Перспективный план углублённой работы по методической теме : "Удивительное рядом" - занимательные опыты и эксперименты
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)
Предложен план занятий на год (сентябрь - май) по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста, план поможет воспитателю систематизировать работу
в детской лаборатории в условиях ДОУ, подобрать необходимое оборудование, заинтересовать детей и родителей в совместном повторении экспериментов дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnoe_ryadom_pripuzova_ni_metod._tema_podgotov._gr.docx | 97.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план углубленной работы
над методической темой
Тема: «Удивительное рядом» - занимательные опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Цель: Овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой,
через поисково-познавательную деятельность. Способствовать развитию у детей
интеллектуальных способностей, познавательной активности, любознательности,
стремления к самостоятельному познанию и размышлению, делать причинно-следственные
выводы на основе наблюдаемых действий и процессов, формировать целостную картину мира,
расширять кругозор.
Воспитатель: Припузова Наталья Ивановна
Задачи в работе | Содержание работы, форма проведения (совместная деятельность), краткое содержание, источник | Развивающая среда | Работа с семьей |
СЕНТЯБРЬ Познакомить детей с уголком эксперименти- рования: Лаборатория – « ПОЧЕМУЧКА» Развивать интерес к исследовательской деятельности Выявить свойство воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, естественный растворитель) ОКТЯБРЬ Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (прозрачный, легкий, упругий). НОЯБРЬ Формировать умение делать выводы.
Продолжать исследования воздуха в окружающем пространстве и выявить его свойства (не имеет запаха, упругий, имеет вес, как узнать направление ветра). | 1-я неделя: Знакомство детей с материалами и оборудованием уголка экспериментирования - Лаборатории «Почемучка». Техника безопасности при проведении опытов. (Одежда должна быть застегнута, рукава не должны свисать. Нельзя пробовать на вкус вещества и их соединения, даже если в эксперименте используются продукты питания. При попадании на кожу веществ и соединений нужно промыть это место большим количеством воды с мылом. Нельзя вдыхать пары происходящих реакций). 2-я неделя «Прозрачность воды, не имеет запаха, не имеет цвета, имеет вес» Выяснить, как усвоено понятие «прозрачный»; показать, что вода в банке прозрачная, опустив в нее мелкие предметы, и они будут видны. Затем во второй размешать гуашь. Вода стала мутной. Опустить в такую воду предметы и убедиться в том, что они не видны. Взвесить пустую банку и банку с водой, сравнить. Предложить понюхать воду (предварительно напомнить как правильно (безопасно) определять запах, помахать рукой над стаканчиком). (Вывод – чистая вода прозрачная, через нее видны предметы, не имеет запаха, не имеет цвета. Мутная вода – непрозрачная. Вода имеет вес) 7* стр.5 . 3-я неделя «Какие предметы могут плавать?» Дети опускают предметы в воду, сравнивают плавучесть предметов изготовленных из разных материалов и разных размеров, маленькие и большие камешки. Вода давит на предмет, толкая его снизу вверх. Лёгкий предмет – плавает, вода его держит, а тяжёлый предмет тонет, т.к. он давит на воду и она его удержать не может (Вывод – плавучесть предметов зависит не от размера предмета, а от его тяжести).2* стр3
4-неделя «Что растворяется в воде?» Показать на опыте, что вода является хорошим растворителем для соли и сахара и при этом приобретает их вкус, для сравнения в третий стакан с чистой водой насыпать песок, он осядет на дно (Вывод - одни вещества в воде растворяются, другие - нет).2* стр 46 , 7* стр 10 1-неделя «Воздух прозрачный» Спросить детей, есть ли в комнате что-нибудь прозрачное (обратить внимание на стекла в окне, аквариуме). Что видно? Выслушать ответы. Значит, через прозрачные предметы всё видно. А что еще в комнате невидимое, прозрачное? Чем мы дышим? А можно ли увидеть сам воздух? Ход исследования: Переворачиваем стаканчики вверх дном и медленно опускаем в воду. Обращаем внимание на то, что стакан следует держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (Вывод – В стакане есть воздух, который не пускает воду внутрь стакана).12* 9(карточка) 2-неделя «Пузырьки в воде» Предложить детям подуть в таз с водой через пластиковую трубочку. Что происходит? Что за пузырьки появляются в воде? Откуда они берутся? (Вывод – Когда мы дуем в трубочку, воздух из легких попадает в воду. Так появляются пузырьки. Для дыхания человеку обязательно нужен воздух) 12*9(карточка); «Поиск воздуха». Есть ли в пустой бутылке воздух? Как это можно проверить? Пустую прозрачную бутылку опустить в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух. (Вывод – предметы, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом и он прозрачный). 3-я неделя «Почему шарик назвали воздушным?» Раздать детям воздушные шары, попросить их надуть. Как мы надуваем шарики? Спросить, что находится внутри шариков? Напомнить, что надувая шарик мы «ловим» воздух и «запираем» его внутри шарика. Воздух, который был внутри нас, в легких - переходит в шарик. Иногда шарики надувают специальным газом, который легче воздуха. Организовать игры с шарами на территории детского сада. На воздушных шарах запускают в небо различные приборы, которые помогают ученым определять погоду. (Вывод – внутри воздушных шаров находится воздух или специальный газ, поэтому воздушные шары лёгкие и могут подниматься высоко в небо)11* (карточка) 4-я неделя «Реактивный двигатель». Дети надувают воздушные шарики, а что произойдет если шарики сдувать? Предложить детям подставить ладошки под струю воздуха и затем отпустить, понаблюдать, что произойдет с ним? Раздается ли при этом какой-нибудь звук? (Вывод – движению шарика помогает струя воздуха).7*стр15 1-я неделя «Есть ли запах у воздуха, можно ли определить предмет по запаху?» Предложить детям понюхать воздух с закрытыми глазами - нет запаха. Теперь разрезать апельсин, чеснок или огурец. Что они чувствуют теперь? Что изменилось? Предложить ребятам определить по запаху разные съедобные вещества. Что помогло определить дольку апельсина или огурца. Ребята открывают глаза и проверяют правильность своего ответа. С помощью запаха можно многое узнать даже с закрытыми глазами. (Вывод – воздух не имеет запаха, но может передавать его).3*с.59,7* стр 19 2-я неделя «Как поймать воздух?» Спросить детей, можно ли поймать воздух? Пусть дети помашут полиэтиленовым пакетом или пробегут, раскрыв его за собой. Что происходит? Он надувается, как шарик. Предложить детям сжимать пакет, что при этом чувствуют. Пакет сжимается, а когда мы отпускаем его – разжимается, как пружина, потому что воздух упругий. Пример: прыгая на надувном батуте, дети чувствуют, какой воздух упругий. ( Вывод – Воздух упругий) 12* 14 (карточка) 3-я неделя «Как взвесить воздух?» Взять палочку длиной около 60 см. Посередине закрепить веревочку, к обоим концам палочки привязать одинаковые воздушные шарики. Повесить палочку в горизонтальном положении. Предложить детям подумать, что произойдет, если проткнуть один шарик острым предметом. Что происходит? Воздух из шарика выходит, а конец палки, к которому он привязан, поднимается. Почему? Шарик без воздуха стал более лёгким. Что произойдет если проткнуть второй шарик? Равновесие восстановится. Шарики можно взвешивать и на весах. ( Вывод – Воздух имеет вес. Поэтому надутый шарик весит больше. Когда из шарика выходит воздух, он становится легче.)12* 14 (карточка) 4-я неделя «Откуда берется ветер?» На прогулке в ветреную погоду обратить внимание на то, как качаются деревья, кружатся и летят листья. Почему это происходит? Вынести палочки с лентами и вертушки. Провести наблюдение в какую сторону они летят по ветру, с какой скоростью крутятся вертушки на открытой местности и на закрытой (в домике). (Вывод – ленточки отклоняются в сторону направления ветра. На открытой местности наблюдается движение вертушек, в закрытой – нет. Ветер – это передвижение воздуха.)2* стр 67, 7* стр 20,21 | Материалы и оборудование; Инструкция. Вода, банки- 2, пуговицы, камешки, металлические предметы, гуашь, весы. Вода, большой таз, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, камешки, гайки, сачок, подносы Вода, стаканчики, соль, сахар, песок мерная ложечка; Вода, таз, прозрачные стаканчики Вода, таз, трубочки, прозрачная бутылка Воздушные шары, нитки. Воздушные шарики Апельсин, чеснок, огурец Полиэтиленовые пакеты Палочка 60 см, нитки, 2 шарика, весы. Детские вертушки, ленточки (флюгер) | Предложить родителям провести беседу с детьми об экологии окружающего мира - «По дороге домой» Советы для родителей - «Варианты опытов с воздухом». Предложить родителям повторить опыты дома совместно с детьми. Консультация родителей: «Как можно увидеть воздух» Советы для родителей - предложить родителям повторить опыты дома совместно с детьми, используя шарики разной формы и размера. Совместное изготовление родителей с детьми, вертушки для определения силы ветра |
ЯНВАРЬ Дать детям понятие о том, что такое электричество. Формировать основы безопасности, при взаимодействии с электричеством. | 1-я неделя «Волшебный шарик» Потереть воздушный шарик о шерстяную ткань и прислонить его к стене. Шарик останется в этом же положении. Поднести шарик к мелким кусочкам бумаги. Понаблюдать - бумажки притянутся к шарику. (Вывод - под действием электричества бумажки прилипают к шарику, а сам шарик «прилипает» к стене).8)с.19 2-я неделя «Упрямые шарики» Потереть два шарика о шерстяную ткань и положить их рядом друг с другом. Понаблюдать, что происходит. (Вывод – заряженные шарики…(отталкиваются)). 8*с.20 3-я неделя « Модная причёска» Потереть шарик о шерстяную ткань и поднести к волосам. Понаблюдать, что происходит с волосами. (Вывод – под действием заряженного шарика волосы притягиваются к нему)8*с21. 4-я неделя «Притягивающая расчёска». Потереть расчёску о волосы. Взять вырезанных из бумаги человечков. Поднести расчёску к бумажным человечкам. Понаблюдать, что происходит? (Вывод – под действием заряженной расчёски бумажные человечки …(поднимаются).8*стр.22 | Воздушные шарики, шерстяная ткань, мелкие кусочки бумаги. Два воздушных шарика, кусочек шерстяной ткани Воздушный шарик, кусочек шерстяной ткани Расчёска, бумажные человечки; | |
ФЕВРАЛЬ Выявить свойства снега, льда, дать понятие детям, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Формировать умение аргументировать, делать выводы. | 1-я неделя «Снег в теплой воде». Ход исследования. Взять два стаканчика с теплой водой. Пусть дети потрогают ее пальчиком или определяем температуру с помощью термометра. Положить в один стаканчик немного снега и понаблюдать за изменением температуры. Что происходит со снегом? Куда он исчез? Вода в одном из стаканчиков стала холоднее? (Вывод – Снег в теплой воде тает. Теплая вода остывает, становится холоднее)12* 6 (карточка) 2-я неделя «Лед легче воды». Перед детьми ставят стаканчики с водой, на тарелочках лежат кусочки льда. Ребята высказывают свои предположения о том, что произойдет, если поместить кубик льда в стаканчик с водой. ( Он утонет, будет плавать, сразу раствориться и т.п.) Выслушать детей, а затем провести опыт. Опустить в ёмкость с водой кусочки льда. Тонет лёд или плывет? Оставьте лёд в стаканчиках и посмотрите, что с ним произойдет. (Вывод – лёд легче воды, поэтому он не тонет. Со временем лёд в воде растает.) 12*2 (карточка) 3-я неделя «Лёд – это вода». Во время прогулки дети выбирают понравившиеся сосульки. Принести в помещение, поместив каждую в отдельную посуду (чтобы ребенок наблюдал именно за своей сосулькой, можно заменить шариками из снега). Обращать их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда или шарик снега. Что с ними происходит? (Вывод – лёд это твердая вода) 12*2 (карточка) 4-я неделя «Можно ли «растянуть» воду». Наполнить бутылку водой и закрыть крышкой. Пометить на стекле уровень воды. Поставить бутылку вертикально на снег на участке д/сада. Когда вся вода в бутылке замерзнет, достать и пометить объем льда. Совпадут ли метки? Сравнить с предыдущей отметкой, и мы убеждаемся в том, что лед, который образовался из воды, занимает больший объем. Если бутылку оставить в комнате, через определенное время она нагреется, лед в ней растает, уровень воды снизится до первоначальной отметки. (Вывод – замораживая воду, мы ее «растягиваем», т.е. она расширяется, а нагревая лед, заставляем сжиматься). | Два стаканчика, вода, термометр Вода, стаканчики, тарелочки Стаканчики, вода Вода, бутылка, фломастеры | Предложить родителям повторить опыты дома с детьми |
МАРТ Продолжаем закреплять Знания о свойствах воды и света. Продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи. | 1 неделя «Волшебный кружок». Осторожно приклеить к листу растущего растения кружок из бумаги. Через несколько дней отклеить бумажку. Что видим под ним? Почему это произошло? (Вывод - на листе растения остался след, так как бумага не пропустила свет солнечных лучей).8*с.17 2-я неделя «Нужен ли свет для жизни растений?» Две луковицы поставить в одинаковые банки с водой. Одну проращивать на подоконнике, другую - в темноте (например, в шкафу). Когда луковицы прорастут сравнить листья. Чем они отличаются? (Вывод - для роста и развития растений нужен свет). 3-я неделя Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: без воды и с влажной ватой Наблюдение за проращиванием луковицы в пустой банке и в банке с водой. (Вывод - вода даёт жизнь всему живому); 7* стр 14 4-я неделя
«Животворное свойство воды» - наблюдение за веточками дерева, поставленными в воду. (Вывод – они «оживают», дают корни). | Растущее растение, бумажный кружок, клей.
Вода, две луковицы, баночки; Семена, вода, вата, блюдца – 2 шт Вода, ветки дерева, семена, луковицы, блюдца, ватные диски, стеклянные прозрачные баночки | Участие родителей в подготовке материалов. Предложить родителям вместе с детьми прорастить луковицы дома на окне |
АПРЕЛЬ Познакомить детей с физическим явлением магнетизмом, магнитом и его особенностями. Развиваем у детей коммуникативные качества, самостоятельность Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала, из которого они изготовлены | 1-я неделя «Притягивание предметов к магниту». Проверить опытным путём (взять деревянные, пластмассовые и металлические предметы), какие из предметов притягиваются магнитом.
(Вывод – магнит притягивает металлические предметы).8) стр.6 2-я неделя «Притягивание к магниту через предметы». 1.Положить на картон металлические скрепки, под картон поставить магнит, передвигая магнит, понаблюдать, что происходит; 2. Положить скрепки в стакан и поднести к стеклу магнит. Понаблюдать, что происходит; 3. Заполнить стакан водой, проделать то же самое, что и в п.2, понаблюдать. (Выводы – магнит может притягивать предметы через бумагу, картон, стекло, воду и многие другие предметы.) 8) стр.7 3-я неделя «Подъемная сила магнита». Проверить, опытным путём, какие предметы с помощью магнита можно поднять. Устроить соревнование: «Кто быстрее соберет магнетические предметы». (Одна команда собирает руками, другая с помощью магнита). 4-я неделя «Угадай-ка». Перед детьми находятся различные пары предметов. Дети рассматривают их и определяют, чем они похожи и чем они отличаются.(Похожи по размеру, отличаются по весу). Берут предметы в руки, проверяют разницу в весе. Игра «Угадай-ка» - из сенсорного мешочка дети выбирают на ощупь предметы, объясняя как они догадались, тяжелый он или легкий. От чего зависит легкость или тяжесть предмета? (Вывод – из какого материала он сделан) 2* стр. 30 | Игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов. Таз с водой Магниты, Предметы из пластмассы, дерева, металла. Магнитная доска. Магнит, лист картона, скрепки, стакан из стекла, вода. Предметы одинаковой формы из разных материалов: дерева, поролона металла и т.д. | Консультация «Удивительное рядом». Предложить родителям повторить опыты с детьми дома |
МАЙ Удивительное рядом. Развить познавательную активность при изготовлении предметов из бумаги, какие предметы могут издавать звук, показать способ увеличения насекомых без помощи лупы. | 1-я неделя «Цветы в банке» Давайте сделаем свой пруд с распускающимися ромашками. Вырезать из бумаги штук десять цветов небольшого размера. Какими они будут – совершенно неважно, главное, чтобы у всех имелись лепестки. Отлично подойдет форма ромашки. Раскрасить каждый цветом фломастерами – сердцевину одним цветом, лепестки другим. Аккуратно загнуть все лепестки к центру цветка. Наполнить трехлитровую банку водой и бросить цветки с загнутыми лепестками в воду. Некоторое время они будут плавать в воде, а когда намокнут, каждый цветочек будет расправлять свои лепестки. (Вывод – бумага прекрасно впитывает воду, т.к. она состоит из древесных волокон и целлюлозы. Древесные волокна набухают и становятся толще, распрямляя лепестки ).
2-я неделя «Есть ли голос у деревянной линейки?» Положить один конец на стол, прижать, а за свисающий дёрнуть. Что слышим? ( Линейка издаёт бархатистый звук). Зависит ли звук от длины кончика линейки? Определить опытным путём. ( Чем короче, тем тоньше звук.). (Вывод - причина возникновения звука – колебание предметов) 2* стр. 10,3*) стр.94 3-я неделя «Звенящая вода» Перед детьми стоят два бокала, наполненные водой. Как заставить бокалы звучать? Проверяются все варианты детей (постучать пальчиком, предметами, которые предложат дети). Как сделать звук громче? Предлагается палочка с шариком на конце. Все слушают как звенят бокалы с водой. Одинаковые ли звуки мы слышим? Затем отливаем и добавляем воду в бокалы. Что влияет на звон? (Вывод – на звон влияет количество воды). Дети сочиняют мелодию 2* стр. 30 4-я неделя «Естественная лупа». Постановка исследовательской задачи. Как можно увеличить насекомое для разглядывания без лупы (Предположения детей). Выполнение эксперимента: 1.Посадить насекомое в трехлитровую банку.2.Саверху горлышко банки затягивают (но не натягивают пищевой пленкой, чтобы образовалось небольшое углубление. 3.Налить немого воды, получилась «лупа», сквозь которую можно рассмотреть мельчайшие детали. (Вывод – вода обладает свойством увеличения). 7*) стр.205
| Бумага, цветные фломастеры, ножницы, трехлитровая банка, вода. Ученическая линейка, тонкая проволока (гусли); .Вода, поднос, различные бокалы, ковшики, палочки «удочки» с ниткой, на конце которой закреплён пластмассовый шарик Трехлитровая банка, пищевая плёнка, вода | Предложить родителям совместно с детьми изготовить звучащие игрушки, из бросового материала Предложить родителям совместно с детьми изготовить «Лупу» |
ЛИТЕРАТУРА :
1.«Добро пожаловать в экологию». Воронкевич О.А. ,СПб,Изд-во: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010 г.
2. «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста» Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.
СПб, Изд-во: ДЕТСТВО-ПРЕСС , 2009г.
3. «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни». СПб,Изд-во: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014 г.
4.«Ознакомление дошкольников с окружающим миром .Экспериментирование.», Е.В.Марудова СПб,Изд-во: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010 г.
5.«Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах».
СПб,Изд.ДЕТСТВО-РЕСС,2010
6. Набор развивающих карточек «Научные ответы на детские «Почему» Н.М.Зубкова СПб,ООО «Издательство «Речь»;
7. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет» Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова Волгоград
Изд-во Учитель,2014 г.
8. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов – М.:Мозаика-Синтез, 2013 г
9. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду . А.И.Иванова. – М.: Сфера, 2007 г
10.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет . Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. Волгоград 6 Учитель, 2013 г.
11.Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Л.Н.Прохорова. М. , 2008 г.
12. Исследования природы в детском саду ( в двух частях). Н.А.Рыжова .ООО Русское слово, 2017 г.
13.Интернет-ресурсы: chemistry-chemists.com; www. imaqic.info; www.KakProsto.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план углублённой работы над темой: “Эмоционально-личностное развитие ребёнка по средствам экологических игр” в младшей группе.
В методическом пособии размещен материал для работы с детьми младшей группы (3-4 года) по теме "Экологическое развитие детей". В пособии подобран материал на каждый месяц года для совместной деятельн...
Перспективный план углублённой работы над темой: “Эмоционально-личностное развитие ребёнка по средствам экологических игр” в младшей группе.
В методическом пособии размещен материал для работы с детьми младшей группы (3-4 года) по теме "Экологическое развитие детей". В пособии подобран материал на каждый месяц года для совместной деятельн...
План - конспект НОД тема: «Неизведанное рядом» (занимательные опыты).
Образовательная область «Познание».Направление: Познавательно-речевое.Интеграция ОО: коммуникация, чтение художественной литературы. ...
Перспективный план углублённой работы над темой: «Развитие ребёнка средствами игр о здоровье в младшей группе”.
Перспективный план включает в себя упражнения. задания. совместную детельность с детьми младшей группы по теме "здоровье"....
Дыбина-неизведанное-рядом-Занимательные-опыты-и-эксперименты
ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НЕЖИВАЯ ПРИРОДА ВОДА Узнаем, какая вода Задачи: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в не...
Итоговый отчет по работе над методической темой: "Удивительное рядом"- занимательные опыты и эксперименты
Итоговый отчет по работе над методической темой: "Удивительное рядом"- занимательные опыты и экспер...
3 неделя июня «Удивительное рядом» неделя опытов и экспериментов
3 неделя июня «Удивительное рядом» неделя опытов и экспериментов...