рабочая программа Юный натуралист
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Программа кружка «Юный натуралист» предназначена для внеурочной работы учащихся по экологии. Предполагаемая программа предусматривает целенаправленное развитие познавательных способностей и навыков, творческих способностей, особенностей эмоциональной сферы.
Данная программа ориентирована на учащихся 5-7лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_yunyy_naturalist_20-21_uch.god_.docx | 381.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Принята»
на педагогическом совете
Протокол ЛЬ 2020г.
Табакова НВ.
2020 год.
Программа кружковой работы по экологии для детей 6-7 лет. «Юный натуралист»
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №11 »
На 2020-2021 учебный год.
Воспитатель:
Горбачева ТА.
первой квалификационной категории
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 11»
141345, Московская область, Сергиево-Посадский р-он, с.Сватково, д.7а
тел./факс 548-91-72
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Юный натуралист»
на 2020 / 2021 учебный год
Уровень общего образования основное общее образование
Количество часов – 34 часа
Программу разработал
воспитатель
первой квалификационной категории
Горбачева Татьяна Анатольевна
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь
открыватель мира. Так пусть перед ним открывается
«Чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных
звуках,в сказке, в игре, в собственном творчестве, в
красоте». В.А.Сухомлинский.
Программа кружка «Юный натуралист» предназначена для внеурочной работы учащихся по экологии. Предполагаемая программа предусматривает целенаправленное развитие познавательных способностей и навыков, творческих способностей, особенностей эмоциональной сферы.
Данная программа ориентирована на учащихся 5-7лет и реализуется на основе следующих документов:
1.Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Учебного плана МБОУ «Детский сад общеразвивающего вида №11».
Программа кружка “Юный натуралист” позволяет учащимся расширить представление о животном и растительном мире, которое они приобретают в ходе изучения разделов “Растения” и “Животные”, 6 -7 лет.
Программа данного кружка рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые, живо интересуясь ботаникой и зоологией и стремясь к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о повадках, поведении, физиологических особенностях животных, о том, как вступать с ними в контакт или оказывать посильную помощь. К познанию природы, окружающей каждого человека естественной среды и интуитивно, и сознательно стремится каждый ребенок. Однако в реальной жизни далеко не всегда возможны систематические контакты с естественной природой, её отдельными биоценозами. Под руководством преподавателя ребёнок сможет в системе рассмотреть великолепные объекты природы, интересные для изучения со всех сторон.
На занятиях кружка ребята учатся вести наблюдения, работать с художественной и научной литературой. У них возникает потребность лучше и больше знать.
Во время проведения дидактических игр, развивается коллективизм, уважение друг к другу.
Общение учеников с педагогом на занятиях кружка теряет формальную направленность, когда четко выполняются установки социальных ролей “ педагог” и “ребенок”. Дети и педагоги становятся единомышленниками, занимаясь тем, что их интересует.
Программа кружка рассчитана на 1 год, причём занятия могут проводиться в разновозрастной группе обучающихся.
Основная цель программы – формирование биолого-экологической культуры у детей, направленной на осознание целостности живой природы и человека, необходимости заботится обо всём живом на земле, воспитание нравственных качеств личности.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- Знакомство с видовым разнообразием растительного и животного мира, с их биологическими особенностями
- Приобретение навыков и умений работать с художественной и научной литературой. Формирование у школьников умений сравнивать, вести наблюдения
- Приобщение детей к охране природы родного края, вовлечение в защиту окружающей среды
- Способствовать развитию коллективизма, повышению интереса к исследовательской работе.
- Содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса.
Формы и приемы работы:
1. Проведение практически работ, лабораторных опытов, экскурсии.
2. Изучение научной и художественной литературы
3. Фенологические наблюдения
4. Наблюдение за природными объектами
5. Моделирование экосистем.
6. Изучение флоры и фауны родного края
Принципы, лежащие в основе работы кружка:
- Принцип добровольности. В кружок принимаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.
- Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;
- Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.
- Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
- Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.
- Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.
- Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.
- Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.
Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные. Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.
Формы и основные методы работы
1. Исследовательские методы (химический эксперимент, работа с микроскопом).
2. Словесно-иллюстративные методы (рассказ, беседа, лекция, работа с литературой, диспут, написание эссе).
3. Частично-поисковые методы (систематизация материала при составлении гербариев).
4. Самореализация через различные творческие дела, участия в конкурсах, экскурсиях, выставках.
В ходе обучения учащиеся осваивают связи между естественно-научными дисциплинами: экологией, биологией, химией. физикой, географией и другими науками.
Формы работы: беседы, индивидуальные и групповые презентации, сообщения, опыты, работа в парах и группах и т.д.
Ожидаемый результат
1. Расширение кругозора.
2. Популяризация у школьников биологических и экологических знаний, повышение интереса к биологии и экологии.
3. Развитие устойчивых потребностей в новых биологических и экологических знаниях.
4. Ведение здорового образа жизни.
5. Понимание своей значимости в решении экологических проблем.
6. Ответственное отношение к природе.
7. Возрастание творческой активности школьников.
8.Развитие коммуникативных способностей у учащихся.
9. Овладение навыками научного мышления.
10. Развитие у школьников умений и навыков исследовательской работы.
11. Умение создавать проекты и проводить их презентацию.
12. Умение добывать самостоятельно информацию.
13. Умение самостоятельно осуществлять исследовательскую, экспериментальную и инновационную деятельность.
14. Воспитание экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа кружка «Юный натуралист» рассчитана на 1 год обучения, 34 часа в год, 1 занятие в неделю.
Содержание программы
1. Введение.
2. Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами программы, техникой безопасности – 1 час
Тема № 1. Возникновение натуралистического движения – 1 часа.
Первые кружки в стране. Образование станций юннатов и их деятельность.
Тема № 2. Природа окрестностей школы - 1 час. Экскурсия.
Сформировать понятие “окружающая среда”. Изучить многообразие растений окрестностей школы. Выявить значение почвы как верхнего слоя Земли. Активизировать деятельность детей по озеленению территории школы.
Тема № 3. Правила поведения в природе - 1 час.
Составление правил поведения в природе.
Тема № 4. Сезонные явления в природе осенью - 2 часа. Экскурсия.
Признаки осени. Знакомство с распространенными растениями: деревьями, кустарниками, травами. Осенняя окраска листьев и кустарников. Композиции из осенних листьев.
Тема № 5. Природа в жизни человека - 1 час.
Тема № 6. Подготовка материалов к участию в эколого-натуралистическом конкурсе «Биощит». Акция «Пчела». Внешний вид. Образ жизни. Мёд – продукт пчелиной деятельности. 1 час.
Тема № 7. Акция «Птица 2015 года - ГОРИХВОСТКА». – 1 час.
Участие в городском и республиканском конкурсе.
Тема №8. О пользе зимующих птиц. Конкурс “Птичья столовая”. Занимательная часть.
Изготовление кормушек для птиц. Заготовка корма. - 2 часа.
Тема №9. Красная книга - 1 час.
Знакомство с Красной книгой России, Крымской области.
Тема № 10. Книга печали Крымской области - 2 часа.
Эндемики Крыма. Знакомство с растениями и животными, занесенными в Красную книгу.
Презентация заповедников Крыма.
Тема №11. Карадагский заповедник 1 час.
Тема № 12. Казантипский заповедник 1 час
Тема № 13. Опукский заповедник. 1 час
Тема № 14. Живые синоптики -1 часа.
Тема № 15. Бабочки “Летающие цветы” – 1 часа.
Внешнее строение. Бабочки-путешественники.
Бабочки, занесенные в Красную книгу. Справочное бюро. Конкурс рисунков.
Тема № 16. Рыбы – 1 час.
Предсказания поданных Нептуна.
Удивительные факты из жизни рыб.
Тема № 17. Дельфин - 1 час.
Морские млекопитающие и человек. Репутация дельфина. Мир звука. Говорящие дельфины. Достижения в работе с дельфинами.
Тема № 18. Кошки – 2 часа.
Судьба кошки во времена прошлые.
Неприрученное домашнее животное. Породы кошек. Выставка. Интересные истории с кошками.
Тема № 19. Дать понятие о комнатных цветах. Родина комнатных растений. Как ухаживать за своим зелёными друзьями.- 1 час
Тема №20. Систематизация комнатных растений. Изготовление этикеток - 1 часа.
Тема № 21. Цветочный карнавал – 1 час.
Презентация о цветах.
Тема № 22. Познакомить с однолетними цветами. Цветы в украшении сада, парка, города, балкона. Профессия “цветовод – озеленитель” 1 час
Тема № 23. Семейство лилейных – 1 час.
Познакомить с семейством лилейных, представителями произрастающими в Крымской области. Использование в дизайнере школьного двора.
Тема № 24. Садовый дизайнер – 1 час
Как украсить школьный двор. Подбор растений.
Тема № 25. Русская природа в произведения литераторов – 2 часа.
Стихи, проза, песни о природе родного края.
Тема № 26. Лекарственные растения - 1 часа.
Помоги себе сам. Лекарственный отдел.
Тема № 27. Определитель - 1 час.
Познакомить с правилами определения растений.
Тема № 28. Лишайники – 1 час.
Индикаторы свежего воздуха. Исследования местности. Экскурсия. Описание внешнего вида. Видовое разнообразие.
Тема № 29. Зелёная планета – 2 часа.
Проведение игр, викторин, выставки работ.
Тема №30. Заключительное занятия - 1 час.
Подведение итогов. Награждение лучших.
1.Учащиеся должны знать:
- многообразие растений окрестностей школы;
- правило поведения в природе и меры по её' охране;
- способы изучения природы (наблюдения, опыты, измерения);
- элементы погоды и климата: температура воздуха, направление ветра,
- облачность, осадки; примеры растений и животных гор, равнин, водоемов и др. местного природного сообщества;
- условия жизни растений и животных на суше и в водной среде;
- приспособленность к жизни в природном сообществе;
- значение почвы, воды, воздуха в жизни растений, животных и человека.
2. Учащиеся должны уметь:
- ухаживать за комнатными растениями; составлять синквейн;
- давать описание внешнего вида животных и растений; работать с художественной и научной литературой;
- проводить наблюдения за природой, сезонными изменениями в жизни растении и животных;
- фиксировать результаты наблюдений; пользоваться измерительными приборами (линейкой и термометром).
Литература
Для учащихся.
1. Браун В. «Настольная книга любителя природы» Л., 1995
2. Молис С. Книга для чтения по природе М., 1981 год
3. Плавильциков Н. Юным любителям природы М. Просвещение, 1995 г. 4. Плешаков А.А. Дневник «Зеленые страницы»
5. Стрижев А.Н. Энциклопедия «Поведение животных» 1994 год, «Мир растений».
Для учителя.
1. . «Охрана природы», п/р профессора К. В. Пашканга, Москва, «Просвещение», 1990.
«Растения от А до Я», Ю. П. Лаптев, Москва, «Колос», 1992.
2. «Атлас – определитель высших растений», В.С.Новикова, И.А.Губанов, Москва, Просвещение, 1991.
3. «Тематические игры и праздники по биологии», Л. В. Сорокина, Москва, «Творческий центр», 2005
4. «Основы исследовательской деятельности школьников», И.П. Гладилина, О.П. Гришакина, А. А. Обручникова, Д.В. Попов, Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.5.
5. Балбышев И.Н. «Из жизни леса» 1987 г
6. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.; 1988 г
7. Журналы: «Биология в школе» №5 2003г.; №1 2008г.; №2 2008
Календарно-тематическое планирование занятий
кружка «Юный натуралист»
№ п п | Срок | Тема занятия | часы | Вид занятия |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности | 1 | беседа | |
2 | Возникновение натуралистического движения | 1 | беседа | |
3 | Природа окрестностей школы | 1 | экскурсия | |
4 | Правила поведения в природе | 1 | беседа | |
5 | Сезонные явления в природе осенью | 2 | экскурсия | |
6 | Осенняя окраска листьев и кустарников. Композиции из осенних листьев. | практическое | ||
7 | Природа в жизни человека | 1 | беседа | |
8 | Подготовка материалов к участию в эколого-натуралистическом конкурсе «Биощит». Акция «Пчела». | 1 | практическое | |
9 | Акция «Птица 2016 года - УДОД». | 1 | практическое | |
10 | О пользе зимующих птиц. Конкурс “Птичья столовая”. Занимательная часть | 2 | беседа | |
11 | Изготовление кормушек для птиц. Заготовка корма | практическое | ||
12 | Красная книга. Знакомство с Красной книгой России, Крымской области. | 1 | беседа | |
13 | Книга печали Крымской области - 2 часа. Эндемики Крыма. Знакомство с растениями и животными, занесенными в Красную книгу. | 2 | ||
14 | Карадагский заповедник | презентация | ||
15 | Казантипский заповедник | 1 | презентация | |
16 | Опукский заповедник. | 1 | ||
17 | Живые синоптики | 1 | ||
18 | Бабочки “Летающие цветы”. Внешнее строение. Бабочки-путешественники. | 1 | Беседа, конкурс рисунков | |
19 | Рыбы. Предсказания поданных Нептуна. Удивительные факты из жизни рыб. | 1 | ||
20 | Дельфин. Морские млекопитающие и человек. | 1 | Просмотр видео | |
21 | Кошки – 1 час. Судьба кошки во времена прошлые. Неприрученное домашнее животное. Породы кошек. | 2 | беседа | |
22 | Выставка. Интересные истории с кошками. | |||
23 | Комнатные цветы. Родина комнатных растений. Как ухаживать за своим зелёными друзьями | 1 | беседа | |
24 | Систематизация комнатных растений. Изготовление этикеток | 1 | практическое | |
25 | Цветочный карнавал. Презентация о цветах. Легенды о цветах | 1 | ||
26 | Познакомить с однолетними цветами. Цветы в украшении сада, парка, города, балкона. Профессия “цветовод – озеленитель | 1 | беседа | |
27 | Семейство лилейных. Познакомить с семейством лилейных, представителями произрастающими в Крымской области. Использование в дизайнере школьного двора. | 1 | ||
28 | Садовый дизайнер. Как украсить школьный двор. Подбор растений. | 1 | практическое | |
29 | Русская природа в произведения литераторов | 1 | ||
30 | Лекарственные растения - 1 часа. Помоги себе сам. Лекарственный отдел | 1 | ||
31 | Определитель. Познакомить с правилами определения растений. | 1 | Практическое занятие | |
32 | Лишайники. Индикаторы свежего воздуха. Исследования местности. Описание внешнего вида. | 1 | Экскурсия | |
33 | Зелёная планета. | 2 | ||
34 | Экологический КВН | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа"Юный экспериментатор"
В основу программы экологического экспериментирования положена идея гуманизации, воспитания человека с развитой системой ценностных ориентаций.Занимательные проекты – экспериментирования ...
Рабочая программа "Юное дарование"
Данный материал направлен на работу с детьми младшего дошкольного возраста и включае в себя весь необходимый перечень для интеллектуального равзвития детей....
Рабочая программа "Юный исследователь"
Данная рабочая программа направлена на разработку специфических особенностей содержания, организации и методики применения исследовательского обучения в детском саду....
Рабочая программа "Юный книголюб"
В возрасте 6-7 лет взаимоотношения детей с взрослыми и сверстниками усложняются, богаче становятся содержание и формы детской деятельности.Развивается способность анализировать и обобщать воспри...
Рабочая программа "Юные мыслители"
Программа факультативных занятий «Юные мыслители» облегчит работу по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. В ходе решения задач на см...
Рабочая программа "Юные инспектора дорожного движения"
Рабочая программа занятий кружковой деятельности (военно-патриотическое направление) для воспитанников старшей/подготовительной разновозрастной группы разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа " Юный эколог" эколого-биологической направленности
Можно использовать при написании рабочей программы кружка эколого-биологической направленности...