Технологическая карта по развитию познавательно-исследовательской деятельности с использованием Наураши
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Кобко Кристина Даниловна

Технологическая карта по развитию познавательно-исследовательской деятельности с использованием Наураши

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn.kart_._eksperementirovanie_s_vodoy.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

 Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие».

Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

В подготовительной группе

Составила: воспитатель Кобко К.Д.

г. Югорск, 2019

Цель: Знакомство детей с двумя агрегатными состояниями воды — жидким и твёрдым, выявить свойства воды.

Задачи:

  1. Образовательные:

- Научить определять признак температуры воды веществ и предметов;

- Обучать приемам опытно-исследовательской деятельности;

-  Учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат;

- Обучать детей взаимодействовать с объектами разного агрегатного состояния;

- Актуализация имеющихся знаний, представлений;  

- Закреплять умение выделять признаки объектов;

- Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления загадок.

  1. Развивающие:
  • Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
  • Развивать познавательный и исследовательский интерес.

  1. Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

- Создавать атмосферу психологической безопасности;

    - Приучать детей к вежливости.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, цифровая лаборатория «Наураша», стакан с холодной водой, стакан с теплой водой, лед, снег, формочки для льда, краски, фрукты, халаты ученых, планшеты.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации.

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность воспитанников

Организационный этап,

3 мин 

Создание атмосферы психологической безопасности. Формирование интереса к содержанию НОД; направление внимания детей.

Приветствие.

Воспитатель с детьми приветствуют друг друга передавая «привет» лёгким пожатия руки.

Воспитатель: «Итак, я посылаю свой привет Вове»

- я посылаю свой привет, ой а ведь все ребята уже получили свои приветы, кому же мне отправить свой привет?

 На экране появляется конверт.

- Ребята посмотрите на экран, что там появилось?

- а в конверте?

Воспитатель читает письмо.

 -«Здравствуйте ребята, это ваш друг Наураша.  Вы знаете, у меня снова беда и мне без вас никак не справится, я с вами так долго дружу и провожу эксперименты, что у меня совсем не осталось идей для новых экспериментов, здесь стало так грустно и скучно. Ребята превращайтесь поскорее в ученых и приезжайте ко мне в лабораторию я вас буду очень ждать, но чтобы превратиться в ученых нужно выполнить несколько заданий».

- Я посылаю свой привет Свете.. и т.д.

- Нянечке, охраннику, повару, детям, которые болеют…

- Конверт

- Письмо

Актуализация,

5 мин

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание мотивации для заинтересованности детей в деятельность.

- Мы с вами сейчас превратимся в настоящих ученых и отправимся в гости к Наураше, а что нам нужно, чтобы стать учеными?

- Ребята, а по вашему мнению каким должен быть ученый?

- Правильно, а сейчас нам нужно выполнить задание «Закончи фразу», чтобы отправиться к Наураше.

- Вода бывает разной…

- по цвету

- по форме

- по вкусу

- по запаху

- по состоянию

- Теперь мы с вами стали настоящими учеными и Наураша приглашает нас в свою лабораторию, но чтобы нам туда оправится, нужно придумать, чем мы будем заниматься в лаборатории Наураши.

Воспитатель выносит стаканы с холодной, горячей, теплой водой, с льдом и снегом.

- Ребята у нас с вами есть стаканы с водой, но вода в них такая разная, по какому признаку она отличается?

- Верно, вода отличается по состоянию, но какие эксперименты мы можем с ней провести?

- А какие признаки мы можем взять?

- Чтобы запомнить и рассказать все что мы придумали Наураше, давайте нарисуем табличку где вертикально будут располагаться объекты и горизонтально признаки. (Приложение А)

Воспитатель по ходу экспериментов фиксирует ответы детей схематичным образом.

- Теперь мы готовы отправиться в лабораторию к Наураши.

 - Халаты ученых, книги, знать и соблюдать правила…

- умный, начитанный, аккуратный, ведь ученые проводят множество экспериментов и работают с хрупкими материалами.

- по признаком нашим

 – бесцветная, прозрачная

- без форменная

- невкусная, без вкуса

- без запаха

- жидкая, газообразная, твердая

- по состоянию

- покрасить, перелить, попробовать, заморозить воду, разморозить воду.

- Цвет, форма, состояние, вкус, температура, запах

- По вертикали располагается горячая, холодная, теплая вода, лед и снег, а по горизонтали   цвет, форма, состояние, вкус, температура, запах

Практическая

работа, 8 мин

Научить определять признак температуры воды, веществ и предметов .

Обучать приемам опытно-исследовательской деятельности. Учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат.

Обучать детей взаимодействовать с объектами разного агрегатного состояния.

Опытно-экспериментальная деятельность

Работа с цифровой лабораторией «Наураша»

- Здравствуй Наураша, ребята приготовили тебе сюрприз

- А теперь давайте приступим к экспериментам.

Эксперимент 1. «Температура воды»

   - Давайте измерить температуру холодной воды в синем стакане, а результаты будем фиксировать в нашу табличку

- А теперь мы измерим температуру горячей воды, холодной воды, льда и снега

Эксперимент 2 «Какого цвета вода?»

- Нам нужно заполнить 2 столбик в табличке

- Что мы будем делать, чтобы посмотреть, как меняется цвет у воды?

- Какого цвета стала вода?

- Зафиксируем все результаты в табличку.

Эксперимент 3 «Какой запах имеет вода?»  

- Ребята как вы думаете, какой запах имеет вода?

- Давайте проверим

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы у воды появился запах

- Добавим в воду фрукты

- Какой запах появился у воды?

- Давайте зафиксируем результаты в таблицу

Эксперимент 4 «Какого вкуса вода»

- Теперь давайте попробуем воду, какой у воды вкус

Эксперимент 5 «Имеет ли вода форму?»

- Имеет ли вода форму?  

- Давайте проверим и перельём воду в разные формы, какой формы вода сейчас?  

- Давайте заморозим воду

- Наураша мы придумали какой эксперимент провести с водой

Дети рассказывают о таблице, которую составили

Дети опускают датчик в стакан, Наураша озвучивает результаты, ребята фиксируют результаты в таблицу.

Холодная вода + 4

Горячая вода + 80

Теплая вода + 30

Лед -  -7

Снег -  -1

- мы ее покрасим

Дети использую краски красят горячую воду

- желтая, красная …

Какую краску мы возьмем того цвета и будет вода.

- Вода не имеет запаха

- Добавить в воду объекты, которые имеют запах

Дети добавляют в воду фрукты и проверяют на запах

- апельсина, яблока…

Запах воды меняется в зависимости от того, что положить в воду.

- вкус фруктов

Вкус воды меняется в зависимости от того, что добавить в воду.

- нет

- В форме животных

- Вода превратилась в лед  

- Форма воды меняется в зависимости от емкости

Динамическая

пауза, 3 мин

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.

Формировать  доброжелательное отношение друг к другу.

Дидактическая игра «Что бывает таким же»

- А сейчас мы немножко отдохнем и поиграем в игру «Что бывает таким же».

Нам нужно будет находить объекты разной температуры (теплые, холодные, горячие)

Дети в групповой обстановки находят объекты

- Вода теплая, а что бывает таким же

- Лед холодный, а что бывает таким же

- Чайник горячий, а что бывает таким же?

Дети находят объекты разной температуры в зависимости от условий в групповой обстановки.

Практическая

работа, 8 мин

Расширение

имеющихся

представлений

Закреплять умение выделять признаки объектов;

способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления загадок.

Работа с признаками. Составление загадки.

Воспитатель выносит модели составления загадок

-Ребята, как вы думаете, что мы дальше будем делать дальше?

- Давайте составим загадки про эксперименты, которые проводили и отдадим их Наураше, чтобы он не скучал и отгадывал наши загадки

- Как мы будем составлять загадки

Какие объекты мы можем взять для загадок?

- Ну что готовы? Давайте прочитаем загадки, которые у нас получились

- Вот какие интересные загадки у нас получилось, мы с вами столько всего сделали, а сейчас Наураша, хочет с вами поиграть в игру «Закончи фразу», мы ведь с вами теперь ответим правильно

- Вода бывает разной…

- по цвету

- по форме

- по вкусу

- по запаху

- по состоянию

 

 - Теперь мы на все вопросы ответили в игры поиграли и пора нам возвращаться в нашу группу, давайте поблагодарим Наурашу и отправимся домой  

- Составлять загадки

- Выбираем модель одну из 3х, находим объект, признаки по которым будем сравнивать находить что бывает таким же бывает таким же или действия объекта в зависимости от модели

- Воду, лед, снег, краски, разноцветные льдинки, формочки для льда …..и т.д.  Каждый ребенок берет планшетку с моделью составления загадок.

Объект дети выбирают самостоятельно. Опираясь на табличку, которые заполняли в течение экспериментов.

- Жидкий как компот

Прозрачный как стекло  

Горячий, но не кипяток

Что это?

- Без вкуса, но не лед

Без цвета, но не лужа

Без запаха, но не воздух

Что это?  

- Тает как замороженный лед

Выпадает как новая монета

Хрустит как сухарик

Что это?  

- Похож на воду, но не переливается

Похож на снег, но по температуре холоднее

Похож на белый лист, но бывает, не только белого цвета

Что это?    

- по признаком нашим

 – разноцветной белой, желтой и красной

- по форме отличается

- сама вода без вкуса, но если добавить фрукты, будет вода вкусной

- запах разный у воды

- жидкая, газообразная, твердая.

Ребята отправляются в группу и присаживаются на коврик

Заключительный этап. Рефлексия, 3 мин

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки.

Приучать детей к вежливости.

Беседа, обсуждение.

- Вам понравилось проводить эксперименты в лаборатории Наураши.

Что мы там делали?

 

Как мы проводили эксперименты?  

Зачем мы воду красили, пробовали

-Да

- проводили эксперименты с водой

- у воды измеряли температуру, пробовали, красили, добавляли фрукты

- Чтобы узнать, что если в воду добавить фрукты она становится очень вкусной и сладкой,

- в воду можно добавить краску, разлить формочкам и сделать украшения,

- вода имеет разное состояние жидкое и твердое

-у воды есть разная температура


Объект

            Признак

Температура

Цвет

Запах

Вкус

Форма

Состояние

Холодная вода

+4

Красный

Яблоко

Яблока

Стакан, ёлочка, рукавичка

Жидкое

Горячая вода

+80

Желтый

Апельсин

Апельсина

Стакан, елочка, рукавичка

Жидкое

Теплая вода

+30

Синий

Мандарин

Мандарина

Стакан, елочка, рукавичка

Жидкое

Лед

-7

Зеленый

Лимон

-

Кубик

Твердое

Снег

-1

Белый

-

-

Кристаллы

Кристаллообразное

Приложения

Приложение А

Приложение Б – Модели составление загадок

Модель 1

Какой?

Что бывает таким же?

Жидкий

Компот

Прозрачный

Стекло

Горячий

Кипяток

Модель 2

На что похоже?

Чем отличатся

Вода

Жидкий по состоянию

Снег

Холоднее по температуре

Белый лист

Нет формы

Модель 3

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Тает

Лед

Выпадает

Монета (из кармана)

Хрустит (под ногами)

Сухарик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Вода Байкала».

Цель: Создать условия для формирования элементарных представлений об озере Байкал.Задачи: Организовать деятельность для расширения представлений о природе и богатстве родного края; стремится к восприя...

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Как готовятся к зиме животные». Педагог Ивановская Светлана Степановна

Цель: Создать условия для  расширения представления детей о жизни животных осенью.Задачи:   - Организовать деятельность детей по расширению представлений о диких и домашних животных....

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Животный мир Прибайкалья».Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна

ЦЕЛЬ: Создать условия  для расширения  и углубления представлений о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал.Задачи: Организовать деятельность детей по развитию...

Технологическая карта образовательной ситуации. Познавательно - исследовательская деятельность "Фауна Байкала" в подготовительной группе. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна

Тема: «Фауна Байкала»Цель: создать условия для закрепления знаний детей о малой родине, об озере Байкал, о его уникальной фауне.Задачи:1.      Организация деятельности детей п...

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Домашние животные"

Цель: создать условия для формирования представлений о жизни домашних животных....

Технологическая карта занятия по познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии Коротковой Н.А. «Путешествие по «реке времени» с детьми старшей группы.

Технологическая карта занятияпо познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии  Коротковой Н.А.«Путешествие по «реке времени» с детьми старшей группы....