Исследовательская работа «Почему люди плачут, нарезая лук, и как этого избежать?»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Кузнецова Татьяна Александровна

Как-то сидя на кухне, я наблюдала за тем, как готовит моя мама. Я обратила внимание, что она начала плакать, когда резала лук. Мне стало интересно, почему именно от лука плачут, а от других овощей нет?   В поиске ответа на свой вопрос я обратилась за помощью к маме и бабушке, а также к воспитателю Елене Ярославовне. Моя семья тоже заинтересовалась этим вопросом и стали мне активно помогать.  Мы искали ответ в интернете, я рассматривала иллюстрации в энциклопедиях, бабушка мне читала детские художественные книжки, детские журналы, мама подбирала различные рецепты приготовления блюд с луком. Я узнала много нового, интересного о луке и хочу поделиться своими знаниями с вами.

Цель исследования: выяснить почему люди плачут, нарезая лук, и как этого избежать?

Задачи исследования:

  • познакомиться с историей появления лука;
  • изучить полезные свойства лука;
  • экспериментальным путем выяснить, почему человек плачет, нарезая лук, и как этого избежать?

Гипотеза исследования:

  • возможно, «луковые слезы», появляются зависимости от сорта лука;
  • предположим, что человек плачет от свойства лука.

Методы исследования:

  • изучение литературы;
  • беседа со взрослыми;
  • обратиться к сети Интернет;
  • провести эксперимент.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольное структурное подразделение

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 9 г. Амурска

Амурского муниципального района Хабаровского края

Исследовательская работа

«Почему люди плачут, нарезая лук, и как этого избежать?»

             

г. Амурск, 2021

Оглавление

                                                                                                 

Введение  ………………………………………………………………………….3                                                                      

Глава 1. Теоретическая  часть……………………………………………………5

1.1.        История появления лука …………………………………………………..5

1.2.        Свойства лука ………………………....……………….…………………..5

1.3.        Вещество  лука, вызывающее слёзы ……………………..……………....5

Глава 2. Практическая часть……………………………………………………..6

Заключение……………………………………………………………………….10

Список  использованных источников и литературы   ………………………….11

Приложение (1)…………………………………………………………………..12  

   

Введение

                                                                          «Сидит дед во сто шуб одет,

                                                                          Кто его раздевает,

                                                                          Тот слезы проливает».                                                              

 

   

Как-то сидя на кухне, я наблюдала за тем, как готовит моя мама. Я обратила внимание, что она начала плакать, когда резала лук. Мне стало интересно, почему именно от лука плачут, а от других овощей нет?   В поиске ответа на свой вопрос я обратилась за помощью к маме и бабушке, а также к воспитателю Елене Ярославовне. Моя семья тоже заинтересовалась этим вопросом и стали мне активно помогать.  Мы искали ответ в интернете, я рассматривала иллюстрации в энциклопедиях, бабушка мне читала детские художественные книжки, детские журналы, мама подбирала различные рецепты приготовления блюд с луком. Я узнала много нового, интересного о луке и хочу поделиться своими знаниями с вами.

Цель исследования: выяснить почему люди плачут, нарезая лук, и как этого избежать?

Задачи исследования:

  • познакомиться с историей появления лука;
  • изучить полезные свойства лука;
  • экспериментальным путем выяснить, почему человек плачет, нарезая лук, и как этого избежать?

Гипотеза исследования:

  • возможно, «луковые слезы», появляются зависимости от сорта лука;
  • предположим, что человек плачет от свойства лука.

Методы исследования:

  • изучение литературы;
  • беседа со взрослыми;
  • обратиться к сети Интернет;
  • провести эксперимент.

                                     

Глава 1. Теоретическая часть

  1. История появления лука

           Из интернета я узнала, что лук относится к числу самых распространенных овощных культур на планете. Люди обратили на него внимание давно, около 5 тысяч лет назад. Считается, что его родина — это страны Азии. К нам он попал с римлянами, которые привезли его из походов. Древние врачи в своих работах указывали на лечебные свойства лука и давали рекомендации по его применению в качестве лекарственного средства. Известно, что на Руси лук использовали, как профилактическое средство при эпидемиях. По комнатам развешивали лук и чеснок. Кстати, лук вешали и на шею скотине, во время массовых заболеваний. Лук и сегодня используется медициной, и не только народной, но и официальной. Из лука получают препараты, обладающие противомикробным действием.

Свое название овощ получил от кельтского слова «All», что в переводе означает – жгучий. Ещё лук часто называют репчатый - сходный по виду с репой, приплюснуто-шарообразный.

1.2. Полезные свойства лука

Лук очень полезен, в нем есть много витаминов и минералов, такие как В и С, эфирные масла, марганец и медь, кальций и цинк, железо и кобальт, никель, фтор и йод.

О том, что польза репчатого лука заключается в борьбе с простудными заболеваниями, знаем, даже мы, дети.  Эфирные масла, поддерживают организм во время простудной болезни и гриппе. Лук способен возбуждать аппетит, повышать тонус организма, оказывать антибактериальное действие.

Во время изучения темы я узнала, что лук бывает разных видов, есть лук-порей, лук-шалот, лук-батун, красный лук, лук-слизун, дикий лук (Приложение1)

          Лук используют не только, как средство народной медицины, его с успехом используют в кулинарии. Есть огромное множество рецептов блюд с луком, например: салаты, супы, пирожки, лук добавляют в котлеты, в пельмени и вареники, лук можно употреблять в пищу, как самостоятельное блюдо, его можно мариновать, есть даже фаршированный лук, а также его добавляют при тушении других овощей. Для поваров лук – незаменимый продукт.

1.3 Вещество лука, вызывающее слёзы

           Я узнала, что от лука плачут только тогда, когда его нарезают, и не плачут, если просто держат его в руке. Из энциклопедии я узнала, что природа наделила лук специальным механизмом защиты от всех воздействий на него. Когда насекомые пытаются съесть растение или жить там - лук этого им не позволит. Когда мы берем обычный нож и надрезаем луковицу, мы тем самым нарушаем целостность луковых клеток. В итоге, вещества, которые хранятся в клетках лука, смешиваются. В результате этого смешивания образуется содержащий серу луковый газ - лакриматор.

Когда луковый газ, содержащий серу, начинает улетучиваться, он попадает на слизистую оболочку глаз. Глаза раздражается, начинают образовываться слёзы. Серный луковый газ смешивается со слезами. В результате образуется серная кислота, вызывающая жжение. А жжение еще сильнее стимулирует выработку слез. Получается замкнутый круг, разрушить который может либо прекращение выделения лукового газа, либо прекращение выделения слез, а также и то, и другое.

           Я задала бабушке и маме вопрос: «Как порезать лук и не заплакать?» На что я получила множество ответов: надо помахать веером, открыть воду во время резки, смачивать нож водой, набрать в рот воды, перед резкой положить лук на несколько минут в холодильник, одеть специальные очки, надо надеть маску, лук постоянно надо мочить водой, посыпать доску солью, нюхать кофе, жевать петрушку, высунуть язык. Некоторые версии я решила проверить.

Глава 2. Практическая часть

   Как только мы изучили историю появления лука, его свойства, мы решили узнать, как избежать слез, нарезая лук?

Опыт № 1

Цель: выяснить, влияет ли сорт лука на появление «луковых» слез.

В своих опытах я буду использовать два сорта репчатого лука – жёлтый и красный: желтый лук – жгучий, красный - сладкий сорт.

                              

Ход работы:

Взяли луковицу репчатого лука красного цвета, разделочную доску и нож. Разрезали на части, затем полукольцами. Нарезая красную луковицу, глазки защипало, но слезы не появились. Сорт этого лука очень ароматный и в запахе присутствуют ягодные нотки.

Через час, когда глазки перестало щипать, мы взяли луковицу репчатого лука желтого цвета. Разрезали на части, затем полукольцами. Нарезая лук золотистого цвета, глазки защипало и появились «луковые» слезы.

Вывод: мы выяснили, что сорт лука влияет на появление слез, слёзы бывают от жгучего сорта лука.

Результат

Красный

Желтый

       

                             

     

                               

Опыт № 2

Цель: выяснить, как избежать «луковых» слез.

1.        Ход работы: набрала в рот воды, стала нарезать лук. В глазах началось жжение, и потекли слезы.

Вывод: данный способ не действует.

        

Ход работы

результат

2.        Ход работы: перед нарезкой положила лук в морозильную камеру на  2 минуты. Слезы потекли, но не сразу.

Вывод: данный способ не действует.        

Ход работы

результат

3.        Ход работы: во время нарезки лука помахивала веером. Во-первых, потекли «луковые» слезы, а во-вторых, не удобно нарезать лук одной рукой.

Вывод: данный способ не действует.        

Ход работы

результат

4.        Ход работы: одела солнечные очки. В них темно и глаза слезятся.

Вывод: данный способ не действует.        

        

Ход работы

результат

5.        Ход работы: попробовала нарезать лук в маске. Маска не плотно прикрывает нос, сползает, текут слезы.

Вывод: данный способ не действует.        

Ход работы

результат

6.        Ход работы: при нарезке лука постоянно смачивала нож водой. Результат меня порадовал. Слез не было.

Вывод: данный способ эффективен.

Ход работы

результат

        

10.        Ход работы: после опыта с мокрым ножом, решила резать лук возле воды, которая бежала из крана. Результат был хороший. Слез не было.

Вывод: данный способ эффективен.

Ход работы

результат

Заключение:

В ходе исследования я выяснила, что лук (при нарезке) выделяет едкое летучее вещество – лакриматор, которое легко попадает на слизистую оболочку глаза и вызывает раздражение, в результате чего мозг даёт сигнал слёзной железе начать интенсивную работу по вымыванию (слезоотделению) раздражителя из глаз.

В ходе эксперимента выяснено следующее: не зависимо от пола и возраста выделяемое летуче вещество «лакриматор» при резке лука влияет на всех одинаково.

В некоторых сортах лука вещество «лакриматор» содержится в меньшей мере, следовательно слезы не выделяются, но ощущается жжение в глазах.

              Цель исследования достигнута.        

Список использованных источников и литературы:

1.        Белик В.Ф. Лук. Чеснок. Черемша. Изд. М.: Дом «Сельская новь», 2002.

2.        Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007.

3.        Замедлина В.И. Будь здоров! Изд. Феникс, 2007.

4.        Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Овощи и фрукты. Учебное пособие для школьников. М.:Эгмонт Россия, 2001.

5.        Кокорева В.А. Луки декоративные. Изд. М.: «Армада-пресс», 2001.

6.        Небесный С. И. Юным овощеводам. М.: Детская литература, 1985.

7.        Ольгин О.С. Чудеса на выбор. Изд. М.: Дет. лит., 1987.

8.        Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Изд. М.: Дрофа 2012.

9.        Шорыгин Т.А. Овощи. Какие они. М.:Гном и Д., 2009.

10.        http://www/sunnygarden.ru/garden/mor3/html

11.        http://www.miragro/ru/pg-id-44/html

12.        http://aliveplanet.narod/ru/2002/11/svekla.htm

Приложение 1

Разнообразные луковые сорта

Лук репчатый золотистый

Лук репчатый красный

                         

           

     Лук порей

Лук-шалот

           

Лук-батун

             

Лук-слизун


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Почему мы потеем?" руководитель Дунаева А.Л.

Данная  исследовательская  работа  стала  победителем  в Региональном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь...

исследовательская работа "Почему взрослые не играют в игрушки?"

Исследовательская работа "Почему взрослые не играют в игрушки?"...

Презентация исследовательской работы "Почему окрашиваются жидкости".

Со своей воспитаницей мы проделали исследовательскую  работу "Почему окрашиваются жидкости". И рассказали о своей работе всей группе....

Проектно исследовательская работа "Почему звезд не видно днем?"

Почему ночью, поздно вечером и рано утром мы можем видеть прекрасное звездное небо, а днем на небе ни обной звезды не видно? Предлагаем провести исследование и эксперимент с воспитанниками старшей и п...

Исследовательская работа "Почему картофель называют вторым хлебом?"

Исследоваиельская работа "Почему картофель называют вторым хлебом?"...

Научно-исследовательская работа "Жилища людей"

Где бы не поселился человек – на берегу моря или высоко в горах, в жарких странах или за Полярным кругом, ему нужно жилище, где он сможет укрыться от холода и жары, от дождя и ветра. Люди всегда строи...

Конспект занятия «Почему люди плачут»

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию детей в подготовительной к школе группе....