Экспериментальной образовательной деятельности на тему «Кому нужна вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2120» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ

экспериментальной образовательной деятельности на тему

«Кому нужна вода»

для детей подготовительной группы

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

Шихнебиева И.З.


Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи:      

Образовательные:

Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, через опытно-экспериментальную деятельность.

Развивающие:

уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с водой, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;

активизировать мысленную деятельность, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить связные высказывания, предложения, делать выводы;

обогащать словарный запас;

Воспитательные:

воспитывать умение действовать в коллективе, учитывая мнение партнера;

воспитывать бережное отношение к воде, как природному ресурсу;

воспитывать интерес к практической деятельности.

 

Методы и приемы:

Словесный метод: рассказ, объяснение, обсуждение, беседа;

Наглядный метод: показ;

Метод поощрения: оценка деятельности детей, похвала.

 

Предварительная работа:

Беседа с детьми о значении воды;

Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»;

Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»;

Чтение сказки «Путешествие Капельки»;

Просмотр презентации на тему «Почему воду нужно беречь?»;

Знакомство с круговоротом воды в природе.

 

Материалы и оборудование: глобус, воздушный шар с нарисованными глазками и ртом, посуда разной формы, стаканчики с водой на каждого ребенка, сахар, соль, краски, кисти, сосуды для воды разной формы, молоко, пуговицы.

 

Ход ООД

I. Организационный момент.

Воспитатель: Ребятки, я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать. Мы узнаем, о чем будем говорить сегодня.

Я и тучка, и туман, я – река и океан.

Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.

Дети: (Вода)

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Дети: (Глобус)

Воспитатель: А что такое глобус?

Дети: Глобус - это модель Земли.

Воспитатель: А как вы понимаете - модель Земли?

(Дети высказывают,  объясняют)

Воспитатель: Правильно, дети, глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном  виде. Глобус показывает форму нашей планеты, характер ее поверхности, где моря, океаны, а где суша, то есть материки.

Воспитатель: А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на ее модель, то есть, посмотрев на глобус?

Дети: Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.

Воспитатель: Правильно ребята. Глобус показывает форму нашей планеты, характер ее поверхности, где моря, океаны, а где суша, то есть материки. (Показать на глобусе)

Воспитатель: Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

Дети: Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озера.

Воспитатель:

А что вы знаете о воде? Какая она?

Кому нужна вода?

Зачем вода нужна растениям?

А как они ее получают?

Почему животные не могут жить без воды?

Ребята, а людям нужна вода?

(Дети объясняют, делают выводы)

 

II. Основная часть.

(Показ презентации)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Лентой серебристой вьется.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться:

Без нее нам не прожить!

 

Раздается стук в дверь и входит Капелька. В руках у нее воздушный шарик наполненный водой и завязанный, на нем нарисованы глаза, рот и носик.

Капелька: Здравствуйте, детишки. Я пришла к вам в гости. Мама Тучка разрешила мне погулять.

Дети: Здравствуй, Капелька.

Капелька: Давайте мы с вами внимательно посмотрим на нашу группу, и скажем, где в нашей группе могут жить капельки?

«Один, два, три, четыре, пять – будем капельки искать!»

(Капелька останавливается около растений в уголке природы)

Капелька: Ребята, скажите, нужна ли вода вот этим растениям и почему?

Дети: Да, без воды растения погибнут. Вода нужна для того, чтобы они росли.

Воспитатель: Дети давайте вместе польем и опрыснем цветы.

(Несколько деток берут лейки, опрыскивают и поливают)

Капелька: Чем занимается ваш младший Воспитатель?

Дети: Она моет посуду и полы.

Капелька: Правильно, ей надо много воды, чтобы посуда была чистая.

Капелька: Посмотрите внимательно, где в группе еще живут капельки?

Дети: В воде, которую мы пьем.

(Дальше идя по группе, Капелька останавливается в игровом уголке)

Капелька: Дети, что вы вчера делали, так – что игрушки стали такими чистыми  и веселыми?

Дети: Мы помыли все игрушки.

(Значит и игрушкам нужна вода)

Воспитатель:  Давайте немного отдохнем и сделаем физкультминутку.

Физкультминутка.

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладошки)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

 

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель: Давайте сегодня мы с вами превратимся в ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, ее свойств. Ведь только о ней сегодня мы с вами и говорим.

Воспитатель: Нам предстоит серьезная работа. Давайте на нее правильно настроимся.

Наши глазки внимательно смотрят и все видят.

Уши внимательно слушают и слышат.

Воспитатель: Пойдемте к нашим лабораторным столам. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

Дети: Быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться.

Воспитатель: Приступим к нашему исследованию.

Опыт 1. Вода – растворитель.

Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?

Воспитатель: А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус вода?

Дети: Соленая.

Воспитатель: А теперь в другой стаканчик добавьте сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

Дети: Сладкая.

Вывод.  Дети: У воды нет своего вкуса, но она приобретает вкус тех веществ, которые в ней растворили.

 

Опыт 2. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик.

Воспитатель: Какой формы эти предметы?

(Ответы детей)

Воспитатель: А имеет ли форму вода?

(Ответы детей)

Воспитатель: Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой.

Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод.  Дети: Вода не имеет форму и принимает форму того сосуда, в котором находится.

Воспитатель: Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. Итак, вода не имеет форму.

 

Опыт 3. Какого цвета вода?

Воспитатель: Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком.

Возьмем пуговицу и опустим ее в стакан с водой. Нам видно пуговицу?

(Ответы детей)

Воспитатель: А теперь опустим пуговицу в стакан с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод.  Дети: Через воду видно, а через молоко – нет. Значит вода прозрачная жидкость.

Воспитатель: Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Опускаем в нее пуговицу. Пуговицы не видно.

Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

III. Рефлексия.

Капелька: Какие вы дети молодцы, аккуратные в работе. Ребята вам понравилась работа в нашей лаборатории?

Воспитатель: Расскажите мне, о каких свойствах воды мы сегодня узнали?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята, наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы сегодня были настоящими лаборантами.

Капелька: Спасибо Вам за гостеприимство. Мне у вас очень понравилось, а сейчас я хочу наградить вас эмблемой «Юный исследователь» за хорошую исследовательскую работу.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Кому что нужно для работы»

Материал по развитию речи, ознакомление с профессиями на тему «Кому что нужно для работы» (средняя группа)....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему "Коми край - люби и знай!"

свидетельство выдано воспитателю Сергун Марие Михайловне МДОУ "Детский сад № 20" г. Ухта, Республика Коми за размещение публикации на сайте sto-talantov.ru...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Кому что нужно для работы» с детьми второй младшей группы

Цель: формирование представления детей о труде сотрудников детского сада. Задачи:Образовательные: закрепить знания детей о труде сотрудников детского сада (повара, медсестры), трудовых процессах,...

Конспект образовательной ситуации по экологии «Кому нужна вода?»

развивать исследовательский подход к окружающей действительности, систематизировать знания полученные детьми в повседневной жизни...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с применением экспериментально – исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воды»

Цель: Создать условия для знакомства со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования. Образовательные:- актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее с...

КонспектНОД(лепка) на тему: «Кому что нужно для работы?»

Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе. Воспитывать уважение к труду людей, их деятельности и ее результатам....