Технологическая карта по развитию познавательно-исследовательской деятельности с использованием Наураши
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Технологическая карта по развитию познавательно-исследовательской деятельности с использованием Наураши
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn.kart_._eksperementirovanie_s_vodoy.docx | 30.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»
Технологическая карта
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие».
Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
В подготовительной группе
Составила: воспитатель Кобко К.Д.
г. Югорск, 2019
Цель: Знакомство детей с двумя агрегатными состояниями воды — жидким и твёрдым, выявить свойства воды.
Задачи:
- Образовательные:
- Научить определять признак температуры воды веществ и предметов;
- Обучать приемам опытно-исследовательской деятельности;
- Учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат;
- Обучать детей взаимодействовать с объектами разного агрегатного состояния;
- Актуализация имеющихся знаний, представлений;
- Закреплять умение выделять признаки объектов;
- Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления загадок.
- Развивающие:
- Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- Развивать познавательный и исследовательский интерес.
- Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- Создавать атмосферу психологической безопасности;
- Приучать детей к вежливости.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, цифровая лаборатория «Наураша», стакан с холодной водой, стакан с теплой водой, лед, снег, формочки для льда, краски, фрукты, халаты ученых, планшеты.
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации. | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность воспитанников |
Организационный этап, 3 мин | Создание атмосферы психологической безопасности. Формирование интереса к содержанию НОД; направление внимания детей. | Приветствие. | Воспитатель с детьми приветствуют друг друга передавая «привет» лёгким пожатия руки. Воспитатель: «Итак, я посылаю свой привет Вове» - я посылаю свой привет, ой а ведь все ребята уже получили свои приветы, кому же мне отправить свой привет? На экране появляется конверт. - Ребята посмотрите на экран, что там появилось? - а в конверте? Воспитатель читает письмо. -«Здравствуйте ребята, это ваш друг Наураша. Вы знаете, у меня снова беда и мне без вас никак не справится, я с вами так долго дружу и провожу эксперименты, что у меня совсем не осталось идей для новых экспериментов, здесь стало так грустно и скучно. Ребята превращайтесь поскорее в ученых и приезжайте ко мне в лабораторию я вас буду очень ждать, но чтобы превратиться в ученых нужно выполнить несколько заданий». | - Я посылаю свой привет Свете.. и т.д. - Нянечке, охраннику, повару, детям, которые болеют… - Конверт - Письмо |
Актуализация, 5 мин | Актуализация имеющихся знаний, представлений. | Создание мотивации для заинтересованности детей в деятельность. | - Мы с вами сейчас превратимся в настоящих ученых и отправимся в гости к Наураше, а что нам нужно, чтобы стать учеными? - Ребята, а по вашему мнению каким должен быть ученый? - Правильно, а сейчас нам нужно выполнить задание «Закончи фразу», чтобы отправиться к Наураше. - Вода бывает разной… - по цвету - по форме - по вкусу - по запаху - по состоянию - Теперь мы с вами стали настоящими учеными и Наураша приглашает нас в свою лабораторию, но чтобы нам туда оправится, нужно придумать, чем мы будем заниматься в лаборатории Наураши. Воспитатель выносит стаканы с холодной, горячей, теплой водой, с льдом и снегом. - Ребята у нас с вами есть стаканы с водой, но вода в них такая разная, по какому признаку она отличается? - Верно, вода отличается по состоянию, но какие эксперименты мы можем с ней провести? - А какие признаки мы можем взять? - Чтобы запомнить и рассказать все что мы придумали Наураше, давайте нарисуем табличку где вертикально будут располагаться объекты и горизонтально признаки. (Приложение А) Воспитатель по ходу экспериментов фиксирует ответы детей схематичным образом. - Теперь мы готовы отправиться в лабораторию к Наураши. | - Халаты ученых, книги, знать и соблюдать правила… - умный, начитанный, аккуратный, ведь ученые проводят множество экспериментов и работают с хрупкими материалами. - по признаком нашим – бесцветная, прозрачная - без форменная - невкусная, без вкуса - без запаха - жидкая, газообразная, твердая - по состоянию - покрасить, перелить, попробовать, заморозить воду, разморозить воду. - Цвет, форма, состояние, вкус, температура, запах - По вертикали располагается горячая, холодная, теплая вода, лед и снег, а по горизонтали цвет, форма, состояние, вкус, температура, запах |
Практическая работа, 8 мин | Научить определять признак температуры воды, веществ и предметов . Обучать приемам опытно-исследовательской деятельности. Учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат. Обучать детей взаимодействовать с объектами разного агрегатного состояния. | Опытно-экспериментальная деятельность Работа с цифровой лабораторией «Наураша» | - Здравствуй Наураша, ребята приготовили тебе сюрприз - А теперь давайте приступим к экспериментам. Эксперимент 1. «Температура воды» - Давайте измерить температуру холодной воды в синем стакане, а результаты будем фиксировать в нашу табличку - А теперь мы измерим температуру горячей воды, холодной воды, льда и снега Эксперимент 2 «Какого цвета вода?» - Нам нужно заполнить 2 столбик в табличке - Что мы будем делать, чтобы посмотреть, как меняется цвет у воды? - Какого цвета стала вода? - Зафиксируем все результаты в табличку. Эксперимент 3 «Какой запах имеет вода?» - Ребята как вы думаете, какой запах имеет вода? - Давайте проверим - Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы у воды появился запах - Добавим в воду фрукты - Какой запах появился у воды? - Давайте зафиксируем результаты в таблицу Эксперимент 4 «Какого вкуса вода» - Теперь давайте попробуем воду, какой у воды вкус Эксперимент 5 «Имеет ли вода форму?» - Имеет ли вода форму? - Давайте проверим и перельём воду в разные формы, какой формы вода сейчас? - Давайте заморозим воду | - Наураша мы придумали какой эксперимент провести с водой Дети рассказывают о таблице, которую составили Дети опускают датчик в стакан, Наураша озвучивает результаты, ребята фиксируют результаты в таблицу. Холодная вода + 4 Горячая вода + 80 Теплая вода + 30 Лед - -7 Снег - -1 - мы ее покрасим Дети использую краски красят горячую воду - желтая, красная … Какую краску мы возьмем того цвета и будет вода. - Вода не имеет запаха - Добавить в воду объекты, которые имеют запах Дети добавляют в воду фрукты и проверяют на запах - апельсина, яблока… Запах воды меняется в зависимости от того, что положить в воду. - вкус фруктов Вкус воды меняется в зависимости от того, что добавить в воду. - нет - В форме животных - Вода превратилась в лед - Форма воды меняется в зависимости от емкости |
Динамическая пауза, 3 мин | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости. Формировать доброжелательное отношение друг к другу. | Дидактическая игра «Что бывает таким же» | - А сейчас мы немножко отдохнем и поиграем в игру «Что бывает таким же». Нам нужно будет находить объекты разной температуры (теплые, холодные, горячие) Дети в групповой обстановки находят объекты - Вода теплая, а что бывает таким же - Лед холодный, а что бывает таким же - Чайник горячий, а что бывает таким же? | Дети находят объекты разной температуры в зависимости от условий в групповой обстановки. |
Практическая работа, 8 мин Расширение имеющихся представлений | Закреплять умение выделять признаки объектов; способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления загадок. | Работа с признаками. Составление загадки. | Воспитатель выносит модели составления загадок -Ребята, как вы думаете, что мы дальше будем делать дальше? - Давайте составим загадки про эксперименты, которые проводили и отдадим их Наураше, чтобы он не скучал и отгадывал наши загадки - Как мы будем составлять загадки Какие объекты мы можем взять для загадок? - Ну что готовы? Давайте прочитаем загадки, которые у нас получились - Вот какие интересные загадки у нас получилось, мы с вами столько всего сделали, а сейчас Наураша, хочет с вами поиграть в игру «Закончи фразу», мы ведь с вами теперь ответим правильно - Вода бывает разной… - по цвету - по форме - по вкусу - по запаху - по состоянию
- Теперь мы на все вопросы ответили в игры поиграли и пора нам возвращаться в нашу группу, давайте поблагодарим Наурашу и отправимся домой | - Составлять загадки - Выбираем модель одну из 3х, находим объект, признаки по которым будем сравнивать находить что бывает таким же бывает таким же или действия объекта в зависимости от модели - Воду, лед, снег, краски, разноцветные льдинки, формочки для льда …..и т.д. Каждый ребенок берет планшетку с моделью составления загадок. Объект дети выбирают самостоятельно. Опираясь на табличку, которые заполняли в течение экспериментов. - Жидкий как компот Прозрачный как стекло Горячий, но не кипяток Что это? - Без вкуса, но не лед Без цвета, но не лужа Без запаха, но не воздух Что это? - Тает как замороженный лед Выпадает как новая монета Хрустит как сухарик Что это? - Похож на воду, но не переливается Похож на снег, но по температуре холоднее Похож на белый лист, но бывает, не только белого цвета Что это? - по признаком нашим – разноцветной белой, желтой и красной - по форме отличается - сама вода без вкуса, но если добавить фрукты, будет вода вкусной - запах разный у воды - жидкая, газообразная, твердая. Ребята отправляются в группу и присаживаются на коврик |
Заключительный этап. Рефлексия, 3 мин | Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки. Приучать детей к вежливости. | Беседа, обсуждение. | - Вам понравилось проводить эксперименты в лаборатории Наураши. Что мы там делали?
Как мы проводили эксперименты? Зачем мы воду красили, пробовали | -Да - проводили эксперименты с водой - у воды измеряли температуру, пробовали, красили, добавляли фрукты - Чтобы узнать, что если в воду добавить фрукты она становится очень вкусной и сладкой, - в воду можно добавить краску, разлить формочкам и сделать украшения, - вода имеет разное состояние жидкое и твердое -у воды есть разная температура |
Объект Признак | Температура | Цвет | Запах | Вкус | Форма | Состояние |
Холодная вода | +4 | Красный | Яблоко | Яблока | Стакан, ёлочка, рукавичка | Жидкое |
Горячая вода | +80 | Желтый | Апельсин | Апельсина | Стакан, елочка, рукавичка | Жидкое |
Теплая вода | +30 | Синий | Мандарин | Мандарина | Стакан, елочка, рукавичка | Жидкое |
Лед | -7 | Зеленый | Лимон | - | Кубик | Твердое |
Снег | -1 | Белый | - | - | Кристаллы | Кристаллообразное |
Приложения
Приложение А
Приложение Б – Модели составление загадок
Модель 1
Какой? | Что бывает таким же? |
Жидкий | Компот |
Прозрачный | Стекло |
Горячий | Кипяток |
Модель 2
На что похоже? | Чем отличатся |
Вода | Жидкий по состоянию |
Снег | Холоднее по температуре |
Белый лист | Нет формы |
Модель 3
Что делает? | Что (кто) делает так же? |
Тает | Лед |
Выпадает | Монета (из кармана) |
Хрустит (под ногами) | Сухарик |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Вода Байкала».
Цель: Создать условия для формирования элементарных представлений об озере Байкал.Задачи: Организовать деятельность для расширения представлений о природе и богатстве родного края; стремится к восприя...
Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Как готовятся к зиме животные». Педагог Ивановская Светлана Степановна
Цель: Создать условия для расширения представления детей о жизни животных осенью.Задачи: - Организовать деятельность детей по расширению представлений о диких и домашних животных....
Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Животный мир Прибайкалья».Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна
ЦЕЛЬ: Создать условия для расширения и углубления представлений о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал.Задачи: Организовать деятельность детей по развитию...
Технологическая карта ОД по познавательно- исследовательская деятельность во II младшей группе «Свойство бумаги»
НОД по познавательно- исследовательская деятельность во II младшей группе...
Технологическая карта образовательной ситуации. Познавательно - исследовательская деятельность "Фауна Байкала" в подготовительной группе. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна
Тема: «Фауна Байкала»Цель: создать условия для закрепления знаний детей о малой родине, об озере Байкал, о его уникальной фауне.Задачи:1. Организация деятельности детей п...
Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Домашние животные"
Цель: создать условия для формирования представлений о жизни домашних животных....
Технологическая карта занятия по познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии Коротковой Н.А. «Путешествие по «реке времени» с детьми старшей группы.
Технологическая карта занятияпо познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии Коротковой Н.А.«Путешествие по «реке времени» с детьми старшей группы....