Конспект сюжетно-ролевой игры «По морям, по волнам» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Создание социальной ситуации развития для активной, творческой игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno-rolevaya_igra_po_moryam_po_volnam.docx | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №34 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
Конспект
сюжетно-ролевой игры
«По морям, по волнам»
в старшей группе
Технологии:
Коммуникативные
Игровые
Проблемное обучение
Зоровьесберегающие
Подготовила:
воспитатель Снаткина Н.В.
2021г.
Цель: Создание социальной ситуации развития для активной, творческой игровой деятельности.
Задачи:
*Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания об окружающей среде: расширять представления детей о труде взрослых — работников речного транспорта (капитана, рулевого, кока, моряков).
*Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации игр и выполнение правил и норм поведения. Развивать у детей способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслом сверстников. Продолжать развивать умение у детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, строительный материал.
*Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи.
*Воспитывать доброжелательность, готовность выручить товарищей по игре, справедливо решать споры. Развивать инициативу, организаторские и творческие способности.
Оборудование: сундук, модули игровые, атрибуты для с/р игры «Моряки» (карта, компас, бинокль, штурвал, спасательный круг и др.); форма для моряков, халаты для врача, передник повара, атрибуты для игры «Кухня», фотоаппарат, аудиозапись шума моря и крик чаек, аудиозапись для релаксации «Морская», иллюстрации с изображением жителей подводного мира.
Предварительная работа: восприятие художественной литературы - В. Тюрин «Кто главный на корабле», Е. Пермяк «Первая рыбка», Снегерёв «К морю», Г. Косов «Азбука подводного мира». С. Сахарнов «Кто в море живёт?», Г. Х. Андерсен «Русалочка», Норвежская народная сказка «Почему вода соленая». Рассматривание альбома «Подводный мир», настольно-печатные игры «Морские обитатели», прослушивание аудио-звуков на морскую тему, рассматривание иллюстраций о профессиях на корабле, рисование «Корабль».
Ход игры
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, я сегодня в группе нашла необычный сундук, решила его не открывать, а показать вам. Взрослый предлагает исследовать коробку: что на ней написано? что на ней изображено?
Дети вместе с воспитателем открывают сундук и находят там разные предметы: бинокль, компас, фуражку капитана, бескозырку.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чьи это вещи? (моряков) Как вы думаете, во что можно поиграть с этими предметами и вещами?
Предположения детей (останавливаются на варианте - в матросов).
- Ребята, а вы любите путешествовать? Давайте сегодня вместе с вами отправимся в путешествие. Вы согласны? А чтобы нам нужно для этого сделать?
- На чем мы можем отправиться в путешествие? (построить корабль)
Воспитатель: Из чего мы можем построить корабль? (стульев, модулей.)
- Ребята, а какие профессии нужны для путешествия на корабле?
Капитан - отдает приказы членам команды
Рулевой - управляет штурвалом
Кок – готовит еду
Матросы - исполняют приказы капитана, драят палубу
Врач и медсестра - следят за здоровьем команды
Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к постройке корабля, мы должны решить, кто кем будет. Роли я предлагаю выбрать при помощи считалочки.
Мы теперь знаем, кто какую роль будет выполнять, предлагаю подойти надеть форму и взять свои атрибуты, которые нужны для игры.
Воспитатель: Как вы думаете, какие вещи нам нужно взять в плавание? Капитан будет указывать дорогу – ему нужны карта и компас. Помощник капитана будет вести наблюдение за морем – ему необходим бинокль.
Но к такому дальнему путешествию нам нужно подготовиться основательно. Плыть в море, задача не простая, что нам еще может понадобиться? (купить продукты, воду).
Правильно, ребята, кто должен нам в этом помочь, кому поручим собрать продукты в дорогу? (ответы детей).
Повар должен собрать в дорогу воду, продукты и посуду.
В путешествии может кто-нибудь заболеть – врачу нужно позаботиться о медикаментах.
(дети подбирают предметы – заменители, необходимые в путешествии). Повар с помощником выбирают необходимые продукты, а врач медикаменты.
Воспитатель: Ребята, а меня с собой возьмете в плаванье? (ответы детей)
Давайте построим наш корабль, а какой он должен быть? Что должно быть у корабля? (ответ детей)
Воспитатель: Правильно ребята, у корабля должны быть борта, нос или корма.
После того, как дети построили корабль, воспитатель предлагает придумать название кораблю.
- Ребята, корабль мы построили, а название ему не придумали. Давайте придумаем нашему кораблю название? Дети договариваются, как назвать корабль.
2. Развитие сюжета.
Воспитатель: Ура! Теперь всё готово к путешествию. Капитан собери команду и доложи обстановку.
Капитан: Наш корабль построен и готов к отплытию.
Воспитатель: Капитан, а Кок и врач все приготовили необходимое для путешествия?
Капитан даёт команду: «Всем приготовиться к отплытию, занять свои места на корабле»
В.: Ребята, раз у нас все готово к путешествию, Капитан уже отдал нам команду, тогда поспешим зайти на борт и занять свои места.
Мы отправляемся! Садимся лицом к корме, чтобы видеть, куда плывет наш корабль. Видеть все самое интересное, что встретится на пути.
Капитан даёт команду: «Всем приготовиться к выходу в море» «Поднять трап! Поднять якорь! Полный вперёд!».
Капитан постоянно отдаёт команды рулевому «Полный вперёд! Лево руля!»
Рулевой после каждой команды отвечает о её выполнении. Он ведёт корабль.
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы уже и в открытом море!
Ребята, кажется, я что-то слышу. Давайте закроем глазки и послушаем что за шум, что вы слышите?
Включается музыка, звук моря и чаек.
Что вы слышите? Шум воды? Птиц?
Открывайте глазки, посмотрите вокруг. Дети открывают глаза и смотрят вокруг.
Воспитатель: Ребята, дует ветер, море волнуется, плещется.
Звучит звук шума прибоя и голоса дельфинов.
Показываю картинку волн моря и дельфинов.
Воспитатель: А вот это ребята прибой, тот шум, что мы с вами слышали (показываю картинку волн).
Ой, а кто это у нас тут! (Показываю картинку с дельфинами).
Правильно ребята это дельфины, они очень любят плавать рядом с кораблями и помогают часто людям. Вот такие чудесные обитатели морей.
Показываю картинку кита.
Воспитатель: А это ребята кто? Правильно, кит, самый большой обитатель морских глубин. Он такой огромный как наш садик, вот какой огромный.
Показываю картинку акулы.
Воспитатель: А этого обитателя узнали? Конечно же, ребята, это акула. Это самый опасный обитатель морей. Потому что он хищник.
Показываю картинку с рыбами (подводный мир).
А это кто к нам приплыл? Рыбки! Видите, какие они красивые и разноцветные! Какого они цвета? (ответы детей)
Показываю картинку водоросли.
Воспитатель: Это ребята водоросли, ими питаются рыбки и служат так же домом для мелких обитателей морей.
Показываю картинку осьминог и медуза.
Воспитатель: Посмотрите, вот еще какой интересный житель подводного мира, знаете ли вы кто это? Какого он цвета? Сколько у него конечностей? (осьминог).
Показываю картинку с медузой.
Кого мы еще видим? Это ребята медузы, они тоже очень красивые, разноцветные, но бывают и ядовитые и могут очень сильно обжечь руку или ногу. Мы их лучше трогать не будем!
Показываю картинку морской звезды.
Воспитатель: А вот и чудесный обитатель моря морская звезда, на что она похожа? Сколько у нее лучиков давайте посчитаем? (ответы детей)
Воспитатель: Я вижу, одного пассажира укачало, кто нам поможет? (ответы детей) За работу берётся врач и медсестра, помогают укачавшего привести в чувство.
Воспитатель: Матросы, кажется, я что-то вижу впереди, кажется остров. Давайте обратимся к нашему Капитану корабля (дети обращаются к Капитану).
Дети и воспитатель: Товарищ, Капитан, кажется, мы видим остров. Проверьте, пожалуйста, в Ваш бинокль, не ошиблись ли мы?
Капитан: Впереди по курсу остров. Давайте подплывём к нему поближе и обследуем его. Подплываем к острову.
Воспитатель: Вот мы и приплыли на остров. Нам нужно внимательно его осмотреть. Нет ли на нём опасности? (осматривают остров).
Воспитатель: Матросы, всё ли в порядке! Можно ничего не бояться? (ответы детей).
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый остров! Здесь так много невиданных деревьев, диковинных цветов, удивительных птиц и бабочек.
Воспитатель: Матросы, кто-нибудь из вас заметил, есть ли на острове люди?
Кажется, он необитаем, и мы – первые, кто высадился на нём.
Давайте придумаем ему название? (дети придумывают название острову)
Ребята, кто-нибудь взял фотоаппарат? Давайте сфотографируем всё то, что мы увидели на острове, и покажем фотографии остальным ребятам, когда вернёмся из путешествия. (Дети фотографируют остров).
Воспитатель: А теперь самое время устроить пикник на этом чудесном острове. Вы голодны? (ответы детей).
Давайте попросим нашего Кока и его помощника, чтобы они нам что-нибудь приготовили? (дети просят Кока и его помощника приготовить поесть).
Дети организуют игру «Пикник» (распределяют обязанности).
Кок и его помощник готовят, другие накрывают стол.
Воспитатель: Вот мы и поели и попили, а теперь давайте погреемся на солнышке?
Ребята, давайте ляжем на спинку солнышком (дети ложатся кругом на ковре).
Релаксационное упражнение «Море»
(музыка «шум моря» и спокойный, ровный голос речевого сопровождения воспитателя, упражнение способствуют мышечному расслаблению туловища и конечностей, исходное положение: лёжа на спине.)
Стайка рыбок закружилась –
Море синее приснилось.
Вода прозрачно – голубая
Нас баюкает, качает…
На поверхность из глубин
Подплывает к нам дельфин…
Вот совсем не зная страха,
Проплывает черепаха…
А за ней, раскинув ножки,
Вглубь несутся осьминожки…
Ах, прозрачная водица!
Видим рыбок вереницу…
Можно рыбок нам догнать…
Только вот пора вставать.
Все, как рыбки, встрепенулись,
Из морских глубин вернулись.
Воспитатель: Вот мы и отдохнули, погрелись на солнышке.
А теперь нам пора отправляться дальше. Скоро спрячется солнце и станет совсем темно. Давайте наведем порядок на острове, и отправимся домой. Ведь, как мы знаем природу загрязнять нельзя, ее нужно беречь (дети наводят порядок).
Воспитатель: Молодцы, Всем на корабль!
- Капитан, командуйте отправление.
Капитан командует зайти на корабль.
Воспитатель: Осторожно, мы причаливаем к берегу!
Капитан: Подать трап! Выходите, мы приплыли!
Воспитатель: Ребята, сегодня наше путешествие окончено.
3. Итог игры (рефлексия)
Воспитатель: Что мы сегодня делали? Понравилось ли вам путешествие? Что больше всего понравилось в путешествии? Куда отправимся в следующий раз?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное сюжетно-ролевое занятие по физкультуре "По морям, по волнам" для подготовительной группы в соответствии ФГТ
Это занятие показывала на районном этапе конкурса "Воспитатель года", заняла третье место....
Конспект графической игры"По морям,по волнам..."
игра развивает мелкую моторику пальцев рук в игровой и занимательной форме....
Конспект НОД "По морям, по волнам" в средней группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №4 г. Балтийска Педагогическая находка КонспектНепосредственной образовательной деятельности по образоват...
Занятие по изобразительной деятельности «Ожившие волны» в старшей группе.
Цель: развитие познавательного интереса в освоении изобразительно-выразительного средства графики «линия» ...
Методическая разработка на тему "По морям, по волнам!" в средней группе (конспект организованной образовательной деятельности)
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе....
Конспект НОД "По морям, по волнам" в средней группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №4 г. Балтийска Педагогическая находка КонспектНепосредственной образовательной деятельности по образоват...
Игра-викторина «Как по морю-океану» для воспитанников старшей группы
Цель: Дать представление о китах и дельфинах (какие они, где обитают).Задачи: Воспитывать бережное, доброжелательное отношения к живой природе...