Конспект познавательного занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «КАЗАЧЕСТВО ДОНСКОГО КРАЯ» Старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: формировать нравственно – патриотические качества и духовность детей
- формировать представление детей об истории возникновения донского казачества,
- познакомить с творчеством, символикой, традициями, обычаями и бытом; закрепить знания о других народностях;
- развивать внимание, фантазию, память, расширять словарный запас;
- воспитывать любовь к своему краю, уважения к другим народам.
дошкольного возраста посредством приобщения к культуре и истории родного края.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 22
Конспект познавательного занятия по ознакомлению с окружающим миром
Тема: «КАЗАЧЕСТВО ДОНСКОГО КРАЯ»
Старшая группа
Подготовила воспитатель
Гапонова Н.Н.
Г. Новочеркасск 2020 г.
Интеграция образовательных областей: познавательная, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая.
Цель: формировать нравственно – патриотические качества и духовность детей дошкольного возраста посредством приобщения к культуре и истории родного края.
Задачи:
- формировать представление детей об истории возникновения донского казачества,
- познакомить с творчеством, символикой, традициями, обычаями и бытом; закрепить знания о других народностях;
- развивать внимание, фантазию, память, расширять словарный запас;
- воспитывать любовь к своему краю, уважения к другим народам.
Словарь новых слов: папаха, шашка, мундир, кираса, курень.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Ребята, а кто мы с вами? (люди, дети, мальчики, девочки)
- А где мы живем? (в России, в Ростовской области, в Новочеркасске)
- Посмотрите, сколько стран на глобусе, государств, городов, сколько людей разных национальностей в них проживает: японцы, китайцы, французы, русские и много других наций. Но все мы люди и все живем на одной планете Земля.
- Новочеркасск , является столицей Донского казачества. И сегодня, я хочу вам рассказать вам об истории Донского казачества.
(Воспитатель под мелодию казачьей песни «Как донские казаки» включает проектор.)
2-3 слайд
- Раньше, слово «Казак» означало лицо, принадлежащее к казачьему сословию, имевшее особые права и обязанности. Также казаки — часть вооружённых сил Российской империи, преимущественно кавалерия и конная артиллерия, а само слово «казак» означает нижнего чина казачьих войск.
- Донское казачество впервые появляется в XVI веке. В 1552 году зафиксировано участие донских казаков в Казанском походе, после которого казаки получают от Ивана Грозного -Дон в вечное пользование. Отсюда и название – донские казаки!
4 слайд
- Посмотрите на их флаг. Три цвета означают три ветви происхождения донских казаков: синяя символизировала донских казаков, красная – русских, желтая полоса – символизировала калмыков.
5 слайд
- Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.
6 слайд
Казаки воевали на лошадях, устраивали гонки, состязания. Главное оружие донского казака – сабля, шашка, кинжал, огнестрельное оружие.
- Вот и мы сейчас поиграем в народную забаву казаков, будем всадниками.
Народная забава «Всадники».
(В руках детей палки, имитирующие коней. Дети под музыку изображают всадников)
Ход игры: Дети стоят по широкому кругу с подчеркнуто прямой осанкой.
И. п. — держа «повод» обеими руками или только левой рукой. Такты 1–2 (вступление): «кони бьют копытами», «всадники сдерживают коней, натягивая повод». Такты 3–10: «всадники» скачут галопом. На последнем аккорде, «натянув повод, останавливают коней на всем скаку».
7 слайд.
- А теперь посмотрите на старинную одежду донских казаков.
- У казаков длинный слегка приталенный мундир темно-синего цвета имел разрез для облегчения посадки в седло и застегивался на крючки левой полой наверх. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. Головными уборами служили папахи и фуражки.
- Казачки носили кофточки с баской (оборкой по нижнему краю). Они имели воротник стойку, длинные рукава и застежку на мелкие пуговицы, располагавшуюся спереди. Такие кофточки называли – кираса. Для придания пышности костюму носили нижние юбки, иногда их насчитывалось четыре, пять. Обувь - высокие ботинки со шнуровкой, плотно облегающие ногу, на невысоком изогнутом каблуке или самодельные чирики - туфли на жесткой подошве с широким каблуком и тупым носком.
8 слайд
- Жилище казаков называлось - Казачий курень.
Слово «курень» происходит от монгольского «куря», что означает стойбище в форме круга. В курень можно было попасть, поднимаясь по закрытому со всех сторон балкону-галерее. Вначале он предназначался от набегов врагов.
9 слайд
В горнице, главной комнате куреня, всегда было прибрано. Здесь все традиционно. Каждый предмет имел свое строго обусловленное место. В переднем, красном углу находились иконы, среди которых почти обязательной была икона святого Николая Угодника, особо почитаемого казаками. У глухой стены размещали кровать, у казаков она считалась не только бытовой принадлежностью, но и своеобразным мерилом благополучия в семье. Напротив горницы комнатка-кладовая, где стоят два сундука: походный войсковой и кованый, в котором хранилось приданое невесты. Готовили пищу, ели и пили казаки в кухне-хате . Здесь на полках расставлена разнообразная посуда, утварь.
10 слайд
- Воду казачки брали из колодца. Носили ведра на коромысле. Если казачка несла вера, не проливая воду, она считалась хорошей хозяйкой.
Игровое упражнение «Не разлей воду».
- Но, как и у любого народа, у донских казаков были свои традиции: уважение к старшим, обучение мальчиков военному делу с ранних лет.
Рождение мальчика считалось большим счастьем, сразу же для него приобретали коня. Сажали ребенка на лошадь с раннего возраста, с двух лет. Если он мог схватиться за луку (выступающий изгиб переднего или заднего края седла, то примечали: «Сразу видно, что он будет наездник хороший, сразу видно, что он будет настоящий солдат! ».
Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти, рукопашному бою с трёх лет. В юных казаках воспитывали смелость, храбрость, воинскую честь, доблесть.
Любимые поговорки казаков:
казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет,
казачья смелость порушит любую крепость.
11 слайд
- у казаков существуют заповеди, по которым они жили и живут в настоящее время.
1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
2. Казаки все равны в правах.
3. По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе.
4. Служи преданно своему народу, а не вождям.
5. Держи слово, слово казака дорого.
6. Чти старших, уважай старость.
7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.
8. Погибай, а товарища выручай!
9. Будь трудолюбив, не бездействуй.
10. Береги свою семью, служи ей примером!
12 слайд
Самым главным праздником является –Покров Пресвятой Богородицы.
Праздник казаков всех войск. Отмечается, как день Победы 5,3 тысячи казаков над 150-ю тысячами турок в конце сентября 1641 г. в крепости Азов.
Воспитатель предлагает посмотреть в записи хоровод под хороводную песню донских казаков «Акулинка».
Еще одна традиция донских казаков – это национальные казачьи игры - шермиции. Шермиции — это «примерные бои, устраиваемые на праздниках» донскими казаками. Они приурочивались к календарным.
Итог занятия.
- О чем мы сегодня говорили на нашем занятии?
- Что особенно вам понравилось из рассказа о донских казаках?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с задержкой психического развития «Обувь и головные уборы»
закрепить знание названий предметов обуви, головных уборов, обобщающее слово «одежда»....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР "Россия - Родина моя".
Закрепление о обобщение знаний детей о своей Родине, о стране, в которой они проживают, о государственной символике....
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Знакомство с животными севера и жарких стран»
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе«Знакомство с животными севера и жарких стран»...
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и по математике в старшей группе. "Путешествие на Планету Радости"
• Закрепить знания детей об окружающим мире и здоровье человека. • Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. ...
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Овощи, фрукты — витаминные продукты» Подготовила воспитатель МБДОУ №7 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» Краснодарский край ст. Отрадная :
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Овощи, фрукты — витаминные продукты»Подготовила воспитатель МБДОУ №7 &laqu...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и социальным окружением в старшей группе "Вот остался дома я один..."
Занятие может использоваться, как итоговое по теме "Безопасность", для закрепления правил пожарной безопасности. Для воспитания уважения к смелым людям - пожарным, которые приходят на помощь...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе на тему «Необычный урожай»
интересное занятие по окружающему миру с интеграцией образовательных областей, с элементами триз-технологии....