Природный мир родного края глазами ребенка
консультация по окружающему миру
Материал из части опыта работы над региональным компонентом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_opyt_raboty_poznavatelnogo_razvitiya_okr_mira.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
СП Детский сад комбинированного вида «Колокольчик»
МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида
Выступление на педсовете
«Природный мир родного края глазами ребенка»
Подготовила: Пышкова С.М., воспитатель.
пгт. Комсомольский, 2021г.
Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. «Я вижу, - писал В.А. Сухомлинский, воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, пробуждение жизни в природе». Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.
В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста.
В собственной работе я убеждаюсь в правоте В.А. Сухомлинского, что именно «в природе вечный источник детского разума». Поэтому она настойчиво ищет возможность для того, чтобы, как советовал великий педагог, «первые научные истины ребенок познал в окружающем мире, чтобы источником мысли была красота и неисчерпаемая сложность природных явлений».
Систематические экскурсии в природу – важная и обязательная составная часть воспитательной работы. Но прежде, чем вывести детей на природу, нужно пройти долгий путь познания этой природы: познакомить их с правилами поведения в природе, как необходимо одеться и что взять с собой для сбора листьев и семян.
Главная задача в работе с детьми – это показать детям знакомый мир с новой стороны. На территории нашего детского сада растут уже знакомые для детей деревья: березы, липы и т.д. Именно они, и никакие другие деревья, не вызывают в душе человека радостные и светлые чувства, пробуждают родство с природой. И в первую очередь стараюсь воздействовать на ощущения детей.
Наблюдения – неотъемлемая часть прогулки с детьми-дошкольниками. По пути на свой участок обращаю внимание на красоту и разнообразие окраски осенней природы: на яркое голубое небо и плывущие на небе облака, на ясное солнце и пестроту листьев на деревьях. Обязательно отвожу время для самостоятельного (молчаливого) наблюдения и переживания увиденного. И только после этого начинаю задавать им вопросы: какая сегодня погода? Какое сегодня небо? (небо голубое. Светит солнышко.) Подвести мысли детей к определенному выводу: такая погода называется ясной. А какой окрас у деревьев? (деревья красивые, золотые, пестрые. Или конкретнее: желтые, зеленые, красные, коричневые).
В процессе беседы выясняю, умеют ли дети определять разные породы деревьев. Подходим к определенному дереву, и дети называют его. Выяснить, по какому признаку они узнали данное дерево (например, дуб: под этим деревом желуди, а листья у него с большими выемками). Взять листочек дерева и обвести пальчиком по краю пластинки.(например, дуб: большие вырезы по краям листа, разделяющие его на лопасти; береза – листья мелкие, с зубчиками по краям) рассмотреть плоды дерева. Подвести к понятию, что плоды – это источник развития нового растения. Рассмотреть кору дерева (у дуба - темная, шероховатая, у березы – гладкая, белая с черными пятнами - белоствольная). Познакомить с органами дерева: стволом, ветками, побегами, листьями, корнями.
Для определения воображения и творческих способностей детей, спрашиваю: на что похоже опадание листьев?(как снег падает, как пушинки летят). Таким образом, подвожу к понятию «листопад» и от чего он происходит (осенью становится холодно, листья на деревьях желтеют и падают на землю. Начинается листопад). У детей просыпается чувство восхищения (береза красивая, кудрявая, белоствольная, высокая, стройная.) Обращаю внимание на то, что все деревья – зеленые друзья человека и портить эти растения нельзя, их надо беречь. Между этим, происходит моё наблюдение за каждым ребенком. Ведь у каждого ребенка взгляд на мир неоднозначный. Кто-то пытается сломать ветку, кто стремится сорвать лист, растоптать цветок или поймать насекомое. Для себя отмечаю, с кем нужно поработать еще индивидуально, какие методы и приемы буду использовать при работе. Но нужно помнить, что встречи с природой должны оставлять самые приятные воспоминания.
Гораздо сильнее, чем беседа, воздействует на детей сказка, ведь «через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка» - утверждал В.А. Сухомлинский. Заметив, как окружили жучка, начинаю рассказывать о красоте, доброте и пользе для природы этого живого существа (какого он цвета, какие у него крылышки, сколько у него лапок?). Рассматривание жука заставляет увидеть своеобразную красоту крошечной части родной природы. Кроме того, у детей возникает ощущение непосредственного участия в создании сказки (вот однажды жук почистил свои крылышки и полетел за кормом для деток. Долго летел, устал и опустился на незнакомой лужайке. Вдруг видит: навстречу идет великан, с двумя ногами, готовыми растоптать маленького жука, с двумя руками, готовыми схватить его и унести за тридевять земель в тридесятое царство. Останутся тогда маленькие жучки голодными. Как вы думаете, кто этот великан? Замер от страха жук, не шевелится, а великан нагнулся к нему и говорит… что же сказал великан жуку?) Теперь фантазию детей не остановить. Сказку продолжаем все вместе. Конечно, великан оказался добрым, он не только не обидел жука, но и помог преодолеть разные препятствия, представляя его супер-героем. Знакомый мир превращается в страну, полную загадок и таинственных событий. Притихшие малыши терпеливо ждут, когда объект прежних, иногда жестоких игр расправит крылья и улетит, как они уверены, к своим детям, и сопровождают это событие радостными возгласами. Прогулка заканчивается игрой. Воспитанники встают вокруг березы и исполняют хоровод «Мы вокруг березки хороводом встали…».
Так перед детьми «открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей… сердце, в стремлении делать добро». Выходя на улицу, часто повторяю им, что не насекомые прилетели к нам на участок, а мы пришли к ним в гости, потому что природа – это их дом. А приходя в гости, нужно вести себя аккуратно, бережливо и с благодарностью.
Каждый раз ребенок выбирает себе зеленого друга – дерево. Но быть настоящим другом, оказывается, нелегко. Этому тоже приходится учиться. Обязательно нужно подсказать, как заботиться о дереве, чтобы оно не почувствовало себя забытым и одиноким.
«Уроки любви» к природе продолжаются и в другой деятельности: на занятиях по ИЗО и познавательному развитию. В кружковой деятельности «Кладовая эрзянского народа» дети средней группы знакомятся и познают природу родного края тогда, когда весной начинает пробуждаться природный мир. Ведь волшебство и реальность зачастую происходит в обыденном: как муравьи начинают обустраиваться в трухлявом пне, работая не покладая рук; как клевер начинает показывать из под земли свои «ручки» и тянуться к небу и солнцу, будто радуется каждому его лучику; как скворцы шуршат в своих домиках, будто волшебники колдуют в своих жилищах; как гусеница притаилась, свернувшись калачиком, от малейшего шороха.
Уметь замечать всю прелесть окружающей природы – это первая ступень к любви природе. Возможность понимать природу – это ступень к защите, заботе о природе и бережного отношения к ней. Моя задача – раскрыть всевозможные духовные и нравственные качества в каждом ребенке и пронести их в самое сердце. Пусть будущий взрослый человек станет не только потребителем, но и творцом и защитником во благо окружающего мира. И начинать закладывать эти человеческие качества нужно именно с дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие детского сада и семьи в процессе приобщения дошкольника к природному наследию родного края.
В настоящее время экологическая проблема в масштабе человеческой цивилизации представлена настолько актуально, что практически все eё основные аспекты уже осмыслены в ряде наук. Тем не мен...
«Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста на основе природных условий родного края».
· Меркурьева С.А. – воспитатель I квалификационная категория;· Родители;· Дети подготовительной группы «Вишенк...
Консультация для воспитателей «Содержание и средства формирования у детей-дошкольников представлений о природном мире Родного края»
Подготовлено воспитателем Осиповой Натальей Анатольевной, МБДОУ "Детский сад №60 "Заинька" г. Тамбов Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Поч...
«Экологическое образование детей среднего дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края»
Управление образования, молодежной политики и спортаАдминистрации Шелеховского муниципального районаМУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБР...
Статья по теме "Использование потенциала ИКТ в формировании представлений об объектах природного мира родного края у детей младшего дошкольного возраста"
Основы экологической культуры личности закладываются в период дошкольного детства. Родная природа является не только естественной первичной жизненной средой для каждого человека, с момента его рождени...
природные ресурсы родного края. Конспект занятия "Знакомство с камешками, углем и мелом"
Знакомство со свойствами и качествами угля....
презентация " Занятие с использованием природного материала родного края"
материал для воспитателей детских садов...