Зимующие птицы
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Шмидт Анна Николаевна
Закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах, учить детей связывать условия жизни птиц со способами питания и характерными повадками. В игровой форме закреплять знания о способах питания и выхаживания потомства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx203.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект на тему: "Зимующие птицы" 

Цель: формирование познавательных, творческих и музыкальных способностей в различных видах деятельности. 

Задачи:

1.Уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы».

2.Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.

3.Совершенствовать грамматический строй речи.

4.Совершенствовать навыки словообразования.

5.Обучать детей составлению описательных рассказов о зимующих птицах.

6.Развивать умение воспроизводить ритмиче кую структуру стихотворного речевого материала. 

7 Развитие координированной общей моторики под ритм музыки. 

8. Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление.

9.Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.

Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, картинки с изображением корма для птиц, картинно-графический  план; магнитная доска. 

Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель: Сегодня мы с вами проведем  занятие. А вот о чем оно будет скажете мне вы, когда отгадаете загадки. 

2. Введение в тему. 

Воспитатель: Внимательно послушайте и постарайтесь их отгадать. 

По мере называния птиц на доску выставляется соответствующая картинка.

Птичка-невеличка

Ножки имеет,

Ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок. (Воробей.)

Спинкою зеленовата

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица.)

В красной шапке ходит он

Дуб долбит как долотом. (Дятел.)

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом

Тут как тут! (Снегирь.)

Окраской – серовата,

Повадкой – воровата,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона

Кто она? (Ворона.)

Непоседа пестрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока.)

Днем слепая, ночью зряча.

Мышей ловит, а не кот. (Сова.)

2. Введение в тему

Воспитатель: Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего занятия? 

Дети: Птицы .

В: Скажите, как можно назвать всех этих птиц? 

Д: Зимующие.

3. Актуализация знаний по лексической теме. 

М: Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края?

Д: Потому что они могут найти себе корм.

В: А чем питаются птицы зимой?

Д: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.

В: А как вы думаете, хватает ли птицами пищи зимой?

Д: Нет, не хватает.

В: Почему не хватает?

Д: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.

В: А чем мы можем помочь птицам?

Д: Мы можем их подкармливать.

В:  Как вы думаете, все птицы  питаются одинаково? 

Д: Нет. 

В: Правильно. Все птицы выбирают корм для себя: кто-то любит семечки, кто-то зернышки. 

 Упражнение «Накорми птиц»

В: Посмотрите чем предпочитают питаться наши зимующие птицы

На доску выставляются пары картинок: Снегири – ягоды рябины. Синицы – семечки. Голубь – хлебные крошки. Воробей – зерна. Дятел – семена шишек.

В: Составьте предложения опираясь на эти картинки начиная со слов "Я угощу синицу…" или  "Я дам воробью…" 

Дети составляют предложения. 

В: Молодцы. Всем птицам распределили корм. 

4. Развитие эмоционально-волевой сферы. 

В: Как вы думаете, птицам понравилось угощение? 

Д: Да. 

В: Какое у них настроение, по вашему? 

Д: Хорошее, радостное. 

В: Покажите радость на лице. А теперь злость. Грусть. Удивление. 

4. Работа на словообразование

В: А сейчас посмотрим, как у вас получится составить слова. Слушайте внимательно. Я буду читать начало предложения, а вы должны будете составить слово, которым можно описать ту птицу, о которой говорится. 

У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.

У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.

У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.

У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.

У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.

У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.

 В: Молодец. А теперь давайте немного поиграем. Слушайте песенку и повторяйте за мной. 

5. Развитие общей моторики. Динамическая пауза. 

(музыкальная игра "Воробушек" 

Прыг, прыг, прыг, скок по дорожке 

Не жалея свои ножки (Подскоки по кругу) 

Крошки хлебные клюет (руки на поясе, наклоны вперед) 

И весело поет. 

 Чик-чирик поет мне птичка

Птичка, птичка-невеличка. (руки в стороны, полетели птички) 

Эту птичку там и тут(руки в стороны, наклоны влево/вправо) 

Воробушком зовут

Сделаю ему кормушку. (Подскоки по кругу) 

Зернышек насыплю кружку. 

Прилетай ко мне дружок(руки на поясе, наклоны вперед) 

И погости чуток. 

 Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью! (разбегаются по комнате, взмахивая руками, как крылышками) 

6. Работа над словоизменение существительных по падежам. 

В: Ну а теперь взгляните на наше зимнее дерево. Кого вы видите на нем? 

Д: Птиц. 

В: Давайте посчитаем снегирей. Я буду считать, а вы называть вид птицы. 

Один… снегирь, два…, три…, четыре…, пять… снегирей. А теперь посчитаем синиц. А теперь сорок. 

7. Составление описательных рассказов о зимующих птицах

В: О ком мы говорим сегодня? 

Д: О птицах. 

В: О каких птицах? Скажите одним словом. 

Д: Зимующих. 

По мере ответов логопед прикрепляет на доску картинки с обозначением правильного ответа вв мнемотехнике. 

В: Правильно

В: Назовите части тела птиц. 

Д: Голова, тело, клюв, хвост, две лапки. 

В: Чем покрыто тело птиц? 

В: Перьями. 

В: Чем питаются птицы? 

Д: Семена шишек, семечки, зернышки, ягоды рябины. 

В: Где можно встретить птиц? 

Д: На улице, возле дома, в лесу, в парке и т.д..

В: Какого цвета птицы? 

Д: перечисляют 

В: Послушайте рассказ про снегиря по нашему плану. 

Снегирь – это зимующая птица. Тело снегиря покрыто перьями; есть голова, клюв, , туловище, две лапки, хвост. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений.

В: А теперь вы  самостоятельно составьте рассказ-описание любой зимующей птицы, опираясь на наш план.

Слушание рассказа ребенка. 

7. Пальчиковая гимнастика. 

(С. Железнова музыкальная игра "Птички-пальчики") 

В: А сейчас давайте с вами поиграем с нашими пальчиками. Слушайте слова песни и повторяйте движения. 

Птицы-пальчики летят, (работа пальчиками) 

То вперед, а то назад. (вперед/назад) 

Что за птицы? Назови. 

Это пальчики мои. (показать- повертеть ладошки) 

Вверх взлетели высоко,  

Полетели далеко(руки вверх, работать пальчиками)

Вот уже над головой, 

Не пора ли вам домой. 

Птицы возвращались. 

Плавно опускались. (опустить руки) 

Прилетели, сели. 

Кушать захотели. (изобразить как птички клюют) 

Просо поклевали. 

Видно, что устали. 

Пальцы отдыхают (положить на. Стол, ладошками вниз) 

И опять летают. (поднять, пальчики работают) 

8. Чтение стихотворения. 

В: Послушайте  стихотворение М. Пожаровой «Птичий домик».

У нас такой обычай:

Как выпадет снежок,

Дощатый домик птичий

Повесим на сучок.

Ни зёрен, ни травинок –

Голодная пора!

Блестят иголки льдинок,

Исчезла мошкара.

Но здесь в саду за школой,

Среди седых ветвей,

Готов обед веселый

Для птичек и зверей.

В: О чем это стихотворение? 

Д: О кормушках. 

В: Зачем нужны кормушки? 

Д: Чтобы подкармливать птиц в холодную зиму. 

В: Молодец. А сейчас взгляните на картинку. Вам все на ней нравится? 

8. Развитие словесно-логического мышления и зрительного внимания. 

Поиск ошибок на картинке. 

9. Подведение итогов. 

В: Молодцы. Давайте вспомним, о каких же птицах мы сегодня говорили?

Д: О зимующих. 

В: Каких зимующих птиц вы знаете? 

Д: Снегирь, воробей… 

В: Вы сегодня замечательно поработали. Справились со всеми заданиями. Молодцы. 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...