«Предметы крестьянского быта»
план-конспект занятия по окружающему миру

Никитина Ирина Эдуардовна

Занятие по социально-коммуникативному развитию на тему: «Предметы крестьянского быта»

Цель: формирование эмоционально-положительного отношения к предметам крестьянского быта.

Задачи:

— формировать дифференцированные представления о предметах быта, посуде (сундук, коромысло, кринка, блюдо, чашка, ушат, туесок, кузовок), об их назначении;

— воспитывать интерес к культуре своего народа, бережное отношение к предметам быта;

— обучать способам практического применения знаний в речевой, изобразительной, игровой, коммуникативной деятельности.

Оборудование: кукла Жихарка, тематический альбом «Предметы крестьянского быта», дидактическая игра «Собери утварь» (разрезные картинки), контуры вырезанных из бумаги силуэтов предметов быта и посуды для украшения их узорами; гуашь, кисти для украшения вырезанной из бумаги посуды.

* * *

Раздается стук в дверь. Появляется Жихарка.

Жихарка. Здравствуйте, дети. Я решил обратиться к вам за помощью. Мы с Котом и Петей переехали в новую избу и решили, что в нашем новом жилище будет все так, как в настоящей русской избе: поставили кровать, на которой будем спать. (Показывает иллюстрацию с изображением кровати, которая стояла в избе у русских людей.) Сундук у нас тоже есть (показывает иллюстрацию с изображением сундука), только мы не знаем, что там хранить. Ребята, расскажите, пожалуйста, для чего в избе нужен сундук?

Дети. Чтобы вещи хранить.

Воспитатель. В сундуке хранили одежду, ткани, украшения.

Жихарка. Есть у нас в избе коромысло. (Показывает иллюстрацию с изображением коромысла.) Ребята, а вы знаете, для чего оно нужно?

Дети. Чтобы воду носить.

Жихарка. А какие еще были вещи в избе у русских людей?

Дети. Еще была посуда.

Жихарка. Ребята, расскажите мне о том, какая была посуда в избе.

Воспитатель. Жихарка, у нас в детском саду есть музей «Русская изба». Там находятся вещи, которые были в избе у русских людей. Приглашаем тебя в наш музей, там мы покажем тебе посуду.

Дети входят в музей «Русская изба». На столе расставлена различная посуда: туесок для сбора ягод, кузовок для сбора грибов, блюдо, ваза, чашка, крынка.

Ребята, что стоит на столе?

Дети. Посуда.

Воспитатель. А как вы думаете, для чего она предназначалась?

Дети. Туесок — для сбора ягод, кузовок — для сбора грибов, ушат — для хранения воды, крынка — для молока, сметаны, блюдо — для пирогов, шанег, хлеба.

Воспитатель. Жихарка, а чтобы ты запомнил, какая была посуда и предметы быта в избе у русских людей, поиграй с нами в игру.

Игра «Собери утварь»

Детям дается набор картинок с изображением различной посуды и утвари, которая была в избе у русских людей (блюдо, ваза, чашка, кринка, ушат для хранения воды, коромысло, веник для подметания мусора, туесок для сбора ягод, кузовок для сбора грибов), по предложению воспитателя они называют то, что изображено на картинках. Затем предлагается второй такой же набор, только разрезанные части картинок перемешиваются, и детям нужно правильно их сложить.

Воспитатель. Человек старался украсить предметы быта: расписывал их разными узорами, цветами, листьями, выпиливал фигурки, вырезал на дереве листья, цветы.

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций из тематического альбома «Предметы народного быта».

Жихарка. Какие красивые узоры на посуде! Как же мне запомнить их, чтобы посуду, которая есть в нашей избе, тоже расписать красиво?

Воспитатель. Жихарка, наши ребята помогут тебе: они распишут узорами вырезанную из бумаги посуду и подарят тебе, а дома вы с Котом и Петей распишите свою посуду по нашим образцам.

Дети расписывают узорами вырезанные из бумаги контуры различной посуды и дарят ее Жихарке.

Жихарка. Вот спасибо вам, ребята, выручили меня. А за это я с вами поиграю в игру.

Игра «Назови словечко»

Ложечку точеную,

Ручку золоченую.

Ты по кругу предай

И словечко называй.

Дети передают по кругу ложку; у кого в руках ложка, тот называет посуду или предметы быта.

Жихарка. До свидания, ребята! 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по социально-коммуникативному развитию на тему: «Предметы крестьянского быта»

Цель: формирование эмоционально-положительного отношения к предметам крестьянского быта.

Задачи:

— формировать дифференцированные представления о предметах быта, посуде (сундук, коромысло, кринка, блюдо, чашка, ушат, туесок, кузовок), об их назначении;

— воспитывать интерес к культуре своего народа, бережное отношение к предметам быта;

— обучать способам практического применения знаний в речевой, изобразительной, игровой, коммуникативной деятельности.

Оборудование: кукла Жихарка, тематический альбом «Предметы крестьянского быта», дидактическая игра «Собери утварь» (разрезные картинки), контуры вырезанных из бумаги силуэтов предметов быта и посуды для украшения их узорами; гуашь, кисти для украшения вырезанной из бумаги посуды.

* * *

Раздается стук в дверь. Появляется Жихарка.

Жихарка. Здравствуйте, дети. Я решил обратиться к вам за помощью. Мы с Котом и Петей переехали в новую избу и решили, что в нашем новом жилище будет все так, как в настоящей русской избе: поставили кровать, на которой будем спать. (Показывает иллюстрацию с изображением кровати, которая стояла в избе у русских людей.) Сундук у нас тоже есть (показывает иллюстрацию с изображением сундука), только мы не знаем, что там хранить. Ребята, расскажите, пожалуйста, для чего в избе нужен сундук?

Дети. Чтобы вещи хранить.

Воспитатель. В сундуке хранили одежду, ткани, украшения.

Жихарка. Есть у нас в избе коромысло. (Показывает иллюстрацию с изображением коромысла.) Ребята, а вы знаете, для чего оно нужно?

Дети. Чтобы воду носить.

Жихарка. А какие еще были вещи в избе у русских людей?

Дети. Еще была посуда.

Жихарка. Ребята, расскажите мне о том, какая была посуда в избе.

Воспитатель. Жихарка, у нас в детском саду есть музей «Русская изба». Там находятся вещи, которые были в избе у русских людей. Приглашаем тебя в наш музей, там мы покажем тебе посуду.

Дети входят в музей «Русская изба». На столе расставлена различная посуда: туесок для сбора ягод, кузовок для сбора грибов, блюдо, ваза, чашка, крынка.

Ребята, что стоит на столе?

Дети. Посуда.

Воспитатель. А как вы думаете, для чего она предназначалась?

Дети. Туесок — для сбора ягод, кузовок — для сбора грибов, ушат — для хранения воды, крынка — для молока, сметаны, блюдо — для пирогов, шанег, хлеба.

Воспитатель. Жихарка, а чтобы ты запомнил, какая была посуда и предметы быта в избе у русских людей, поиграй с нами в игру.

Игра «Собери утварь»

Детям дается набор картинок с изображением различной посуды и утвари, которая была в избе у русских людей (блюдо, ваза, чашка, кринка, ушат для хранения воды, коромысло, веник для подметания мусора, туесок для сбора ягод, кузовок для сбора грибов), по предложению воспитателя они называют то, что изображено на картинках. Затем предлагается второй такой же набор, только разрезанные части картинок перемешиваются, и детям нужно правильно их сложить.

Воспитатель. Человек старался украсить предметы быта: расписывал их разными узорами, цветами, листьями, выпиливал фигурки, вырезал на дереве листья, цветы.

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций из тематического альбома «Предметы народного быта».

Жихарка. Какие красивые узоры на посуде! Как же мне запомнить их, чтобы посуду, которая есть в нашей избе, тоже расписать красиво?

Воспитатель. Жихарка, наши ребята помогут тебе: они распишут узорами вырезанную из бумаги посуду и подарят тебе, а дома вы с Котом и Петей распишите свою посуду по нашим образцам.

Дети расписывают узорами вырезанные из бумаги контуры различной посуды и дарят ее Жихарке.

Жихарка. Вот спасибо вам, ребята, выручили меня. А за это я с вами поиграю в игру.

Игра «Назови словечко»

Ложечку точеную,

Ручку золоченую.

Ты по кругу предай

И словечко называй.

Дети передают по кругу ложку; у кого в руках ложка, тот называет посуду или предметы быта.

Жихарка. До свидания, ребята! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду  в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...

«Опасные предметы в быту. Электроприборы.»

Сценарий Непосредственно-образовательной деятельности по ОБЖ...

Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе "Пожароопасные предметы в быту. Пожар в квартире"

Безопасное поведение во время пожара в квартире и в новогодние праздники....

Предметы народного быта в коррекционной работе с дошкольниками

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с использованием деревянных ложек (авторские игры)...

ПРОГРАММА по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством ознакомления с традициями крестьянского быта и труда»

Распространение передового педагогического опыта в формировании позитивных установок к различным видам труда и творчества, как условие успешной социализации детей дошкольного возраста в практику работ...