конспект НОД на тему: "Путешествие в Африку"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

конспект НОД на тему "Путешествие в Африку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_afriku.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Космос»

города Балашова Саратовской области»

Конспект НОД по познавательному развитию

на тему: «Путешествие в Африку»

в группе компенсирующей направленности для детей

с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) «Ладушки» (6 - 7 лет)  

Подготовила: воспитатель

Панчехина С.В.

Балашов

2020-2021 учебный год

Тема: «Путешествие в Африку».

Цель: формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания.

Задачи:

образовательная:

- уточнить и расширить кругозор детей о жизни животных жарких стран;

развивающая:

- развивать интерес к представителям живой природы;

- расширить активный понятийный словарь воспитанников;

-создать условия для формирования наглядно-действенного мышления в процессе познания.

воспитательная:

- воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками.

Материалы: ноутбук, проектор, экран, глобус, аудиозапись песни «Красной шапочки» на сл. А. Рыбникова, аудиозапись песни «У жирафа пятнышки везде», презентация на тему «Животные Африки» (верблюд, жираф, слон, лев), оборудование к опытам, бинокли, макет парусника, вертушки.

Предварительная работа: 

-организация развивающей среды (внесение тематических альбомов «Животные жарких стран», иллюстраций и фотографий с изображением животных разных стран для рассматривания);

-беседы о животных разных стран, обитателях Африки;

-отгадывание загадок о животных, чтение стихотворений;

-рассматривание картин «Животные зоопарка», «Львы», «Слоны» и т.д.,

    - рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности.

Ход НОД

1.Организационный момент. Воспитатель уточняет у детей, какое сейчас время года, какая погода и после ответов детей, говорит, что неплохо было бы оказаться там, где тепло.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где тепло всегда? (В Африке). Почему в Африке тепло или даже лучше сказать жарко? (Ответы детей).

Воспитатель обращает внимание детей на глобус: Ребята, вы знаете, что это? (это глобус). Правильно, это глобус – модель Земли.

Давайте попробуем найти Африку на глобусе. Сделать это несложно, изображая Африку на карте, использовали много желтого цвета.

         Африка – это материк, второй по величине после Евразии. Африка находится на экваторе, на одинаковом расстоянии от полюсов, поэтому здесь круглый год тепло. Африка – самый жаркий материк планеты.

-Кто-то был из вас в Африке? (нет).

-Хотите там побывать?   (да).

-Скажите, а далеко от нашего детского сада находится Африка? (далеко).

-Как вы думаете, на чем мы сможем добраться до Африки? (Ответы детей).

-Я вам предлагаю отправиться в путешествие на паруснике, но прежде чем отправиться в Африку, нам нужно кое-что взять из одежды. Как вы думаете, что нам понадобится? (Кепки, панамы). Дети надевают кепки. Воспитатель предлагает занять места на паруснике.

Звучит песня «Красной шапочки» на сл. А. Рыбникова
          Воспитатель: Что-то наш парусник замедлил ход, а вот и совсем остановился, наверное, нет ветра. Давайте подуем на вертушки, может ветер появится.

Дети выполняют дыхательную гимнастику: вдох делается только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

Воспитатель: Вот и ветер! Снова в путь, видна Земля! Вот мы и в Африке.

2.Рассказ воспитателя о пустыне. Воспитатель: Ребята, в Африке много пустынь. Что такое пустыня, как вы думаете? (Ответы детей). Воспитатель обращает внимание детей на слайд с изображением пустыни.

В пустыне выпадает очень мало осадков, там редко появляются облака. Лето в пустыне длится 5-6 месяцев, оно безоблачное и жаркое. Средняя температура воздуха летом +30 градусов. Местами жара достигает 40-50 градусов. В результате, песок в пустыне днем накаляется до 70-80 градусов, при желании в песке можно испечь яйцо. А вот ночи в пустыне, наоборот, прохладные. За все лето, бывает, не выпадает ни капли дождя. Он испаряется, не долетев до земли. Поверхность пустыни холмистая. Часто встречаются большие холмы из мелкого песка. Это барханы.

3.Беседа о верблюде. Воспитатель: Ребята, а скажите, как вы думаете животные живут в пустыне? (да). Какие животные живут в пустыне? (верблюд, змеи, скорпион и др.).

Воспитатель обращает внимание на слайд с изображением верблюда.

Они живут в жарких сыпучих песках. Верблюд хорошо приспособлен для жизни в пустыни. Длинная густая шерсть помогает верблюду переносить дневную жару и ночной холод.

       В пустыне не только горячий воздух, но и песок. Длинные густые ресницы защищают его глаза от песка. Верблюда называют кораблем пустыни. Как вы думаете почему? (Ходит плавно, перевозит грузы, людей.)  На ногах у верблюда есть мозоли.

-Как вы думаете, какие должны быть мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку? (Ответы детей).

Опыт. «Легко ли верблюду шагать по песку?» В небольшую емкость насыпается песок. У каждого ребенка в руках карандаш, отточенный с одного конца.

Воспитатель: ребята, попробуйте пройти острой стороной карандаша по песку и широкой. Что вы заметили? (острые проваливаются в песок, а широкие нет).

Воспитатель: значит, какие мозоли должны быть у верблюда? (Широкие.) Правильно, поэтому мозоли у верблюда плоские и широкие, чтобы удобно было передвигаться по песку.

Самое замечательное у верблюда - его горбы. Верблюды бывают одногорбые и двугорбые. (слайд с изображением одногорбого и двугорбого верблюда). В горбах накапливается жир и вода, которые он будет расходовать в переходах по пустыни, поэтому верблюд до 10 дней может ничего ни есть и не пить. А когда вода и жир заканчиваются в его горбах, то горбы начинают обвисать и болтаться. (слайд с изображением верблюда с обвисшим горбом). Вот такой житель пустыни – верблюд.

4.Беседа о льве. Воспитатель: в Африке есть не только пустыни, но и саванна. Воспитатель обращает внимание на слайд с изображением саванны.

-Чем покрыта земля в саванне? (Травой. Есть деревья.)

-Как вы думаете, кто живет в саванне? (Львы, зебры, жирафы.)

-Вы знаете загадки о животных? (да).

Ребенок: Грозный, сильный и красивый,

 Он трясёт мохнатой гривой.

 А как рычит! Совсем не зря

 У зверей он за царя.  

Воспитатель обращает внимание детей на слайд с изображение льва и поясняет: Лев – это царь зверей. Ребята, а скажите, хорошо виден лев среди травы? (нет).

-Почему? (Ответы детей). Если дети затрудняются с ответом, воспитатель уточняет:

-Какой цвет шерсти у льва? (желтый, как и трава.)

Цвет шерсти позволяет льву быть незаметным среди желтой, сухой травы.

-Почему льву важно быть незаметным?  (ответы детей)

Он хищник, он выслеживает добычу.  В саванне очень трудно спрятаться - там нет густых зарослей. Но на охоту ходят, ребята, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Сами же львы тяжелы, неповоротливы, ленивы. Львы нападают, главным образом, на больных животных. Уничтожая их, они оберегают здоровых животных от болезней.

На кого охотятся львы? (на зебру, антилопу.) Посмотрите, что было бы, если лев был другого цвета, например, белого. (слайд с изображение белого льва в траве). (Ответы детей). Поэтому, чтобы охотиться, льву необходимо быть незаметным для жертвы.

5. Беседа о жирафе. Воспитатель предлагает ребенку загадать остальным детям загадку еще об одном из жителей саваны:

Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъемный.

Только это кран живой

С настоящей головой (жираф).

Воспитатель обращает внимание детей на слайд с изображение жирафа и поясняет:

 Жираф - самое высокое (6 метров) и самое длинношеее животное. У него длинные ноги, длинная шея.

-Почему, как вы думаете?  (ответы детей).

 Он высотой с двухэтажный дом и достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья. Самое любимое лакомство жирафа - листья акаций.

Рядом с жирафом часто пасутся зебры, антилопы, газели, страусы.  Как вы думаете, чем привлекает их жираф?  (ответы детей)

Высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть приближающегося хищника и объявить всем тревогу. Глаза у жирафа расположены так, что, не поворачивая голову, он видит все вокруг.

Ребята, у жирафа такая длинная шей и длинные ноги, как же он дотягивается до воды?  (ответы детей). Жираф широко расставляет ноги и опускает голову, чтобы дотянуться до воды (слайд с изображением, как жираф пьет воду).

Расцветка шкуры жирафа носит защитный характер, и в природе нет ни одного жирафа с одинаковым рисунком.

6.Физкультминутка «У жирафа пятнышки везде».

7. Беседа о слоне. Воспитатель: Какое самое большое животное в Африке? (ответы детей). Воспитатель обращает внимание детей на слайд с изображение слона и поясняет:

Слон - могучее, очень сильное животное. Самое удивительное у слона - хобот.   С помощью хобота слон собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет. Им он играючи переносит довольно толстое дерево. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживая с любовью своих детенышей. Слоны ничего не боятся. Торжественно подходят они к водопою и пьют. 

-Как же они это делают? (ответы детей). 

-Правильно, ребята хоботом слоны набирают воду и отправляют ее в рот, а также поливают себя и друг друга водой, охлаждаясь.

-Ребята, как вы думаете, а для чего слону такие большие уши? (ответы детей). 

Воспитатель детям раздает по 2 альбомных листа.

Воспитатель: давайте представим, что мы с вами слоны, а это наши уши. Помашите ушами, что вы почувствовали? (Прохладный ветерок. Чтоб слону было не жарко.)

8. Игра «Кто, где живет?» Воспитатель: ребята в природе нет ничего случайного, каждое животное приспособлено к месту его обитания. А каких еще животных Африки мы не назвали? Дети перечисляют: обезьяна, верблюд, носорог, антилопа и т.д. Воспитатель: Раз вы так хорошо знаете животных, давайте поиграем в игру «Кто, где живет животных?». В Африке кроме пустыни и саванны что еще есть? (реки, горы).

Воспитатель предлагает поместить картинки с животными Африки в ту часть материка, которая ему будет наиболее удобна. Дети выполняют задание.

Воспитатель: Пора отправляться в детский сад. Отправимся мы обратно на самолете.

Отправляемся в полет. (Прыжком расставляют ноги, руки в стороны)

В небе высоко парим,

Над морями мы летим. (Поднимаем руки вверх, встаем на носочки)

Губы вытянем вперед.

Самолет гудит, поет:

УУУУУ (Поворот вокруг себя)

9.Итог НОД.

-Где мы с вами сегодня побывали?

-Какие животные живут в Африке?

-Как приспособился верблюд к жаркому климату Африки?

-Как пьёт воду жираф?

-Зачем слону хобот, уши?

-Как охотится лев?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: «Путешествие в страну сказок»

Программное содержание:  учить детей придумывать необычный конец сказки. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям и т.д. Воспроизводить отрывк...

Конспект театрализованной постановки. Тема: «Путешествие в страну сказок»

Цели: 1.Воспитывать эмоциональное восприятие сказки; закреплять умения передавать интонацией голоса и характер персонажей.2. Активизировать речевые высказывания детей.3. Совершенствовать умение...

Конспект занятия по теме: «Путешествие в прошлое счетных устройств».

Конспект  занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»....

Конспект НОД по теме "Путешествие в весенний лес".

Конспект мероприятия по развитию речи....

Конспект игры-путешествия Тема: "Путешествие в волшебный лес". Подготовительная к школе группа

Представлен конспект игры путешествия  Тема:"Путешествие в волшебный лес. Направление социально-личностное. В конспекте показана связь соцального и эмоционального развития детей. Включена сценка ...

Конспект занятия на тему:"Путешествие в Звуковой город"

Конспект занятия. В ходе занятия логопед развивает слуховое внимание, знакомит с понятием "речевой звук", закрепляет понятия" гласный звук" и "согласный звук", учит дифференцировать твердые и мягкие с...

Конспект игры-путешествия Тема «Путешествие на планету ПиксельМарс»

Конспект игры-путешествия Тема «Путешествие на планету ПиксельМарс»...