беседа -игра "Русское гостеприимство"по проекту "Русская изба снаружи и внутри"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Потапова Оксана Анатольевна

из опыта работы по проекту "Русская изба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspkt_o_gomtepriimstve.docx572.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Старинные русские обычаи – взаимопомощь и гостеприимство»

Цель:

- Прививать любовь к русским народным традициям, воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа.

Задачи:

- Знакомить детей со старинным русским бытом. Объяснить, происхождение русского обычая – гостеприимства.

- Повторить с детьми современные правила поведения в гостях, прием гостей, правила жизни в обществе и работы в коллективе.

- Воспитывать у детей интерес к истории родной страны, русского народа.

- Воспитывать у детей такие качества, как сострадание, доброжелательность, умение понять горе другого человека и посочувствовать ему; желание оказывать помощь тому, кто в ней нуждается.

- Развивать навыки творческого рассказывания по теме занятия, умения придерживаться выбранной или заданной сюжетной линии.

Интеграция областей:

1.«Речевое»: Закрепить название различных предметов русского быта. Совершенствовать словарь новыми словами (гостеприимство).

 2 .«Социально-коммуникативное»: Обогатить и расширить представление детей о быте. Формировать интерес к изучению народной культуры, его традициям.

Расширение  детских компетенций в области истории русской культуры и традиций.

3. «Художественно-эстетическое»: Закреплять умения работать с соленым тестом.

Приобщать к народному фольклору.

Воспитывать интерес к  устному народному творчеству, уважения к русским обычаям.

Словарная работа: гостеприимство, рушник, самовар, лавки.

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций и картинок, проведение народных игр, чтение пословиц и поговорок о доме, слушание песенок.

Индивидуальная работа:  активизировать речь малоактивных детей  в беседе.

 Методы и приемы:

  1. Наглядный ( показ предметов старины, видеоролик);
  2. Практический (игровое взаимодействие);
  3. Словесный (беседы, рассказ воспитателя);

Материалы: самовар, печь,  муляжи сушек, пирогов, баранок, сухарей, рушник, ноутбук.

Ход занятия:

Эмоциональный настрой:

Игра «Поздороваемся»

Здравствуй, солнце золотое. (поднимают руки вверх)

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, легкий ветерок. (покачивают руками из стороны в сторону)

Здравствуй, маленький цветок. (приседают и начинают потихоньку подниматься)

Здравствуй, утро. (правую руку в сторону)

Здравствуй, день. (левую руку в сторону)

Нам здороваться не лень. (обнимают друг друга)

- Ребята, вы никогда не задумывались, почему люди ходят в гости?

Дети: Навестить родственников, поделиться новостями, повеселиться, отдохнуть, решить деловые вопросы.

Русский народ всегда отличался гостеприимством. Ребята, занятие наше сегодня посвящено русскому традиционному гостеприимствуГостеприимство – это добрая и замечательная черта человека!

- А, что означает слово «гостеприимство»(ответы детей - желание и умение принимать гостей).

-сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофильм о русских традициях гостеприимства. (просмотр видео).

- А вот послушайте русские поговорки о гостеприимстве.

«Без обеда не красна беседа»

«Что есть в печи, все на стол мечи»

«Умел в гости звать, умей и угощать»

«В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив»

«Добрый гость всегда впору»

«Гостю щей не жалей, а погуще лей»

«Где слова привета, там улыбка для ответа»

«Не дорог обед, - дорог привет»

«От учтивых слов язык не отсохнет»

«Хороший гость дому радость»

«Чем богаты, тем и рады»

Кто такой гость? Как нужно встречать гостей, чем угощать?.

А давай те с вами поиграем в игру, которая так и называется «Гостеприимство».

Так как у нас с вами сегодня много гостей давайте встретим их гостеприимно. Для этого мы объединимся группами и накроем стол.

- Ребята, а когда к нам приходят гости, чем мы с ними занимаемся?

Дети: Играем с ними. Пьем чай. Танцуем. Водим хороводы.

Ребята, у русского народа в старину, всегда на столе красовался самый главный… Послушайте загадку, и попробуйте отгадать, кто же красовался на столе.

У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит,

И как зеркало блестит.

Дети: Самовар.

Воспитатель: На столе всегда стоял горячий самовар. (показ самовара) А угощением к чаю были по русской традиции сушки, бублики, баранки, сухари.

А сейчас - время чаепития. Игра «Пригласи на чай». (Дети разбиваются на пары. Первый ребенок приглашает, второй благодарит за приглашение))

Молодцы ребята. Теперь и вы научились быть гостеприимными. Как в русских традициях. Издавна на Руси чай всегда почитали, и чашка его была украшением любой беседы, встречи. Пили не наспех, с чувством. Разговоры вели неторопливо, степенно. Застольное чаепитие было с пышным самоваром, пряниками, ароматными вареньями.
Чай пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа.
В это время в каждом доме кипели самовары. Пили его вечером, пили, когда взгрустнется, пили и от нечего делать, и "просто так". Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное — с удовольствием, причем любили чай крепкий, настоистый и горячий, чтоб губы жег. Если гость, выпив десяток стаканов оставлял стакан в сторону, это не значило еще, что он напился: так он делал передышку. А вот когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено, и никакие уговоры уже тут не помогут. Во время чаепития гость внимательно следил, как ему наливали чай. Если стакан наливали не доверху, он тут же просил долить еще, чтобы «жизнь была полнее".

Заключительная часть

- А что больше всего понравилось на занятии.

Что было для вас самым интересным

О чем раньше вы не знали

   E:\фото 2021-2022\WhatsApp Image 2021-09-11 at 15.02.37 (2).jpeg E:\фото 2021-2022\WhatsApp Image 2021-09-11 at 15.02.37.jpegE:\фото 2021-2022\WhatsApp Image 2021-09-11 at 15.02.36.jpeg

E:\фото 2021-2022\WhatsApp Image 2021-09-11 at 15.02.37 (1).jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа в мини- музее "русская изба "Что летом родится, зимой пригодится"

Хозяйка ведет беседу о русском быте и о том,  какой путь проделывает хлеб, чтобы попасть к н6ам на стол....

Дидактическая игра "Что снаружи, что внутри"

Дидактическая игра "Что снаружи, что внутри"для детей 5-7 лет...

беседа из цикла "Русская изба-снаружи и внутри"

отчет о беседе с детьми старшей группы нв тему "История русского костюма"...

Конспект НОД по познавательному развитию "Красота снаружи и внутри" для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия разрабатывался на основе учебно-методического комплекта "Добрый мир" Шевченко Л. Л....

беседа "Зимние хлопоты в русской избе"

примерное содержание беседы с детьми подготовительной группы...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Этическая беседа о гостеприимстве».

Познакомить детей с понятием «гостеприимство» и русским обычаем «приносить гостинцы»....

Беседа на тему: " Как строили избу"

Цель : поддерживать интерес к доброй традиции "помощи"; 'знакомить с жильем русского народа - "избой"; прояснять представление о природных богатствах региона, о продуктах питан...