Конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Кислотность»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста умения самостоятельно проводить лабораторные опыты и исследования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroven_kislotnosti.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение №568 гуппа «Затейники»
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
ТЕМА: «КИСЛОТНОСТЬ»
для детей старшей группы
Подготовила:
Шидина Надежда №568 группа «Затейники»
Екатернбург 2020,
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста умения самостоятельно проводить лабораторные опыты и исследования
Программные задачи:
Образовательные:
- познакомить с понятием «кислота», «кислотность»;
- закреплять знания детей об органах чувств;
- расширять кругозор детей, формировать целостное представление об окружающем мире
Развивающие:
- развивать познавательно-исследовательский интерес;
- развивать процессы внимания, памяти, мышления, восприятия;
- расширять словарный запас детей.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- воспитывать стремление в своих поступках следовать хорошему примеру.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие – познакомить детей с понятием «кислотность».
Социально-коммуникативное развитие – формировать элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Физическое развитие – накопление и обогащение двигательного опыта через выполнение танцевальных движений.
Речевое развитие –обогащать активный и пассивный словарь.
Оборудование: магнитофон, фонограмма детской песни «И два фиксика внутри», ноутбук, интерактивная доска Smart-board, запись разговора Нолика (через программу киностудия WindowsLive, электронные пазлы (лимон, яблоко, апельсин, нарезанные кусочки фруктов, шпажки, блюдце, иллюстрация языка, лоток с набором для эксперимента «Кислотность» в лаборатории «Знайки», лакмусовые полоски для определения уровня ph, сок яблочный, сок лимонный, сок апельсиновый для опытов; апельсины, кока-кола, пищевая сода, ватман, цифры, наклейки с яблочным соком, апельсиновым, лимонным, водой, кока-колой, стакан с 10-ю ложками сахара, минеральная вода, фотоаппарат.
Предварительная работа: рассказать детям, кто такие учёные, и чем они занимаются.
Словарная работа: кислота, кислотность, вкусовые сосочки, мышца, кончик языка, боковые стороны языка, корень языка, шкала измерений, сода, среда (кислая, щелочная, нейтральная).
Ход непосредственной образовательной деятельности
Вводная часть
1. Приветствие, эмоциональный настрой на деятельность
-Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг! Скажите вы любите танцевать (да). Я предлагаю Вам потанцевать под весёлую музыку (звучит музыка «И два фиксика внутри», взрослый танцует вместе с детьми).
2. Мотивация
-Ребята, кто это? (Нолик)
(воспитатель обращает внимание на смарт-доску, там появляется картинка с Ноликом, который плачет, воспитатель начинает беседовать с Ноликом)
- Нолик, почему ты плачешь? (у меня очень сильно болит живот)
- Может быть, ты съел что-нибудь? (я ничего не ел, только пил)
-А что ты пил? (я выпил очень много кока-колы, почему у меня так болит живот, помогите мне разобраться).
3. Проблемная ситуация
-Ребята, как вы думаете, почему у Нолика заболел живот (дети высказывают свои предположения)
-Мы проверим все ваши гипотезы,а поможет нам в этом Знайка. У него есть своя лаборатория, и он очень любит проводить в ней опыты.
Ребята, а вы хотите стать учёными и помочь Нолику разобраться, почему у него заболел живот. Все свои выводы мы будем отмечать в тетради наблюдений, а потом подарим ее Нолику, чтобы он знал, что можно есть, а что нельзя.
Основная часть
1. Проектирование решений проблемной ситуации
- Но прежде, чем мы приступим к исследованиям, нам нужно отгадать загадку и собрать к ней отгадку (на смарт-доске появляется первый пазл-лимон). Сейчас к доске подойдут Алиса с Максимом и соберут электронный пазл (пока дети собирают, воспитатель читает загадку):
-Брат его – оранжевый,
Очень сочный, вкусный.
Он сам ярко жёлтый,
А, на вкус — кислющий. (лимон)
- Молодцы, а теперь следующие два человека соберут другую картинку (дети собирают, а воспитатель читает загадку):
Все на свете знают этот фрукт,
Витаминов много, и железо тут.
Этот фрукт полезен, сладок он на вкус.
Угадайте, дети, как его зовут?(яблоко)
-Молодцы,а теперь Арина с Соней подойдут к доске и соберут следующую картинку:
Желтый, круглый, ты откуда?
Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож.
Можешь съесть меня, но только
Раздели сперва на дольки (дети выдвигают гипотезы)
- А вот сейчас мы проверим, кто из вас был прав? (воспитатель достаёт разрезанные на кусочки фрукты по числу детей, дети пробуют лимон, яблоко и апельсин)
-Скажите, какой из этих фруктов самый кислый? (лимон)
-Ребята, а с помощью какого органа мы чувствуем вкус пищи? (языка)
-Какие вкусы может распознавать язык? (кислый, сладкий, горький, солёный)
-Посмотрите, Знайка прислал нам картинку, что на ней изображено? (язык) дети рассмотривают язык, что вы можете рассказать про этот орган? (язык расположен в ротовой полости. Язык это мышца. На языке есть вкусовые сосочки, с их помощью мы чувствуем вкус).
- Кончик языка – чувствует сладкое и солёное (на картинку на кончик языка приклеиваем наклейку соли и сахара)
Боковые стороны языка – чувствует кислое (приклеиваем по бокам наклейку -лимон)
Корень языка - чувствует горькое (на корень языка приклеиваем наклейку- жгучий красный перец)
-Язык помогает пережёвывать пищу, а также является органом речи (на ватман - помещается картинка языка с наклейками)
2. Физминутка
- Предлагаю немного отдохнуть и потанцевать (вновь звучит музыка «И два фиксика внутри» воспитатель выполняет танцевальные движения вместе с детьми)
3. Выполнение действий, опытническая деятельность.
- Ребята, вот и пришло время для наших опытов, но для начала ответьте на такой вопрос, что такое кислота? Кислотность (дети выдвигают свои предположения)
-А ответить на эти вопросы мы сможем при помощи лаборатории Знайки. В фруктах и овощах есть вещества, которые называются кислотами, вкус у фруктов разный, потому что в них содержится разное количество кислот, одни фрукты кислые, другие сладкие и сейчас мы попытаемся проверить кислотность разных фруктов, кока-колы и воды (воспитатель показывает фрукты, кока-колу и воду)
-Подойдите к столу, посмотрите сколько оборудования нам нужно для этого эксперимента. Для измерения кислотности существует шкала измерения (воспитатель показывает детям шкалу). На шкале есть цифры от 1 до 14, чем кислоты. Цифра 7-это середина шкалы и означает она нейтральное значение, т. е. кислоты в этом продукте нет.
- Ребята, как вы думаете это какой сок? (воспитатель показывает апельсиновый сок)
- Аня, налей в стакан апельсиновый сок. В какой стакан нальёшь? (с оранжевой наклейкой)
-Почему (Она такого же цвета, что и сок)
-Возьми полосочку и опусти ее в стакан, давайте посмотрим, чему равна кислотность апельсинового сока (дети измеряют кислотность)
-Давайте, отметим кислотность апельсинового сока на ватмане (помещается картинка апельсинового сока и цифра).
-Миша, как ты думаешь, какой это сок (воспитатель показывает яблочный сок, если ребёнок затрудняется можно дать попробовать сок)
-В какой стакан нальёшь (с зелёной наклейкой)
-Почему (она такого же цвета, что и сок)
- Возьми полосочку и опусти его в стакан, давайте посмотрим, чему равна кислотность яблочного сока (дети измеряют кислотность)
-Давайте, отметим кислотность яблочного сока на ватмане (помещается картинка яблочного сока и цифра). Датчик протираем сухой тряпкой, он пригодится нам для следующего измерения.
-Ульяна, как ты думаешь, какой это сок? (воспитатель показывает лимонный сок)
- В какой стакан нальёшь (с желтой наклейкой, потому что она такого же цвета, что и сок)
- Возьми полосочку и опусти ее в стакан, давайте посмотрим, чему равна кислотность лимонного сока (дети измеряют кислотность)
- Давайте, отметим кислотность лимонного сока на ватмане (помещается картинка лимонного сока и цифра).
-Давайте, отметим, какой сок самый кислый, согласно нашим измерениям. Правильно самый кислый сок лимонный, чем выше цифра кислотности, тем меньше в продукте кислоты, все кислые продукты имеют цифру кислотности меньше 7. Фрукты содержат аскорбиновую кислоту, которая в умеренных количествах необходима нашему организму. Кислота есть и в нашем желудке (соляная кислота, если её в желудке много, то человек испытывает дискомфорт, неприятные ощущения и даже боль.
- Ребята, а что это за вещество, прозрачное (воспитатель показывает воду)
-Алиса, в какой стакан нальёшь воду? (с белой наклейкой)
- Возьми полоску и опусти его в стакан, давайте посмотрим, чему равна кислотность воды (дети измеряют кислотность)
-Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде, значит в воде нет кислоты.
Давайте, отметим кислотность воды на ватмане (помещается картинка воды и цифра)
- Тимоша, а что это за вещество (воспитатель показывает кока-колу). В какой стакан нальёшь? (с коричневой наклейкой)
-Возьми полоску и опусти его в стакан, давайте кислотность)
-Давайте, запишем результат измерений на ватман (помещается карт кислоты, ведь она не кислая на вкус, а сладкая? В кока-коле много кислоты, но её незаметно, потому что в ней очень много сахара, в одном стакане 10 чайных ложек сахара (воспитатель показывает в стакане сахар, сахар очень вреден для здоровья, и кока-кола становится сладкой, а если сахар не положить, то кока-кола будет кислой. Газированная вода содержит много кислоты. Частое употребление газированных напитков и большое количество вредно для здоровья человека, особенно детей, т. к. они содержат много кислоты.
-Ребята, так почему у Нолика заболел живот? (он выпил много кока-колы, а в ней много кислоты, поэтому у него и заболел живот)
- А что бы вы посоветовали ему пить (воду и сок)
- Ребята, а много сока можно пить? (нет в умеренных количествах, потому что сок тоже имеет кислоту)
- Проведём с вами последнее измерение, в воду насыпаем соду, размешиваем (делает ребёнок) и измеряем кислотность при добавлении соды показатель воды стал выше 7, такая среда называется ЩЕЛОЧНОЙ. Минеральная вода имеют щелочную среду, и полезна при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Это такие заболевания, когда болит живот.
Заключительная часть
1. Анализ результатов деятельности
- И если наш Нолик будет и дальше пить кока-колу, то живот у него будет болеть постоянно, и он будет всегда грустный. Давайте наклеим на ватман в этот столбик, что можно, без вреда для здоровья, а в этот, что нельзя. Зачеркните кока-колу красным фломастером, пусть он видит, что кока-кола опасна для здоровья.
-Давайте, посмотрим у нас для Нолика готов наш плакат с измерениями и советами, я думаю он будет ей пользоваться и заботится о своём здоровье, отправим ему этот плакат по электронной почте, а для этого сфотографируем его (дети берут фотоаппарат и фотографируют плакат наблюдений)
-Теперь мы можем отправить плакат по электронной почте, а этот оставим себе, и когда будем видеть результаты измерений, не захотим пить кока-колу, чтобы не наносить вреда здоровью.
2. Рефлексия
-Ребята, что нового узнали?
- Что такое кислотность (содержание кислоты в продуктах)
- Пригодятся ли вам полученные знания? Зачем?
- Что было интересно?
- Что было трудно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности Тема: Путешествие по следам животных в лесу (образовательная область «Познание») в 1й младшей группе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для составления данного конспекта мною использовано: 1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ...
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности Тема:В гостях у курочки Рябы(образовательная область «Коммуникация»)в первой младшей группе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для составления данного конспекта мною использовано: 1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности Тема: «Осенние листочки» (образовательная область «Познавательное развитие»). Старшая группа
Планируемые результаты:1.Умеет устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями2. Имеет элементарное представление о строение листа;3. Проявляет интерес к природе....
Примерный план-конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема: «Моя дружная семья» Группа: вторая младшая Направление развития: познавательно-речевое Образовательная область: «Коммуникация» Форма организации: подгрупповая Вид детской деятел
Примерный план-конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема: «Моя дружная семья»Группа: вторая младшаяНаправление развития: познават...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №103" Заводского района г. Саратова Конспект Непосредственно образовательной деятельности Тема: "Моя семья" в общеобразовательной группе младшего дошкольного воз
Цель: создать условия для развития у детей представлений о семье, семейной принадлежности.Задачи:Образовательные:1. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе. 2. Закреплять ...
«План-конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Путешествие в страну звуков» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»Задачи: Закрепить различение гласных и с...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности Тема «Домашние животные и их детеныши» Образовательная область: Познавательное развитие + речевое развитие (ознакомление с окружающим миром +развитие речи) Старшая группа № 15
Конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группена тему «Домашние животные и их детеныши»с использованием здоровьесберегающих технологий, ТРИЗ (метод мозгового ш...