Конспект ООД
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Самойлова Анастасия Викторовна

Конспект "Насекомые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_samoylova.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №4 имени Виталия Валентиновича Бианки» города Бийска

        

        Конспект

организованной образовательной деятельности                                                                                                                                                                                                                                                 по ознакомлению с окружающим миром

«Насекомые»

Образовательная область «Познавательное развитие»

 (старшая группа)

Самойлова Анастасия Викторовна, воспитатель

г. Бийск, 2020

Цель: Формировать познавательный интерес к природе родного края

  • Задачи: 
  • Образовательные: Формирование целостной картины мира; расширение знания детей о внешнем виде насекомых, образе жизни, значении в природе
  • Развивающие: Развивать познавательный интерес, восприятие, внимание; поддерживать интерес к объектам живой и неживой природы; закреплять умение вступать в диалог
  • Воспитательные: Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы; воспитывать желание охранять насекомых; воспитывать культуру поведения в природе; вызывать чувство сопереживания к объектам природы и готовность им помочь.

Методы:

  • Словесные
  • Наглядные
  • Игровые

Приемы:

  • Сюрпризный момент
  • Художественное слово
  • Игровые приемы
  • Вопросы

Предварительная работа: чтение произведений о насекомых, загадывание загадок; расширение знаний путем наблюдений на прогулках; рассматривание иллюстраций; дидактические игры

Оборудование: картинки с изображением насекомых, конверт, письмо

Ход организованной образовательной деятельности:

Организационный момент

  • Для активации внимания детей сюрпризный момент письмо от Незнайки

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми.

Педагог активизирует внимание детей на предстоящую деятельность.

«Ребята! Я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Сегодня вас ждет много всего интересного. Пусть этот день принесет вам много новых впечатлений. Давайте порадуем друг друга.

Солнце встало из-за крыши,

Поднимается все выше,

Лучики свои расправит,

      Настроение вмиг исправит

Дети встают в круг и приседают, затем медленно поднимаются, разводят руки в стороны и улыбаются друг другу

2. Основная часть ООД

  • Познавательная активность ,интерес детей к образовательной деятельности осуществляется с помощью загадок
  • Уровень  внимания и интереса детей к новому материалу поддерживался новыми видами деятельности в ходе экспериментирования
  • Формы работы : групповая;
  • Для снижения утомления, напряжения детей использовались физкультминутка и смена видов деятельности.
  • Методы и приемы: беседа, пояснение, наглядные, словесные.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети выполняют задания комментируя свой ответ

Слушают письмо

- Давайте

-Животные обиделись на Незнайку и ушли.

-Незнайка сказал, что эти насекомые бесполезные и даже вредные.

-Да

- Бабочка

- с цветком

- яркие, воздушные, легкие, большие

- Четыре.

- Бабочки опыляют цветы, без них не будет семян, не будет новых цветов

-Пчела

-Есть

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Нужен

- В паутину паук ловит насекомых.

- Это насекомое ползающее.

-Муровей

- Муровейник

- Муравьи очищают лес, собирают для строительства муравейника иголки, мелкие веточки, кусочки коры.

-кузнечик

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Божья коровка

Сегодня нам в сад пришло письмо.

Воспитатель читает:

«Здравствуйте, ребята! Со мной приключилось необычайное происшествие, а почему, я не знаю, и никто не может мне объяснить. Может быть, вы поможете.

Расскажу все по порядку. Я очень люблю ходить в лес, на луг. Люблю любоваться красивыми цветами, дышать свежим воздухом. Я очень люблю лес. Все бы хорошо, да живут в лесу всякие букашки, комары, муравьи. И летают, и ползают, и жужжат над ухом. Пользы от них никакой – только вред. Какие противные! Зачем они в лесу? А пчелы? Только кусаются. Пришел я в лес и закричал: «Уходите все из леса, видеть вас не хочу!». Они и ушли. Обрадовался я, хорошо в лесу. Никто не жужжит, не летает. Вот только листья на деревьях пожелтели, цветы перестали цвести. Почему все это случилось? Помогите мне разобраться. Ваш знакомый Незнайка.»

 

- Ребята, давайте поможем Незнайке.

- Почему лес опустел?

-Попытаемся ответить Незнайке на его вопрос: почему насекомые обиделись и покинули лес, и так ли они вредны и бесполезны для леса?

-Сядьте поудобнее, и давайте с вами начнем наше путешествие. Представьте, что мы оказались на зеленой полянке луга. Кого же мы встретили первым?

- Отгадайте загадку:

На цветок пахучий

Сел цветок летучий,

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, -

Он вспорхнул и улетел.

Что это за насекомое?

- Посмотрите на бабочку на рисунке.

- С чем сравниваются крылья бабочки? 

- Какие крылья у бабочки?

- А сколько у бабочки крыльев?

- Почему лесу стало плохо без бабочек?

- Услышав еще одну загадку, вы узнаете, кто прилетел к бабочке в гости.

Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

     Он поделится медком.

- Посмотрите на пчелу на рисунке. Есть ли крылышки у пчелы? 

Пчела может летать, так как у нее есть крылышки. Пчела очень трудолюбивая и заботливая.

Отдохнем?

Медведь по лесу бродит,

От дуба к дубу ходит

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет 

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

А пчелы налетают

Медведя прогоняют.

А пчелы жалят мишку:

Не ешь наш мед, воришка

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу.

Ложится, засыпает. 

И пчелок вспоминает.

Наше путешествие продолжается. Я вижу паутину. Это паук натянул свои сети между кустами. Может быть, паук не нужен лесу? Почему не надо рвать паутину?

- Не будем сбивать паутину, пусть паук подкарауливает свою добычу.

- А пауки летают? Почему нет?

А сейчас я вам загадаю еще одну загадку:

Удивительно силен,

Не смотри, что мал:

Ведь в лесу с друзьями он

     Гору натаскал.

- Как называется гора, которую натаскали муравьи?

- Из чего муравьи строят муравейник?

Живут муравьи семьями, в домах-муравейниках, большая часть которых находится под землей. Каждый муравей выполняет свою работу: муравьи-солдаты защищают муравейник, муравьи-строители строят муравейник, муравьи-няньки заботятся о потомстве. У муравья есть туловище, голова, ноги. На голове – усики. Он ими постоянно шевелит, с их помощью узнает, нет ли на пути препятствий. У муравья шесть ног, с их помощью он быстро бегает. Муравьи живут там, где чистый воздух. Нельзя беспокоить муравьев и разорять муравейники. Муравьи – полезные насекомые. Если бы их не было, лес мог бы быстро погибнуть. Муравьи спасают наш лес.

- Мы возвращаемся на зеленую лужайку, к нам кто-то неожиданно подскочил. Отгадайте, кто это?

Кто с листочка на травинку

Быстро скачет вдоль тропинки?

Кто так весело стрекочет,

Рассказать о чем-то хочет?

Этот человечек – зелененький

Днем кузнечик прячется в кустарниках, скачет по лугам и полям, на ночь прячется на коре деревьев. Питается он травой. Кузнечик – прекрасный прыгун и верхолаз. В случае опасности он перелетает с ветки на ветку. Поет кузнечик, издавая звуки в области надкрыльев. Кузнечики поедают вредных мелких насекомых.

- А сейчас давайте немного отдохнем.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

-Смотрите кто еще прилетел на полянку

Утром, я нашёл в траве

 Красную в горошек!

 Ровных половинки две,

 А ещё — шесть ножек!

Чтобы в руки взять ее,

Не нужна сноровка. Отгадайте, это кто?!

-Божья коровка — одно из немногих насекомых, которые нравятся людям, особенно детям. Все, наверное, помнят детскую песенку: «Божья коровка, улети на небо…». Когда-то в детстве мы ловили этих жучков и всегда отпускали, подбрасывая вверх и напевая эти слова. В природе мы чаще всего встречаем красных или жёлтых божьих коровок, спинки которых украшены чёрными пятнышками. На самом деле эти милые жучки весьма разнообразны. Божьи коровки уничтожают тлей.   Питаются тлями и встречаются чаще на тех растениях, где селятся их колонии. Некоторые виды обитают в кронах деревьев, есть живущие преимущественно на луговых травах, другие селятся на прибрежных растениях.

Садятся на стульчики

Загадывание загадки

Картинка бабочка

Ответы на вопросы

Загадывание загадки

Ответы на вопросы

ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая»чуть согнутыми руками.

изображать, как он достает и ест мед

отмахиваться от пчел

отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек

Ходьба «вперевалочку»

Ладошки под щеку

 Паучок на паутине игрушка. Ответы на вопросы.

Загадывание загадки

Зачитывание информации о муравьях

Загадывание загадки

Зачитывание информации о кузнечиках

Движения по тексту

Загадывание загадки о божьей коровке.

Зачитывание информации о божьей коровке

3. Заключительная часть ООД

  • Критериями позволяющими  определить уровень усвоения  материала являются ответы  детей.
  • Формы работы: групповая
  • Подведение итогов.

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

- Помириться с насекомыми, извиниться, попросить вернуться в лес, бережно к ним относиться, помогать в трудное время.

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки.

Природа-мать им жизнь дала,

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий, и пустой!

- Вы хорошо рассказали о пользе насекомых, которых Незнайка прогнал из леса. Они все маленькие, но польза от них большая.

-Какой совет мы дадим Незнайке?

- И деревья, и трава, и цветы, и насекомые – в лесу все нужны друг другу. Я думаю, Незнайка будет с радостью встречать насекомых, не будет их больше прогонять из леса.

А сейчас Артем Зинин прочтет нам стихотворение.

А сейчас нам пора домой. Давайте встанем в круг и скажем: «Раз, два, покружись, снова в группе окажись!»

Дети встают в круг и выполняют упражнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....