Конспект ООД по познавательному развитию(окружающий мир) "Весна в лесу". Средняя группа
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Артемкина Елена Николаевна

Этот конспект занятия для средней группы по познавательному развитию. Занятие поможет: расширить представления детей о весенних изменениях в природе; устанавливать простые причинно-следственные связи междуименениями в живой и не живой природев весенний период; уточнить представления детейо лесе и его обитателях; формировать интерес и желание бережного отношения к лесу и его обитателям; углублять представления детей о жизни птиц и диких животных с приходом весны; уточнить значение леса в жизни человека и правилах поведения в лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД  по познавательному развитию (окружающий мир)

Средняя группа

                                                 «Весна в лесу»

Программное  содержание:
-  Расширить  представления  детей  о  весенних  изменениях  в  природе;
- Учить  устанавливать  простые  причинно - следственные  связи  между  изменениями  в  живой  и  не  живой  природе  в  весенний  период;
-  Уточнить  представления  детей  о  лесе  и  его  обитателях;
-  Формировать  интерес  и  желание  бережного  отношения  к  лесу  и  его  обитателям;
-  Углублять  представления  детей  о  жизни  птиц  и  диких  животных  с  приходом  весны;
-  Уточнить  значение  леса  в  жизни  человека  и  правилах  поведения  в  лесу.

Предварительная  работа: дидактические  игры  «Животные  и  их  детеныши»,  «Узнай  дерево»,  «Угадай зверя  по  описанию»; рассматривание иллюстраций  весеннего  леса,  изображений  диких  животных; чтение  сказок  о  весне  Н.  Сладкова,  стихотворений  о  перелетных  птицах  и  диких  животных;  загадывание  загадок  о  животных,  явлениях  природы;  наблюдения  за  сезонными  изменениями  на  участке,  беседы  о  том,  чего  нельзя  делать  в  лесу,  о  животных,  о  деревьях.

Материал:  кукла Красная Шапочка, картины из серии С. Н. Николаевой, Н. Н. Мешковой «Картины из жизни диких животных», «Медведи весной(13), «Белки строят гнезда»(7), «Семья ежей»(20), аудиозапись «пение птиц».

Ход занятия:

Воспитатель: А  какое  время  года  сейчас  наступило?
Дети: Весна.
Воспитатель: Вот  послушайте  строчки  о  весне:
Отшумела  злая  вьюга
Стала  ночь  короче  дня,
Теплый ветер дует с юга
Капли падают звеня                                                                                                    Солнце,  землю  нагревая,
Гонит  с  нашей  горки  лед,
Тает  баба  снеговая
И  ручьями  слезы  льет.  (Г. Ладонщиков)  
 Воспитатель: Дети,  а  как  вы  догадались,  что  к  нам пришла  весна?  Что  происходит  в  природе? Дети  называют,  а  воспитатель  показывает  им  опорные  картинки.
Дети: День  становиться  длиннее,  а  ночь  короче,  солнце  светит  ярче  и  согревает  землю,  тает  снег,  бегут  ручьи,  появляются  первые  проталины,  звенит  капель.
Воспитатель: Посмотрите,  кто  пришел  к  нам  в  гости!   Воспитатель  показывает  куклу Красная Шапочка.
Воспитатель: Красная Шапочка предлагает вам снова пойти в лес, чтобы выяснить, может ли она снова ходить в гости к бабушке.
Но прежде, давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу.
Дети: Не шуметь, не сорить, не ломать ветки деревьев и кустарников, не ловить птиц, не пугать животных.
Воспитатель:  Тогда в путь!
Двигательное упражнение “В путь!

В лес весенний мы шагаем
Ноги  выше поднимаем.
Топают ножки
По прямой дорожке.
По узенькой дорожке
Пойдут тихонько ножки.
Друг за дружкой побежали.
В лес весенний прибежали.

Идут маршевым шагом.

Идут топающим шагом.

Идут на носках.

Бегут на носочках.

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу! (На мольберте вывешена картина «Медведи Весной»)
Дети, тихо, я, кажется, заметила медведей. Посмотрите на картину. И ты, Красная  Шапочка, всмотрись- ведь скоро ты пойдешь к бабушке, тебе надо знать, кто живет в лесу. Давайте притаимся- присядем на стульчики  и понаблюдаем за ними. Шепотом говорите мне, какие там медведи и что они делают.  Правильно, там медведица с двумя медвежатами. Они недавно вылезли из берлоги! Помните, мы их берлогу встречали в зимнем лесу? Тогда они под снегом спали. Медвежата там и родились зимой. Видите, какие маленькие! Что же делает медведица - мать  и  что делают медвежата? Я вам скажу: медведица трется спиной о дерево. Она сейчас линяет – старая густая шерсть у нее выпадает. К лету у медведицы вырастет редкая шерсть, чтобы ей не было жарко. Спина у нее чешется, вот она и трется о дерево».
Медведица весной не только кормит медвежат своим молоком, но и учит их самих добывать себе пищу – выкапывать корешки из земли, искать насекомых, прошлогодние ягоды. Даже если медведица голодна, в первую очередь она отдаст еду своим малышам – медвежатам. Защищая медвежат, медведица может  броситься на любого врага.
Игра “Мама и детеныш”
У медведицы глаза, а у медвежонка глазки.
У медведицы нос, а у медвежонка носик.
У медведицы уши, а у медвежонка ушки.
У медведицы лапы, а у медвежонка лапки.
У медведицы хвост, а у медвежонка хвостик.
У медведицы спина, а у медвежонка спинка.
У медведицы живот, а у медвежонка животик.

Воспитатель: А  теперь  давайте  пойдем  по  лесной  тропинке  дальше,  и  встретим  других  обитателей  леса.
(На мольберте вывешена картина «Белки строят гнезда»)
А  вот,  что  я  нашла  под  елкой, смотрите,  сколько  здесь  разбросано  шишек,  но  не  целых,  а  кем-то  погрызенных,  и  скорлупки  рядом  валяются.  Кто  здесь  поработал?
Дети: Белка!
Воспитатель: А вот и они сами: уже полиняли, рыженькие!  У белки  появляются весной бельчата. Они рождаются голыми, беспомощными, ничего не видят. Мама-белка о них  заботится, два месяца  кормит бельчат молоком. А вот папа —  белка не живет с семьей, он живет отдельно.
Белки всегда живут в лесу, на деревьях. На деревьях они устраивают и свое жилье. Кто знает, где белочка устраивает себе гнездо? (В дупле.) Сама белка не умеет делать дупло, ода только отыскивает дерево с дуплом и потом устраивает в нем гнездо. Она собирает в лесу мох, сухие травинки, шерсть, перья, все это переносит в зубах и складывает на дне дупла. Получаемся мягкое гнездо. А что же делать белке, если она не найдет дупла? Тогда она сама на дереве среди ветвей строит гнездо из веток. Сплетает большой круглый шар, в котором, как в дупле, есть вход. Внутри белка устраивает мягкую подстилку. Теперь подумайте и скажите, чем белка питается в лесу. Таким же кормом или, может быть, другим? (Ответы.) Летом в лесу она питается ягодами, молодыми побегами, семенами разных растений. Очень любит орехи. Зимой отыскивает среди ветвей запасенные ею с осени сухие грибы, желуди, орехи, шелушит сосновые и еловые шишки.
А сейчас Красная Шапочка предлагает вам отдохнуть:

Физкультминутка

В лесной глуши на елке жили-были два бельчонка,
жили дружно, не тужили
И с зарядкою дружили (потянулись)
Изображали кенгуру (прыжки на двух ногах)
За уши лапками хватались (руки к ушам)
Вправо-влево наклонялись (наклоны в сторону)
Дружно хлопали в ладошки  (хлопают )
И тянулись словно кошки ( потянулись )
Ножками  топали ( притопы )
Глазками хлопали ( поморгать )
Головками кружили ( повороты головы )
Друг за другом вслед ходили ( ходьба на месте)

Дети присаживаются на свои места.

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь.  Кто-то шуршит в кустах! (На мольберте вывешена картина «Семья ежей»). Красная Шапочка говорит, что ей знакомо такое шуршание в кустах. И что она сама хочет рассказать о ежах:
«Когда пригреет теплое, весеннее солнышко, побегут ручьи и растает снег, ежик выходит из норы. Весной в ежиной норе появляются ежата, они родятся с закрытыми глазами и ушами. Иголок на ежатах сначала нет, они появляются через час-полтора после рождения – белые, мягкие. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает в другое место. Когда малыши подрастут, откроются глазки и ушки, а иголки потемнеют и станут твердыми, ежата выходят из норы. Они бегают следом за мамой-ежихой, смешно пофыркивая и постукивая коготками. Ёж и ежиха учат искать ежат пропитание, ловить жуков, моллюсков, мышей.
Днем ежи спят в норе под старым пнем, а ночью выходят на охоту».
Пальчиковая гимнастика:

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (пальцы в замок)

На спине иголки очень – очень колкие. (поднимать и опускать пальцы)

Хоть и ростом ёжик мал, нам колючки показал, (повертеть вправо, влево)

А колючки тоже на ежа похожи. (поднимать и опускать пальчики)

На ежа мы поглядим, молочка ему дадим, (сделать блюдечко ладошками)

Но не тронем колкие на спине иголки мы. (погрозить пальчиком)

Воспитатель: А  как  называются  животные,  которых  мы  повстречали  в  лесу?  
Дети: Дикие.  
Воспитатель: Недаром  говорят весна – зарождение  жизни.  У  всех  лесных  жителей   весной  появляются  детеныши. Детеныши  рождаются  слабые  и  беспомощные,  а  мама  долгое  время  прячет  их  в  норке,  кормит  их  молоком  и  защищает  от  врагов. Поэтому  особенно  весной  в  лесу  нельзя  шуметь  и  громко  кричать,  чтобы  не  испугать  малышей.    

 Воспитатель: Давайте  вспомним,  какие  еще  чудеса  происходят  с  приходом  весны? Весной возвращаются из теплых  стран птицы. Как они называются?
Дети: Перелетные.  
Воспитатель: По  весне  птицы  начинают  вить  гнезда  и высиживать  птенцов. И  если  вам  посчастливиться  встретить  в  лесу  гнездо  с  яйцами  или  птенцами,  ни  в  коем  случае  не  трогайте  их  потому, что  тогда  родители  бросят  свое  гнездо  и  птенцы  погибнут.  

Ребята, давайте прислушаемся к пению птиц (Звучит звукозапись « пение птиц»).

Воспитатель: Вот  наше  путешествие  и  подошло  к  концу. Вам  понравилось? Теперь  давайте  спросим  нашего  гостя – у Красной Шапочки.  Она  говорит,  что  понравилось,  но  ей  пора  отправляться  к  себе  домой к маме.  Давайте  напомним  ей,  что  интересного  мы   повстречали  в  весеннем  лесу.  Дети  рассказывают.  Воспитатель: Теперь  попрощаемся  с Красной Шапочкой - до  свиданья!  Давайте  скажем  спасибо  весне,  за  то,  что  она  подарила  нам  длинные  дни,  за  то, что  нас  согревает  теплое  солнышко,   деревья  скоро оденутся  молодой  листвой,  зацветут  цветы  и  вокруг  станет  очень  красиво.                                                                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОД в средней группе по образовательной области "Познавательное развитие" (окружающий мир) на тему: "Обитатели леса"

Цели: Обогащать представления об образе жизни и повадках диких животных.Задачи:Закреплять в речи названия диких животных.Развивать умение находить их общие и отличительные признаки.Закреплять умение п...

Конспект занятия ОО "Познавательное развитие по разделу "Окружающий мир в средней группе "Весна - красна.

формированию обобщенных представлений о весне, как времени года, её погодных явлений, основных признаках; формированию представлений о деятельности человека в весенний период...

Конспект занятия по Познавательному развитию (окружающий мир) «Где живут звери?» средняя группа

Конспект занятия поПознавательному развитию (окружающий мир)«Где живут звери?»средняя группаС использование ИТК Цель.Расширять представления детей о диких животных и их жилищах;Формир...

Методическая разработка НОД в средней группе(Познавательное развитие.Окружающий мир.) на тему"Дикие животные средней полосы России"

Методическая разработка (окружающий мир)средняя группа.Дети в игровой форме вспоминают лесных животных их детенышей,а также , чем дикие животные питаются, и какие у них дома....

Конспект занятия по познавательному развитию (Окружающий мир) в средней группе детского сада

Цель:   Расширить представления детей о дереве, его качествах и свойствах. Задачи: учить устанавливать причинно- следственные связи между свойствами материала и способом его использован...

Конспект занятия по Познавательному Развитию (окружающий мир) На тему: «Весна в лесу» средняя группа

Цель: Расширить представления детей о весенних изменениях в природе.Задачи: Учить устанавливать простые причинно-следственные связи междуизменениями в живой и не жив...