Конспект ООД по окружающему миру на тему "Предметы казачьего быта".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение № 8
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим
в средней группе
тема: «Предметы казачьего быта»
Выполнила воспитатель:
Оковитая А.В.
г.Усть-Лабинск
Цели:
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к малой Родине.
- Обобщать и систематизировать знания о культуре и быте казаков.
- Познакомить с предметами быта Кубанских казаков.
- Познакомить с музейными экспонатами.
- Развивать внимание, память.
- Развивать и обогащать словарный запас.
Словарная работа: курень, прялка, глэчик, икона, рушник, чугунок, ухват.
Предварительная работа: оформление мини-музея «Предметы казачьего быта», составление альбома «Жизнь и быт кубанских казаков», изучение с детьми физической карты Краснодарского края, рассматривание фотографий из жизни кубанских казаков, разучивание стихов о Кубани.
Оборудование: мультимидийное оборудование, мини-музей «Предметы казачьего быта».
Методические приемы: показ, объяснение, рассматривание музейных экспонатов, беседа.
Ход урока.
Воспитатель: Ребята, в какой стране мы с вами живем?
Дети: В России.
В.: А как называется наш родной город?
Д.: Усть-Лабинск.
В.: Посмотрите на карту Краснодарского края и найдите наш город.
Дети находят на карте город Усть-Лабинск.
В.: Как называется наша река?
Д.: Кубань.
В.: А как еще называют наш Краснодарский край?
Д.: Наш край называют Кубанью в честь реки.
Воспитатель читает стихотворение «Кубань» В.Нестеренко.
Степные просторы,
Высокие горы,
Два ласковых моря-
Все это Кубань.
Родная станица,
Открытые лица,
Густая пшеница-
Все это Кубань.
И хутор, и город
Имеют свой норов,
Особенный говор-
Все это Кубань.
Не смотрят здесь хмуро,
Не ходят понуро.
Своею культурой
Гордится Кубань.
Народ-православный,
А путь его- славный.
Здесь мыслят о главном
И любят Кубань.
Быт улочек старых,
И новь Краснодара,
И щедрость базаров-
Все это Кубань.
А песня, что плачет!
А дух наш казачий!
Как много ты значишь
Для всех нас, Кубань!
В.: Ребята, а какие вы знаете стихи о кубанском крае?
Дети читают стихотворения о Кубани.
1. Взмыло солнце над полями,
Свет клубится над рекой,
А вокруг, куда ни глянешь,-
Край Кубанский мой родной.
2. Могучие горы, степные просторы,
Приморского берега грань.
Леса и поляны, сады и лиманы,
Все это - родная Кубань.
3. Могучие песни летят в поднебесье
Открытая высь голубая.
И нет красивее края в России,
Чем наша Кубань.
В.: Молодцы, красивые стихотворения вы прочитали о нашем крае! А как назывались люди, которые селились по берегам Кубани?
Д.: Казаки.
В.: Мы с вами уже знаем немного о жизни казаков. Самые первые казаки пришли жить на Кубань с Дона в 1720 году. Им понравился наш край своей красотой и богатством. Чем они занимались?
Д.: Казаки строили дома, засевали землю, охотились, ловили рыбу. Они были настоящими воинами, защищавшие свои земли и семьи. Казачки занимались домашними делами, детьми.
В.: Трудное время было у казаков, все доставалось им только своим непосильным трудом. Жили казаки в саманных хатах или куренях. Курень—жилище казаков. Строили его из местных природных материалов - соломы камыша, глины. Курень отапливался печкой, которая стояла по - середине комнаты. На ней спали и готовили еду. Рано утром казачка-мать вставала, пока все еще спали, приносила воды из колодца, растапливала печь и варила в чугунке кашу. А чтобы горячий чугунок не обжог ей руки, она пользовалась ухватом.
А вы знаете, какие кушанья готовились в казачьей семье?
Д.: Каши, уха, холодец, пекли калачи.
В.: Посуда была не такая красивая, как сейчас, ели из простых глиняных мисок, горшков , чугунков деревянными ложками. За столом всегда вся семья собиралась вместе. Отец сидел во главе стола, резал или ломал на куски хлеб, раздавал жене, затем детям по старшинству.
Дети очень любили и почитали своих родителей, с раннего детства помогали и на поле и по хозяйству в доме, пасли скотину.
Молоко казачки хранили в глиняной посуде, которая называлась глэчик. Молоко в нем долго не прокисало. Чай пили из самовара.
Центральным святым местом в кубанском жилище был «красный угол» (или «красивый угол»), располагались одна или несколько икон.
Еще в комнате стояла кровать, а рядом люлька для малыша, лавочки, на которых сидели и сундук.
Как вы думаете, что хранили в сундуке?
Д.: В сундуке хранили одежду.
В.: Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартучки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса.
Очень было развито творчество. Женщины вечерами пряли пряжу из овечьей шерсти на деревянной прялке, которая была в каждом доме, из готовой пряжи вязали теплые вещи. Казачки сами вышивали и вязали крючком. Очень они любили украшать свою одежду вышивкой и кружевами. Кружевами были украшены скатерти, а вышивкой были украшены занавески на окнах, подушечки, рушники.
Рушники (полотенца)-традиционное украшение казацкой хаты. Разные рушники имели разное значение. Крючковые (их вешали на гвоздь, вбитый в стену), утирач—им вытирали лицо, зеркальные — украшали зеркала, церковные - украшали иконы.
За работой женщины пели. А на гуляньях любили распевать частушки. А давайте и мы споем кубанские частушки?
Дети поют частушки.
- Говорят, частушки вроде в наши дни уже не в моде?
Разве дело только в моде, если любят их в народе!
- Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки
Запевайте поскорей, чтобы было веселей!
- Мы с веселой песней дружим, по - кубански говорим.
Хорошо живем не тужим, со сметаной хлеб едим.
- Старину мы уважаем, старину мы бережем.
О Краснодарском нашем крае песни звонкие поем.
- Ты играй, играй, гармошка, гармошечка кубанская.
Я девчонка боевая с края Краснодарского.
- Мы вам пели и плясали, каблучками топали.
А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали.
В.: Ребята, мы с вами сегодня узнали много интересного о жизни казаков и предметах казачьего быта.
А давайте пройдем в наш мини-музей и сами посмотрим на эти предметы и попытаемся рассказать о них все, что знаем? Если вы готовы, то сейчас мы с вами станем настоящими казаками и казачками.
Мальчики одевают картузы, а девочки-кички.
В.: Ребята, расскажите, что вы видите? Какие предметы казачьего быта вам уже знакомы?
Д.:- Чугунок—в нем готовили еду. Ухват - им чугунок ставили в печь.
- Глэчик—в нем хранили молоко.
- Чай пили из самовара.
- Прялка - пряли пряжу из овечьей шерсти и шили из нее теплые вещи.
- Иконы висели в «красном углу».
- Рушник-полотенце-казачки сами вышивали узоры на на нем.
В.: Молодцы, хорошо знаете предметы казачьего быта! А теперь давайте отдохнем и поиграем в народную кубанскую игру «Петушок».
Игра «Петушок».
Дети сидят, выбирают считалкой водящего:
-На поляне, как галчата,
Зашумели казачата.
Нам сегодня не робыть,
Нам играть, тебе водить.
Дети становятся полукругом, водящий становится спиной, воспитатель произносит слова:
-Утром, кто бесов гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит….(«кукареку» кто-нибудь из детей).
Водящий по голосу должен отгадать, кто из детей произнес слово.
Дети садятся на свои места.
В.: Кубань… так называют наш край по имени реки, несущей бурные воды свои. Край широких степей, высоких гор, богатых лесов и садов, любимый уголок земли - наша малая Родина. Кубань - чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Здесь, на Кубани, живут замечательные люди: хлеборобы, садоводы, животноводы, врачи, художники, поэты. Все они стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях— какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремесла. И мы с вами, ребята, еще очень много нового и интересного узнаем о жизни, культуре, быте казаков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по окружающему миру на тему « Наши помощники в быту. (утюг)» с помощью Системного оператора.
Цель: - Обобщить и систематизировать знания детей об электропиборах.Задачи; - Познакомить детей с историей утюга, вызвать интерес к предметам прошлого;- Побудить к пониманию назначения и функции...
План-конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему «Предметы, облегчающие труд человека в быту»
Цель занятия в ДОУ. научить детей системному рассмотрению бытовых приборов в квартире и в детском садуЗадачи. Образовательная:• учить детей системному рассмотрению бытовых приборов в квартире и в...
Конспект ООД по окружающему миру "Если хочешь быть здоров" в подготовительной группе
познавательное развитие...
Конспект занятия познание окружающего мира Тема: «Быть здоровым хорошо
Образовательная деятельность во второй младшей группеКонспект занятия познание окружающего мираТема: «Быть здоровым хорошо»....
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "Хорошо здоровым быть!"
Воспитывать у дошкольников бережное отношение к своему здоровью. Формировать представлениен детей дошкольного возраста о здоровье как однойи из главных ценостей человеческой жизни. Развивать умение вы...
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "Хорошо здоровым быть!"
Закрепить основные понятия: «распорядок дня», «личная гигиена», «витамины», «полезные продукты», «здоровый образ жизни»;Воспитывать у детей ...
Конспект занятия познание окружающего мира во второй младшей группе Тема: «Быть здоровым хорошо».
Тема: «Быть здоровым хорошо»....