Конспект НОД по теме: "Домашние животные" «Скотный двор».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Порфирьева Надежда Алексеевна

Конспект НОД по теме:

"Домашние животные" «Скотный двор».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_domashnie_zhivotnye.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по теме:

"Домашние животные" «Скотный двор».

Порфирьева Надежда Алексеевна, воспитатель МБДОУ Детский сад №27 «Путене» Моргаушского района Чувашской Республики.

Цель: Познакомить детей с новыми лексическими единицами : картиш, вăкăр, сурăх, сысна, чĕрчун.

Задачи: Учить преобразовывать слова, отвечая  на вопросы «ăçта?»-(картишне — картишĕнче).

Упражнять в употреблении существительных в единственном и множественном числах, в количественном счете.

Совершенствовать умение описывать животных, указывая  наиболее существенные признаки.

Закрепить слова: кукамай, кукаçи, хăна, ĕне, йытă, кушак, автан, качака; навыки правильного произношения звуков «ă» «ĕ». 

Воспитывать гуманное отношение к животным. 

Методические приемы

1.Приветствие

2.Диалоги.

3.Чистоговорки

ăр-ăр-ăр-вăкăр

ăх-ăх-ăх- сурăх

ăр-ăр-ăр- вăкăр

ăх—ăх-ăх-сурăх

4.Чтение стихотворения Н.Васильева «Автан тус»

5.Чтение стихотворения П.Ялгира «Качака»

Словарь: картиш, вăкăр, сурăх,сысна, чĕрчун. 

Оборудование: презентация "Домашние животные "Скотный двор", предметные картинки с животными (корова, коза, свинья, лошадь, овца, собака, кошка, баран,  бык, петух); картинка Незнайки, картинка с изображением бабушки и дедушки, картина «Скотный двор», запись голоса животных «Весёлая ферма».

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики и физминутки. Чтение стихотворения Н. Васильева «Автан тус», П. Ягира «Качака»,  рассматривание иллюстраций с изображением животных;

- просмотр видеофильмов о домашних животных;

Ход занятия. 
-Ребята, сейчас мы с вами отправляемся в гости бабушке и дедушке в деревню: ( хăнана, кукамай, кукаçи). Закройте глаза, прислушайтесь (Игровая звуковая панель "Весёлая ферма"). Что вы услышали? (голоса животных). Как можно назвать их, одним словом? (Домашние животные); Какие они? (Нужные, полезные, добрые.) (Слайд №1). Посмотрите кто это? Бабушка и дедушка (кукамай, кукаçи) и ( домашние животные). Итак мы в гостях (хăнара). 
- Ой, прислушайтесь, ребята, тут кто-то шуршит у меня. Да это же Незнайка. Здравствуйте ребята. Дети (здороваются). Ребята он позабыл, какие же есть домашние животные. Поможем ему вспомнить? Дети –да.  Незнайка будет за вами внимательно наблюдать и в конце занятия он каждого оценит! Так что будьте внимательны!

Послушайте стихотворение и ответьте, как называется место, о котором в нём рассказывается: 
Что за шум стоит вокруг? 
Громко лает старый пёс, 
Вот заржали кони вдруг: 
Конюх им овса принёс. 
Здесь мычит корова: "Му-у", 
Вторит ей овечий хор. 
И никак я не пойму, 
Что за странный это двор? 
Там сарай, за ним- конюшня, 
Место есть для конуры 
И лужок для непослушной, 
Очень шумной детворы, 
Где ягнята, жеребята, 
И козлёнок, и щенок, 
И смешные поросята- 
Все резвились, кто как мог. 
Летом там для всех раздолье, 
Прогуляться за село 
Выпускают стадо в поле, 
А зимой назад- в тепло. 
Их накормят, и напоят, 
И жилище приберут, 
И причешут, и помоют, 
Если нужно- постригут. 
Человек заботлив очень, 
Верный пёс на то в ответ 
Стережёт жилище ночью 
Вот уж много, много лет. 
А корова нам подарит 
Сыр, сметану, молоко. 
Лошадь грузы переправит, 
Хоть ей это нелегко, 
Из овечьей тёплой шерсти 
Люди вяжут свитера... 
Сколько пользы нам приносят 
Обитатели двора! (С.А.Васильева) (Скотный двор) (Слайд 2).
-Правильно это скотный двор. Посмотрите, сколько нас встретило домашних животных. А почему их так называют?

Преобразовываем слова, отвечая  на вопросы «ăçта?» «Где?» - картишне — картишĕнче  (во дворе - за двором).

 
-Итак кто первый нас встречает,  но для этого вам нужно отгадать загадку: 
Позову- и подойдет, на колени ляжет, 
Если очень попрошу, сказку мне расскажет. 
Мягонькая шёрстка, круглые глазищи, 
И расходятся от щёк, длинные усищи. 
Трётся ласково у ног, если кушать хочет, 
Любит лапкой покатать бабушкин клубочек. 
Убегают от неё серенькие мышки. 
От кого они бегут, знаете, детишки? (Кошка) – Кушак (Слайд №3) 
-Расскажите о том, что предпочитает есть кошка. (Кошка предпочитает есть молоко, мясо, она ловит мышей) 
-Как вы думаете, кошка травоядное или хищное животное? (Кошка- хищное животное) 
-Почему? (Потому что кошка ест мясо, рыбу).


-Следующим нас кто встречает, послушайте загадку: 
Кто во дворе так заливисто лает? 
Тонущих кто из беды выручает? 
Трудную службу несёт на границе? 
С врагом, если надо, не дрогнув, сразится? 
Дом охраняет всю ночь напролёт- 
Чужой без хозяина в дом не войдёт. 
В трудный поход её брать с собой можно, 
Друга вернее найти невозможно. (Собака) - Йытă (Слайд №4) 
-Все домашние животные приносят пользу человеку. Расскажите, чем помогает человеку собака. 
( Собака охраняет человека и его жилище, помогает работникам милиции, спасателям, людям, у которых нарушено зрение; она может быть хорошим другом.) 
-Как называется его дом? 
-Как животное подаёт голос? 
-Молодцы!

 
- Следующая загадка  послушайте  и постарайтесь ее отгадать. 
Бежит толстушка, 
Хвостик - завитушка, 
Ушки пирожком, 
Рыльце пяточком, 
На ногах копытца- 
Торопится к корытцу. (Свинья) -Сысна (Слайд №5) 
-У всех домашних животных на скотном дворе есть свои дома. Назовите дом свиньи. (Дом свиньи называется свинарник.) 
-Назовите всех членов "семьи" свиньи. (Свинья, хряк, поросёнок) 

- Физминутка: "Пятачок".

Поросёнок Пятачок.
Отлежал себе бочок.
Встал на ножки, потянулся,
А потом присел, нагнулся
И немножко поскакал
И на месте пошагал.
А потом опять прилёг,
Но уже на левый бок.


-Следующим нас встречает  послушайте загадку:
Стоит на лужайке, на травке пасётся, 
С кудрявою шерстью, а рожки как вьются, 
Пугливое очень, животное это. 
И в стаде живёт как раз из-за этого, 
Она как корова нам даёт молока, 
Но нет же, это совсем не коза, 
Ягнёнком зовётся её детвора. 
Кто отгадает это... (овца) - Сурăх (Слайд №6 )

Овца - это небольшое животное. Ее тело покрыто густой курчавой шерстью. У овцы стройные ноги, с копытцами, крутой, выпуклый лоб и маленькие рожки. Домашние овцы - осторожные, пугливые животные, всегда ходят стадом.

-Назовите всех членов "семьи" овцы. ( Овца- это мама, баран- папа, детёныш- ягнёнок) 
-Что даёт нам овечка? (Овечка даёт нам шерсть).

-Итак следующая жительница скотного двора нас встречает:  
Тяжело стучат копыта, 
Вымя молоком налито, 
Длинный хвост, рога дугой... 
Ждут кормилицу домой. (Корова) - Ĕне (Слайд №7 ).
-Корова- большое и красивое животное. Рассмотрите внимательно картинку и расскажи о внешнем виде животного. (У коровы есть голова, туловище, ноги. На голове у коровы есть рога, уши, глаза, нос и рот. На ногах у коровы копыта. Тело коровы покрыто шерстью). 

-Назовите всех членов "семьи" коровы (Корова, бык, телёнок).

- А это кто же послушайте?

Кольцо в носу, глаза налиты кровью.
Оберегает он семью коровью.
Всегда на страже собственного стада,
Дразнить его совсем не надо.
Он к разным шуткам не привык,

Не понимает их, он -… (БЫК) - Вăкăр (Слайд №8). 

Тело у быка широкое, с округлыми раздутыми боками, ноги короткие, длинный и сильный хвост, напоминающий метелку, которым она отгоняет надоедливых мух и слепней.

Расскажите о том, какую еду предпочитает бык (сено, свежую траву). Как можно назвать животное, питающееся  сеном, травой- растительной пищей? (Травоядное животное.) 
 Чистоговорки

ăр-ăр-ăр-вăкăр

ăх-ăх-ăх- сурăх

ăр-ăр-ăр- вăкăр

ăх—ăх-ăх-сурăх.

 -Следующая загадка: 
На копытца встану, 
Листики достану. 
Я осинку обдеру- 
Пожевать люблю кору. 
Ростом я невелика, 
Но хватает молока. 
Тонконога и рогата, 
Как зовут меня, ребята? (Коза)  - Качака (Слайд №9) 

 Коза - одно из первых диких животных, которое приручил человек. Коза - небольшое животное, тело ее покрыто густой шерстью. Ноги у козы высокие, стройные, хвост - короткий. У козы большие серо-зеленые глаза, стоячие уши, а голова украшена острыми рожками. Эти животные обладают хорошим зрением, слухом и обонянием, они грациозны и ловки, быстро бегают, отлично прыгают, могут лазать по крутым склонам гор. 
-Расскажите о том, какую еду предпочитает коза (листья деревьев, + щиплют травку, кору дерева). 
-Назовите  членов "семьи " козы. (Коза, козёл, козлёнок). 

Слушаем дальше:

По двору он ходит смело,
Есть и гребень, есть и шпоры.
Только в драках, то и дело,
У него проходят споры.
Хоть и будит всех, умело. (Петух) –
Автан (Слайд №10).

-Расскажите чем питается петух ( зерна клюёт, травку щипают).

Итог занятия:
- Ну, вот мы познакомились с вами  домашними животными. Давайте все вместе перечислим их. Чтобы перечислить нам нужно «Собрать картинку».

Дидактическая  игра   «Собери картину скотного двора», собрав картинку (дети перечисляют на русском и чувашском языке).
-Вам понравилось в гостях у домашних животных. Как нужно относится к ним? (ответы ребят)
-Нужно ребята относится с уважение и любовью к животным, которые находятся рядом с нами. Ведь они всегда ждут от нас поддержки, ласки. Не обижайте животных.  Да и наш Незнайка  все узнал про домашних животных.

Чтобы Незнайка их не забыл мы с вами раскрасим скотный двор и отдадим  Незнайке. (Работа с раскрасками).

Ну, вот вы, наверное, устали, давайте с вами чуть-чуть отдохнём и попрощаемся с Незнайкой. На этом наше занятие закончено. Все сегодня молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект родительского собрания.Тема:"Домашняя куклотерапия при общении с детьми"

Техника с бумажными и тканевыми «пальчиковыми» куклами про¬ста в исполнении и доступна в домашних условиях. При¬чем, художественные достоинства рисунка не являются оценочным критерием. Важен сам проце...

Конспект занятия на тему: "Домашние животные и их детеныши".

Конспект занятия для детей раннего возраста. Образовательная облать "Познавательное развитие детей раннего возраста"....

Конспект НОД на тему: "Домашние животные"

В конспекте дети узнают о названии домашних животных, их повадках, образе жизни....

Конспект занятия на тему «Домашние животные» (средняя группа)

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе. Цель:- Расширять представления о домашних животных;- Познакомить с особенностями внешнего вида, поведения, передвижения;- Обратить вни...