, а еще прозрачный.
Воспитатель: Я сейчас пакет сложу в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький.
Я предлагаю вам поймать воздух, давайте возьмем пакет и распрямив его сделаем взмах руками и пакетом. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку.
Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Ответы детей: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.(дети проводят опыт с пакетом , чтобы убедится ,что из пакета воздух вышел).
Воспитатель: обращается к детям: Уважаемые ученые мы с вами, провели опыт -давайте сделаем выводы. :
Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и закрыли его в пакете, а потом выпустили его.
А теперь скажите, какого цвета воздух?
(ответы детей). На столах у нас фонарики, сейчас мы посветим на пакет, Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!
Воздух с вами мы искали
И в пакет его поймали!
Посмотрели, посветили
И на волю отпустили!
Опыт №1. «Воздух в человеке».
Воспитатель: Предлагаю всем ученым пройти дальше в лабораторию .
На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные палочки.
Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками. Что делают горошины? (лежат на дне стаканчика). Хотите оживить горошины?
Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь?
Ответы детей: Правильно - воздух.
Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки).
Что происходит? Появились пузырьки — это воздух.
Мы снова его увидели.
Вопросы по ходу эксперимента:
А что же делают наши горошины? Они двигаются.
Что же нам помогло оживить горошины? Правильно - воздух.
Мы не только его нашли, но и увидели.
Как воздух, заставил горошины двигаться?
Предполагаемые ответы детей: Мы дули в трубочки и своим воздухом, дыханием горошины двигали.
Вопрос: А откуда взялся этот воздух? Из наших легких, мы ими дышим.
Предложить детям, самостоятельно сделать выводы, на основе поставленного опыта, (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку). Значит сейчас мы убедились, что в человек есть воздух!
Мы им дышим!
Воспитатель: Скажите, а кто из вас умеет правильно дышать?
Предполагаемые ответы детей: дышать надо носом.
Воспитатель: Покажите! Молодцы!
Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.
Давайте с вами подышим, молодцы, у всех получилось правильно.
Вопрос к детям: Уважаемые ученые, кто из вас ответит, как же к нам, в организм попадает воздух? –
Ответы: Через нос.
Воспитатель: послушайте стихотворения о носах:
У всех зверей, у всех людей имеется носы.
Носы важны, носы нужны не только для красы .
И ни чихнуть и не вздохнуть без носа нам нельзя.
А для чего в носу дырочки: (через них проходит воздух и попадает к нам в легкие)
Физ.минутка: 1-2-3-4-5 –
Все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим
Голову поднимем выше
И легко — легко подышим.
Воспитатель: я предлагаю вам, посмотреть, как с помощью воздуха перемещаются предметы?
Опыт. № 2. С лентой и с салфеткой.
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, ленточка колышется, как летом листочки на деревьях.
Поиграйте с салфеткой, возьмите ее, в руки, подуйте на нее.
Что произошло с салфеткой? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок и салфетка под ветерком колыхалась.
Вывод: Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Уважаемые ученые, сегодня мы очень многое узнали, провели эксперименты, поставили опыты.
И в результате наших поисков мы обнаружили: (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):
1.Что воздух бесцветный, Дети отвечают -(поэтому мы его не видим);
2.Чтоб увидеть воздух, - (его надо поймать) .
3.Что воздух легче воды
4. Воздух есть внутри пустых предметов; И даже внутри людей
5.Без воздуха ничто живое не может жить
Воспитатель: Предлагаю всем ученым еще один эксперимент. Мы будем рисовать необычным способом. Воздухом.
Проходите и присаживайтесь за столы.
Послушайте стихотворение:
Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем -
Капельки раздуем!
Дети рисуют под спокойную музыку.
Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски кисточкой (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки», как у осьминожки.
Рисунки получились у всех разные, необычные.
Дети называют предполагаемые изображения.
Когда краска подсохнет, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!
Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад.
Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного. Вы были отличной командой ученых. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе детского сада на тему "воздух"
Занятие направлено на расширение представлений детей о воздухе и ознакомление с его свойствами....
КОНСПЕКТ НОД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ОПЫТНО -ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .ТЕМА : " ВОЗДУХ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ "
Цель: 1 .Познакомить детей с понятием Воздух. 2 Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха т.е перемещение в пространстве в виде мелких частиц и запахов .3 Дать представление о значения воздуха...
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный воздух»
Конспект НОДпо опытно-экспериментальной деятельности«Удивительный воздух»подготовительная к школе группа...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе № 5 в образовательной области познание (окружающий мир) Тема: «Удивительные свойства воздуха»
Цели:- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;- развивать навыки самостоятел...
Конспект занятия по опытно- экспериментальной деятельности "Волшебный воздух" в средней группе.
Воздух волшебный, он движется....
Конспект НОД "Невидимка воздух - мы тебя поймаем"
Дать дошкольникам элементарные представления о свойствах воздуха....
Конспект НОД по опытно - экспериментальной деятельности "Свойства воздуха"
Конспект НОДопытно-экспериментальной деятельности«Юные исследователи»для детей старшего дошкольного возрастаТема «Свойства воздуха»...