Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей природой в подготовительной группе Тема: «Деревья в лесу».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Прилуцкая Анна Александровна

Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья- прекрасный объект для фенологических наблюдений.

Обобщение и систематизация представлений детей о деревьях родного края. Воспитывать бережное отношение к природе. Учить выделять свойства природных объектов, устанавливать их сходства и различие. Развивать у детей устную речь. Познакомить детей с Красной книгой Крыма. Формировать первоначальные патриотические чувства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_lesu.docx904.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №39 «СОЛНЫШКО»

Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности

 по ознакомлению с окружающей природой

в подготовительной группе

Тема: «Деревья в лесу».

Подготовила и провела воспитатель

 Прилуцкая Анна Александровна

Г. Феодосия

2019


         Цель. Обобщение и систематизация представлений детей о деревьях родного края. Воспитывать бережное отношение к природе. Учить выделять свойства природных объектов, устанавливать их сходства и различие. Развивать у детей устную речь. Познакомить детей с Красной книгой Крыма. Формировать первоначальные патриотические чувства.

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие.

          Воспитывать организованность, коллективизм, развивать умение объединяться для совместной деятельности, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу.

          Формировать основы экологической культуры, продолжать знакомить с правилами поведения на природе. 

Познавательное развитие.

          Расширять и уточнять представления детей о деревьях и кустарниках. Закреплять названия деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки. Закрепить представления о том, что растения - живые, используя модели. Продолжать учить детей устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой.

          Развивать познавательную активность детей посредством проведения элементарных опытов. Побуждать дошкольников к проявлению интеллектуальной активности через развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы. Развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность.

Речевое развитие.

          Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей, образованию притяжательных прилагательных. Развивать коммуникативные навыки, умение выявлять причинно-следственные связи. 

Художественно-эстетическое развитие.

          Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое, слушать классическое музыкальное произведение. Учить детей использовать нетрадиционные техники в рисовании.

Физическое развитие.

Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и растений.

       Образовательная область: «Познание», «Художественно- эстетическое».

         Предварительная работа: Наблюдения за деревьями на прогулке, чтение стихов и рассказов о деревьях; рассматривание иллюстраций о лесе.

         Оборудование: мольберт, схемы-модели живой природы, части дерева и кустарника, картинки деревьев и кустарников, живые веточки, листочки и плоды дуба, каштана, клена, ясеня, ели и сосны, хвоинки и шишки ели и сосны на тарелочках, аудиозапись произведения П. Чайковского «Времена года» («Октябрь»), таблица «Разве дереву не больно?!», заготовки природоохранных знаков, мяч для игры, Листики осенних деревьев для изо деятельности, краски гуашь, кисточки, салфетки, стаканчики с водой, подкладные листы, тонированные листы бумаги на каждого ребенка

          Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

          Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, художественная.

          Предшествующая работа: наблюдения за живой природой на прогулке; разучивание стихов о природе; наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ; чтение литературы природоведческого характера; рассматривание иллюстраций о лесе; знакомство с Красной книгой Крыма.

Ход занятия.

          Воспитатель: Ребята, здравствуйте. Сегодня мы с вами немного по путешествуем. Дети, вы любите загадки? Тогда послушайте и отгадайте вот эту загадку:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(дерево)

          Воспитатель: Ребята, докажите, что вы дали правильный ответ.

         Дети: Весной дерево цветет, радует нас своей красотой. Летом в тени дерева прохладно. Осенью на многих фруктовых деревьях поспевают плоды. Зимой в деревянном доме тепло, дровами топят печь.

         Воспитатель: Молодцы, правильно, деревья высокие, они служат пищей, укрытием, домом.

Дидактическое упражнение «Живая – неживая».

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в царство Деревьев. Как вы думаете, жители этого царства, деревья, относятся к живой природе?

- Почему вы так решили? Вспомните признаки живой природы. На доске выкладываются схемы-модели: дышит, двигается, размножается, растет, питается.

- А нужна ли деревьям неживая природа?  Докажите! Солнце – источник света и тепла, вода – питание, воздух – деревья тоже дышат, почва нужна для прорастания семян, в ней находятся самые главные части деревьев – корни.

- Оказывается, в мире природы все взаимосвязано, и это главное правило природы.

         Воспитатель: Посмотрите на картину и скажите из каких частей состоит дерево?

         Дети: Ствол дерева: внизу толстый, кверху тоньше, покрыт корой. От ствола идут ветки, на них есть листья или иголки, в плодах есть семена. Корни находятся глубоко в земле.

          Воспитатель: Что случится, если у дерева повредить кору? А что будет, если у дерева подрезать ветки?  Скажите, может дерево жить без корней?

Развернутые ответы детей.

C:\Users\HOME\Documents\фото работа\детский сад фото\фото\Njn4Y4PI2UU.jpg

Физкультминутка.

В лес гулять мы пошли, (Маршируют на месте)

Вброд ручей перешли, (Шагают, высоко поднимая ноги)

Небывалой высоты

У ручья растут цветы. (Поднимают руки, встают на носки, тянутся вверх)

Посмотри по сторонам,

Что же лес подарит нам? (Ставят руки на пояс, поворачивают голову вправо – влево)

Наклонись, сорви малинку

И клади её в корзинку. (Наклоняются вправо – влево)

Крепкий беленький грибок

Мы положим в кузовок. (Выполняют приседания).

Игра с мячом «Назови дерево»

          Ребята давайте мы с вами вспомним какие деревья мы знаем, для этого нам понадобится мяч. Вы передаете мяч по кругу, и называете деревья которые знаете. Главное не повторятся.

          Но не все деревья, которые вы назвали, растут в Крыму.    Пойдемте дальше и узнаем, какие деревья растут в наших лесах.

Воспитатель: Ребята, послушайте еще одну загадку.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

 

Решение проблемной ситуации «Чьи ветки и чьи детки?».

         Ребята, мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что когда я готовилась к нашему путешествию, то собрала в парке разные веточки, листочки, плоды, сложила их в один пакет, а теперь не могу разобраться, чьи ветки, чьи детки? Помогите мне, пожалуйста. Давайте вмести найдет все, что относится к этому дереву: листок, плод, веточку, изображения самого дерева.

Свечи у каштана

В мае зацветут,

Ежиков зеленых

потом увидишь тут.

Осенью опавшие

заблестят плоды.

Сколько в этом дереве

дивной красоты.

Воспитатель: Ребята, о каком дереве стихотворение я прочитала? Правильно каштан! Давайте найдем с вами листья и плоды дерева каштана. Давайте их рассмотрим по внимательней. Какой лист у Каштана? А какие плоды? Ребята вы знаете, что плод каштана называется орех.

Желудь в землю упадет

И дубок здесь прорастёт

Слева дуб и справа

Выросла дубрава.

Воспитатель: Ребята, о каком дереве стихотворение я прочитала? Правильно дуб! Давайте найдем с вами листья и плоды дуба. Как они называются? Похожи листья дуба на листья каштана?

Лето. Полдень. Солнце светит.

Ясень вас прохладой встретит.

Под густой его листвой

Отдохнешь, найдешь покой.

Воспитатель: Ребята, о каком дереве стихотворение я прочитала? Ясень! Давайте найдем с вами листья и плоды ясеня. Как они выглядят? Для чего ясеню нужны семена с крыльями?

Осень в город вновь пришла,

Листопад к нам принесла.

Лист похожий на корону

У раскидистого… клена.

Воспитатель: Правильно! Давайте найдем с вами листья и плоды клена. Какая форма и листьев клена? На что похожи плоды клена? Что общего естьу плодов клена и ясеня?

C:\Users\HOME\Documents\фото работа\детский сад фото\фото\ij-y1bpqRKQ.jpgC:\Users\HOME\Documents\фото работа\детский сад фото\фото\b0cLalVEY0A.jpg

Елочка - красавица,

Ребятам очень нравится.

Зеленая всегда в лесу растет она.

Воспитатель: Ребята, о каком дереве стихотворение я прочитала? Правильно дуб! Давайте найдем с вами листья и плоды дуба. Как они называются? Похожи листья дуба на листья каштана?

А по- соседству с елкой –

Сосна и тоже вся в иголках.

Под сосною похожу шишек много наберу.

Воспитатель: Какое дерево? Правильно сосна! Давайте найдем с вами листья сосны. Как они называются? А какие у сосны шишечки??

- Вот мы и справились с заданием! Какие вы все молодцы, быстро находили и листочки, и плоды деревьев.

- Как называют деревья, у которых растут листья? Лиственные.

- А деревья, у которых вместо листьев хвоинки? Хвойные

Чем деревья похожи между собой и чем отличаются?

          Дети. У всех деревьев есть корни, стволы, ветки. На ветках некоторых из них растут листья – это лиственные деревья. Те деревья, ветки которых покрыты иголками - хвоей, называются хвойными.

          Воспитатель. Случается, в лесу растёт какой-нибудь один вид деревьев. Как называют лес или его часть, где растут только ели? (Ельник).

Дидактическая игра «Назови лес»

          Воспитатель называет деревья, дети – лес, состоящий из них: берёза – березняк (берёзовая роща), дуб – дубрава, осина – осинник, сосна – сосновый бор или сосняк, ольха – ольховник (ольшаник).

Воспитатель.

- Назовите деревья, которые растут в лиственном (хвойном) лесу. (Ответы детей).

- А как будет называться лес, в котором соседствуют хвойные и лиственные деревья? (Смешанным).

- Что ещё растёт в наших лесах?

Физминутка.  

Под музыку П. Чайковского «Времена года» («Октябрь») дети встают парами лицом друг к другу, соединив ладошки, выполняют движения: руки вверх (деревья тянутся к солнцу), руки в стороны (расправили веточки), качаются на ветру, руки вниз (листья опадают).

Воспитатель.

        - Красивые Крымские леса в любое время года! (Рассматривание иллюстраций осеннего и зимнего лесов Крыма).

       - Как сберечь такую красоту? ( Не ломать ветви, не рвать листья, не срывать с деревьев кору, следить чтоб деревья не заболели).

       - Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.  И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу Крыма только потому, что их очень мало осталось или они погибли.

       - В наших лесах есть много различных деревьев, которые занесены в Красную книгу Крыма. Давайте мы свами немного познакомимся с этими деревьями

 Просмотр презентации «Эндемики Крымских лесов. Деревья»

          Воспитатель.  В осеннем лесу уже похозяйничала художница - осень. В какие цвета раскрасила она листья? (В красный, желтый, коричневый, золотой.) Красив осенний лес. Ребята, давайте, и мы с вами побудем немного художниками и нарисуем осенний пейзаж, используя для этого дары осенних деревьев – листья.

          Самостоятельная художественная деятельность детей.  Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных технологий рисования, отпечаток листьев.

Работа проходит под музыку П. Чайковского «Времена года» («Октябрь»)

C:\Users\HOME\Documents\фото работа\детский сад фото19-20\DSCN7366.JPG

        Рефлексия: Где мы с вами сегодня побывали?  Что нового узнали? Что запомнилось?

       Воспитатель: Вот сколько интересного мы сегодня с вами узнали. Деревья не только украшение нашей Земли, но и наши друзья и помощники. Давайте будем беречь и защищать их.

- Закончить наше занятие хочется стихотворением:

Чтобы воздух был чист и светел.

В каждом дереве клад богатый,

Лишь открыть его нужно ребятам.

Не губите, оберегайте,

Возле дома деревья сажайте.

Встанет лес из деревьев разных

И земля наша будет прекрасной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим для второй младшей группы Тема: «Осень в лесу»

Цель:  Закрепление знаний детей об осени.Задачи:  продолжать знакомить с миром живой и неживой природы, развивать умения различать листья деревьев и соотносить их; развивать логическое мышле...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Познавательное развитие (окружающий мир) Вторая младшая группа Тема: «Осень золотая»

Конспект непосредственно образовательной деятельностиПознавательное развитие (окружающий мир)Вторая младшая группаТема: «Осень золотая»...

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Волшебное электричество»

Образовательные задачи:      - обобщать знания детей об электричестве,- расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно...

Конспект непосредственной образовательной деятельности Ознакомление с окружающим миром в старшей группе «Я - человек»

Цель:Ознакомление детей с внешним и внутренним строением человеческого организма....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей группе. Тема: «Что в лесу растёт»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей группе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Ознакомление со звуками [ф], [ф’] и буквой Ф ф».

Программные задачи:Образовательные: Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'].Продолжать учить выделять звуки [ф, ф'] на фоне слова.Закреплять умение определять место звука в слове.Разв...