Предметы народного быта в коррекционной работе с дошкольниками
статья по логопедии (старшая группа) по теме
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с использованием деревянных ложек (авторские игры)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmety_narodnogo_byta.doc | 69 КБ |
predmety_narodnogo_byta.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ В КОРРЕКЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ.
(использование народной культуры и традиций при организации занятий
по обучению грамоте с детьми дошкольного возраста)
Деревянные ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Они хороши тем, что их можно использовать по прямому назначению. Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если ее есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время трапезы, то вы никогда не сможете обжечься горячей пищей.
Деревянные изделия не только красивы – это экологически чистый материал. Для изготовления ложек использовалась древесина яблони, липы, рябины и т.д. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.
Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительный гармоничный чистый звук. Это свойство деревянных изделий оценили музыканты всего мира. С древнейших времен восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента во время плясок, песен для подчеркивания их эмоционального, ритмического характера. Сейчас ложки активно применяются как профессиональными коллективами народной музыки, так и в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста в качестве простейшего шумового ударного инструмента.
В детском саду знакомим с историей возникновения ложек, с использованием их в быту. Рассказываем дошкольникам о материале и технологии изготовления деревянных ложек, о ложках - музыкальных инструментах и учим игре на них.
Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ложек позволяет ребенку накопить и развить первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха сначала только для восприятия и повторения разнообразных ритмов, он постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых, так как каждый ударный инструмент имеет свой неповторимый тембр, силу звучания.
Приемов игры на ложках достаточно много, а при желании можно придумать и свои. Очень захотелось использовать деревянные ложки в коррекционном процессе, продолжить традиции русского народа в дошкольной педагогике.
Ложки могут иметь неспецифические свойства и выступать в роли предмета, активно влияющего на развитие фонематического восприятия дошкольников.
Осуществляя коррекционное обучение детей с нарушениями речи, логопед учитывает закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков.
Большое внимание уделяется гласным звукам, от четкости произношения которых в значительной мере зависит внятность речи. Кроме того, правильное произношение гласных играет большую роль при анализе звукового состава слова.
При обучении грамоте необходимо сформировать у дошкольников основное понятие: «гласный звук». Этот процесс осложняется тем, что мышление ребенка в дошкольном возрасте преимущественно наглядно-образное, т.е. малыш оперирует в основном образами, а не понятиями. Для решения этой проблемы использую деревянные ложки, которые помогают ребенку-дошкольнику связать образ и понятие в единое целое.
Изготовление наглядно-дидактического пособия из деревянных ложек.
Из деревянных ложек изготавливаю многофункциональное наглядно-дидактическое пособие. Для этого необходимо взять деревянную ложку и весь черпак покрасить красным цветом, с внешней стороны черпака нарисовать рожицы с изображением символов гласных звуков, т.о. получится шесть ложек (рис. 1).
Саму ложку после нанесения рисунка для износостойкости лучше покрыть бесцветным лаком. Примерные варианты ложек приведены на рисунках 2-7.
Конечно, вы можете сказать, что вместо ложек можно применять карточки с изображением символов гласных звуков. Но ложки удобнее держать в руке, и тактильный контакт с натуральным материалом способствует дополнительному положительному сенсорному воздействию на ребенка. Нестандартное применение ложек в качестве дидактического средства больше запомнится детям, чем использование картонных карточек.
Игры с деревянными ложками.
На занятиях по обучению грамоте, знакомя детей с гласными звуками, уточняем артикуляцию звуков [а], [у], [о], [и], [э], [ы], знакомим с символами каждого звука, предлагаем поиграть в игры:
- Игра «Узнай звук по беззвучной артикуляции».
Цель: уточнить и выработать правильную артикуляцию гласных звуков, узнавать их по беззвучной артикуляции. Развивать зрительное внимание.
Ход игры:
Дети садятся в полукруг около логопеда и поют песню:
Веселый Антошка,
С деревянной ложкой,
К нам в гости забегай
И немножко поиграй!
Появляется Антошка с деревянными ложками:
Я веселый Антошка,
С деревянными ложками,
Люблю поиграть
И задания давать.
Вы на губы посмотрите
И звук гласный назовите,
А потом не зевайте,
Ложку к звуку подбирайте.
Взрослый произносит беззвучно гласные звуки, дети угадывают звук по артикуляции и соотносят данную артикуляцию с символами гласных звуков на деревянных ложках.
- Игра «Веселый Антошка с деревянной ложкой».
Цель: развивать внимание к звуковой стороне речи, формировать фонематическое восприятие.
Ход игры:
Дети садятся в полукруг возле логопеда и поют песню:
Веселый Антошка,
С деревянной ложкой,
К нам в гости забегай
И немножко поиграй.
Появляется Антошка с деревянной ложкой и предлагает поиграть.
Ложка-ложечка стучи,
Ребятишек весели.
А ты, не зевай,
За Антошкой повторяй.
Антошка отстукивает деревянной ложкой с изображением символа звука [а] ритм, проговаривая сочетания из звуков [а]:
аа – а, а – аа,
а – ааа, ааа – а,
аа – аа,
аа – а – аа,
аа – ааа, ааа – аа и т.д.
Ребенок берет деревянную ложку и отстукивает заданный ритм, проговаривая сочетания из звуков.
Аналогично с другими гласными звуками.
- Игра «Настроение Антошки».
Цель: упражнять в дифференциации эмоций по интонации, работать над интонационной выразительностью, учить передавать различные эмоции, чувства, настроения. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
Ход игры:
Дети садятся в полукруг около логопеда и поют песню:
Веселый Антошка,
С деревянной ложкой,
К нам в гости забегай
И немножко поиграй.
Логопед предлагает детям:
На Антошку посмотрите,
Его настроение определите.
Дошкольники определяют и передают различные эмоциональные состояния Антошки: веселье, удивление, грусть, радость и т.д.
Ах, веселый наш Антошка,
Удивись хотя б немножко.
(дети отстукивают и произносят заданный ритм аа - ааа с удивление)
Деревянной ложкой,
Громко наш стучит Антошка!
(дети отстукивают и произносят заданный ритм а - аа - а громко)
Не шуми, ты, Антошка,
А играй понемножку.
(дети отстукивают и проговаривают заданный ритм ааа - а тихо)
Веселей стучи, Антошка,
Деревянной своей ложкой.
(дети отстукивают и проговаривают заданный ритм а - ааа -– а! весело)
Вот грустит наш Антошка,
Он устал играть немножко.
(дети отстукивают и проговаривают заданный ритм аа – а – аа грустно)
Ты, Антошка, не грусти,
Ты, немножко, отдохни.
А мы будем скучать,
Тебя в гости снова ждать.
Дети прощаются с Антошкой.
- Игра «Короткие и длинные слова».
Цель: упражнять в различении на слух длинных и коротких слов, учить передавать ритмический рисунок слова.
Ход игры:
- К нам в гости пришел Антошка с деревянной ложкой (рис. 8) и увидел у нас в группе много предметов. Какие предметы увидел наш гость в группе? Назовите. (Дети называют предметы).
- Вы назвали много предметов. Вы произносили слова.
«Всему название дано -
И зверю и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету.
И все, что только видит глаз,
Над нами и под нами
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
(А.Шибаев)
Педагог сообщает детям, что мы говорим словами. Речь состоит из слов. Слов много, они называют предметы, явления окружающего мира, свойства, качества и действия предметов.
Слова бывают длинными и короткими.
На доске выставлены парами картинки: кот - черепаха, мак - погремушка,
дом - велосипед, и т.д.
Со словами мы играем,
Их ритмично называем.
Антошка, ложечкой стучи,
Нам немножко подскажи,
Где короткие слова?
А где длинные слова?
Дети называют пары слов, отстукивают деревянной ложкой ритм каждого слова и определяют, какое это слово - короткое или длинное. Если слово длинное, долго произносится, как бы тянется, то дети стучат ложкой от 3-х и более раз (в зависимости, сколько в слове слогов). Если слово короткое, быстро произносится, то дети стучат
1-2 раза (в зависимости, сколько слогов).
- Игра «Ложка-ложечка стучи»
Цель:- формировать умения определять количество слогов в слове, развивать чувство ритма, слуховое внимание.
Ход игры:
Мы с игрушками играем,
По слогам их называем,
Покажи свои ложки,
Ими постучи немножко.
Мы с ложками играем,
Части в слове мы считаем,
Ложка-ложечка стучи,
Сколько в слове частей подскажи.
Дети встают друг к другу лицом. Один ребенок в ритм стихотворению стучит ложками о ложки другого ребенка.
Игра проводится по изучаемой лексической теме. При произнесении стихотворения слова в первой строке меняются в соответствии с изучаемой темой, например:
«Мы с игрушками играем…»
«С овощами мы играем…»
«С фруктами мы играем…» и т.д.
- Игра «Ложкой мы ударяем, ударение мы ставим».
Цель: развивать умение выделять и отстукивать ударный слог в слове.
Ход игры:
Антошка в гости к нам бежал
И Федору увидал.
Она тихо-тихо шла,
Всё посуду звала.
- Давайте поможем Федоре позвать посуду. Позовем вилку: вииилка. Какой слог звучит сильнее? Какой гласный звучит дольше. Мы ударяем голосом по звуку «и». Делаем ударение. Звук «и» - ударный звук. Позовем ложку: лооожка. Какой звук звучит сильнее? Назовите ударный гласный звук. (Аналогично анализируются остальные слова: ножи, чашка, чайник, самовар, сито и т.д.)
Логопед делает вывод: в каждом слове есть ударный слог, в котором гласный звук произносится сильнее и дольше. На этот гласный звук падает ударение. Ударение обозначается на письме черточкой над гласной буквой.
Ударение, как невидимый молоточек, который ударяет по слову.
Ударный слог, ударный слог -
Он назван так недаром …
Эй, невидимка молоток,
Отметь его ударом!
И молоТОК стуЧИТ, стуЧИТ,
И ЧЕТко речь моя звуЧИТ.
(А.Шибаев)
Антошка услышал Федору, взял деревянную ложку (рис. 8) и решил поставить ударение в слове «вилка». Ударил ложкой. На какой слог упало ударение? На какой гласный звук? Проверим, правильно ли Антошка поставил ударение. Произнесем слово с ударением и ударим ложкой на ударный слог. (Дети упражняются в отстукивании деревянной ложкой ударного слога в словах).
- Игра «Отстучи, сколько звуков в слоге или слове».
Цель: обучать звуковому анализу, учить определять количество звуков в слоге или слове, развивать внимание к звуковой стороне речи, формировать фонематическое восприятие, слуховую память.
Ход игры:
Дети вместе с педагогом присели на полянку отдохнуть и вдруг слышат:
Тук да тук, тук да тук -
Слышен нам Антошкин стук.
(Появляется расстроенный Антошка с деревянной ложкой (рис. 8)).
Антошка звуки в слове считал
И все время их терял.
Вот заплакал наш Антошка,
Он расстроился немножко.
(Дети успокаивают Антошку).
- Логопед предлагает детям напомнить Антошке, почему звучат слова. (Потому, что в них есть звуки). Слова состоят из звуков.
Ты, не плачь, дорогой,
Звуки сосчитаем мы с тобой.
Слово, слово мы поем,
Сколько звуков узнаем.
(Дети берут деревянные ложки и отстукивают количество звуков в слоге или слове).
Слово ты произноси,
Сколько звуков в нем отстучи.
Сначала дети определяют количество звуков в слогах: ам, уп, им; ма, па, ми, и т.д. Затем в словах: уха, мак, дом, кот, и т.д.
- Игра «Антошкины покупки».
Цель: формировать умения согласовывать числительные с существительными, развивать слуховое восприятие, внимание, память.
Ход игры:
Дети сидят полукругом около логопеда. Появляется Антошка с деревянной
ложкой (рис. 8).
В гости к нам пришел Антошка,
Поиграть хочет немножко.
Веселый Антошка
Купил овощей немножко.
А ты, слушай, не зевай,
Сколько чего купил, называй.
Веселый Антошка показывает овощ, отстукивает деревянной ложкой
от 2 до 5 раз и спрашивает: «Сколько я купил картошки? (моркови, капусты, кабачков, свеклы, лука и т.д.)
(Антошкины покупки меняются в зависимости от изучаемой темы).
Дети считают сколько раз Антошка ударил деревянной ложкой и отвечают: Антошка купил 2 капусты, 3 моркови, 5 кабачков и т.д.
Затем Антошка предлагает детям поиграть самостоятельно. Дети выходят парами. Один ребенок показывает овощ и отстукивает деревянной ложкой,
другой – считает и называет, сколько овощей купил напарник. Потом дети меняются местами.
Многолетняя практика показывает, что добиваться положительного результата в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи помогают игры.
Уважаемые коллеги, надеюсь, что игры с деревянными ложками помогут вам обучать детей творчески, с опорой на активные методы развития мышления, а детям позволят учиться легко, весело, с удовольствием. Приятно осознавать, что мы, используя в коррекционном процессе старинный предмет быта - «деревянную ложку», продолжаем традиции наших предков. Дети, играя ложками, постигают понятия: «звук», «слог», «слово», «ударение» и т. д.
Игры не только пробуждают интерес к занятию, но и достигается главное – направляется внимание к изучаемой теме, к восприятию нового или повторению пройденного, воспитывается уважение к народным традициям и культуре русского народа.
Предварительный просмотр:
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ В КОРРЕКЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ.
(использование народной культуры и традиций при организации занятий
по обучению грамоте с детьми дошкольного возраста)
Деревянные ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Они хороши тем, что их можно использовать по прямому назначению. Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если ее есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время трапезы, то вы никогда не сможете обжечься горячей пищей.
Деревянные изделия не только красивы – это экологически чистый материал. Для изготовления ложек использовалась древесина яблони, липы, рябины и т.д. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.
Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительный гармоничный чистый звук. Это свойство деревянных изделий оценили музыканты всего мира. С древнейших времен восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента во время плясок, песен для подчеркивания их эмоционального, ритмического характера. Сейчас ложки активно применяются как профессиональными коллективами народной музыки, так и в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста в качестве простейшего шумового ударного инструмента.
В детском саду знакомим с историей возникновения ложек, с использованием их в быту. Рассказываем дошкольникам о материале и технологии изготовления деревянных ложек, о ложках - музыкальных инструментах и учим игре на них.
Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ложек позволяет ребенку накопить и развить первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха сначала только для восприятия и повторения разнообразных ритмов, он постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых, так как каждый ударный инструмент имеет свой неповторимый тембр, силу звучания.
Приемов игры на ложках достаточно много, а при желании можно придумать и свои. Очень захотелось использовать деревянные ложки в коррекционном процессе, продолжить традиции русского народа в дошкольной педагогике.
Ложки могут иметь неспецифические свойства и выступать в роли предмета, активно влияющего на развитие фонематического восприятия дошкольников.
Осуществляя коррекционное обучение детей с нарушениями речи, логопед учитывает закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков.
Большое внимание уделяется гласным звукам, от четкости произношения которых в значительной мере зависит внятность речи. Кроме того, правильное произношение гласных играет большую роль при анализе звукового состава слова.
При обучении грамоте необходимо сформировать у дошкольников основное понятие: «гласный звук». Этот процесс осложняется тем, что мышление ребенка в дошкольном возрасте преимущественно наглядно-образное, т.е. малыш оперирует в основном образами, а не понятиями. Для решения этой проблемы использую деревянные ложки, которые помогают ребенку-дошкольнику связать образ и понятие в единое целое.
Изготовление наглядно-дидактического пособия из деревянных ложек.
Из деревянных ложек изготавливаю многофункциональное наглядно-дидактическое пособие. Для этого необходимо взять деревянную ложку и весь черпак покрасить красным цветом, с внешней стороны черпака нарисовать рожицы с изображением символов гласных звуков, т.о. получится шесть ложек (рис. 1).
Саму ложку после нанесения рисунка для износостойкости лучше покрыть бесцветным лаком. Примерные варианты ложек приведены на рисунках 2-7.
Конечно, вы можете сказать, что вместо ложек можно применять карточки с изображением символов гласных звуков. Но ложки удобнее держать в руке, и тактильный контакт с натуральным материалом способствует дополнительному положительному сенсорному воздействию на ребенка. Нестандартное применение ложек в качестве дидактического средства больше запомнится детям, чем использование картонных карточек.
Игры с деревянными ложками.
На занятиях по обучению грамоте, знакомя детей с гласными звуками, уточняем артикуляцию звуков [а], [у], [о], [и], [э], [ы], знакомим с символами каждого звука, предлагаем поиграть в игры:
- Игра «Узнай звук по беззвучной артикуляции».
Цель: уточнить и выработать правильную артикуляцию гласных звуков, узнавать их по беззвучной артикуляции. Развивать зрительное внимание.
Ход игры:
Дети садятся в полукруг около логопеда и поют песню:
Веселый Антошка,
С деревянной ложкой,
К нам в гости забегай
И немножко поиграй!
Появляется Антошка с деревянными ложками:
Я веселый Антошка,
С деревянными ложками,
Люблю поиграть
И задания давать.
Вы на губы посмотрите
И звук гласный назовите,
А потом не зевайте,
Ложку к звуку подбирайте.
Взрослый произносит беззвучно гласные звуки, дети угадывают звук по артикуляции и соотносят данную артикуляцию с символами гласных звуков на деревянных ложках.
- Игра «Веселый Антошка с деревянной ложкой».
Цель: развивать внимание к звуковой стороне речи, формировать фонематическое восприятие.
Ход игры:
Дети садятся в полукруг возле логопеда и поют песню:
Веселый Антошка,
С деревянной ложкой,
К нам в гости забегай
И немножко поиграй.
Появляется Антошка с деревянной ложкой и предлагает поиграть.
Ложка-ложечка стучи,
Ребятишек весели.
А ты, не зевай,
За Антошкой повторяй.
Антошка отстукивает деревянной ложкой с изображением символа звука [а] ритм, проговаривая сочетания из звуков [а]:
аа – а, а – аа,
а – ааа, ааа – а,
аа – аа,
аа – а – аа,
аа – ааа, ааа – аа и т.д.
Ребенок берет деревянную ложку и отстукивает заданный ритм, проговаривая сочетания из звуков.
Аналогично с другими гласными звуками.
- Игра «Настроение Антошки».
Цель: упражнять в дифференциации эмоций по интонации, работать над интонационной выразительностью, учить передавать различные эмоции, чувства, настроения. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
Ход игры:
Дети садятся в полукруг около логопеда и поют песню:
Веселый Антошка,
С деревянной ложкой,
К нам в гости забегай
И немножко поиграй.
Логопед предлагает детям:
На Антошку посмотрите,
Его настроение определите.
Дошкольники определяют и передают различные эмоциональные состояния Антошки: веселье, удивление, грусть, радость и т.д.
Ах, веселый наш Антошка,
Удивись хотя б немножко.
(дети отстукивают и произносят заданный ритм аа - ааа с удивление)
Деревянной ложкой,
Громко наш стучит Антошка!
(дети отстукивают и произносят заданный ритм а - аа - а громко)
Не шуми, ты, Антошка,
А играй понемножку.
(дети отстукивают и проговаривают заданный ритм ааа - а тихо)
Веселей стучи, Антошка,
Деревянной своей ложкой.
(дети отстукивают и проговаривают заданный ритм а - ааа -– а! весело)
Вот грустит наш Антошка,
Он устал играть немножко.
(дети отстукивают и проговаривают заданный ритм аа – а – аа грустно)
Ты, Антошка, не грусти,
Ты, немножко, отдохни.
А мы будем скучать,
Тебя в гости снова ждать.
Дети прощаются с Антошкой.
- Игра «Короткие и длинные слова».
Цель: упражнять в различении на слух длинных и коротких слов, учить передавать ритмический рисунок слова.
Ход игры:
- К нам в гости пришел Антошка с деревянной ложкой (рис. 8) и увидел у нас в группе много предметов. Какие предметы увидел наш гость в группе? Назовите. (Дети называют предметы).
- Вы назвали много предметов. Вы произносили слова.
«Всему название дано -
И зверю и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету.
И все, что только видит глаз,
Над нами и под нами
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
(А.Шибаев)
Педагог сообщает детям, что мы говорим словами. Речь состоит из слов. Слов много, они называют предметы, явления окружающего мира, свойства, качества и действия предметов.
Слова бывают длинными и короткими.
На доске выставлены парами картинки: кот - черепаха, мак - погремушка,
дом - велосипед, и т.д.
Со словами мы играем,
Их ритмично называем.
Антошка, ложечкой стучи,
Нам немножко подскажи,
Где короткие слова?
А где длинные слова?
Дети называют пары слов, отстукивают деревянной ложкой ритм каждого слова и определяют, какое это слово - короткое или длинное. Если слово длинное, долго произносится, как бы тянется, то дети стучат ложкой от 3-х и более раз (в зависимости, сколько в слове слогов). Если слово короткое, быстро произносится, то дети стучат
1-2 раза (в зависимости, сколько слогов).
- Игра «Ложка-ложечка стучи»
Цель:- формировать умения определять количество слогов в слове, развивать чувство ритма, слуховое внимание.
Ход игры:
Мы с игрушками играем,
По слогам их называем,
Покажи свои ложки,
Ими постучи немножко.
Мы с ложками играем,
Части в слове мы считаем,
Ложка-ложечка стучи,
Сколько в слове частей подскажи.
Дети встают друг к другу лицом. Один ребенок в ритм стихотворению стучит ложками о ложки другого ребенка.
Игра проводится по изучаемой лексической теме. При произнесении стихотворения слова в первой строке меняются в соответствии с изучаемой темой, например:
«Мы с игрушками играем…»
«С овощами мы играем…»
«С фруктами мы играем…» и т.д.
- Игра «Ложкой мы ударяем, ударение мы ставим».
Цель: развивать умение выделять и отстукивать ударный слог в слове.
Ход игры:
Антошка в гости к нам бежал
И Федору увидал.
Она тихо-тихо шла,
Всё посуду звала.
- Давайте поможем Федоре позвать посуду. Позовем вилку: вииилка. Какой слог звучит сильнее? Какой гласный звучит дольше. Мы ударяем голосом по звуку «и». Делаем ударение. Звук «и» - ударный звук. Позовем ложку: лооожка. Какой звук звучит сильнее? Назовите ударный гласный звук. (Аналогично анализируются остальные слова: ножи, чашка, чайник, самовар, сито и т.д.)
Логопед делает вывод: в каждом слове есть ударный слог, в котором гласный звук произносится сильнее и дольше. На этот гласный звук падает ударение. Ударение обозначается на письме черточкой над гласной буквой.
Ударение, как невидимый молоточек, который ударяет по слову.
Ударный слог, ударный слог -
Он назван так недаром …
Эй, невидимка молоток,
Отметь его ударом!
И молоТОК стуЧИТ, стуЧИТ,
И ЧЕТко речь моя звуЧИТ.
(А.Шибаев)
Антошка услышал Федору, взял деревянную ложку (рис. 8) и решил поставить ударение в слове «вилка». Ударил ложкой. На какой слог упало ударение? На какой гласный звук? Проверим, правильно ли Антошка поставил ударение. Произнесем слово с ударением и ударим ложкой на ударный слог. (Дети упражняются в отстукивании деревянной ложкой ударного слога в словах).
- Игра «Отстучи, сколько звуков в слоге или слове».
Цель: обучать звуковому анализу, учить определять количество звуков в слоге или слове, развивать внимание к звуковой стороне речи, формировать фонематическое восприятие, слуховую память.
Ход игры:
Дети вместе с педагогом присели на полянку отдохнуть и вдруг слышат:
Тук да тук, тук да тук -
Слышен нам Антошкин стук.
(Появляется расстроенный Антошка с деревянной ложкой (рис. 8)).
Антошка звуки в слове считал
И все время их терял.
Вот заплакал наш Антошка,
Он расстроился немножко.
(Дети успокаивают Антошку).
- Логопед предлагает детям напомнить Антошке, почему звучат слова. (Потому, что в них есть звуки). Слова состоят из звуков.
Ты, не плачь, дорогой,
Звуки сосчитаем мы с тобой.
Слово, слово мы поем,
Сколько звуков узнаем.
(Дети берут деревянные ложки и отстукивают количество звуков в слоге или слове).
Слово ты произноси,
Сколько звуков в нем отстучи.
Сначала дети определяют количество звуков в слогах: ам, уп, им; ма, па, ми, и т.д. Затем в словах: уха, мак, дом, кот, и т.д.
- Игра «Антошкины покупки».
Цель: формировать умения согласовывать числительные с существительными, развивать слуховое восприятие, внимание, память.
Ход игры:
Дети сидят полукругом около логопеда. Появляется Антошка с деревянной
ложкой (рис. 8).
В гости к нам пришел Антошка,
Поиграть хочет немножко.
Веселый Антошка
Купил овощей немножко.
А ты, слушай, не зевай,
Сколько чего купил, называй.
Веселый Антошка показывает овощ, отстукивает деревянной ложкой
от 2 до 5 раз и спрашивает: «Сколько я купил картошки? (моркови, капусты, кабачков, свеклы, лука и т.д.)
(Антошкины покупки меняются в зависимости от изучаемой темы).
Дети считают сколько раз Антошка ударил деревянной ложкой и отвечают: Антошка купил 2 капусты, 3 моркови, 5 кабачков и т.д.
Затем Антошка предлагает детям поиграть самостоятельно. Дети выходят парами. Один ребенок показывает овощ и отстукивает деревянной ложкой,
другой – считает и называет, сколько овощей купил напарник. Потом дети меняются местами.
Многолетняя практика показывает, что добиваться положительного результата в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи помогают игры.
Уважаемые коллеги, надеюсь, что игры с деревянными ложками помогут вам обучать детей творчески, с опорой на активные методы развития мышления, а детям позволят учиться легко, весело, с удовольствием. Приятно осознавать, что мы, используя в коррекционном процессе старинный предмет быта - «деревянную ложку», продолжаем традиции наших предков. Дети, играя ложками, постигают понятия: «звук», «слог», «слово», «ударение» и т. д.
Игры не только пробуждают интерес к занятию, но и достигается главное – направляется внимание к изучаемой теме, к восприятию нового или повторению пройденного, воспитывается уважение к народным традициям и культуре русского народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт мини-музея «Предметы народного быта»
Мини - музей детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей. Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совм...
Предметы народного быта
Младшая группа...
Мини-музей "Предметы народного быта"
В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и ма...
Предметы народного быта
Воспитание интереса к традициям и обычаем своего народа....
Спортивный праздник с предметами народного быта "Бабушка яга в гостях у ребят"
Спортинвый праздник для детей трашего дошкольного возраста...
предметы народного быта
предметы народного быта...
презентация "Предметы народного быта"
Презентация " Предметы народного быта"...