Конспект сюжетно-ролевой игры «По морям, по волнам» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Снаткина Наталья Владимировна

Создание социальной ситуации развития для активной, творческой игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra_po_moryam_po_volnam.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 комбинированного вида

Красносельского района  Санкт-Петербурга

Конспект

сюжетно-ролевой игры

«По морям, по волнам»

в старшей группе

Технологии:

Коммуникативные

Игровые

Проблемное обучение

Зоровьесберегающие

Подготовила:

воспитатель Снаткина Н.В.

2021г.

Цель: Создание социальной ситуации развития для активной, творческой игровой деятельности.

Задачи:

*Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания об окружающей среде: расширять представления детей о труде взрослых — работников речного транспорта (капитана, рулевого, кока, моряков).

*Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации игр и выполнение правил и норм поведения. Развивать у детей способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслом сверстников. Продолжать развивать умение у детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, строительный материал.

*Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи.

*Воспитывать доброжелательность, готовность выручить товарищей по игре, справедливо решать споры. Развивать инициативу, организаторские и творческие способности.

Оборудование: сундук, модули игровые, атрибуты для с/р игры «Моряки» (карта, компас, бинокль, штурвал, спасательный круг и др.); форма для моряков, халаты для врача, передник повара, атрибуты для игры «Кухня», фотоаппарат, аудиозапись шума моря и крик чаек, аудиозапись для релаксации «Морская», иллюстрации с изображением жителей подводного мира.

Предварительная работа: восприятие художественной литературы - В. Тюрин «Кто главный на корабле», Е. Пермяк «Первая рыбка», Снегерёв «К морю», Г. Косов «Азбука подводного мира». С. Сахарнов «Кто в море живёт?», Г. Х. Андерсен «Русалочка», Норвежская народная сказка «Почему вода соленая». Рассматривание альбома «Подводный мир», настольно-печатные игры «Морские обитатели», прослушивание аудио-звуков на морскую тему, рассматривание иллюстраций о профессиях на корабле, рисование «Корабль».

Ход игры

     1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я сегодня в группе нашла необычный сундук, решила его не открывать, а показать вам. Взрослый предлагает исследовать коробку: что на ней написано? что на ней изображено?

Дети вместе с воспитателем открывают сундук и находят там разные предметы: бинокль, компас, фуражку капитана, бескозырку.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чьи это вещи? (моряков) Как вы думаете, во что можно поиграть с этими предметами и вещами?

Предположения детей (останавливаются на варианте - в матросов).

Ребята, а вы любите путешествовать? Давайте сегодня вместе с вами отправимся в путешествие. Вы согласны? А чтобы  нам нужно для этого сделать? 

- На чем мы можем отправиться в путешествие? (построить корабль)

Воспитатель: Из чего мы можем построить корабль? (стульев, модулей.)

- Ребята, а какие профессии нужны для путешествия на корабле?

Капитан - отдает приказы членам команды

Рулевой - управляет штурвалом

Кок – готовит еду

Матросы - исполняют приказы капитана, драят палубу

Врач и медсестра - следят за здоровьем команды

Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к постройке корабля, мы должны решить, кто кем будет. Роли я предлагаю выбрать при помощи считалочки.

Мы теперь знаем, кто какую роль будет выполнять, предлагаю подойти надеть форму и взять свои атрибуты, которые нужны для игры.

Воспитатель: Как вы думаете, какие вещи нам нужно взять в плавание? Капитан будет указывать дорогу – ему нужны карта и компас. Помощник капитана будет вести наблюдение за морем – ему необходим бинокль.

Но к такому дальнему путешествию нам нужно подготовиться основательно. Плыть в море, задача не простая, что нам еще может понадобиться? (купить продукты, воду).

Правильно, ребята, кто должен нам в этом помочь, кому поручим собрать продукты в дорогу? (ответы детей).

Повар должен собрать в дорогу воду, продукты и посуду.

В путешествии может кто-нибудь заболеть – врачу нужно позаботиться о медикаментах.

(дети подбирают предметы – заменители, необходимые в путешествии). Повар с помощником выбирают необходимые продукты, а врач медикаменты.

Воспитатель: Ребята, а меня с собой возьмете в плаванье? (ответы детей)

Давайте построим наш корабль, а какой он должен быть? Что должно быть у корабля? (ответ детей)

Воспитатель: Правильно ребята, у корабля должны быть борта, нос или корма.

После того, как дети построили корабль, воспитатель предлагает придумать название кораблю.

- Ребята, корабль мы построили, а название ему не придумали. Давайте придумаем нашему кораблю название? Дети  договариваются, как назвать корабль.

2. Развитие сюжета.

Воспитатель: Ура! Теперь всё готово к путешествию.  Капитан собери команду и доложи обстановку.

Капитан: Наш корабль построен и готов к отплытию.

Воспитатель: Капитан, а Кок и врач все приготовили необходимое для путешествия?

Капитан даёт команду: «Всем приготовиться к отплытию, занять свои места на корабле»

В.: Ребята, раз у нас все готово к путешествию, Капитан уже отдал нам команду, тогда поспешим зайти на борт и занять свои места.

Мы отправляемся! Садимся лицом к корме, чтобы видеть, куда плывет наш корабль. Видеть все самое интересное, что встретится на пути.

Капитан даёт команду: «Всем приготовиться к выходу в море» «Поднять трап! Поднять якорь! Полный вперёд!».

Капитан постоянно отдаёт команды рулевому «Полный вперёд! Лево руля!»

Рулевой после каждой команды отвечает о её выполнении. Он ведёт корабль.

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы уже и в открытом море!

Ребята, кажется, я что-то слышу. Давайте закроем глазки и послушаем что за шум, что вы слышите?

Включается музыка, звук моря и чаек.

Что вы слышите? Шум воды? Птиц?

Открывайте глазки, посмотрите вокруг. Дети открывают глаза и смотрят вокруг.

Воспитатель: Ребята, дует ветер, море волнуется, плещется.

Звучит звук шума прибоя и голоса дельфинов.

Показываю картинку волн моря и дельфинов.

Воспитатель: А вот это ребята прибой, тот шум, что мы с вами слышали (показываю картинку волн).  

Ой, а кто это у нас тут! (Показываю картинку с дельфинами).

Правильно ребята это дельфины, они очень любят плавать рядом с кораблями и помогают часто людям. Вот такие чудесные обитатели морей.

Показываю картинку кита.

Воспитатель: А это ребята кто? Правильно, кит, самый большой обитатель морских глубин. Он такой огромный как наш садик, вот какой огромный.

Показываю картинку акулы.

Воспитатель: А этого обитателя узнали? Конечно же, ребята, это акула. Это самый опасный обитатель морей. Потому что он хищник.

Показываю картинку с рыбами (подводный мир).

А это кто к нам приплыл? Рыбки! Видите, какие они красивые и разноцветные! Какого они цвета? (ответы детей)

Показываю картинку водоросли.

Воспитатель: Это ребята водоросли, ими питаются рыбки и служат так же домом для мелких обитателей морей.

Показываю картинку осьминог и медуза.

Воспитатель: Посмотрите, вот еще  какой интересный житель подводного мира, знаете ли вы кто это? Какого он цвета? Сколько у него конечностей? (осьминог).

Показываю картинку с медузой.

Кого мы еще видим? Это ребята медузы, они тоже очень красивые, разноцветные, но бывают и ядовитые и могут очень сильно обжечь руку или ногу. Мы их лучше трогать не будем!

Показываю картинку морской звезды.

Воспитатель: А вот и чудесный обитатель моря морская звезда, на что она похожа? Сколько у нее лучиков давайте посчитаем? (ответы детей)

Воспитатель: Я вижу, одного пассажира укачало, кто нам поможет? (ответы детей) За работу берётся врач и медсестра, помогают укачавшего привести в чувство.

Воспитатель: Матросы, кажется, я что-то вижу впереди, кажется остров. Давайте обратимся к нашему Капитану корабля (дети обращаются к Капитану).

Дети и воспитатель: Товарищ, Капитан, кажется, мы видим остров. Проверьте, пожалуйста, в Ваш бинокль, не ошиблись ли мы?

Капитан: Впереди по курсу остров. Давайте подплывём к нему поближе и обследуем его. Подплываем к острову.

Воспитатель: Вот мы и приплыли на остров. Нам нужно внимательно его осмотреть. Нет ли на нём опасности? (осматривают остров).

Воспитатель: Матросы,  всё ли в порядке! Можно ничего не бояться? (ответы детей).

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый остров! Здесь так много невиданных деревьев, диковинных цветов, удивительных птиц и бабочек.

Воспитатель: Матросы, кто-нибудь из вас заметил, есть ли на острове люди?

Кажется, он необитаем, и мы – первые, кто высадился на нём.

Давайте придумаем ему название? (дети придумывают название острову)

Ребята, кто-нибудь взял фотоаппарат? Давайте сфотографируем всё то, что мы увидели на острове, и покажем фотографии остальным ребятам, когда вернёмся из путешествия. (Дети фотографируют остров).

Воспитатель: А теперь самое время устроить пикник на этом чудесном острове. Вы голодны? (ответы детей).

Давайте попросим нашего Кока и его помощника, чтобы они нам что-нибудь приготовили? (дети просят Кока и его помощника приготовить поесть).

Дети организуют игру «Пикник» (распределяют обязанности).

Кок и его помощник готовят, другие накрывают стол.

Воспитатель: Вот мы и поели и попили, а теперь давайте погреемся на солнышке?

Ребята, давайте ляжем на спинку солнышком (дети ложатся кругом на ковре).

Релаксационное упражнение «Море»

(музыка «шум моря» и спокойный, ровный голос речевого сопровождения воспитателя, упражнение способствуют мышечному расслаблению туловища и конечностей, исходное положение:  лёжа на спине.)

Стайка рыбок закружилась –

Море синее приснилось.

Вода прозрачно – голубая

Нас баюкает, качает…

На поверхность из глубин

Подплывает к нам дельфин…

Вот совсем не зная страха,

Проплывает черепаха…

А за ней, раскинув ножки,

Вглубь несутся осьминожки…

Ах, прозрачная водица!

Видим рыбок вереницу…

Можно рыбок нам догнать…

Только вот пора вставать.

Все, как рыбки, встрепенулись,

Из морских глубин вернулись.

Воспитатель: Вот мы и отдохнули, погрелись на солнышке.

А теперь нам пора отправляться дальше. Скоро спрячется солнце и станет совсем темно. Давайте наведем порядок на острове, и отправимся домой. Ведь, как мы знаем природу загрязнять нельзя, ее нужно беречь (дети наводят порядок).

Воспитатель: Молодцы, Всем на корабль!

- Капитан, командуйте отправление.

Капитан командует зайти на корабль.

Воспитатель: Осторожно, мы причаливаем к берегу!

Капитан: Подать трап! Выходите, мы приплыли!

Воспитатель: Ребята, сегодня  наше путешествие окончено.

3. Итог игры (рефлексия)

Воспитатель: Что мы сегодня делали?  Понравилось ли вам путешествие? Что больше всего понравилось в путешествии? Куда отправимся в следующий раз? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное сюжетно-ролевое занятие по физкультуре "По морям, по волнам" для подготовительной группы в соответствии ФГТ

Это занятие показывала на районном этапе  конкурса "Воспитатель года", заняла третье место....

Конспект графической игры"По морям,по волнам..."

игра развивает мелкую моторику пальцев рук в игровой и занимательной форме....

Конспект НОД "По морям, по волнам" в средней группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №4 г. Балтийска  Педагогическая находка  КонспектНепосредственной образовательной деятельности по образоват...

Занятие по изобразительной деятельности «Ожившие волны» в старшей группе.

Цель: развитие познавательного интереса в освоении изобразительно-выразительного средства графики «линия» ...

Методическая разработка на тему "По морям, по волнам!" в средней группе (конспект организованной образовательной деятельности)

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе....

Экологический проект "Неизведанный мир морей и океанов" в старшей группе.

Экологический проект"Неизведанный мир морей и океанов"в старшей группе....

Конспект НОД "По морям, по волнам" в средней группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №4 г. Балтийска  Педагогическая находка  КонспектНепосредственной образовательной деятельности по образоват...