Предметы народного быта в коррекционной работе с дошкольниками
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Ованова Татьяна Николаевна

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с использованием деревянных ложек (авторские игры)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmety_narodnogo_byta.doc69 КБ
Microsoft Office document icon predmety_narodnogo_byta.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ В КОРРЕКЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ.

(использование народной культуры и традиций при организации занятий

по обучению грамоте с детьми дошкольного возраста)

Деревянные ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Они хороши тем, что их можно использовать по прямому назначению. Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если ее есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время трапезы, то вы никогда не сможете обжечься горячей пищей.

Деревянные изделия не только красивы – это экологически чистый материал. Для изготовления ложек использовалась древесина яблони, липы, рябины и т.д. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.

Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительный гармоничный чистый звук. Это свойство деревянных изделий оценили музыканты всего мира. С древнейших времен восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента во время плясок, песен для подчеркивания их эмоционального, ритмического характера. Сейчас ложки активно применяются как профессиональными коллективами народной музыки, так и в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста в качестве простейшего шумового ударного инструмента.

В детском саду знакомим с историей возникновения ложек, с использованием их в быту. Рассказываем дошкольникам о материале и технологии изготовления деревянных ложек, о ложках - музыкальных инструментах и учим игре на них.

Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ложек позволяет ребенку накопить и развить первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха сначала только для восприятия и повторения разнообразных ритмов, он постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых, так как каждый ударный инструмент имеет свой неповторимый тембр, силу звучания.

Приемов игры на ложках достаточно много, а при желании можно придумать и свои. Очень захотелось использовать деревянные ложки в коррекционном процессе, продолжить традиции русского народа в дошкольной педагогике.

Ложки могут иметь неспецифические свойства и выступать в роли предмета, активно влияющего на развитие фонематического восприятия дошкольников.

Осуществляя коррекционное обучение детей с нарушениями речи, логопед учитывает закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков.

Большое внимание уделяется гласным звукам, от четкости произношения которых в значительной мере зависит внятность речи. Кроме того, правильное произношение гласных играет большую роль при анализе звукового состава слова.

При обучении грамоте необходимо сформировать у дошкольников основное понятие: «гласный звук». Этот процесс осложняется тем, что мышление ребенка в дошкольном возрасте преимущественно наглядно-образное, т.е. малыш оперирует в основном образами, а не понятиями. Для решения этой проблемы использую деревянные ложки, которые помогают ребенку-дошкольнику связать образ и понятие в единое целое.

        

Изготовление наглядно-дидактического пособия из деревянных ложек.

Из деревянных ложек изготавливаю многофункциональное наглядно-дидактическое пособие. Для этого необходимо взять деревянную ложку и весь черпак покрасить красным цветом, с внешней стороны черпака нарисовать рожицы с изображением символов гласных звуков, т.о. получится шесть ложек (рис. 1).

Саму ложку после нанесения рисунка для износостойкости лучше покрыть бесцветным лаком. Примерные варианты ложек приведены на рисунках 2-7.

Конечно, вы можете сказать, что вместо ложек можно применять карточки с изображением символов гласных звуков. Но ложки удобнее держать в руке, и тактильный контакт с натуральным материалом способствует дополнительному положительному сенсорному воздействию на ребенка. Нестандартное применение ложек в качестве дидактического средства больше запомнится детям, чем использование картонных карточек.

Игры с деревянными ложками.

На занятиях по обучению грамоте, знакомя детей с гласными звуками, уточняем артикуляцию звуков [а], [у], [о], [и], [э], [ы], знакомим с символами каждого звука, предлагаем поиграть в игры:

  • Игра «Узнай звук по беззвучной артикуляции».

Цель: уточнить и выработать правильную артикуляцию гласных звуков, узнавать их по беззвучной артикуляции. Развивать зрительное внимание.

Ход игры:

Дети садятся в полукруг около логопеда и поют песню:

Веселый Антошка,

С деревянной ложкой,

К нам в гости забегай

И немножко поиграй!

Появляется Антошка с деревянными ложками:

Я веселый Антошка,

С деревянными ложками,

Люблю поиграть

И задания давать.

Вы на губы посмотрите

И звук гласный назовите,

А потом не зевайте,

Ложку к звуку подбирайте.

Взрослый произносит беззвучно гласные звуки, дети угадывают звук по артикуляции и соотносят данную артикуляцию с символами гласных звуков на деревянных ложках.

  • Игра «Веселый Антошка с деревянной ложкой».

Цель: развивать внимание к звуковой стороне речи, формировать фонематическое восприятие.

Ход игры:

Дети садятся в полукруг возле логопеда и поют песню:

Веселый Антошка,

С деревянной ложкой,

К нам в гости забегай

И немножко поиграй.

Появляется Антошка с деревянной ложкой и предлагает поиграть.

Ложка-ложечка стучи,

Ребятишек весели.

А ты, не зевай,

За Антошкой повторяй.

Антошка отстукивает деревянной ложкой с изображением символа звука [а] ритм, проговаривая сочетания из звуков [а]:

аа – а,     а – аа,

а – ааа,     ааа – а,

аа – аа,

аа – а – аа,

аа – ааа,     ааа – аа     и т.д.

Ребенок берет деревянную ложку и отстукивает заданный ритм, проговаривая сочетания из звуков.

Аналогично с другими гласными звуками.

  • Игра «Настроение Антошки».

Цель: упражнять в дифференциации эмоций по интонации, работать над интонационной выразительностью, учить передавать различные эмоции, чувства, настроения. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

Ход игры:

Дети садятся в полукруг около логопеда и поют песню:

Веселый Антошка,

С деревянной ложкой,

К нам в гости забегай

И немножко поиграй.

Логопед предлагает детям:

На Антошку посмотрите,

Его настроение определите.

Дошкольники определяют и передают различные эмоциональные состояния Антошки: веселье, удивление, грусть, радость и т.д.

Ах, веселый наш Антошка,

Удивись хотя б немножко.  

(дети отстукивают и произносят заданный ритм аа - ааа с удивление)

Деревянной ложкой,

Громко наш стучит Антошка!

(дети отстукивают и произносят заданный ритм а - аа - а громко)

Не шуми, ты, Антошка,

А играй понемножку.

(дети отстукивают и проговаривают заданный ритм ааа - а тихо)

Веселей стучи, Антошка,

Деревянной своей ложкой.

(дети отстукивают и проговаривают заданный ритм а - ааа -– а! весело)

Вот грустит наш Антошка,

Он устал играть немножко.

(дети отстукивают и проговаривают заданный ритм аа – а – аа грустно)

Ты, Антошка, не грусти,

Ты, немножко, отдохни.

А мы будем скучать,

Тебя в гости снова ждать.

Дети прощаются с Антошкой.

  • Игра «Короткие и длинные слова».

Цель: упражнять в различении на слух длинных и коротких слов, учить передавать ритмический рисунок слова.

Ход игры:

- К нам в гости пришел Антошка с деревянной ложкой (рис. 8) и увидел у нас в группе много предметов. Какие предметы увидел наш гость в группе? Назовите. (Дети называют предметы).

- Вы назвали много предметов. Вы произносили слова.

«Всему название дано -

И зверю и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что только видит глаз,

Над нами и под нами

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

                                                                  (А.Шибаев)

Педагог сообщает детям, что мы говорим словами. Речь состоит из слов. Слов много, они называют предметы, явления окружающего мира, свойства, качества и действия предметов.

Слова бывают длинными и короткими.

На доске выставлены парами картинки: кот - черепаха, мак - погремушка,
дом - велосипед, и т.д.

Со словами мы играем,

Их ритмично называем.

Антошка, ложечкой стучи,

Нам немножко подскажи,

Где короткие слова?

А где длинные слова?

Дети называют пары слов, отстукивают деревянной ложкой ритм каждого слова и определяют, какое это слово - короткое или длинное. Если слово длинное, долго произносится, как бы тянется, то дети стучат ложкой от 3-х и более раз (в зависимости, сколько в слове слогов). Если слово короткое, быстро произносится, то дети стучат
1-2 раза (в зависимости, сколько слогов).

  • Игра «Ложка-ложечка стучи» 

Цель:- формировать умения определять количество слогов в слове, развивать чувство ритма, слуховое внимание.

Ход игры:

Мы с игрушками играем,

По слогам их называем,

Покажи свои ложки,

Ими постучи немножко.

Мы с ложками играем,

Части в слове мы считаем,

Ложка-ложечка стучи,

Сколько в слове частей подскажи.

Дети встают друг к другу лицом. Один ребенок в ритм стихотворению стучит ложками о ложки другого ребенка.

Игра проводится по изучаемой лексической теме. При произнесении стихотворения слова в первой строке меняются в соответствии с изучаемой темой, например:

«Мы с игрушками играем…»

«С овощами мы играем…»

«С фруктами мы играем…» и т.д.

  • Игра «Ложкой мы ударяем, ударение мы ставим».

Цель: развивать умение выделять и отстукивать ударный слог в слове.

Ход игры:   

Антошка в гости к нам бежал

И Федору увидал.

Она тихо-тихо шла,

Всё посуду звала.

- Давайте поможем Федоре позвать посуду. Позовем вилку: вииилка. Какой слог звучит сильнее? Какой гласный звучит дольше. Мы ударяем голосом по звуку «и». Делаем ударение. Звук «и» - ударный звук. Позовем ложку: лооожка. Какой звук звучит сильнее? Назовите ударный гласный звук. (Аналогично анализируются остальные слова: ножи, чашка, чайник, самовар, сито и т.д.)

Логопед делает вывод: в каждом слове есть ударный слог, в котором гласный звук произносится сильнее и дольше. На этот гласный звук падает ударение. Ударение обозначается на письме черточкой над гласной буквой.

Ударение, как невидимый молоточек, который ударяет по слову.

Ударный слог, ударный слог -

Он назван так недаром …

Эй, невидимка молоток,

Отметь его ударом!

И молоТОК стуЧИТ, стуЧИТ,

И ЧЕТко речь моя звуЧИТ.

                                                                      (А.Шибаев)

Антошка услышал Федору, взял деревянную ложку (рис. 8) и решил поставить ударение в слове «вилка». Ударил ложкой. На какой слог упало ударение? На какой гласный звук? Проверим, правильно ли Антошка поставил ударение. Произнесем слово с ударением и ударим ложкой на ударный слог. (Дети упражняются в отстукивании деревянной ложкой ударного слога в словах).

  • Игра «Отстучи, сколько звуков в слоге или слове».

Цель: обучать звуковому анализу, учить определять количество звуков в слоге или слове, развивать внимание к звуковой стороне речи, формировать фонематическое восприятие, слуховую память.

Ход игры: 

Дети вместе с педагогом присели на полянку отдохнуть и вдруг слышат:

Тук да тук, тук да тук -

Слышен нам Антошкин стук.

(Появляется расстроенный Антошка с деревянной ложкой (рис. 8)).

Антошка звуки в слове считал

И все время их терял.

Вот заплакал наш Антошка,

Он расстроился немножко.

(Дети успокаивают Антошку).

- Логопед предлагает детям напомнить Антошке, почему звучат слова. (Потому, что в них есть звуки). Слова состоят из звуков.

Ты, не плачь, дорогой,

Звуки сосчитаем мы с тобой.

Слово, слово мы поем,

Сколько звуков узнаем.

(Дети берут деревянные ложки и отстукивают количество звуков в слоге или слове).

Слово ты произноси,

Сколько звуков в нем отстучи.

Сначала дети определяют количество звуков в слогах: ам, уп, им; ма, па, ми, и т.д. Затем в словах: уха, мак, дом, кот, и т.д.

  • Игра «Антошкины покупки».

Цель: формировать умения согласовывать числительные с существительными, развивать слуховое восприятие, внимание, память.

Ход игры:

Дети сидят полукругом около логопеда. Появляется Антошка с деревянной
ложкой (рис. 8).

В гости к нам пришел Антошка,

Поиграть хочет немножко.

Веселый Антошка

Купил овощей немножко.

А ты, слушай, не зевай,

Сколько чего купил, называй.

Веселый Антошка показывает овощ, отстукивает деревянной ложкой
от 2 до 5 раз и спрашивает: «Сколько я купил картошки? (моркови, капусты, кабачков, свеклы, лука и т.д.)

(Антошкины покупки меняются в зависимости от изучаемой темы).

Дети считают сколько раз Антошка ударил деревянной ложкой и отвечают: Антошка купил 2 капусты, 3 моркови, 5 кабачков и т.д.

Затем Антошка предлагает детям поиграть самостоятельно. Дети выходят парами. Один ребенок показывает овощ и отстукивает деревянной ложкой,
другой – считает и называет, сколько овощей купил напарник. Потом дети меняются местами.

Многолетняя практика показывает, что добиваться положительного результата в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи помогают игры.

Уважаемые коллеги, надеюсь, что игры с деревянными ложками помогут вам обучать детей творчески, с опорой на активные методы развития мышления, а детям позволят учиться легко, весело, с удовольствием. Приятно осознавать, что мы, используя в коррекционном процессе старинный предмет быта - «деревянную ложку», продолжаем традиции наших предков. Дети, играя ложками, постигают понятия: «звук», «слог», «слово», «ударение» и т. д.

Игры не только пробуждают интерес к занятию, но и достигается главное – направляется внимание к изучаемой теме, к восприятию нового или повторению пройденного, воспитывается уважение к народным традициям и культуре русского народа.



Предварительный просмотр:

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ В КОРРЕКЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ.

(использование народной культуры и традиций при организации занятий

по обучению грамоте с детьми дошкольного возраста)

Деревянные ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Они хороши тем, что их можно использовать по прямому назначению. Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если ее есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время трапезы, то вы никогда не сможете обжечься горячей пищей.

Деревянные изделия не только красивы – это экологически чистый материал. Для изготовления ложек использовалась древесина яблони, липы, рябины и т.д. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.

Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительный гармоничный чистый звук. Это свойство деревянных изделий оценили музыканты всего мира. С древнейших времен восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента во время плясок, песен для подчеркивания их эмоционального, ритмического характера. Сейчас ложки активно применяются как профессиональными коллективами народной музыки, так и в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста в качестве простейшего шумового ударного инструмента.

В детском саду знакомим с историей возникновения ложек, с использованием их в быту. Рассказываем дошкольникам о материале и технологии изготовления деревянных ложек, о ложках - музыкальных инструментах и учим игре на них.

Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ложек позволяет ребенку накопить и развить первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха сначала только для восприятия и повторения разнообразных ритмов, он постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых, так как каждый ударный инструмент имеет свой неповторимый тембр, силу звучания.

Приемов игры на ложках достаточно много, а при желании можно придумать и свои. Очень захотелось использовать деревянные ложки в коррекционном процессе, продолжить традиции русского народа в дошкольной педагогике.

Ложки могут иметь неспецифические свойства и выступать в роли предмета, активно влияющего на развитие фонематического восприятия дошкольников.

Осуществляя коррекционное обучение детей с нарушениями речи, логопед учитывает закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков.

Большое внимание уделяется гласным звукам, от четкости произношения которых в значительной мере зависит внятность речи. Кроме того, правильное произношение гласных играет большую роль при анализе звукового состава слова.

При обучении грамоте необходимо сформировать у дошкольников основное понятие: «гласный звук». Этот процесс осложняется тем, что мышление ребенка в дошкольном возрасте преимущественно наглядно-образное, т.е. малыш оперирует в основном образами, а не понятиями. Для решения этой проблемы использую деревянные ложки, которые помогают ребенку-дошкольнику связать образ и понятие в единое целое.

        

Изготовление наглядно-дидактического пособия из деревянных ложек.

Из деревянных ложек изготавливаю многофункциональное наглядно-дидактическое пособие. Для этого необходимо взять деревянную ложку и весь черпак покрасить красным цветом, с внешней стороны черпака нарисовать рожицы с изображением символов гласных звуков, т.о. получится шесть ложек (рис. 1).

Саму ложку после нанесения рисунка для износостойкости лучше покрыть бесцветным лаком. Примерные варианты ложек приведены на рисунках 2-7.

Конечно, вы можете сказать, что вместо ложек можно применять карточки с изображением символов гласных звуков. Но ложки удобнее держать в руке, и тактильный контакт с натуральным материалом способствует дополнительному положительному сенсорному воздействию на ребенка. Нестандартное применение ложек в качестве дидактического средства больше запомнится детям, чем использование картонных карточек.

Игры с деревянными ложками.

На занятиях по обучению грамоте, знакомя детей с гласными звуками, уточняем артикуляцию звуков [а], [у], [о], [и], [э], [ы], знакомим с символами каждого звука, предлагаем поиграть в игры:

  • Игра «Узнай звук по беззвучной артикуляции».

Цель: уточнить и выработать правильную артикуляцию гласных звуков, узнавать их по беззвучной артикуляции. Развивать зрительное внимание.

Ход игры:

Дети садятся в полукруг около логопеда и поют песню:

Веселый Антошка,

С деревянной ложкой,

К нам в гости забегай

И немножко поиграй!

Появляется Антошка с деревянными ложками:

Я веселый Антошка,

С деревянными ложками,

Люблю поиграть

И задания давать.

Вы на губы посмотрите

И звук гласный назовите,

А потом не зевайте,

Ложку к звуку подбирайте.

Взрослый произносит беззвучно гласные звуки, дети угадывают звук по артикуляции и соотносят данную артикуляцию с символами гласных звуков на деревянных ложках.

  • Игра «Веселый Антошка с деревянной ложкой».

Цель: развивать внимание к звуковой стороне речи, формировать фонематическое восприятие.

Ход игры:

Дети садятся в полукруг возле логопеда и поют песню:

Веселый Антошка,

С деревянной ложкой,

К нам в гости забегай

И немножко поиграй.

Появляется Антошка с деревянной ложкой и предлагает поиграть.

Ложка-ложечка стучи,

Ребятишек весели.

А ты, не зевай,

За Антошкой повторяй.

Антошка отстукивает деревянной ложкой с изображением символа звука [а] ритм, проговаривая сочетания из звуков [а]:

аа – а,     а – аа,

а – ааа,     ааа – а,

аа – аа,

аа – а – аа,

аа – ааа,     ааа – аа     и т.д.

Ребенок берет деревянную ложку и отстукивает заданный ритм, проговаривая сочетания из звуков.

Аналогично с другими гласными звуками.

  • Игра «Настроение Антошки».

Цель: упражнять в дифференциации эмоций по интонации, работать над интонационной выразительностью, учить передавать различные эмоции, чувства, настроения. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

Ход игры:

Дети садятся в полукруг около логопеда и поют песню:

Веселый Антошка,

С деревянной ложкой,

К нам в гости забегай

И немножко поиграй.

Логопед предлагает детям:

На Антошку посмотрите,

Его настроение определите.

Дошкольники определяют и передают различные эмоциональные состояния Антошки: веселье, удивление, грусть, радость и т.д.

Ах, веселый наш Антошка,

Удивись хотя б немножко.  

(дети отстукивают и произносят заданный ритм аа - ааа с удивление)

Деревянной ложкой,

Громко наш стучит Антошка!

(дети отстукивают и произносят заданный ритм а - аа - а громко)

Не шуми, ты, Антошка,

А играй понемножку.

(дети отстукивают и проговаривают заданный ритм ааа - а тихо)

Веселей стучи, Антошка,

Деревянной своей ложкой.

(дети отстукивают и проговаривают заданный ритм а - ааа -– а! весело)

Вот грустит наш Антошка,

Он устал играть немножко.

(дети отстукивают и проговаривают заданный ритм аа – а – аа грустно)

Ты, Антошка, не грусти,

Ты, немножко, отдохни.

А мы будем скучать,

Тебя в гости снова ждать.

Дети прощаются с Антошкой.

  • Игра «Короткие и длинные слова».

Цель: упражнять в различении на слух длинных и коротких слов, учить передавать ритмический рисунок слова.

Ход игры:

- К нам в гости пришел Антошка с деревянной ложкой (рис. 8) и увидел у нас в группе много предметов. Какие предметы увидел наш гость в группе? Назовите. (Дети называют предметы).

- Вы назвали много предметов. Вы произносили слова.

«Всему название дано -

И зверю и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что только видит глаз,

Над нами и под нами

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

                                                                  (А.Шибаев)

Педагог сообщает детям, что мы говорим словами. Речь состоит из слов. Слов много, они называют предметы, явления окружающего мира, свойства, качества и действия предметов.

Слова бывают длинными и короткими.

На доске выставлены парами картинки: кот - черепаха, мак - погремушка,
дом - велосипед, и т.д.

Со словами мы играем,

Их ритмично называем.

Антошка, ложечкой стучи,

Нам немножко подскажи,

Где короткие слова?

А где длинные слова?

Дети называют пары слов, отстукивают деревянной ложкой ритм каждого слова и определяют, какое это слово - короткое или длинное. Если слово длинное, долго произносится, как бы тянется, то дети стучат ложкой от 3-х и более раз (в зависимости, сколько в слове слогов). Если слово короткое, быстро произносится, то дети стучат
1-2 раза (в зависимости, сколько слогов).

  • Игра «Ложка-ложечка стучи» 

Цель:- формировать умения определять количество слогов в слове, развивать чувство ритма, слуховое внимание.

Ход игры:

Мы с игрушками играем,

По слогам их называем,

Покажи свои ложки,

Ими постучи немножко.

Мы с ложками играем,

Части в слове мы считаем,

Ложка-ложечка стучи,

Сколько в слове частей подскажи.

Дети встают друг к другу лицом. Один ребенок в ритм стихотворению стучит ложками о ложки другого ребенка.

Игра проводится по изучаемой лексической теме. При произнесении стихотворения слова в первой строке меняются в соответствии с изучаемой темой, например:

«Мы с игрушками играем…»

«С овощами мы играем…»

«С фруктами мы играем…» и т.д.

  • Игра «Ложкой мы ударяем, ударение мы ставим».

Цель: развивать умение выделять и отстукивать ударный слог в слове.

Ход игры:   

Антошка в гости к нам бежал

И Федору увидал.

Она тихо-тихо шла,

Всё посуду звала.

- Давайте поможем Федоре позвать посуду. Позовем вилку: вииилка. Какой слог звучит сильнее? Какой гласный звучит дольше. Мы ударяем голосом по звуку «и». Делаем ударение. Звук «и» - ударный звук. Позовем ложку: лооожка. Какой звук звучит сильнее? Назовите ударный гласный звук. (Аналогично анализируются остальные слова: ножи, чашка, чайник, самовар, сито и т.д.)

Логопед делает вывод: в каждом слове есть ударный слог, в котором гласный звук произносится сильнее и дольше. На этот гласный звук падает ударение. Ударение обозначается на письме черточкой над гласной буквой.

Ударение, как невидимый молоточек, который ударяет по слову.

Ударный слог, ударный слог -

Он назван так недаром …

Эй, невидимка молоток,

Отметь его ударом!

И молоТОК стуЧИТ, стуЧИТ,

И ЧЕТко речь моя звуЧИТ.

                                                                      (А.Шибаев)

Антошка услышал Федору, взял деревянную ложку (рис. 8) и решил поставить ударение в слове «вилка». Ударил ложкой. На какой слог упало ударение? На какой гласный звук? Проверим, правильно ли Антошка поставил ударение. Произнесем слово с ударением и ударим ложкой на ударный слог. (Дети упражняются в отстукивании деревянной ложкой ударного слога в словах).

  • Игра «Отстучи, сколько звуков в слоге или слове».

Цель: обучать звуковому анализу, учить определять количество звуков в слоге или слове, развивать внимание к звуковой стороне речи, формировать фонематическое восприятие, слуховую память.

Ход игры: 

Дети вместе с педагогом присели на полянку отдохнуть и вдруг слышат:

Тук да тук, тук да тук -

Слышен нам Антошкин стук.

(Появляется расстроенный Антошка с деревянной ложкой (рис. 8)).

Антошка звуки в слове считал

И все время их терял.

Вот заплакал наш Антошка,

Он расстроился немножко.

(Дети успокаивают Антошку).

- Логопед предлагает детям напомнить Антошке, почему звучат слова. (Потому, что в них есть звуки). Слова состоят из звуков.

Ты, не плачь, дорогой,

Звуки сосчитаем мы с тобой.

Слово, слово мы поем,

Сколько звуков узнаем.

(Дети берут деревянные ложки и отстукивают количество звуков в слоге или слове).

Слово ты произноси,

Сколько звуков в нем отстучи.

Сначала дети определяют количество звуков в слогах: ам, уп, им; ма, па, ми, и т.д. Затем в словах: уха, мак, дом, кот, и т.д.

  • Игра «Антошкины покупки».

Цель: формировать умения согласовывать числительные с существительными, развивать слуховое восприятие, внимание, память.

Ход игры:

Дети сидят полукругом около логопеда. Появляется Антошка с деревянной
ложкой (рис. 8).

В гости к нам пришел Антошка,

Поиграть хочет немножко.

Веселый Антошка

Купил овощей немножко.

А ты, слушай, не зевай,

Сколько чего купил, называй.

Веселый Антошка показывает овощ, отстукивает деревянной ложкой
от 2 до 5 раз и спрашивает: «Сколько я купил картошки? (моркови, капусты, кабачков, свеклы, лука и т.д.)

(Антошкины покупки меняются в зависимости от изучаемой темы).

Дети считают сколько раз Антошка ударил деревянной ложкой и отвечают: Антошка купил 2 капусты, 3 моркови, 5 кабачков и т.д.

Затем Антошка предлагает детям поиграть самостоятельно. Дети выходят парами. Один ребенок показывает овощ и отстукивает деревянной ложкой,
другой – считает и называет, сколько овощей купил напарник. Потом дети меняются местами.

Многолетняя практика показывает, что добиваться положительного результата в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи помогают игры.

Уважаемые коллеги, надеюсь, что игры с деревянными ложками помогут вам обучать детей творчески, с опорой на активные методы развития мышления, а детям позволят учиться легко, весело, с удовольствием. Приятно осознавать, что мы, используя в коррекционном процессе старинный предмет быта - «деревянную ложку», продолжаем традиции наших предков. Дети, играя ложками, постигают понятия: «звук», «слог», «слово», «ударение» и т. д.

Игры не только пробуждают интерес к занятию, но и достигается главное – направляется внимание к изучаемой теме, к восприятию нового или повторению пройденного, воспитывается уважение к народным традициям и культуре русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт мини-музея «Предметы народного быта»

Мини - музей детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей. Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совм...

Предметы народного быта

Младшая группа...

Мини-музей "Предметы народного быта"

В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и ма...

Предметы народного быта

Воспитание интереса к традициям и обычаем своего народа....

Спортивный праздник с предметами народного быта "Бабушка яга в гостях у ребят"

Спортинвый праздник для детей трашего дошкольного возраста...

предметы народного быта

предметы народного быта...

презентация "Предметы народного быта"

Презентация " Предметы народного быта"...