Проект "Животные Алтайского края"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Байрак Светлана Николаевна

Проект "Животные Алтайского края" разработан для детей старшего дошкольного возраста с целью расширения кругозора о мире природы родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект23.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

(для подготовительной группы)

Участники проекта: дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. 

Вид проекта: информационно-творческий, исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц ).

Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей в процессе реализации проекта «Животные нашего края».

Задачи проекта:

      Для детей:

  • обогащать и систематизировать  знания детей о диких животных нашего края, их образе жизни, питании, жилищах, о подготовке животных   к зиме, о значении диких животных в природе и для человека;
  • развивать связную речь: составлять описательный рассказ о животном;
  • развивать познавательный интерес;
  • развивать интеллектуальную инициативу и поисковую деятельность;
  • развивать умение самостоятельно анализировать полученные результаты;
  • формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание ее охранять и оказывать посильную помощь животным, чувство гордости за родной край.

Для родителей:

  • оказывать детям помощь в поиске источника ответа на поставленный вопрос;
  • принимать участие  в подборе материала для презентаций;
  • принимать участие в создании страничек для альбома;
  • оказывать детям помощь в изготовлении поделок-животных из разных материалов для макета.

Предполагаемый результат:

        Приобретение дошкольниками новых знаний о подготовке диких животных к зиме, составление описательных рассказы о животных.  Формирование положительной  и активной позиции по отношению к природе. Создание альбома "Животные нашего края". Применение полученных знаний в продуктивной деятельности. Развитие навыков взаимодействия родителей с детьми. Пополнение методической копилки тематическими конспектами совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Продукт проектной деятельности:

Совместное изготовление поделок-животных и оформление макета. Альбом "Животные нашего края". Альбом со стихами и загадками о животных.

Ресурсное обеспечение:

       - План проведения проекта "Животные нашего края";

       - Подвижные игры, дидактические игры, пословицы, поговорки, стихи, рассказы, сказки  по теме проекта.

       - Фоторепортаж о животных.  

       - Оборудование для сюжетно-ролевых игр "Зоопарк", "Больница", "Ветеринарная клиника".

       - Мультфильмы "Король-Лев", "Крашеный Лис", "Три медведя", "Дюймовочка", "Лиса и заяц", "Умка ищет друга".

        - Презентация  "Животные нашего края".

Этапы реализации проекта.

I этап - организационный (подготовительный):

         - постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы; составление плана работы;

         - подбор художественной литературы: стихов, загадок, пословиц, сказок, песен о диких животных;

         - подборка энциклопедий: «Животный мир Алтайского края». Учебник для малышей В. Степанов;  «Большая книга животных». Энциклопедия;  "Времена года";

       - работа с методическим материалом, литературой по данной теме;

       - сбор фотоматериала.

II этап - практический: погружение в тему проекта;

       - проведение бесед;

        - проведение непосредственно образовательной деятельности;

       - проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр;

       - чтение художественной литературы, заучивание стихов, закличек по теме;

       - прослушивание песен по теме проекта;

       - просмотр фильма

      - подбор материала к презентациям о животных;

      - изготовление поделок животных вместе с родителями.

III этап - заключительный:

      - выставка творческих работ;

      - презентация детьми выбранного ими животного;

      - создание макета из поделок животных, изготовленных вместе с родителями;

      - посещение зоопарка ;

      - оформление альбома "Животные нашего края" и альбома загадок и стихов о диких животных.

Работа по проекту с родителями.

      - информация для родителей о животных нашего края; викторина для родителей "Все о животных";

     - помощь детям в подборе материала для презентации;

     - создание макета и изготовление вместе с детьми поделок-животных для макета;

     - оформление альбома " Животные нашего края";

                В качестве рефлексии можно использовать  дерево, на листочках которого родители описывают  свои впечатления о проекте. Также вопросы к детям, что во время проведения проекта понравилось больше всего, в чём испытывали затруднения, какие задания показались простыми и неинтересными.

        Для определения эффективности проведённого проекта можно использовать  анкеты для родителей, в которых им предлагается ответить на такие вопросы: «Какие события в теме оказались наиболее удачными и эффективными?", "Что нужно изменить или дополнить в следующий раз при проведении другой темы проекта?», «Что удалось, что не удалось и почему?»

Содержание проекта

  1. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.

Вид деятельности: познавательная, продуктивная, коммуникативная, игровая.

Содержание: Чтение произведений по теме проекта; решение проблемных ситуаций «Что было бы, если…».

Игровая деятельность   "Зоопарк","Боль-ница","Ветеринарная клиника";  дидактические  игры «Назови признаки животных», «Угадай, чей хвост?», «Четвёртый лишний», «Помоги животным приготовится к зиме», «Весёлый зоопарк". Беседы о правилах поведения в лесу.

  1. Образовательная область: Речевое развитие.

Вид деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, игровая.

 Содержание: Разучивание стихотворений: "Лиса" Т.Патракеевой, "Волк" И.Мордовиной, "Хитрый крот" Н.Боровкова.

Заучивание пословиц, поговорок по тематике проекта; отгадывание загадок. Выкладывание слов по теме при помощи магнитных букв; чтение рассказа М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб», чтение рассказа Е.Чарушина «Кто как живет?», рассказа К.Д. Ушинского «Спор животных»,   рассказа Н.Сладкова «Как медведь сам себя напугал»;  чтение сказки «Заяц-хваста"; рассматривание энциклопедий, журналов по теме;  разучивание считалки «Белки зайцев угощали…». Театрализованные игры: обыгрывание р.н.сказки «Лиса и волк»,  фрагмента сказки К.И.Чуковского «Айболит»,  сказки «У страха глаза велики».

 Составление рассказов о диких животных по плану (развитие связной речи).

Презентация детьми выбранного животного.

Речевые игры.

  1. Образовательная область: Физическое развитие.

Вид деятельности: двигательная, игровая.

 Содержание: Подвижные игры "Волк и зайцы", "Белкин дом",  "Зарядка зверей", "Медведь и пчёлы", "Охотники и звери".

Пальчиковые игры: «Дружат добрые зверята", «Этот мышонок в норке сидит», «Ёжик», «Белочки», «Жил-был зайчик».

  1. Образовательная область: Познавательное развитие.

   Вид деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

   Содержание: Просмотр презентаций о диких животных, рассматривание иллюстраций по теме. НОД "Дикие животные нашего края".

Беседа с детьми о животных, о том, как называются их жилища; рассуждения детей на тему «Почему животные делятся на хищников и травоядных? Могут ли они поменяться местами? Если нет, то почему?»; беседа «Как животные готовятся к зиме?», разгадывание кроссвордов и ребусов по теме «Дикие животные нашего края» (загадки о животных).

  Рассказы детей о диких животных, которые им нравятся, которых они видели, чтение удивительных рассказов о диких животных.

 Проблемные вопросы: "Почему заяц зимой белый?".

 Проведение опытов.

  1. Образовательная область:  Художественно-эстетическое развитие.

Вид деятельности: музыкальная, игровая, изобразительная.

 Содержание: Рассматривание картин о животных наших лесов, плакатов о животных.

Рисование на тему "Мое любимое животное",

  Аппликация "Мишка" (техника обрывания), "Кто в лесу живет?" (силуэтная аппликация).

Лепка по мотивам народных сказок "Бабушкины сказки"; лепка диких животных.

Самостоятельное рисование животных с помощью схем, трафаретов, шаблонов. Раскраски по теме «Дикие  животные».                              Драматизация "Дружные зайчата".

Достигнутые результаты.

Реализация проекта "Животные нашего края" в воспитательно-образовательном процессе способствует   развитию у детей любознательности, познавательной активности, дошкольники приобрели новые знания о повадках диких животных, об их подготовке к зиме. У детей сформировывается  понимание неразрывной связи человека с природой, они стали высказывать предположения и делать простейшие умозаключения.   В процессе проживания проекта дети с большим интересом включались в различные виды деятельности, привлекая своих родителей, проявляли чувство ответственности за себя и других. Родители повысили свою педагогическую компетентность, получив возможность из "зрителей" и "наблюдателей" стать активными участниками образовательного процесса.  Они были активными участниками и помощниками в реализации проекта, проявили творческую инициативу при изготовлении поделок, предоставили фото материалы и рисунки к творческой выставке, участвовали вместе с детьми в играх, в конкурсах. Таким образом, участие родителей в проекте позволило повысить их психолого-педагогическую компетентность  и подвести к пониманию ответственности за воспитание детей.

Список источников

  1. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 96с.
  2.  Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. – 48 с.
  3. Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 143с., илл.
  4. Михайлова-Свирская Л.В. Работа с родителями -М., Просвещение, 2015г.
  5.  Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа "Ребёнок - педагог - родитель". - СПБ.: ООО Издательство "Детство - Пресс", 2012. - 96 с.
  6. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2013. - 144 с.
  7. Михайлова-Свирская        Л.В. «Метод проектов в образовательной работе детского сада» - М., Просвещение, 2015 г.
  8. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 64 с.
  9. Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 143 с.

Интернет-источники

  1. http://womanadvice.ru/ekologicheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu
  2. http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2014/08/28/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov
  3.  http://festival.1september.ru/articles/590198/
  4.  http://doshkolniki.org/ekologiya/61-rabota-s-roditelyami-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Любимый край- Алтайский край"

Проект по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Любимый край- Алтайский край", включающий в себя презентацию об Алтайском крае...

Лэпбук "Алтайский край – мой край родной"

Мастер-класс для педагогв по изготовлению лэпбука по ознакомлению с Алтайским краем....

Проект нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста « Алтайский край –любимый край .»

Проект нравственно-патриотическое воспитаниеу детей старшего дошкольного возраста« Алтайский край –любимый   край .»...

Проект «Люби и знай свой край – Алтай!» посвященный юбилею Алтайского края для детей старшей группы (5-6 лет)

Проект: «Люби и знай свой край – Алтай!»  Актуальность проблемы:    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собо...

«Алтайский край, мой край родной!»

Создать условия для формирования чувства патриотизма, через привитие любви к природе, родному краю, истории....

Сценарий конкурса чтецов (посвященный юбилею Алтайского края ) «Люблю тебя, мой край Алтайский!».

Смотр-конкурс чтецов среди воспитанников, посвящённый юбилею Алтайского края, проводится с целью речевого развития и формирования интереса к художественному слову, с целью развития умения чу...

Сценарий концерта в детском саду, посвященный 85-летию Алтайского края «Наш край Алтай»

Цель:Формирование интереса детей к родному краю через музыкальную и художественную деятельность. Задачи:• Активизировать умение отражать красоту Алтайского края в продуктивной, музыкальной, ...