Волшебный мир света и тени
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

познакомить детей сраспространением лучей света и образовании тени

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_mir_sveta_i_teni.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Волшебный мир света и тени

Цели: познакомить детей с распространением лучей света, образованием тени,

развить интерес к явлениям живой и неживой природы, активизировать

мыслительную, речевую деятельность.

Материал', свеча, теневой театр, ленточки, кубики цвета радуги.

Предварительная работа', чтение книг о Севере; наблюдение за тенью, за

радугой; игра в теневой театр.

Ход занятия

-Все мы прекрасно знаем, что после зимы наступает весна, за маем следует июнь, а на смену дню приходит ночь. Что вам больше нравится, день или ночь? Почему?

Днем вам весело, интересно, но вот ночью некоторым бывает страшно. Почему? А почему ночью темно? Только ли от солнца идет свет?

И все же самое главное дневное светило- это наше милое солнышко. Оно

посылает нам свои добрые теплые лучи света. Почему мы их так называем? А

сейчас мы убедимся в том, что лучи солнечного света прямые.

Если я встану лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится пятно, это отражение моего тела, называется оно тенью. Послушайте, как образуется тень. Солнышко посылает на землю прямые лучи, они распространяются во все стороны. В этом случае я закрыла путь лучам, они осветили меня, но на земле появилась моя тень. А если бы лучи обогнули, осветили бы землю, и тени бы не было. Конечно, вы заметили, что тени образуются не только от тени человека, но и от любого предмета, который встречается на пути солнечных лучей. Тени бывают разные: длинные и короткие. Сейчас мы с Дашей стоим рядом, и на земле лежат

две тени. Как вы думаете, какая тень моя, а какая Дашина? Почему? А теперь я предлагаю вам полюбоваться своей тенью (дети идут по кругу). Теперь вы сами убедились в том, что тени бывают разные. Тень может двигаться, стоять на месте, танцевать, но к сожалению тень всегда молчит. Вот она какая таинственная молчаливая волшебница тень.

Отгадайте загадку: «Я иду - она идет, я стою - она стоит, побегу- она

бежит».(тень) Я надеюсь, вы поняли, что тень образуется с помощью света. А

хотите узнать, как образуется радуга? Мы знаем, что радуга появляется после

дождя. Оказывается, солнечные лучи проходят через капли дождя, как через

призму, и получается разноцветная радуга. Послушайте сказку про радугу:

«Прошел летний дождь. Оставил после себя множество прозрачных дождевых

капелек. И вот из этих капелек родилась маленькая радуга. Она была такая же

прозрачная, как дождевые капельки. Но ей хотелось быть красивой, яркой, и

решила она подыскать себе наряд. Оглянулась вокруг и увидела чудесную

картину. За рекой поднималось солнце, и было оно яркое, радостное. А вода

прохладная и спокойная, травка на берегу нежная и шелковистая. Захотелось

радуге все краски в свой наряд собрать. И решила она, что волосы ее будут

оранжевые; щеки — желтые; бант — красный, как у солнышка; юбочка —

голубая с синей и фиолетовой полоской, как у воды. А поясок зеленый, как травка.

Нарядилась радуга и стала такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером

описать. Где пройдет, там след оставит в полосочку. Красный, оранжевый, теплый - как у солнца. Зеленый — как у травки. Голубой, синий, фиолетовый,

прохладный — как у воды». Понравилась вам сказка? А для того, чтобы лучше

запомнить цвета радуги, предлагаю поиграть в игру «Дождик лей веселей»

Игра

Дождик, лей веселей! Теплых капель не жалей.

Для лесов, для полей и для маленьких детей,

И для мам и для пап: кап- кап! Кап-кап!

Будет, будет лето в радугу одето.

Жаркое солнце яркого цвета,

Яркого, красивого, желтого и синего,

Зеленого, красного и всякого разного!

Играющие размещаются свободно. У каждого в руке ленточка одного из семи цветов. На строки 1-6 все играющие взмахивают руками. На строки 7-11 двигаются подскоками. В это время ведущий раскладывает на полу семь кубиков цвета радуги. По сигналу ведущего , играющие собираются каждый у кубика своего цвета. Дети обмениваются ленточками , игра проводится несколько раз.

Беседа о Севере

Но есть такое место на земле, где света очень мало, солнце там редкий

гость, вы, конечно, догадались, что я говорю о Севере. Там целых полгода длится полярная ночь, а жизнь с приходом ночи продолжается. Расскажите пожалуйста, что вы знаете об этом чудесном крае? Хотелось ли вам хоть ненадолго побывать на Севере? Мы полетим в сказочный северный край легкими снежинками. (Под музыку дети «перелетают» на северную поляну. Вот мы и оказались на сказочной, далекой земле. Но неужели мы здесь одни? (В окошке появляется тень Золушки).В руках у нее зажженная свеча, от нее идет свет, как от лампочки или от солнца. В старину, когда не было осветительных приборов, люди пользовались свечой.

Вечером, когда садилось солнце, в избах зажигали свечи, взрослые отдыхали

после работы, а дети любили поиграть с тенью. Милая Золушка, позволь нам тоже поиграть с тенью в твоем домике.

Д/Игра «Угадай чья тень?»

(Дети с помощью свечи показывают теневые фигуры).

Вдруг откуда-то летит маленький комарик и в руке его горит маленький фонарик. Как далеко светит фонарик, это внутри у него горит лампочка и посылает лучи света. Подумайте и скажите, с помощью какого прибора тень от предмета будет лучше видна и почему? Мне кажется, что тени можно сравнивать с поступками людей. Четкая красивая тень - хороший поступок. От плохого поступка ложится расплывчатая тень. Хочу, чтобы каждый из вас вспомнил хоть один хороший поступок, от которого всем вокруг стало бы светлее. В награду за ваши светлые дела, я предлагаю посмотреть еще одно волшебство света и тени- это теневой театр, посмотрим сказку «Машенька и медведь»

Пришло время расставаться с прекрасным Севером, но мы не говорим ему «прощай», мы говорим «до-свиданья». А чтобы быстрее закончилась полярная ночь, мы совершим много хороших поступков!

Творческая работа

Рисование радуги восковыми мелками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование света и тени в элементарном экспериментировании с детьми старшего дошкольного возраста"

В статье отражён опыт практической деятельности в элементарном экспериментировании с детьми старшего дошкольного возраста. Также рассказывается о современном подходе к проектированию образовательного ...

План – конспект прогулки в летний период для детей 5-6 лет. Тема: «Свет и тень».

данный методический материал будет полезен родителям и воспитателям детских садов....

Проектно - исследовательская деятельность на тему: "Свет и тень".

фотрмирование познавательных действий ребёнка через его включение в проектно - исследовательскую деятельность...

Конспект занятия познавательско-исследовательской деятельности «Свет и тень»

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирова...

Конспект, совместной познавательно-исследовательской деятельности, проведенный на День открытых дверей, в старшей группе 03 «Светлячки». Тема: «Свойства света и тени»

Цель: создание условий для проявления познавательной активности ребенка.Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа).Форма НОД: занятиеФорма организации (групповая)Задачи:1. познако...

"Свет и тень"

Свет и тень.Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. Сформировать представление об источниках света (что они могут быть...