Конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Кислотность»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Надежда Алекcандровна Шидина

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста умения самостоятельно проводить лабораторные опыты и исследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroven_kislotnosti.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение №568 гуппа «Затейники»

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

ТЕМА: «КИСЛОТНОСТЬ»

для детей старшей группы

Подготовила:

Шидина Надежда №568 группа «Затейники»

Екатернбург 2020,

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста умения самостоятельно проводить лабораторные опыты и исследования

Программные задачи:

Образовательные:

- познакомить с понятием «кислота», «кислотность»;

- закреплять знания детей об органах чувств;

- расширять кругозор детей, формировать целостное представление об окружающем мире

Развивающие:

- развивать познавательно-исследовательский интерес;

- развивать процессы внимания, памяти, мышления, восприятия;

- расширять словарный запас детей.

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

- воспитывать стремление в своих поступках следовать хорошему примеру.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие – познакомить детей с понятием «кислотность».

Социально-коммуникативное развитие – формировать элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Физическое развитие – накопление и обогащение двигательного опыта через выполнение танцевальных движений.

Речевое развитие –обогащать активный и пассивный словарь.

Оборудование: магнитофон, фонограмма детской песни «И два фиксика внутри», ноутбук, интерактивная доска Smart-board, запись разговора Нолика (через программу киностудия WindowsLive, электронные пазлы (лимон, яблоко, апельсин, нарезанные кусочки фруктов, шпажки, блюдце, иллюстрация языка, лоток с набором для эксперимента «Кислотность» в лаборатории «Знайки», лакмусовые полоски для определения уровня ph, сок яблочный, сок лимонный, сок апельсиновый для опытов; апельсины, кока-кола, пищевая сода, ватман, цифры, наклейки с яблочным соком, апельсиновым, лимонным, водой, кока-колой, стакан с 10-ю ложками сахара, минеральная вода, фотоаппарат.

 Предварительная работа: рассказать детям, кто такие учёные, и чем они занимаются.

Словарная работа: кислота, кислотность, вкусовые сосочки, мышца, кончик языка, боковые стороны языка, корень языка, шкала измерений, сода, среда (кислая, щелочная, нейтральная).

Ход непосредственной образовательной деятельности

Вводная часть

1. Приветствие, эмоциональный настрой на деятельность

-Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг! Скажите вы любите танцевать (да). Я предлагаю Вам потанцевать под весёлую музыку (звучит музыка «И два фиксика внутри», взрослый танцует вместе с детьми).

2. Мотивация

-Ребята, кто это? (Нолик)

(воспитатель обращает внимание на смарт-доску, там появляется картинка с Ноликом, который плачет, воспитатель начинает беседовать с Ноликом)

- Нолик, почему ты плачешь? (у меня очень сильно болит живот)

- Может быть, ты съел что-нибудь? (я ничего не ел, только пил)

-А что ты пил? (я выпил очень много кока-колы, почему у меня так болит живот, помогите мне разобраться).

3. Проблемная ситуация

-Ребята, как вы думаете, почему у Нолика заболел живот (дети высказывают свои предположения)

-Мы проверим все ваши гипотезы,а поможет нам в этом Знайка. У него есть своя лаборатория, и он очень любит проводить в ней опыты.

Ребята, а вы хотите стать учёными и помочь Нолику разобраться, почему у него заболел живот. Все свои выводы мы будем отмечать в тетради наблюдений, а потом подарим ее Нолику, чтобы он знал, что можно есть, а что нельзя.

Основная часть

1. Проектирование решений проблемной ситуации

- Но прежде, чем мы приступим к исследованиям, нам нужно отгадать загадку и собрать к ней отгадку (на смарт-доске появляется первый пазл-лимон). Сейчас к доске подойдут Алиса с Максимом и соберут электронный пазл (пока дети собирают, воспитатель читает загадку):

-Брат его – оранжевый,

Очень сочный, вкусный.

Он сам ярко жёлтый,

А, на вкус — кислющий. (лимон)

- Молодцы, а теперь следующие два человека соберут другую картинку (дети собирают, а воспитатель читает загадку):

Все на свете знают этот фрукт,

 Витаминов много, и железо тут.

Этот фрукт полезен, сладок он на вкус.

Угадайте, дети, как его зовут?(яблоко)

-Молодцы,а теперь Арина с Соней подойдут к доске и соберут следующую картинку:

Желтый, круглый, ты откуда?

Прямо с солнечного юга.

Сам на солнышко похож.

 Можешь съесть меня, но только

 Раздели сперва на дольки (дети выдвигают гипотезы)

- А вот сейчас мы проверим, кто из вас был прав? (воспитатель достаёт разрезанные на кусочки фрукты по числу детей, дети пробуют лимон, яблоко и апельсин)

-Скажите, какой из этих фруктов самый кислый? (лимон)

-Ребята, а с помощью какого органа мы чувствуем вкус пищи? (языка)

-Какие вкусы может распознавать язык? (кислый, сладкий, горький, солёный)

-Посмотрите, Знайка прислал нам картинку, что на ней изображено? (язык) дети рассмотривают язык, что вы можете рассказать про этот орган? (язык расположен в ротовой полости. Язык это мышца. На языке есть вкусовые сосочки, с их помощью мы чувствуем вкус).

- Кончик языка – чувствует сладкое и солёное (на картинку на кончик языка приклеиваем наклейку соли и сахара)

Боковые стороны языка – чувствует кислое (приклеиваем по бокам наклейку -лимон)

Корень языка - чувствует горькое (на корень языка приклеиваем наклейку- жгучий красный перец)

-Язык помогает пережёвывать пищу, а также является органом речи (на ватман - помещается картинка языка с наклейками)

2. Физминутка

- Предлагаю немного отдохнуть и потанцевать (вновь звучит музыка «И два фиксика внутри» воспитатель выполняет танцевальные движения вместе с детьми)

3. Выполнение действий, опытническая деятельность.

- Ребята, вот и пришло время для наших опытов, но для начала ответьте на такой вопрос, что такое кислота? Кислотность (дети выдвигают свои предположения)

-А ответить на эти вопросы мы сможем при помощи лаборатории Знайки. В фруктах и овощах есть вещества, которые называются кислотами, вкус у фруктов разный, потому что в них содержится разное количество кислот, одни фрукты кислые, другие сладкие и сейчас мы попытаемся проверить кислотность разных фруктов, кока-колы и воды (воспитатель показывает фрукты, кока-колу и воду)

-Подойдите к столу, посмотрите сколько оборудования нам нужно для этого эксперимента. Для измерения кислотности существует шкала измерения (воспитатель показывает детям шкалу). На шкале есть цифры от 1 до 14, чем кислоты. Цифра 7-это середина шкалы и означает она нейтральное значение, т. е. кислоты в этом продукте нет.

- Ребята, как вы думаете это какой сок? (воспитатель показывает апельсиновый сок)

- Аня, налей в стакан апельсиновый сок. В какой стакан нальёшь? (с оранжевой наклейкой)

-Почему (Она такого же цвета, что и сок)

-Возьми полосочку и опусти ее в стакан, давайте посмотрим, чему равна кислотность апельсинового сока (дети измеряют кислотность)

-Давайте, отметим кислотность апельсинового сока на ватмане (помещается картинка апельсинового сока и цифра).

-Миша, как ты думаешь, какой это сок (воспитатель показывает яблочный сок, если ребёнок затрудняется можно дать попробовать сок)

-В какой стакан нальёшь (с зелёной наклейкой)

-Почему (она такого же цвета, что и сок)

- Возьми полосочку и опусти его в стакан, давайте посмотрим, чему равна кислотность яблочного сока (дети измеряют кислотность)

-Давайте, отметим кислотность яблочного сока на ватмане (помещается картинка яблочного сока и цифра). Датчик протираем сухой тряпкой, он пригодится нам для следующего измерения.

-Ульяна, как ты думаешь, какой это сок? (воспитатель показывает лимонный сок)

- В какой стакан нальёшь (с желтой наклейкой, потому что она такого же цвета, что и сок)

- Возьми полосочку и опусти ее в стакан, давайте посмотрим, чему равна кислотность лимонного сока (дети измеряют кислотность)

- Давайте, отметим кислотность лимонного сока на ватмане (помещается картинка лимонного сока и цифра).

-Давайте, отметим, какой сок самый кислый, согласно нашим измерениям. Правильно самый кислый сок лимонный, чем выше цифра кислотности, тем меньше в продукте кислоты, все кислые продукты имеют цифру кислотности меньше 7. Фрукты содержат аскорбиновую кислоту, которая в умеренных количествах необходима нашему организму. Кислота есть и в нашем желудке (соляная кислота, если её в желудке много, то человек испытывает дискомфорт, неприятные ощущения и даже боль.

- Ребята, а что это за вещество, прозрачное (воспитатель показывает воду)

-Алиса, в какой стакан нальёшь воду? (с белой наклейкой)

- Возьми полоску и опусти его в стакан, давайте посмотрим, чему равна кислотность воды (дети измеряют кислотность)

-Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде, значит в воде нет кислоты.

Давайте, отметим кислотность воды на ватмане (помещается картинка воды и цифра)

- Тимоша, а что это за вещество (воспитатель показывает кока-колу). В какой стакан нальёшь? (с коричневой наклейкой)

-Возьми полоску и опусти его в стакан, давайте кислотность)

-Давайте, запишем результат измерений на ватман (помещается карт кислоты, ведь она не кислая на вкус, а сладкая? В кока-коле много кислоты, но её незаметно, потому что в ней очень много сахара, в одном стакане 10 чайных ложек сахара (воспитатель показывает в стакане сахар, сахар очень вреден для здоровья, и кока-кола становится сладкой, а если сахар не положить, то кока-кола будет кислой. Газированная вода содержит много кислоты. Частое употребление газированных напитков и большое количество вредно для здоровья человека, особенно детей, т. к. они содержат много кислоты.

-Ребята, так почему у Нолика заболел живот? (он выпил много кока-колы, а в ней много кислоты, поэтому у него и заболел живот)

- А что бы вы посоветовали ему пить (воду и сок)

- Ребята, а много сока можно пить? (нет в умеренных количествах, потому что сок тоже имеет кислоту)

- Проведём с вами последнее измерение, в воду насыпаем соду, размешиваем (делает ребёнок) и измеряем кислотность при добавлении соды показатель воды стал выше 7, такая среда называется ЩЕЛОЧНОЙ. Минеральная вода имеют щелочную среду, и полезна при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Это такие заболевания, когда болит живот.

Заключительная часть

1. Анализ результатов деятельности

- И если наш Нолик будет и дальше пить кока-колу, то живот у него будет болеть постоянно, и он будет всегда грустный. Давайте наклеим на ватман в этот столбик, что можно, без вреда для здоровья, а в этот, что нельзя. Зачеркните кока-колу красным фломастером, пусть он видит, что кока-кола опасна для здоровья.

-Давайте, посмотрим у нас для Нолика готов наш плакат с измерениями и советами, я думаю он будет ей пользоваться и заботится о своём здоровье, отправим ему этот плакат по электронной почте, а для этого сфотографируем его (дети берут фотоаппарат и фотографируют плакат наблюдений)

-Теперь мы можем отправить плакат по электронной почте, а этот оставим себе, и когда будем видеть результаты измерений, не захотим пить кока-колу, чтобы не наносить вреда здоровью.

2. Рефлексия

-Ребята, что нового узнали?

- Что такое кислотность (содержание кислоты в продуктах)

- Пригодятся ли вам полученные знания? Зачем?

- Что было интересно?

- Что было трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности Тема: Путешествие по следам животных в лесу (образовательная область «Познание») в 1й младшей группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для составления данного конспекта мною использовано: 1.     Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ...

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности Тема:В гостях у курочки Рябы(образовательная область «Коммуникация»)в первой младшей группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для составления данного конспекта мною использовано: 1.     Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности Тема: «Осенние листочки» (образовательная область «Познавательное развитие»). Старшая группа

Планируемые результаты:1.Умеет устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями2. Имеет элементарное представление о строение листа;3. Проявляет интерес к природе....

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №103" Заводского района г. Саратова Конспект Непосредственно образовательной деятельности Тема: "Моя семья" в общеобразовательной группе младшего дошкольного воз

Цель: создать условия для развития у детей представлений о семье, семейной принадлежности.Задачи:Образовательные:1. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе. 2. Закреплять ...

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Путешествие в страну звуков» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»Задачи: Закрепить различение гласных и с...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности Тема «Домашние животные и их детеныши» Образовательная область: Познавательное развитие + речевое развитие (ознакомление с окружающим миром +развитие речи) Старшая группа № 15

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группена тему  «Домашние животные и их детеныши»с использованием здоровьесберегающих технологий, ТРИЗ (метод мозгового ш...