Непосредственная познавательно - исследовательская деятельность в подготовительной группе "Путешествие к вулканам"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Халевина Оксана Михайловна

Вулканы - таинственное и необъяснимое явление природы. Наблюдение за извержением вулкана завораживающее и опасное. Если мы не можем с ребятами наблюдать за извержением вулкана в живой природе, можно попробовать устроить извержение вулкана в групповой комнате детского сада 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vulkany.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                   Центр развития ребенка  города Абакана «Детский сад «Рябинушка»

              Конспект  непосредственной познавательно - исследовательской

                                деятельности ДОУ «Путешествие к вулкану»

                                       в подготовительной к школе группе

                                                                                                                                              Составила:

                                                                            Воспитатель первой квалификационной категории

                                                                                                                           Халевина О. М

                                                            Абакан, 2021г

Дата:

Педагог: Халевина О.М.,  возрастная группа: подготовительная группа

                   Конспект познавательно – исследовательской деятельности

Тема: «Путешествие к вулкану»

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе расширения знаний детей об окружающем мире, при знакомстве с явлениями неживой природы – извержением вулкана.

Задачи:

  1. Создать условия для ознакомления детей с понятием «вулкан», дать представления о происхождении и строение вулканов.
  2. Создать условия для формирования представления детей о природном явление – извержение вулкана.
  3. Упражнять детей в чтении схем – моделей.
  4. Способствовать формированию умения правильно обращаться с химическими веществами.
  5. Способствовать развитию желания детей экспериментировать.

Организация детских видов деятельности:

  1. Общение ребенка с взрослым.
  2. Общение ребенка со сверстниками.
  3. Игровая деятельность.

Материалы и оборудование:

Графин с водой, красная краска, сода,  моющее средство,  лимонная кислота,  мерные стаканы, поднос, макет вулкана,  чайные ложки, салфетки, конверт с фотографиями вулканов, ноутбук, схема для проведения опыта, мольберт, фартуки для детей, воронка.

Методы и приемы:

Наглядные методы и приемы (иллюстрированный материал и презентации), словесные методы и приемы(объяснение, задания, беседы), практические методы и приемы(постановка задания, стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов).

Предварительная работа:

Рассматривание энциклопедий раздел  «Вулканы», просмотр мультфильмов и видеороликов о вулканах, изготовление макета вулкана.

Этапы образовательной деятельности

Организация рабочего     пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого – педагогические условия

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Воспитатель вносит в группу коробку, оформленную в виде посылки

Воспитатель открывает посылку, в ней лежат пемза и фотографии вулканов:

- Ребята, вы знаете что это такое?(дает возможность посмотреть и потрогать предмет). Чтобы отгадать, для чего лежат эти предметы в посылке, нужно познакомиться с удивительным явлением природы, а каким мы узнаем из загадки:

Я плююсь огнем и лавой,

Я – опасный великан,

Славен я недоброй славой.

Как зовут меня?

 

Дети высказывают свои предположения, рассматривают картинки и пемзу.

Дети отгадывают загадку: «Вулкан»

Условия для проявления поисковой активности.

Условия для развития самостоятельности и инициативности. Условия для выражения своих мыслей.

Условия для мотивирования детей.

Основная часть

Просмотр мультфильма «Вулканы и их строение и извержение»

2 конверта с надписью «можно» - «нельзя»

Лаборатория» - столы с оборудованием для проведения опыта, карточками – схемами.

Фартуки для детей.

Показ детям репродукции картины «Последний день Помпеи»

- Ребята, а вы хотите узнать что такое вулкан?

Воспитатель рассказывает детям легенду о боге по имени Вулкан.

- Ребята, как вы думаете, что такое вулкан?

- А на что похож вулкан?

- Правильно, ребята вулкан похож на конус или пирамиду. А теперь я вам предлагаю посмотреть на внешнее и внутреннее строение вулкана  ( показ презентации «Вулканы»), а так же мы увидим как извергается вулкан

Беседа по содержанию презентации и дополнительный рассказ воспитателя.

Ребята, вам интересно было смотреть на извержение вулкана.

А я вам сейчас предлагаю самим сделать извержение вулкана. Для этого нам нужно пройти в лабораторию, там у нас есть макет вулкана, а лаву мы с вами сделаем сами.

. Для начала мы немного разомнемся, ведь работа предстоит нелегкая.

Физкультминутка

Вулканы начали играть,

Из жерла лаву извергать,

Вулкан гремит,

Вулкан пыхтит,

Как грозен он сейчас на вид.

Но вот он начал уставать,

Огонь в нем начал угасать,

Последний раз огнем дыхнул,

И на десятки лет уснул

А сейчас мы с вами отправимся в лабораторию, чтобы оживить наш  вулкан. Но сначала нам надо проговорить правила поведения в лаборатории, а помогут нам в этом карточки, мы разделимся на 2 команды, 1 – команда мне расскажет, что можно делать в лаборатории, а 2 – что нельзя.

Раздать карточки детям

- Давайте, приготовимся к нашему опыту и оденем фартуки, чтобы защитить одежду при проведении опытов.

- Теперь мы с вами действительно готовы отправиться в лабораторию.

Глазки все закрыли вместе

И покружимся на месте

Покружились, покружились,

А теперь остановились

И в ученых превратились.

Опытно – исследовательская деятельность

-Ребята, давайте я буду главным лаборантом, а вы моими помощниками. Посмотрите, на столе лежат схемы, на которых изображены этапы проведения эксперимента, вы мне сейчас поможете прочесть эти схемы, а потом мы с вами будем проводить опыт соответственно этим схемам.

На столе стоит макет вулкана.

Последовательность проведения эксперимента:

  1. Всыпать в жерло вулкана 2 ложки соды;
  2. Налить ½ стакана воды;
  3. Добавить в воду 1 пакетик красителя красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета;
  4. В полученную, окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать;
  5. Во втором стакане развести лимонную кислоту;
  6. Влить при помощи воронки содержимое двух стаканов в жерло вулкана;
  7. Наблюдаем извержение вулкана

- Ребята, а как называют людей, которые занимаются изучением вулканов?

Получается, что нас с вами тоже можно назвать вулканологами, мы изучили и оживили вулкан

- А для чего нужны эти люди?

- А как, вы думаете, это нужная профессия?

- А раньше вулканологов не было, и об опасности рассказать людям было некому. Послушайте, ребята еще одну легенду.

Рассказ про Помпею

- Давайте еще раз проговорим как же происходит извержение вулкана.

- В лаборатории мы наблюдали за действующим вулканом. А какие еще бывают вулканы?

- А есть еще такие вулканы, которые разрушают сами себя и на их месте остается лишь большая воронка. Наблюдать извержение вулканов интересно. Безопасно это делать в кинотеатре или на картинках.

Ребята, помните в нашей посылке был удивительный кусочек камня, этот камень называется – пемза. Я вам сейчас расскажу как образуется пемза. Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она застывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы это и есть пемза. Ребята посмотрите внимательно на пемзу и на обычный камень. Чем они отличаются? Посмотрите, в пемзе много дырочек, а в них спрятался воздух. Посмотрите как это можно проверить(воспитатель опускает в воду пемзу и камень). Посмотрите, ребята, камень утонул, а пемза нет.

Как вы думаете почему?

Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.

Ответы детей

Ответы детей

Дети принимают активное участие в беседе по содержанию мультфильма

                   Предположения и ответы детей

приседают, постепенно поднимаются на носочки, руки вверх;

-поднимают руки вверх с одновременным сжиманием и разжиманием кулачков;

-медленно опускают руки с одновременным приседанием вниз;

- дышат, как драконы, извергающие огонь;

- складывают руки под щеку и «засыпают».

                                                     

Дети проговаривают правила поведения в лаборатории.

Дети одевают фартуки.

Дети выполняют движения, соответственно стихотворению.

Дети разбираются в схемах и читают их.

Ответы детей

Дети проводят опыт и делают умозаключение

Ответы и предположения детей

Предположения и ответы детей.

Предположения детей

Условия для поддержки(развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для выражения детей своих мыслей.

Условия для развития познавательного интереса у детей.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки(развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для развития двигательной активности.

Условия для взаимодействия детей друг с другом.

Условия для проявления поисковой активности.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для развития самостоятельности и инициативы.

Условия для взаимодействия детей друг с другом.

Условия для развития самостоятельности и инициативы.

Условия для проявления поисковой деятельности

Условия для поддержки речевой активности.

Заключительная часть

- Ребята, чем мы с вами занимались сегодня?

-Зачем мы это делали?

Что нового вы узнали о вулканах?

- Какой вред вулканы приносят людям?

- Какую пользу вулканы приносят людям?

- А зачем мы с вами проводили опыт в лаборатории?

- А чем вам понравилось в нашей лаборатории?

- А с кем, ребята, вы можете поделиться полученными сегодня знаниями?

- я надеюсь, что вы обязательно вечером сегодня поделитесь своими новыми знаниями о вулканах с родителями, расскажете братьям и сестрам о вулканах, а может быть, совместно с родителями повторите наш опыт.

Воспитатель благодарит детей за работу.

Ответы детей

- Он разрушает и сжигает все на своем пути.

- После того, как вулкан затихает, вокруг него остается очень плодородная почва, на которой растут хорошо растения.

- Чтобы посмотреть, как извергается вулкан, потому что в живую мы не можем этого наблюдать, т.к это опасно.

Ответы детей

Ответы детей

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки(развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для формулирования собственных умозаключений.

Самоанализ познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной                            группе «Путешествие к вулканам»

Воспитатель МБДОУ ЦРР «Детский сад «Рябинушка» Халевина Оксана Михайловна

Данная познавательно – исследовательская деятельность проводилась с детьми старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет, присутствовало 8 детей. У детей группы сформированы навыки образовательной деятельности, они легко идут на контакт с воспитателем. Умеют слушать и слышать воспитателя. Познавательно – экспериментальная деятельность осуществлялась в соответствии с конспектом НОД, составляя который, я , прежде всего, учитывала возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей, наметила цель, задачи, содержание, определила форму проведения, методы и приемы необходимые для получения положительных результатов. Познавательно – исследовательскую деятельность построила в форме опытно – экспериментальной деятельности детей, которая содержит в себе интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе расширения знаний детей об окружающем мире, при знакомстве с явлениями неживой природы – извержением вулкана.

Задачи:

  1. Создать условия для ознакомления детей с понятием «вулкан», дать представления о происхождении и строение вулканов.
  2. Создать условия для формирования представления детей о природном явление – извержение вулкана.
  3. Упражнять детей в чтении схем – моделей.
  4. Способствовать формированию умения правильно обращаться с химическими веществами.
  5. Способствовать развитию желания детей экспериментировать.

Организация детских видов деятельности:

  1. Общение ребенка с взрослым.
  2. Общение ребенка со сверстниками.
  3. Игровая деятельность.

Методы и приемы:

Наглядные методы и приемы (иллюстрированный материал и презентации), словесные методы и приемы(объяснение, задания, беседы), практические методы и приемы(постановка задания, стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов).

Используемые технологии:

  1. Информационно – коммуникативные технологии;
  2. Здоровьесберегающие технологии посредством экологического воспитания;
  3. Экспериментально – поисковые технологии.

Структура:

  1. Вводная часть – 5 минут(посылка)
  2. Основная часть – 25 минут(освоение новых знаний, опыта)
  3. Заключительная часть – 5 минут(подведение итогов)

Логичность построения экспериментальной деятельности позволила произвести её, не выходя за рамки отведённого времени. Длительность деятельности 35 минут, что соответствует нормам САН ПиН.

  1. В водной части заинтересованность детей в образовательной деятельности, помогла вызвать посылка, принесенная воспитателем.
  2. В основной части детям была предоставлена презентация о строение и извержении вулканов, сопровождающаяся рассказом воспитателя. Считаю, что выбранная форма организации была достаточно эффективной для того, чтобы создать положительный эмоциональный фон процесса деятельности, сохранять интерес на протяжении всего времени. Предложенный опыт был доступен по сложности детям, что способствовало решению поставленных задач, дети радовались и удивлялись. На протяжении всей деятельности помогала приобрести детям новый опыт, специфика работы с детьми отражалась в личностно ориентированном подходе к обучению. Детей хвалила, подбадривала, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
  3. В заключительной части провела беседу с детьми в вопросно – ответной форме с целью, закрепления и обобщения полученных знаний.

Анализируя деятельность детей, отмечу, что они проявляли познавательную активность на протяжении всего времени. Были заинтересованы, внимательны, организованы, чувствовали себя комфортно.

Дети проявляли любознательность, интересовались причинно – следственными связями, проявили способность наблюдать и экспериментировать. Дети обладают начальными знаниями о природном и социальном мире, способны к принятию собственных решений. Достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, используя речь.

Программные задачи были решены, познавательно – экспериментальная деятельность своей цели достигла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Российский Дед Мороз - новогодние традиции»

Программное содержание:Расширить представления детей о российском Деде Морозе: его истории и современности.Познакомить детей с понятием «кристалл», с условиями образования кристаллов, выращивать крист...

Конспект по ОО «Познавательное развитие» познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Этот удивительный вулкан»

Расширять знания детей об окружающем мире, продолжить знакомить с явлением природного мира – извержением вулкана....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Российский Дед Мороз - новогодние традиции»

Программное содержание: Расширить представления детей о российском Деде Морозе: его истории и современности. Познакомить детей с понятием «кристалл», с условиями образования кристаллов, вы...

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе на тему "Вулкан"

Тема: «Вулкан»Цель: создание условие для развития познавательно-исследовательской активности детей, посредством знакомства  с явлением неживой природы – извержением вулкана.Зада...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Вулкан»

Цель: знакомство детей с природным явлением – вулканЗадачи:1. Расширять представления детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность ...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Вулкан»

Цель: знакомство детей с природным явлением – вулканЗадачи:1. Расширять представления детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность ...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательно –исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Математическое путешествие по сказочной стране»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». ЗАДАЧИ:Образовательная область «Познавательное...