Технология по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Что мы Родиной зовём? Город, в котором мы живём
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Цель технологии:
Формирование патриотического сознания старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре, воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину.
Задачи технологии:
- формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране;
- воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;
- развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе);
- формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности;
- развивать представление о культуре и быте коренных народов населяющих родной край;
- создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок;
- формировать творческое воображение через восприятие художественного слова и картин местных писателей и художников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 5 «Рябинка» Барабинского района Новосибирской области
Принята на заседании педсовета Утверждаю:
Решение педагогического совета Заведующий МКДОУ № 5 «Рябинка»
протокол от «15» марта 2019 г. № 3 ________________Н.В.Нотова
приказ от «15» марта 2019 г. № 14
Технология по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Что мы Родиной зовём?
Город, в котором мы живём
Барабинск, 2019г.
Название программы, технологии | Автор | Образовательная область |
Что мы Родиной зовем? Город, в котором мы живем | Тихонова Т.А., Мальцева О.А. | Познавательное развитие |
Художественно-эстетическое развитие | ||
Речевое развитие |
Технология нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.
Одной из главных задач, которую ставит технология, является приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Содержание технологии базируется на синтезе устного и декоративно-прикладного творчества, которые в совокупности позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, самобытности народных промыслов, связи народного творчества с бытом, традициями и окружающей природой русского народа, малой Родины.
Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что проявляется в уважении его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям.
Цель технологии:
Формирование патриотического сознания старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре, воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину.
Задачи технологии:
- формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране;
- воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;
- развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе);
- формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности;
- развивать представление о культуре и быте коренных народов населяющих родной край;
- создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок;
- формировать творческое воображение через восприятие художественного слова и картин местных писателей и художников
Ожидаемые результаты на этапе завершения освоения технологии
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к своей Родине, городу, родному краю.
- Проявляет уважение к традициям своего народа.
- Эмоционально отзывается на произведения народного искусства (музыку, танцы).
- Имеет первичные представления об устройстве быта русской семьи, семейных традициях прошлого.
- Различает элементы русского костюма.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.
- Владеет определённым багажом народных игр.
- Ребенок достаточно хорошо понимает речевые обороты, характерные для устного народного фольклора.
- Проявляет желание участвовать в театрализованных и подвижных играх, с интересом следит за действиями героев кукольного театра.
- Знает основные литературные понятия по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.
- Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их.
- Использует в игре предметы быта русского народа.
- Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям.
Содержательный раздел. Содержание образования по образовательным областям
Познавательное развитие | 1.Расширение представлений о жанрах устного народного творчества. 2.Воспитание нравственно-патриотических чувств. 3.Формирование целостной картины мира. 4.Приобщение детей к народной культуре (народные праздники и традиции). Содействие атмосферы национального быта. Понимание исторической преемственности с современными аналогами. 5.Ознакомление детей с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, от места их проживания |
Художественно-эстетическое развитие | 1.Ознакомление детей с народной декоративной росписью. 2.Приобщение детей ко всем видам национального искусства: сказке, музыке, пляске. 3.Распознавание элементов народного творчества, промыслов. Понимание познавательного значения фольклорного произведения, а также самобытности народных промыслов (мотив, композиция, цветовое решение), связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой. 4.Воспитание интереса к народному искусству, его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров. |
Речевое развитие | 1.Широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок; развитие устной речи. Способствование развитию любознательности. 2.Пополнение и активизация словаря детей на основе углубления знаний о русском народном быте, традициях, праздниках, искусстве. 3.Развитие умения рассказывать русские народные сказки. |
План реализации технологии
Реализация проекта будет проходить по следующим направлениям:
- Беседа с родителями о том, как помочь ребенку понять важность данной проблемы;
- Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме (фотографии, текстовый материал в виде различных словесных, подвижных, музыкальных игр, русские народные сказки);
- Создание предметно-пространственной среды: мини-музей «Предметы старины» (одежда, посуда, различные предметы быта, флаги, значки, медали);
- Оформление выставки детских работ на тему: «Мой любимый город»;
- Организация экскурсий по городу и посещение музея, где дети изучают историю родного города, в честь кого названы улицы, знакомятся с достопримечательностями города, с выдающимися людьми города: местными художниками и поэтами;
- Участие в различных видах трудовой деятельности (убираем территорию от снега и мусора, ухаживаем за комнатными растениями, выращиваем «огород на окне»).
Рабочий план реализации проекта
Рабочий план проекта будет проходить с сентября по май в различных видах деятельности.
Виды деятельности | Формы и методы работы | Исполнители |
Игровая деятельность | Дидактические игры: «Мой город», «Парные картинки», «Нарисуй пейзаж», «Генеалогическое древо», «Сложи картинку» и др. Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Школа», «Детский сад», «Разведчики». Развивающие игры: лото «Мой город», сбор пазл | Воспитатели |
Познавательная деятельность | Экскурсия «Знакомство с родным городом», «Аллея славы», поход в библиотеку. Непосредственная образовательная деятельность (занятия): «Достопримечательности родного города», «Улицы города Барабинска», «День здоровья», «День города», посещение краеведческого музея | Воспитатели, родители |
Продуктивная деятельность (конструирование) | Поделки из природного материала, макет – модель церкви и вокзала, использование различных видов конструктора; конструирование из спичек и спичечных коробков, оригами, коллажи | Воспитатели, родители |
Коммуникативная деятельность (развитие речи) | Составление рассказов о родном городе, загадок, сказок; беседы: «За что я люблю свой город», «Где эта улица, где этот дом», «Природа родного края» | Воспитатели, родители |
Ознакомление с художественной литературой | Чтение рассказов, загадывание загадок, заучивание стихов, пословиц и поговорок. Чтение стихов местных поэтов: Леонида Бойкова, Надежды Басалаевой и др. | Воспитатели, родители, родители |
Театрализованная деятельность | Развлечения: «Масленица», «8 Марта», «День города», «День Победы», «Осенний бал». Досуговый вечер: «Мы - защитники отечества», «Наша Родина», творческая игра: «Город будущего», «Красуйся город мой родной» | Воспитатели, музыкальный руководитель |
Продуктивная деятельность (рисование, лепка) | Выставка детских работ на тему «Мой любимый город», «Моя семья», «День Победы», «Здравствуй, лето». Фотовыставка «Я и мой город», репродукции картин местных художников: Мельникова Геннадия Федоровича и Орлова Владимира Петровича. Краеведческая игра «Сибирские художники и скульпторы» | Воспитатели, родители |
Используемые технологии
- проектная деятельность
- технология информационного обучения
- технологии проблемного обучения
- музейная технология
- технология взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ
- технология нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
- технология создания предметно-развивающей среды.
- технология досуговой деятельности и традиций.
Работа с родителями
Виды деятельности | Формы и методы работы | Исполнители |
Работа с родителями | Родительские собрания на нравственно- патриотические темы; открытые показы воспитательно-образовательного процесса; вечера вопросов и ответов; проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары); анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса нравственно- патриотического воспитания в семье; индивидуальные консультации специалистов; наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки- передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; экскурсии; визиты домой; ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания; индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка); совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей; - помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы); целевые прогулки и экскурсии; встречи с ветеранами, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы» и др.; проведение конкурсов семейных проектов: «Моя Родина-место, где я родился», «Герб моей семьи», «Герои моей семьи», «Моя родословная» и т.д.; составление рекомендаций для родителей по посещению вместе с детьми детской библиотеки, с рекомендательным списком худ.произведений нравственно-патриотической тематики, вопросами по содержанию; организация выставки детских работ военно-патриотической тематики; привлечение родительской общественности к оказанию посильной помощи в создании мини-музея ДОУ; общее родительское собрание, посвящённое влиянию семьи и социальных факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников; памятки; анкетирование; оформление альбома «Мой город»; пополнение различными атрибутами мини-музея «Предметы старины» | Воспитатели, родители |
Организационный раздел. Место дополнительно-образовательной деятельности в воспитательно-образовательном процессе
В реализации технологии участвуют дети подготовительной группы. Продолжительность образовательного процесса 1 год. Занятие кружка проводится один раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью 25-30 минут, с 1 октября по 31 мая. Всего 30 занятий. Оптимальные условия для развития ребёнка – это продуманное соотношение свободной, регламентированной и нерегламентированной деятельности. Объём регламентированной (НОД) деятельности в год составляет 35 часов. В процессе НОД сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей.
Для реализации технологии создана следующая предметно-пространственная развивающая среда:
– оборудована комната русского быта, в которой имеются:
- Предметы быта (прялка, чугунный утюг, рубель, коромысло, горшок, самовар, чугунок, деревянная посуда);
- Коллекция кукол в русских народных костюмах;
- Плоскостной макет семейного древа (дидактические пособия);
- Игра-забава «Весёлая карусель»;
- Русские народные костюмы;
- Русские народные инструменты (металлофон, трещетки, бубен, уголки, ложки).
Оборудование | Количество | Использование |
Телевизор | 1 | Просмотр детских телепередач и сказок с USB – носителя |
Компьютер с мультимедийным оборудованием | 1 | Демонстрация презентаций по темам: «Русский народный костюм», «Народные промыслы», «Русская матрёшка», «Символика Российской Федерации» |
Музыкальный центр | 1 | Прослушивание, релаксация |
Аудиотека народных песен, сказок | 11 | Прослушивание, заучивание, имитация движений |
Игротека народных игр | 15 | Проведение конкурсов, развлечений, праздников |
Альбомы фотографий достопримечательностей города Барабинска | 2 | Ознакомление с городом |
Плакаты | 10 | Ознакомление с растительным и животным миром, экологией родного края |
Развивающие дидактические игры | 13 | Классификация растений и животных, предметов быта |
Маски | 23 | Организация подвижных игр и игр-драматизаций, театральных представлений |
Ширма | 1 | Организация театральных представлений, спектаклей |
Модули | набор из 12 предметов | Обыгрывания |
Художественная литература | 30 | Чтение и заучивание произведений |
Народная игрушка (матрешка, филимоновская, дымковская, богородская) | 5 | Обыгрывания. В сюжетно-ролевой игре |
Взаимодействие образовательных областей. Формы работы по образовательным областям
Образовательные области | Форма работы | Кадровый состав |
Познавательное развитие | 1.Рассматривание 2. Наблюдение 3.Игра- экспериментирование 4.Исследовательская деятельность 5.Развивающая игра 6.Ситуативный разговор 7.Рассказ 8.Интегративная деятельность 9.Беседа 10.Проблемная ситуация 11.Создание коллекций 12.Проектная деятельность 13.Экспериментирова-ние 14.Экскурсия 15.Коллекционирование 16.Моделирование 17. Игры с правилами | Воспитатель: Тихонова Т.А. - высшая квалиф.категория Заведующий МКДОУ №5 «Рябинка»: Нотова Н.В. - высшая квалиф.категория Старший воспитатель МКДОУ № 5 «Рябинка»: Мирончук Н.В. - высшая квалиф.категория Музыкальный руководитель МКДОУ №5 «Рябинка»: Морозова М.В. - высшая квалиф.категория |
Художественно- эстетическое развитие | 1.Рассматривание эстетически привлекательных предметов 2.Игра 3.Организация выставок. Изготовление украшений 4.Слушание соответствующей возрасту народной, детской музыки 5.Экспериментирова-ние со звуками и материалами: А.Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно- исследовательской деятельности Б.Создание макетов, коллекций и их оформление В.Рассматривание эстетически привлекательных предметов Г.Игра Д.Организация выставок. Изготовление украшений 6.Музыкально- дидактическая игра А.Слушание соответствующей возрасту народной, детской музыки Б.Разучивание музыкальных игр и танцев В.Музыкальное упражнение: попевка, распевка 7. Танец 8.Интегративная деятельность: А.Творческое задание Б.Концерт- импровизация В.Музыкальная сюжетная игра Г.Музыкально- дидактическая игра | Воспитатель: Тихонова Т.А. - высшая квалиф.категория Заведующий МКДОУ №5 «Рябинка»: Нотова Н.В. - высшая квалиф.категория Старший воспитатель МКДОУ № 5 «Рябинка»: Мирончук Н.В. - высшая квалиф.категория Музыкальный руководитель МКДОУ №5 «Рябинка»: Морозова М.В. - высшая квалиф.категория |
Речевое развитие | 1.Рассматривание 2.Игровая ситуация 3.Дидактическая игра 4.Ситуация общения 5.Беседа 6.Интегративная деятельность 7.Хороводные игры с пением 8.Игра-драматизация 9.Чтение 10.Обсуждение 11.Рассказ 12.Игра 13.Решение проблемных ситуаций 14.Проектная деятельность 15.Инсценирование 16.Ситуативный разговор с детьми 17.Сочинение загадок 15.Использование различных видов театра | Воспитатель: Тихонова Т.А. - высшая квалиф.категория Заведующий МКДОУ №5 «Рябинка»: Нотова Н.В. - высшая квалиф.категория Старший воспитатель МКДОУ № 5 «Рябинка»: Мирончук Н.В. - высшая квалиф.категория Музыкальный руководитель МКДОУ №5 «Рябинка»: Морозова М.В. - высшая квалиф.категория Учитель-логопед МКДОУ №5 «Рябинка»: Львова Т.В. - высшая квалиф.категория |
Направления организация работы:
- Занятия познавательного цикла.
- Совместная деятельность взрослых и детей.
- Самостоятельная деятельность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план воспитания нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Перспективный план рекомендован для воспитателей ДОУ при работе с родителями...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Мой любимый город Красноармейск"
Проект "Мой любимый город Красноармейск" проводился в подготовительной к школе группе. В течении недели дети ходили на эксуксии в школу, музей, на швейную фабрику. Свои впечатления отражали ...
Конспект НОД в подготовительной группе. «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с историей родного города». Тема: «Люби и знай свой край».
Программное содержание:Образовательные: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством приобения их к истории народа, родного края...
Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности. «Россия – Родина моя!»
для воспитанников 5-7 лет...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Что мы родиной зовём? Город, в котором мы живём»
Цель: воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину.Предполагаемые итоги реализации проекта:Сформированные знания детей о своей «малой» Родине, об истории в...
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: "Моя малая родина - Поселок Борисовка"
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: "Моя малая родина - Поселок Борисовка"...
Формирование нравственно патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом
Патриотизм – является мощным педагогическим инструментом в воспитании подрастающего поколения. К.Д. Ушинский....