Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Планета - Земля»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Планета - Земля»

                                                             Подготовила воспитатель 1КК

        МКДОУ «Нижнедевицкий детский сад»

                                                                              Нохрина Галина Фёдоровна                                                   

Цель: Расширение представления детей о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.

Задачи:

1.Вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.
2. Закрепить понятие, что мы – люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже – вода, свет, воздух.
3. Воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природе.

Материал: мяч, символы (человека, животных, рыб, птиц, насекомых, растений), карта Земли, глобус, стихи, загадки, символы (солнце, воздух, вода),
карусель с ленточками, карточки из альбома «Береги живое».

Словарная работа: глобус, планета Земля, заповедник, суша, живая – неживая природа.


Ход:

музыка все мы дети Земли

Наша Земля – голубая планета,
Воздухом свежим и солнцем одета.
Нет, вы поверьте, Земли голубей
От синевы рек, озёр и морей.
Горы, равнины, леса и поля –
Всё это наша планета Земля.
Ветры поют, с облаками играя,
Ливни шумят… И от края до края
Вы не найдёте чудесней на свете
Нашей прекрасной и доброй планеты!
Наш дом родной, наш общий дом – Земля, где с вами мы живем!


- Ребята! Я предлагаю вам отправиться в мир природы.
- Как вы думаете, что такое мир природы? (это животные, рыбы, птицы, насекомые, растения).
- Этот мир такой разнообразный и неповторимый.

- А сейчас мы с вами поиграем. Для этого надо встать в круг. Игра называется «Живая и неживая природа». Дети встают в круг и по очереди передают мяч друг другу, называя при этом предметы живой (птицы, растения, рыбы и т.д.) и неживой (небо, земля, камни и т.д.) природы.
- У каждого человека есть свой дом, у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом (выкладываю на доске символы).
- Ребята, а как можно назвать наш общий дом? (земля).

Вывешиваю карту Земли.
- Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца.

- Что это такое? (глобус)
-Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем много узнать о нашей планете, например, какой формы Земля? (круглая, похожая на шар)
- Есть ли на нашей планете суша? (да)

- Каким цветом она обозначена на глобусе? (коричневым, светло – коричневым, жёлтым, зелёным)
- Много ли на нашей планете воды? (больше, чем суши)
- Каким цветом она обозначена на глобусе? (синим, голубым, белым)
- Наша планета самая красивая из всех планет.
- Какие ещё планеты вы знаете? (Венера, Марс, Юпитер, Меркурий и др.), но жизни на этих планетах нет, потому что нет воздуха и воды.

- Земля – это общий чудесный дом для всех людей, зверей и птиц. Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Дайнеко (читаю):

«Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём,
Природою родной земли
Зовётся этот дом».


- Природа имеет важное значение в жизни каждого человека, ведь кроме красоты и прекрасного настроения она даёт человеку то, без чего жить невозможно. А что именно вам подскажут загадки:


«Ну – ка, кто из вас ответит?
Не огонь, а больно жжёт, 
Не пекарь, а печёт?» (солнце)
Вывешиваю символы.


- Может ли человек прожить без солнечного света и тепла? (нет)
- Почему? (ответы детей)


«Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он – невидимый, и всё же
Без него прожить не можем» (воздух)


- А без воздуха можем мы прожить? (нет)
- Почему? (воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут).
- Почему на картинке ничего не изображено? (потому что воздух – невидимый). Воздушная оболочка Земли – как одеяло. Она защищает Землю от сильного нагрева и остывания.

- Следующая загадка:
«Меня пьют, меня льют, всем я нужна, кто такая я ...?» (вода)

- Правильно. Вода для всех сегодня такая обычная и привычная.
- Сможем мы прожить без воды? (нет)
- Почему? (ответы детей)
- Без воды невозможно существование всего живого:
«Повсюду, где бежит вода,
Цветёт земля, цветёт страна…»
- Вот что даёт природа всему живому для жизни: это воздух, солнце, вода.

Раз ярко светит солнце, журчат ручьи и вокруг свежий воздух, я предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Карусель» с ленточками. Под музыку и стихи, дети, взявшись за ленточки, вращают карусель. Карусель останавливается на станциях «Дикие животные», «Ядовитые грибы и растения», «Лекарственные растения» и др., где дети называют, что относиться к каждой группе.

- Молодцы! Отдохнули, теперь можем заниматься дальше.
- Как вы думаете, сможет ли человек жить один на Земле, без животных, птиц, насекомых, растений, деревьев и т.д.?
- Конечно, нет. Человек живёт в природе, от природы зависит его жизнь.
- А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т.д.)
- А всегда ли человек помогает природе?
- Может ли он губить природу? Как? (загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных, птиц, рыбу, загрязняет воздух и т.д.)
- Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек, не учитывая законы природы, наносил огромный вред животному и растительному миру.
- Но человек умеет исправлять свои ошибки, и в нашей стране создали заповедники.
- Что такое заповедник? Это место, где травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, птицы, рыбы охраняются государством. Место, где природа имеет право жить по своим законам. Это островки спасения природы от человека. Это наше богатство, которым каждый может гордиться.
- Что запрещается делать в заповеднике? (рвать цветы, ягоды, ловить рыбу, охотиться на животных)
- А что разрешается делать? (дышать свежим воздухом, приходить на экскурсию, знакомиться и любоваться красотой и богатством заповедных мест, ходить по тропинкам)

Игра «Аплодисменты»

Воспитатель: - Есть такие вещи, которые объединяют нас всех. Давайте узнаем их с помощью игры. Я назову вам определенное качество. Те, кто им обладает, встает со своего места и поднимает руки вверх, а все остальные им аплодируют. Если встанут все, то аплодировать будем все вместе. Встаньте все те, кто:

  • умеет читать,
  • любит кататься на каруселях,
  • любит смотреть мультфильмы,
  • любит мороженное,
  • любит играть,
  • мечтает полететь в космос,
  • любит животных,
  • любит вкусно поесть.

- А кто любит болеть? Верно, болеть никто не любит, все хотят быть здоровыми!

Воспитатель: - И, наверное, все дети в мире любят воздушные шарики, правда? Давайте сейчас все вместе надуем большой-большой шар.

4. Физкультурная минутка «Воздушный шарик»

Надуваем быстро шарик, (Дети расходятся, держась за руки и образуя круг.)
Он становится большой,
Вот какой! (Показываем руками.)
Вдруг шар лопнул – сссс (Сужаем круг к центру.)
Воздух вышел, (ручки вверх.)
Стал он тонкий и худой. (Показываем ручками, какой стал шарик.)
Мы не станем горевать, (Качаем головой.)
Будем надувать опять.
Надуваем быстро шарик, (расходятся, образуя круг.)
Он становится большой,
Вот какой!

- Человек на Земле умный и сильный, и все свои знания и умения должен направить на охрану и защиту природы на планете Земля.

«Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой,
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек»
В тебя мы верим – не солги,
ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Сберегу!
Я сберегу Вас, сберегу!»

- Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым. Человеком – Великаном.
А сейчас я вам раздам карточки и мы вспомним правила поведения в природе.
- Как надо правильно себя вести во время отдыха на речке, в лесу, на лугу (дети выходят с карточками и рассказывают по ним правила).

- А ещё, ребята, мы с вами знаем много пословиц о природе, давайте их назовём.

Солнце встанет, так и утро настанет.

За ветром в поле не угонишься.

Каждая травинка имеет свою росинку.

Даст небо дождь, а земля — рожь.

Будет дождичек — будут и грибки.

Всё, что с неба падает, земля принимает.

Туча летуча, а дождь — бегун.

Не все тучи с собой дождь несут.

Без воды — земля пустырь.

В лесу тень весь день.

Жара рождает ветер, прохлада — дождь.

Зайца ноги спасают.

Много снега — много хлеба.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Рощи да леса — всему миру краса.

Сорока на хвосте принесла.

Сосна — дубу сестра.

Утром вороны каркают к дождю.

Что летом родится — зимой сгодится.

Шумит дубравушка к непогодушке.

Январь год начинает, а декабрь кончает.

- Сегодня, ребята, я решила посвятить вас в «Юные друзья природы». Друг природы – это человек, который любит, бережёт и охраняет её. Вручаю вам медаль «Юные друзья природы».
- Как вы думаете, вы будете настоящими друзьями природы? Почему? Что будете для этого делать?
- Что вам запомнилось больше всего из сегодняшнего занятия?
- Какие будут ваши действия или как вы поступите, если увидите, что ваши друзья, соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки (ответы детей).
- Молодцы, ребята!

Вот Земля, наш светлый дом.

Много есть соседей в нем:

И мохнатые козлята,

И пушистые котята,

И извилистые речки,

И кудрявые овечки,

Травка, птички и цветы,

И, конечно, я и ты.

- Кто же так красиво и премудро устроил все вокруг нас на Земле? (ответы детей)

Вот какой чудесный дом,

Много есть соседей в нем,

Только Кто его построил?

Кто порядок в нем устроил?

Так старательно, умело

Кто людей, зверюшек сделал?

Кто посеял мох, цветочки?

Кто деревьям дал листочки?

В реки Кто воды налил?

Кто в них рыбок поселил?

За весной послал к нам лето?

Кто же, Кто придумал это?

Кто все так устроить мог?

Ну, конечно, только Бог!»

(Е. Королева)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе " Россия - наша Родина"  Нравственно патриотическое воспитание....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе.«Знакомство с подводным миром Черного моря»

«Знакомство с подводным миром Черного моря»Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. Прогр...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. "Машины- помощники в космосе"

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию с использованием технологии моделирования, ИКТ технологииТема: "Машины - помощники в космосе"...

конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие по лабиринту геометрических фигур"

дети отправляются в путешествие по лабиринту, выполняя на каждой остановке математические задания....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Моё тело. Помощники на моём лице»

Цель: Закрепить понятие о частях тела, о строении лица.Задачи:Образовательные:- Обогащать, активизировать и расширять словарь по теме;- повторить названия частей тела человека, их функций (глазами вид...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию для подготовительной группы «День Земли».

Конспект открытого занятия по познавательному развитиюдля подготовительной группы«День Земли».Цель:1) Познакомить с историей праздника.2) Развивать экологическую грамотность.З) Воспитывать...